Конспект НОД «Земля — наш общий дом, а человек — часть природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Митенькина Елена Николаевна

Экологическое воспитание дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_pro_prirodu.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Земля — наш общий дом, а человек — часть природы»

Цель: формирование у детей навыков безопасного поведения в природе и бережного отношения к своему здоровью.

Задачи.

-  Закрепить знания о съедобных и несъедобных ягодах и грибах.

- Расширять представления детей о правильном поведении в природе: во время грозы, в обращении с незнакомыми и ядовитыми  растениями и грибами.

- Формировать у детей знания безопасного поведения, навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

- Воспитывать чувство бережного отношения к природе и к своему здоровью.

Оборудование: макет леса, иллюстрации и макеты растений, цветов, грибов, насекомых; карточки с изображением одежды, корзина, картина природы, клей, заготовки грибов. цветов, растений для продуктивной деятельности, музыкальная запись грозы, шум леса, пение птиц.

Ход НОД

Организационный момент. Слайд № 2

Воспитатель:

«Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, Матушка-земля!

Здравствуйте, мои друзья»

      Сегодня я предлагаю отправиться в волшебный лес, где нас ждет много интересного и полезного. Однако природа таит в себе много опасностей. Какие это опасности и как их избежать мы с вами сегодня и узнаем. Волшебный ветерок перенесет нас в сказочный лес. В этом лесу я буду Хранительницей природы.  Дети закрывают глаза. Звучит тихая музыка. Воспитатель произносит слова: «Раз, два, три, в лес волшебный унеси», надевает венок и превращается в Хранительницу природы.

Воспитатель: Вот мы с вами, ребята, оказались в лесу. Слайд №3.

Ой, на нашем пути какой-то указатель, на нем надпись. Слайд № 4. Давайте прочтем ее. (читает)

«Дружно в лес вы отправляйтесь,

Важных знаний набирайтесь,

На вопросы отвечайте,

Все, что новое узнаете,

в Книге природы отражайте!»

Воспитатель: А вот и книга на пне лежит, давайте возьмем ее с собой. Слайд № 5 и Слайд № 6.

Воспитатель Ребята, слышите, кто-то плачет? Кто же это?

Дети: Это Маша. (Звучит музыка из мультфильма «Маша и Медведь»)

Воспитатель: Маша, здравствуй! Как же ты оказалась в лесу одна? Маша говорит, что она шла в гости к Мише и заблудилась.

- Как вы думаете, почему Маша оказалась в такой ситуации? (Дети высказывают свои предположения)

- Давайте подскажем Маше, как не следует поступать. А вот и первое правило. О чем оно говорит?

Дети: Не нужно в лес ходить одним, только с взрослыми.

Это  правило мы вложим в Книгу природы. Слайд № 7.

Воспитатель. Ребята,  Машенька была не одна, а с подружками, и все равно заблудилась. Почему?

Дети: Машенька отстала от подружек, собирая ягоды.

- Как же нужно правильно себя вести в лесу, если пришел с родителями или с друзьями? Об этом нам подскажет следующиее правило.

Дети: Нужно держаться в лесу вместе, а если отстал, кричать «ау».

Воспитатель: Правильно, ребята. Это правило мы тоже вложим в Книгу природы.) Слайд № 8.

Воспитатель: - Дорогая Маша, мы поможет тебе, проводим к Мише. Но ты больше никогда не ходи в лес одна и не отставай от подруг.

- Ребята, посмотрите,  во что одета Маша? (платье с короткими рукавами, открытые босоножки и т. д.) Как вы думаете, правильно оделась Маша? (Маша оделась не правильно)

- Какую одежду нужно надевать, собираясь в лес?

Дети: Удобную и безопасную.

Воспитатель: - Правильно, об этом говорит следующий знак. Одежда должна быть удобной и закрывать все тело, чтобы не поцарапаться о веточки деревьев, чтобы не покусали различные насекомые. Слайд №8

А сейчас отберите одежду для прогулки в лес.

Игра «Подбери одежду для прогулки в лес».

(Дети на фланелеграфе выбирают карточки с изображением одежды, которую можно одевать в лес, на природу, объясняя свой выбор.)

Ребята, посмотрите, какая красота! Слайд № 9.

- Сколько цветов, а над ними порхают разные насекомые. Давайте сядем на лужок, отдохнем чуток и рассмотрим насекомых и Маша вместе с нами.

- Давайте расскажем Маше  какие насекомые наиболее опасны и  как нужно правильно вести себя.

(Дети, отгадав загадки, называют насекомых: шмель, оса, клещ, пчела и т. д.)

Дети: Не нужно размахивать руками, а то они могут укусить. Правильно, ребята ,это правило поведения мы тоже кладем к себе в книгу природы.

Воспитатель: при встречи с насекомыми нельзя размахивать руками, разорять пчелиные и осиные гнезда.

(Кладут правило в Книгу природы.) Слайд № 10.

- Оглянитесь вокруг. Сколько цветов, растений! Давайте рассмотрим их и назовем, какие это растения.

(Макет поляны с цветами, растениями)

(Дети рассматривают растения и называют к какому виду они бы их отнесли: ромашка- лекарственное растение, вороний глаз- ядовитое растение, и т. д.)

