КОНСПЕКТ НОД по ФЦКМ в группе старшего дошкольного возраста 6-7 лет по теме: «Животные жарких стран. Экспедиция»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Савенко Инна Викторовна

Тема НОД «Животные жарких стран. Экспедиция»

 

Цель: Закрепить и расширить знания детей о животных жарких стран.

Программные задачи

Образовательные:

-  Расширять представления детей о внешнем виде, жизни, повадках; африканских  животных; формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;

- Продолжать развивать монологическую речь (составлять рассказ-описание о животных по схемам);
- Вызвать интерес к дальнейшему изучению материка;

- Развивать интерес к представителям живой природы;

- Расширять активный понятийный словарь воспитанников.

 

Развивающие:

-Развивать мыслительные операции, внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные:

- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

-  Продолжать учить высказывать собственные суждения;

 

Интеграция образовательных областей:

- Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Виды деятельности:

-Игровая, предметная, речевая

Форма работы:

- Игровая ситуация, решение проблемных ситуаций, интеллектуальные игры.

Предполагаемый результат:

- Дети могут  описывать особенности внешнего вида животных и устанавливать взаимосвязи  живых организмов со средой обитания;

Предварительная работа:

- Беседа с детьми (выявление уровня знаний о животных жарких стран)
- чтение книги Е.Чарушина «Животные жарких и холодных стран»
- придумывание детьми загадок о животных.
- дидактические игры «Кто, где живёт», «Кто, чем питается».
- индивидуальные занятия

Необходимый материал, оборудование: раздаточный материал на столах(тесты, мнемотаблицы),  фигурки и изображения животных, аудиозаписи и видеозаписи,  волчки, кусочки шерсти и настольная лампа, веер.

 

 

Ход непрерывной образовательной деятельности

Воспитатель: Здравствуйте ребята и здравствуйте наши уважаемые гости, мы рада приветствовать вас у нас. Сегодня нас ждет удивительное событие.  Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите отправиться со мной в большое путешествие? Догадайтесь, куда мы с вами отправимся?

Вот наша планета, наш родной дом – она огромна. (фото Земли,).  На ней места с разными климатическими условиями. Вот у нас за окном опять снега. (карта мира) А  есть ли такие места на земном шаре, где вечное лето и никогда не бывает зимы?

Самый жаркий материк живописен и велик.

Тут живёт среди саванн много львов и обезьян».

Что же это за страна? Очень жаркая она.
Солнце, лето круглый год, Море, пальмы и песок.
Тут пустыни жаркие, Звёзды ночью яркие.
Есть леса дремучие, Растения колючие.
Что же это за страна? Очень жаркая она.

 

-------------  (ответы детей)


Воспитатель: Правильно ребята вы догадались. Это Африка. (карта Африки) Действительно, мы отправимся с вами на самый жаркий континент. Африка – царство самого жгучего в мире солнца и горячего песка. Кто может показать Африку на глобусе?

 А как называются дремучие леса, о которых я сказала. Верно – это джунгли. Но  мы отправимся с вами не на прогулку, а как сотрудники научной экспедиции. Я буду старший научный сотрудник, а вы младшие научные сотрудники. Мы будем изучать с вами животный мир Африки. Особенности внешнего вида, приспособление к природной среде. Согласны? Мы разделимся с вами на группы.  Итак джунгли нас зовут! Сейчас прозвучит волшебная песенка и мы окажемся в Африке….

-------------  (ответы детей)

 

Воспитатель: (панорама джунглей) Ах, какая здесь жара, прямо с самого утра. Солнце яркое палит, речка синяя блестит. Нет, ни снега, нет, ни вьюги. Значит мы уже на юге. Ай да Африка! Вот так Африка!!! Тропические леса - джунгли - расположены, вдоль экватора, в местах с жарким и влажным климатом. Здесь почти каждый день выпадает дождь, поэтому травы и деревья растут в джунглях быстро, пышно и достигают огромных размеров. Летают птицы похожие на волшебные цветы. Здесь всегда сумрачно и влажно. Слышится рев хищников и визг обезьян. Тропические леса играют очень важную роль в жизни нашей планеты. Там, где исчезают джунгли, меняется климат. Давайте отгадаем какие животные обитают в джунглях?

Как вы думаете животные с какими особенностями внешнего вида, приспособления к природной среде будут здесь находиться.

-------------  (ответы детей)

…….Животные, чья жизнь связана с деревьями (обезьяны, леопарды).Чья жизнь связана с водой (крокодил, черепаха,  бегемот)

Игра «Отгадай загадку»

Очень вкусные бананы

На обед у (Обезьяны)

 

Спит зелёное бревно. 

В ил запуталось оно.

У бревна большая пасть.

Зубы в пасти — просто страсть…(крокодил)

 

Панцирь крепкий, как гранит,

От врагов он защитит,

 И под ним не знает страха

Медлительная...  (черепаха).

 

У него большой живот,

В реках Африки живет.

