Главные вкладки

    Конспект НОД с детьми старшего возраста. Тема: "Человек – часть природы". Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область: «Познание».
    план-конспект занятия по окружающему миру по теме

    ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Развивать у детей умственные способности. Учить детей рассуждать, самим  находить ответ, делать выводы. Помочь детям  увидеть красоту и разнообразие природы. Показать,  какой сложный человеческий организм создала  природа. Подвести детей к выводу о том, что человек и природа взаимосвязаны, что человек является  частью природы. Воспитывать бережное отношение к природе, друг другу.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад компенсирующего вида №22 «Почемучка» г. Воркуты.

    Конспект НОД

    с детьми старшего возраста.

    Тема: "Человек – часть природы".

    Направление: «Познавательно-речевое развитие».

    Образовательная область: «Познание».

                                                                                                                                    Воспитатель:

                                                                                                                                      Добролюбова

                                                                                                                     Вера    

                                                                                                                                          Владимировна.                                                                                                                                                                                    

    г.Воркута.

    ТЕМА: "Человек – часть природы".

    ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность».

    ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Развивать у детей умственные способности. Учить детей рассуждать, самим  находить ответ, делать выводы. Помочь детям  увидеть красоту и разнообразие природы. Показать,  какой сложный человеческий организм создала  природа. Подвести детей к выводу о том, что человек и природа взаимосвязаны, что человек является  частью природы. Воспитывать бережное отношение к природе, друг другу.

    Активизация словаря: сердце, желудок, мозг, легкие, природа, организм.

    Развитие речи: учить поддерживать непринужденную беседу, правильно отвечать на вопросы воспитателя.

    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

    1. Экскурсии  в парк, в тундру,  по улицам города.
    2. Рассматривание иллюстраций о природе, о жизни человека.
    3. Работа с загадками, пословицами.
    4. Чтение художественных произведений:

    А. Дорохов "Про самого себя",

    К. Ушинский "Четыре желания",

    В. Бианки "Синичкин календарь",

    Сухомлинский "Что же лучше?", "Я хочу сказать свое слово", "Вечер  ясен и тих",

    Снегирев "Любопытные",

    Суриков  "Зима" (отрывок),

    Смольников "Не бойся  пурги",

    русская народная  сказка "Мороз, солнце, ветер".

    1. Уход за растениями и животными в уголке природы.
    2. Проведение опытов с неживой природой: воздух,  вода, дым, снег,  ветер.
    3. Практические работы по нахождению  и прощупыванию своих  органов.
    4. Проведение цикла занятий по  ознакомлению с окружающим миром:

    "Что такое окружающий мир?".

    "Из чего что сделано?".

    "Про воздух и воду".

    "Жизнь растений".

    "Жизнь животных".

    "Природа и люди".

    1. Дидактические игры:

    "Природа и человек" (по Бондаренко).

    "Есть ли у человека помощники?" (по Сорокиной).

    "Поиски добрых слов" (по Сорокиной).

    "Замри" (по Венгер).

    "Поможем художнику" (по Венгер).

    "Никогда не унывай" (по Артемовой).

    1. Беседы на темы:

    "Мир вокруг нас".

    "Труд и здоровье человека".

    МАТЕРИАЛ: Муляжи: сердце, желудок, легкие, мозг, части тела человека. Рисунки внутренних органов. Иллюстрации. Пейзажи. Газета "Мир вокруг нас". Схемы к игре "Замри". Посылка с загадками.

    Ход занятия.

    I часть.

    Воспитатель: Дети, ваши друзья первоклассники передали вам  вот эту посылку. Как вы думаете, что в ней может быть?

    Ответы детей:

    Воспитатель: (открывает посылку, вынимает карточки, на которых написан текст загадок).

    Оказывается, первоклассники нам прислали загадки.

    Попробуем отгадать?

    1. Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)

    Дети: Это солнце, оно находится высоко, красивое, горит без огня.

    Воспитатель: 2. Рассыпалось в ночи золотое зерно,

    Глянули поутру, нет  ничего? (Звезды на небе)

    Дети: Это звезды, потому, что они похожи на золотые зернышки, вечером появляются, а утром исчезают.

    Воспитатель: 3. Рук нет, а строить умеет? (Птица).

    Дети: Это птица, у нее нет рук, а гнездо она строит с помощью лапок и  клюва.

    Воспитатель: 4. У родителей, у деток, вся одежда из монеток? (Рыбы)

    Дети: Рыбки, потому что у них  чешуя похожа на монетки.

    Воспитатель: 5. Кто  в году  четыре раза переодевается? (Земля).

    Дети: Земля. Она переодевается весной, летом, осенью и зимой.

    Воспитатель: 6. Платье потеряла, а пуговки остались? (Рябина).

    Дети: Это рябина, когда с ней листья опадают, остаются красные ягодки, они  похожи на пуговки.

    Воспитатель: Вы прекрасно справились с загадками. А о чем были загадки?