На лугу рядом друг с другом растут как полезные, так и ядовитые растения, некоторые растения занесены в Красную книгу, так как подвержены исчезновению. Их осталось очень мало. Поэтому нужно быть внимательными. Растения не только красивы, но и полезны. Из них делают лекарства, такие растения называют лекарственными, которыми мы лечимся. Это ценнейшее богатство природы. Не рвите незнакомые растения -это может быть опасно! (Кладут правило в Книгу природы.) Слайд № 11.

-Ну а нам пора идти дальше. (Макет поляны с грибами)

-Маша. Ты любишь собирать грибы?

- Ребята, Маша говорит, что любит собирать грибы, но однажды она угостила ими Мишу, он поел их и заболел, отравился. Что нужно знать, когда собираешь грибы?

Дети: нужно знать, какие грибы съедобные, а какие ядовитые.

- Правильно. Нужно знать, какие грибы можно собирать, а какие нужно обходить стороной

Ядовитые грибы очень опасны. Если человек их съест, может отравиться. При отравлении необходимо сразу обратиться к врачу. А сейчас давайте выйдем на полянку и соберем съедобные грибы в корзину, а ядовитые оставим нетронутыми, а ты Маша смотри внимательно и запоминай. Слайд № 12.

(Дети вместе с воспитателем собирают муляжи грибов, объясняя свой выбор)

Нельзя собирать ядовитые и незнакомые грибы. Это правило № 4 (Кладут правило в Книгу природы) Слайд № 13.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите на нашем пути ручеек. Слайд №14.

Как же нам перебраться на другой берег? Нужно построить мостик, да не простой, а математический.

(Дети выполняют задания по математике: сравнивают числа, решают примеры, восстанавливают числовой ряд. Выполнив задания, переправляются на другой берег)

Воспитатель: - Гром гремит, кажется, сейчас начнется дождь. Ой, какая гроза! Слайд 15

с музыкальным сопровождением «Раскат грома».

Куда же нам спрятаться? Как и где переждать грозу и молнию? Как вы думаете, ребята?

- Маша, говорит нужно бежать к дереву. Правильно ли это, ребята? А как думаете вы?

(предположения детей)

- Молния может ударить в дерево, и оно загорится. Маша, ни в коем случае не стой у дерева во время грозы, т. к. молния может ударить в отдельно стоящие предметы. Лучше переждать в низине, овраге например. (Кладут правило в Книгу природы)

Воспитатель: За беседой и время прошло. Солнце вышло из-за туч, небо прояснилось. Можно немного отдохнуть.

Физкультминутка:

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем

Вверх на солнце посмотрели

И нас лучики согрели.

- К вечеру немного похолодало, так и хочется погреться у костра. А можно ли детям разжигать костер в лесу?

Дети: Нельзя.

Воспитатель: - Почему нельзя?

Дети: Может случиться пожар.

Воспитатель: Ребята, пожар-это самая большая опасность в лесу. Поэтому нельзя разжигать костер без взрослых. А если это все же случилось, огонь разгорелся, немедленно выбегай из леса и сообщи взрослым о случившемся. (Кладут правило в Книгу природы). Слайд № 16

Ребята, давайте напомним Маше все правила безопасности на природе, в этом нам поможет игра «Экологический светофор»

Игра «Экологический светофор»

(Дети отвечают на экологические вопросы, поднимая сигнальные карточки: зеленого цвета – можно, красного цвета – опасно)

Воспитатель: А вон и избушка Миши показалась! Слайд № 17

- Маша, а подарка для Миши у тебя нет. С пустыми руками в гости не ходят. Ну не расстраивайся, мы тебе с ребятами поможем и сделаем подарок для твоего друга.

- Так как я Хранительница природы, у меня есть картина природы, но ее нужно доделать- «оживить», дополнить цветами, растениями, насекомыми и грибами.

Звучит тихая музыка. Дети выполняют коллективную работу «В мире природы» и дарят ее Маше. Слайд № 18

Воспитатель: Маша, мы с ребятами надеемся, что ты запомнила все правила безопасности и больше никогда не попадешь в беду.

- Ну а нам, ребята, пора возвращаться в группу.

«Раз, два, три, ветер в группу нас неси». Слайд № 19

- Вот мы и в группе. Понравилось вам наше путешествие?

Дети: Да

Воспитатель: - Молодцы, ребята!

- Посмотрите, какую большую книгу природы мы с вами принесли в группу из волшебного леса.

Здесь хранятся все правила безопасного поведения в природе. К ним мы будем часто обращаться, чтобы бережно относиться к природе и к своему здоровью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшего возраста. Тема: "Человек – часть природы". Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область: «Познание».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Развивать у детей умственные способности. Учить детей рассуждать, самим  находить ответ, делать выводы. Помочь детям  увидеть красоту и разнообразие природы. Показать...

Конспект ООД по познавательному развитию "Человек - часть природы"

Тема: «Человек – часть природы» Программные задачи:·        Учить выполнять элементарные правила поведения в природе.·...

Конспект НОД «Человек часть природы».

Конспект НОД «Человек часть природы». Старшая группа....

Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек часть природы). Развивать познавательную активность детей в проце

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма организации: подгруппа.Предварительная р...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Человек – часть природы»

Тема: «Человек – часть природы»Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира.Задачи: - Понимать взаимосвязь человека и природы (человек-воздух, человек-вода);- Правильно ...

«Природа и человек. Человек часть природы»

Разработка конспекта занятия  ЗОЖик».Тема: «Природа и человек. Человек часть природы»Форма проведения: занятие-играНаправление деятельности: спортивно-оздоровительноеЦель: форми...