Большой, как бабушкин комод,

Речная лошадь... ( Бегемот)

 

Очень странен его вид.

Он иголками покрыт.

Уколоть так может враз,

Вспомнили? ….( Дикобраз)

 

-------------  (ответы детей)

 

Воспитатель: (панорама саванн) Но Африка очень большой материк. Кроме джунглей в ней есть саванны. Саванна — это африканская степь, лето в этой зоне очень длинное, жаркое и засушливое, и только зимой наступает короткий сезон дождей. Саванна представляет собой огромное пространство, покрытое высокой дикорастущей травой, среди которой попадаются островки деревьев; это место обитания множества различных животных. Давайте отгадаем какие животные обитают в саваннах?

Как вы думаете животные с какими особенностями внешнего вида, приспособления к природной среде будут здесь находиться.

-------------  (ответы детей)

 

…..Травоядные, быстрые (зебра, жираф, слон, носорог) Хищники (львы, гепарды)

Его увидишь-сразу ясно:

Царь зверей-шутить опасно.

Грозный вид и грозный рык,

Даже гривы не подстриг. (Лев)

 

Слышите могучий топот?

Видите длиннющий хобот?

Это не волшебный сон!

Это африканский... (слон).

 

Что за коняшки-на всех тельняшки. (Зебра)

 

На носу большущий рог,

Носит каждый (Носорог)

 

Самое длинношее животное-(жираф)

Самое быстрое животное- (гепард)

И петь-не поет, и летать –не летает. За что же тогда его птицей считают?(Страус)

-------------  (ответы детей)

 

Задание «Определение опытным путем приспособление животных к природной среде»

 

Воспитатель: (панорама пустыни) А теперь мы займемся с вами научными исследованиями. Будем изучать особенности приспособления животных к природной среде. Теперь мы в африканской пустыне. Как здесь жарко, Дует горячий ветер, долго не бывает дождей. Кажется, здесь не может быть животных. Но вот чудеса! Прямо на нас движется высокое животное с большими горбами на спине. Кто же это?

Это- верблюд. Его называют кораблём пустыни. Почему? Как

большой корабль он перевозит грузы и людей по пустыне на

большие расстояния. Питаются верблюды растениями. Много их в пустыне? Вода есть? Как же он преодолевает большие расстояния без воды и еды. Запас пищи находится в горбах. Скажите, верблюд хищное или травоядное животное? Посмотрите, какая у верблюда длинная и густая шерсть. Зачем ему такая шерсть? (Опыт с кусочками шерсти и настольной лампой.)

А как вы думаете сможет ли обезьяна жить в пустыне?

-------------  (ответы детей)

 

……(нет, потому что обезьяна питается листьями, цветами, плодами, почками деревьев, а пустыне  они не растут)

Что любит делать обезьяны? (лазить по лианам, прыгать, кувыркаться)

Воспитатель:  (панорама саванн)   Жарко в пустыне, давайте отправимся дальше, в саванну. Чем покрыта земля в саванне? (травой). Она густая и зелёная, когда идут дожди и сухая и жёлтая, когда дождей нет.

А чей это грозный рык раздаётся среди саванны? (аудиозапись рычания льва).

Это царь зверей лев. Почему мы его не видим? Посмотрите, какого цвета шерсть у льва? Почему льву важно быть незаметным?

-------------  (ответы детей)

Да, он хищник, выслеживает добычу, а охотятся львы на антилоп, зебр, жирафов. Львы нападают, в основном, на больных и слабых животных, уничтожая их, они оберегают здоровых животных от болезней.

Воспитатель:   В Африке водятся животные, которые очень похожи на знакомых нам домашних животных. Каких?

-------------  (ответы детей)

Зебры имеют полосатую окраску. Почему? Что дает такая окраска? Как вы думаете?

Она помогает им спасаться от львов и других животных. Скажите,

зебры хищники или травоядные? (опыт с волчком). Когда бежит стадо зебр, хищник видит серое пятно.

В Африке живёт и самое высокое животное. Оно высотой с двухэтажный дом. Знаете, как оно называется? Зачем жирафу такая шея? Как вы думаете, чем питается жираф? Он хищник или травоядный?

Воспитатель: А чей это трубный голос? (аудиозапись крика слона). Почему трубный? Слон -мощное и сильное животное. Посмотрите, какие большие у слона уши. Зачем ему такие уши? (опыт с веером.) А зачем слону хобот? (пить, обливаться водой, обнимать детёнышей). Слоны едят плоды, траву, листья. Они хищники?

 

Динамическая пауза

«38 попугаев»

Задание «Сравни животных»

Воспитатель:  Эти животные такие разные, но  вместе с тем и похожи. Давайте сравним  животных….

Например носорог и бегемот. Чем похожи и чем отличаются эти животные. Различия: носорог большую часть времени проводит на суше, а бегемот в воде. Окрас у носорога черный и белый, а у бегемота коричневый, с розоватым. У носорога есть рог, а у бегемота нет. Сходства: они травоядные. Кормятся листвой, травой, корнями. Кормятся ночью.