    Дети: Эти загадки о природе.

    Воспитатель: Природа бывает какая?

    Дети: Природа бывает живая  и неживая.

    Воспитатель: А неживая  природа -  это что?

    Дети: Солнце, воздух, вода, звезды, небо, облака, тучи.

    Воспитатель: А что относится к живой природе?

    Дети: Это растения и животные.

    Воспитатель: Обратите внимание на  этот пейзаж. А теперь представьте, что вы находитесь на берегу этой реки, возле этих березок. Вокруг вас зеленая трава. Прислушайтесь, что вы слышите?

    Ответы детей.

    Воспитатель: А что вы чувствуете? Что вам хочется?

    Ответы детей.

    Воспитатель: А теперь представьте, что вы не дети, а вот эти березки. О чем  шепчутся ваши листья?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Хорошо на природе! Подумайте, что бы было, если бы вдруг исчезли растения и животные?

    Дети: Стало бы на земле некрасиво, неинтересно,  безжизненно, умерли бы все люди.

    Воспитатель: А почему же люди умрут?

    Дети: Люди не смогут жить без природы, потому что они, также как и растения, и животные, являются частью живой природы.

    Воспитатель: Частью живой природы? Да не может быть такого! А может – это разве природа?

    Дети: Человеку нужен  воздух, вода, как и растениям. Ему  нужна  пища, как  и  всем  животным.

    Воспитатель: Хорошо, вы доказали, что человек имеет что-то общее с растениями и животными,  но ведь он и отличается  от животных. А вы знаете чем?

    Дети: Человек может говорить, а животные нет.

    Человек живет в городе, в деревне, в домах, а животные в норах, в лесу, на лугу в воде.

    Человек может  построить многоэтажные  дома, ракету, самолет, а животные нет.

    Человек умеет  думать,  у него есть разум, а животное не может думать, у него нет разума.

    II часть.

    Воспитатель: Да, человек самое разумное существо на земле.  А вы знаете, как устроен организм человека? Назовите главный командный пункт вашего организма.

    Дети: (показывают и объясняют) Это мозг, а называют его командным пунктом потому, что он дает приказы, как работать другим  органам и следит за их работой. Без него мы не могли бы видеть,  слышать, читать, говорить, ходить. А защищает мозг от повреждений череп. Он из костей.

    Воспитатель: а  какой мощный дыхательный аппарат дала человеку природа?

    Дети:  Это легкие. Они непрерывно перекачивают воздух, забирают из него кислород, который необходим для жизни человека.

    Воспитатель: Назовите живой мотор, приводящий в движение кровь.

    Дети: Это сердце. Оно непрерывно гонит в  сосуды кровь,  которой есть кислород и питательные вещества, они разносятся по  всему организму.

    Воспитатель: Что нужно для того, чтобы сердце хорошо работало?

    Дети: Заниматься спортом,  бегать, бережно относиться  друг  к другу.

    Воспитатель: Назовите главную часть своей "внутренней кухни".

    Дети: Это желудок, в нем переваривается пища.

    Воспитатель: А что помогает желудку  переваривать пищу?

    Дети: Желудочный сок и слюна.

    Воспитатель: Что нужно, чтобы желудок всегда хорошо работал?

    Дети: Тщательно пережевывать пищу, пить воду, есть чистыми руками, чтобы в желудок не  попали микробы.

    Воспитатель:   Вот как сложно  устроен человеческий организм. А еще какие части есть, кроме этих органов?

    Викторина "Что, зачем?"

    Дети садятся за стол, и воспитатель показывает рисунки с изображением частей тела.

    Игра "Замри".

    Воспитатель: Отдохнули! Сердце стучит? Немножко успокоим свое сердце. Ответьте мне на вопросы:

    Почему человек оглядывается назад? (На затылке  нет  глаз).

    По чему человек никогда не пройдет? (По потолку).

    За чем у человека во рту язык?  (За зубами).

    По чему ребята в деревне бегают босиком? (По земле, траве),

    Когда человек ходит пятками назад? (Всегда).

    III  часть.

    Воспитатель: Посмотрите, это газета. Эта газета необычная. Каждый круг газеты   - это ее страница, в  центре газеты – человек. Какое у него лицо? Как вы  думаете,   почему человек грустный?

    Ответы детей.

    Воспитатель: давайте посмотрим, что находится вокруг  человека и может мы узнаем, почему он грустит. Начнем с голубого поля. Догадайтесь, о чем пойдет речь?

    Загадка: Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, но все же без него  мы жить не можем. (Воздух).

    Дети: Это воздух.

    Воспитатель: А это что за странные фигурки на голубом поле?

    Дети: Это микробы.

    Воспитатель: А какой вред они приносят человеку?

    Дети: Они вызывают болезни.

    Воспитатель: Что же нужно делать, чтобы микробов стало меньше?

