«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
статья по теме

Бородина Надежда Васильевна

Выступление на тему : «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borodina_n.v._vystuplenie.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Н.В. Бородина  Воспитатель МБДОУ «Колосовский детский сад»

Федеральными государственными требованиями к образовательной программе дошкольного образования определены интегративные качества личности воспитанника, которые служат целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования.

        Моя педагогическая деятельность направлена на  развитие познавательной активности дошкольников по средствам экспериментирования развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному  развитию и размышлению.

        На прогулке, при изучении животных нашей местности, с детьми наблюдаем за действиями животного, определяем цвет, форму, величину, к какому сообществу относится животное, по модели рассказывают, что необходимо для жизни животного. В продуктивной деятельности (разноцветные картинки) проводили эксперимент, решали задачу - получение путем смешивания основных цветов новых оттенков, делали выводы, фиксировали результаты на листочках в альбом.

         В реализации проекта « Животные в истории моей семьи», при активном сотрудничестве  родителей, использовала моделирование, находили  отличительные признаки живого и не живого, дети рассуждали, доказывали.

        В проекте «Жизнь птиц зимой» решали познавательную задачу через организацию исследовательской деятельности.

        Наблюдая, рассуждая о жизни птиц, дети пришли к выводу, что птицам зимой необходима помощь человека.

        Дети выдвигали гипотезы, в процессе эксперимента уточняли, какая птица что ест, определили любимую пищу  синички, заучивали стихи, песни, инсценировали диалоги о птицах, определяли птиц  по модели, сравнивали птиц по величине. При  помощи родителей изготовили и организовали выставку кормушек для птиц. Принимали участие  в региональном конкурсе «Солнечная страна» по теме « Как изготовить кормушку».

Совместно с родителями был проведен брейн-ринг «Природа –наш общий дом». Уточняла и закрепляла знания   детей через интеграцию областей:  познание, продуктивная деятельность, социализация, коммуникация, музыка, физическая культура и др. Приобщала родителей к изготовлению атрибутов к брейн-рингу.

В экспериментировании с растениями «Что необходимо для роста гороха»-дети наблюдали, сравнивали , рассуждали, выдвигали  гипотезы , делали выводы. Зарисовали результаты, использовали модель роста  растений.

Традиционным стало ежегодное проведение экскурсий в осенний лес совместно с родителями. Вместе с детьми мы наблюдали за падающими листьями, дети слушали шуршание листвы под ногами, выдвигали гипотезы, делали умозаключения о происходящем. Кроме того, закрепляли правила поведения в лесу, восхищались красотой леса.

Использование наблюдений, экскурсий, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, реализация проекта в игровой , коммуникативной , продуктивной деятельности способствует достижению результатов  освоения ООП, формированию исследовательских умений, предпосылок учебной деятельности. С целью формирования предпосылок универсальных учебных действий совместно с детьми составили план действий  и учимся по плану выдвигать гипотезы, видеть  проблемы, учимся делать выводы и умозаключения, анализировать. Изготавливаем схемы, модели

Успешная творческая работа по развитию познавательной активности предполагает создание образовательных центров  в групповом  помещении и на участках совместно организованного образовательного пространства, позволяющих обеспечить игровую, познавательно - исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными материалами. Изготовлены папки юного исследователя

Я считаю, что результатом  проектно- исследовательской деятельности на предмет сформированности  у дошкольника интегративных качеств личности   важным является формирование  умения  проектно-исследовательской деятельности.

Систематически  занимаясь организацией «Детского экспериментирования» я достигла:

- динамики развития познавательно – исследовательской  деятельности своих воспитанников;

-повышения уровня культуры общения.

Таким образом, работа по организации проектно - исследовательской деятельности формирует у ребенка: стремление проявлять любознательность, инициативу, быть самостоятельным, способствует умению договариваться, доводить дело до конца. Наблюдать, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи. Сложившаяся система работы по программе «Детство», как реализующийся принцип развивающего обучения, будет способствовать плавному переходу на ФГОС.