Бегемот – огромное и тяжелое животное. Больше времени он проводит в воде. У бегемота огромные зубы, но питается он только растениями, отрывая их своими сильными губами. Особенно большие клыки в нижней челюсти. Этой челюстью он набирает водоросли со дна, как ковшом экскаватора. Хоть и кажется, что бегемот большой и ленивый, но на самом деле он хорошо плавает и быстро бегает по суше. У нашего большого бегемота есть маленький друг. Кто это? (Бегемот дружит с птицами) .Как они ему помогают? (Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки)

Тело носорога покрыто толстой кожей грязно-серого цвета. У него очень слабое зрение. Питается носорог, преимущественно, растительной пищей и предпочитают траву. На равнинах, где в больших количествах произрастает трава, они предпочитают поедать мелкие кустарники, выдергивая их с корнем.

Давайте сравним… Жираф и зебра. Чем похожи и чем отличаются эти животные. Различия: Размеры тела и шеи. Окраска. Сходства: травоядные.

Жираф – самое высокое из всех животных. Из-за длинной шеи может запутаться в ветках, когда питается листочками деревьев. Передние ноги длиннее задних, на голове есть небольшие рожки. Пятнышки на шкуре помогают маскироваться среди деревьев от хищников. А детёнышей у жирафа называют жирафята. Жираф, как и верблюд может тоже долго обходиться без воды, во время засухи в саванне.

Давайте сравним… Гепарда и льва. Чем похожи и чем отличаются эти животные. Различия: Размеры. Окраска. Сходство: хищники.

Лев он хищник, выслеживает добычу. У льва большая голова, пушистая грива, а у львицы гривы нет. Лев никого не боится. На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала отведывает хозяин. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам не охотится. Когда он идет на охоту - не прячется, не нападает на свою жертву исподтишка, а гордо предупреждает: рычит – я вышел на охоту, берегитесь звери.

 

Воспитатель:   Пока мы с вам  ребята выполняли задания, животные тоже решили с нами поиграть и спрятались от нас. Угадайте, чьи это лапы, уши и хвосты торчат из-за пальмы.

Задание «Уши, лапы и хвосты» Д/и «Уши, лапы и хвосты»

 

Пальчиковая гимнастика.

Если в жаркую страну, я случайно попаду,

(сжимать и разжимать пальцы в кулаки)

То увижу там шакала,

(соединить все пальцы обеих рук с большими образуя «бинокль», поднести к глазам)

Кенгуру, гиппопотама, обезьяну, тигра, льва.

(поочередно загибать пальцы одновременно на обеих руках)

Крокодила и слона.

(сжимать и разжимать пальцы правой руки в кулак)

Хорошо живётся им -

(сжимать и разжимать пальцы левой руки в кулак)

Не бывает снежных зим!

(хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны)

 

Задание «Опиши по мнемотаблицам животного»

 Воспитатель:  А теперь ребята мы займемся с вами описанием животных . Будем готовить информацию для статей энциклопедии. Опишем животного так, чтобы человек который никогда не бывал в Африке, ясно представил себе этих животных. ( Для развития ассоциативного мышления предлагаются детям мнемотаблицы для описания животных. В результате преобразования абстрактных символов в образы (перекодирование информации) ребята составляют тексты – описание.)

 

Рефлексия

И так ребята, где мы с вами побывали? Чем занимались?

Мы с вами за время путешествия выполняли очень много заданий.

Сегодня вы были исследователями: смелыми,  любознательными, целеустремленными, умными, заинтересованными, любопытными, отважными, сообразительными. Вы все получаете значок исследователя. Молодцы!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЦКМ в группе старшего дошкольного возраста 5-6 лет "Все работы хороши"

Конспект нерерывной образовательной деятельности по ФЦКМ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по коммуникативно-личностному развитию дошкольников с использованием квест-технологии Тема: «Животные жарких стран»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по коммуникативно-личностному развитию дошкольников с использованием квест-технологии...

КОНСПЕКТ НОД по ФЭМП в группе старшего дошкольного возраста 5-6 лет по теме: «Число 5, цифра 5. Космическое путешествие»

Тема НОД «Число 5, цифра 5. Космическое путешествие»Цель: Познакомить с образованием и составом числа 5, с цифрой 5.Программные задачиОбразовательные:-  Научить соотносить количество ...

Работа с детьми дошкольного возраста в период самоизоляции по теме "Животные жарких стран"

Для освоения программного содержания по теме "Животные жарких стран" , детям, при поддержке родителей ,предлагались различного рода творческие задания (рисование, лепка, конструирование, апп...

Конспект занятия по ФЦКМ в группе старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Моя семья»

Цель: формирование представления у детей о значении семьи в жизни человека.Программное содержание:Образовательные задачи: - расширять представления детей о составе семьи, о родственных связях;- учить ...