    Дети: Чаще  мыть руки, проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой. Хорошо очищают воздух растения. Их должно быть  много в группе, дома, на улицах нашего города и мы  должны беречь деревья, цветы, кустарники.

    Воспитатель: Вы объяснили, как уничтожить микробы и наше поле стало чистым и голубым. Если сумеем очистить все поля – человек  обязательно улыбнется.

    Следующая страница -  синяя. Догадайтесь, о чем эта страница?

    Загадка. Чего в гору не выкатишь, в решете не  унести, и в руках не удержать? (Воду).

    Дети: Эта страничка о воде.

    Воспитатель:  Чтобы напиться и умыться  какая нужна вода?

    Дети: Вода  должна быть чистой.

    Воспитатель: Что нужно делать, чтобы вода была  чистая?

    Дети: Не выбрасывать в водоемы промышленные отходы, мусор, не мыть машины в речках.

    Воспитатель: (убирает грязные пятна  на синей страничке) Посмотрите, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода.

    Зеленая страничка в нашей газете – страничка жизни. Почему она зеленая?

    Дети: Потому, что на нашей земле много  растений.

    Воспитатель: А растения  - это основа природы.

    (читает стихотворение)

    Жить в зеленом мире этом,

    Хорошо зимой и летом.

    Жизнь летает мотыльком,

    Шустрым  бегает зверьком,

    В облаках кружится птицей,

    Скачет по ветвям синицей.

    Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,

    Человек природе друг!

    Всегда ли человек  относится  к природе, как к другу?

    Дети:  Нет, иногда человек  приносит и вред природе.

    Игра "Польза-вред".

    Воспитатель: А вы знаете, дети, как надо вести  себя в природе?

    Дети: Да, не рвать  цветы, не ломать  деревья, не  жечь костры, не разорять птичьи гнезда, не обижать  даже самых маленьких жучков, червячков, ухаживать за растениями и животными.

    Воспитатель: (убирает круги, квадраты, мрачную маску).

    Какое красивое зеленое поле.

    Посмотрите на нашего человечка. Он улыбается. Почему он улыбается?

    Ответы детей: Ему хорошо в чистом, прекрасном мире.

    Воспитатель: О чем мы сегодня разговаривали?

    Дети: О человеке, о растительном и животном  мире.

    Воспитатель: А вы  знаете, сто кроме растительного и животного мира, существует  еще и рукотворный мир? Мир  удивительный и разнообразный.  В следующий раз  мы  поговорим с вами  о рукотворном мире.

    (Благодарит детей)

    Сейчас  мы с вами  пойдем на прогулку,  какую пользу  мы с вами можем принести  природе?

    ЛИТЕРАТУРА: Журнал "Дошкольное воспитание" № 4 за 1989  г.

    Журнал "Начальная  школа" № 1, 2, 10, 11 за 1989 г., № 6, 12 за  1990 г.,  № 2  за 1992 г., № 3 за  1993 г.  

    Журнал "Свет" № 9 за 1991 г., № 2 за 1992 г.

    Л. А. Венгер "Игры и упражнения на развитие умственных способностей детей дошкольного возраста".


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД с детьми старшего возраста. Тема: "Конкурс любителей природы". Направление: "Познавательно-речевое развитие".Образовательная область: "Познание".

    ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Расширение и систематизация  знаний детей о природе, о правилах поведения в природе. Развитие умственных способностей детей, их логического мышления. Воспитание бережного ...

    Конспект НОД с детьми старшего возраста. Тема: "Белый снег пушистый". Направление :"Познавательно-речевое развитие". Образовательная область: "Познание".

    Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке картину зимнего пейзажа, используя наблюдения на прогулке, впечатления, полученные при рассматривании репродукций с картин, изображающих зимний...

    Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Конкурс знатоков города Воркуты». Направление: "Познавательно-речевое развитие". Образовательная область: «Познание».

    Программное содержание: Формирование обобщённого представления о Воркуте, о   правилах поведения на улицах города. Закрепление и обобщение знаний детей о родном городе, о правилах дорожного ...

    Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Зима белоснежная».Направление: "Познавательно-речевое развитие". Образовательная область: «Познание».

    ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ:  Закрепить знания детей о временах года. Уточнить и расширить представления о зиме. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие природы. Воспитывать любовь к родной ...

    Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Разноцветное лето». Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область: «Познание».

    Программное содержание: Закрепление знаний детей о временах года. Обобщение представления о лете. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие летней природы. Отметить особенности северного лета. Разви...

    Конспект НОД с детьми старшего возраста Тема: «Зима - любимое время года». Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область. «Познание».

    Цель:  Закрепить знания  детей о временах года. Обобщить представления детей о зиме. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы. Отметить особенности северной зимы. Развивать...

    ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА на первую категорию Образовательная программа «Мир родной природы» Направление «Познавательно-речевое » Образовательная область «Познание» Старшая группа (5 – 6 лет)

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА1.1.         Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников      Одной из современных тенденций д...