Главные вкладки

    опыт работы по самобразованию "Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей"
    учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)

    Фролова Любовь Ильинична

    Обобщение опыта работы по самообразованию

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл опыт работы19.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Городское бюджетное образовательное учреждение

    школа 1015 города Москвы

                 

    Отчет  по самообразованию

        «Детское экспериментирование как средство      развития познавательной активности дошкольников»

    2016г

              Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по самообразованию. Мной была выбрана тема для изучения «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

    С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

    Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.

    Работая над этой темой, я поставила перед собой цель: создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

    Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

    1. Изучить методическую литературу по данной теме.

    2. Создавать условия для исследовательской активности детей.

    3. Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность; помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.

    4. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

    В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме, а именно Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»; Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»; научно-методический журнал «Методист» - статья «Экологическая лаборатория в д/с» автор Потапова Т. В. ; журнал «Ребенок в д/с» статьи: «Маленькие экологи» В. С. Афимьина; «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян; «Школа фокусников» Н. А. Мирошниченко. Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах: maam.ru, nsportal.ru.

             Я старалась так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала дидактический материал, и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.

        Поэтому я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности дошкольников. В уголке природы оборудована мини-лаборатория "Капитошка». Она оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом:

    -приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты;

    -природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др. ;

    -разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) ;

    -медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

    -прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

    -утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.

           Здесь дети проводят самостоятельную и совместную с взрослым исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

    Я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей. Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.

    Опытно – экспериментальная деятельность детей соответствует возрасту и возможностям детей. Я знакомила их со свойствами снега: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. Например, мы с детьми проводили опыт со снегом. Занесли снег в группу, через несколько минут снег начал таять. Сделали вывод: состояние снега зависит от температуры воздуха. Затем, провели следующий опыт, обыграли его в форме сказки «Приключение любопытного котенка», где котенок вышел на прогулку и по пути попадал в различные ситуации. Мы налили в литровую банку кипяток и закрыли ее крышкой с отверстиями, сверху положили кусочек снега. Под воздействием пара снег начал стремительно таять. Так любопытный котенок попал под дождь. Делаем вывод: чем выше температура, тем быстрее тает снег. Исследовали вкус и цвет воды, познакомились со свойством воды «прозрачность». Изучая свойства песка, дети сделали вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него легко лепить. Знакомясь со свойствами бумаги и ткани, ребята замечают, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде. Ткань состоит из ниток, мнется, ее легко стирать, гладить. На вопрос: «Чем можно рисовать? » - дети отвечают, что можно рисовать красками, мелом, карандашами, забывая, что в раннем возрасте пытались рисовать кашей и компотом. Важно отметить, что природа дает нам разные натуральные краски. Я предложила детям листы плотной бумаги, кусочки свеклы, зелень, несколько ягод. У детей появилась возможность оставить след на листе бумаги с помощью овощей, ягод и зелени, проверить, когда рисунки получаются более яркими, какого цвета эти натуральные краски. Из пластилина можно лепить не только фигурки, но и слепки. К примеру, кусочек пластилина, прижатый к коре дерева, передаст все изгибы и трещинки на его поверхности. Я предложила детям проделать это с разными породами деревьев. Такие игры-занятия знакомят детей с разнообразием фактур материалов.

    Так, в процессе экспериментирования я обучала воспитанников своей группы:

    • видеть и выделять проблему;

    • принимать и ставить цель;

    • решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;

    • высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

    Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества. Использую различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические. С этой целью я разработала консультации для родителей об исследовательской деятельности по следующим темам: «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»; «Организация детского экспериментирования дома».

    Было запланировано открытое занятие на тему: «Путешествие с капелькой». Цель занятия: познакомить детей со свойствами воды. Вода – это жидкость, она имеет вес, безвкусна, прозрачная.

    Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

    В результате работы за год я:

    Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.

    Создала картотеку опытов и экспериментов.

    Создала картотеку дидактических игр по экспериментальной деятельности.

    Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.

    Разработала конспекты НОД по экспериментированию.

    Провела консультации для родителей по данной теме.

       Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

    В перспективе планирую продолжить работу по самообразованию по данной теме.

    Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, мы смогли развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыли перед детьми удивительный мир экспериментирования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников» - из опыта работы

    Материал раскрывает мою деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по организации экспериментирования с целью оптимизации познавательной активности воспитанников....

    Опыт работы на тему «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников»

    Систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволит качественно изменить уровень знаний детей об окружающей дей...

    Опыт работы на тему "Детское экпериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"

    Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с те...

    «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

    Выступление на тему : «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»...

    Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

    Презентация "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ТНР"...