ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА на первую категорию Образовательная программа «Мир родной природы» Направление «Познавательно-речевое » Образовательная область «Познание» Старшая группа (5 – 6 лет)
рабочая программа (старшая группа) на тему

Бельмесова Ирина Сергеевна

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.         Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников

 

     Одной из современных тенденций дальнейшего цивилизованного развития общества является воспитание чувства ответственности у подрастающего поколения за состояние окружающей среды в условиях поиска инновационных концептуальных механизмов конструктивного взаимодействия в системе «Человек – Общество – Природа». В этой связи актуализируется необходимость решения проблемы дальнейшего развития системы непрерывного экологического образования населения как одного из приоритетных направлений государственной политики, отраженного в Указе Президента РФ «Об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», Национальной стратегии развития экологического образования РФ и Законе РФ «Об образовании». Решение этой приоритетной задачи не представляется возможным без определения перспективной образовательной траектории становления базиса экологической личностной культуры на этапе дошкольного детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

на первую категорию

Образовательная  программа

«Мир родной природы»

Направление  «Познавательно-речевое »

Образовательная область «Познание»

Старшая группа (5 – 6 лет)

     

Выполнили:  Бельмесова И.С., Емельянова О.А., Ермагамбетова С.Я. – воспитатели МАДОУ «Светлячок», г. Ясный

Козырь Е.И., Разина Л.Ф. – воспитатели МБДОУ «Колосок», п. Новосельский, Ясненский р-н

Руководитель: Воронина Ю.В., к.п.н., доцент кафедры дидактики и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ

Оренбург, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

1.  Пояснительная записка  ………………………………………..……..                                                                        

1.1.Актуальность проблемы развития экологического воспитания дошкольников …….…………………………………………………….

1.2.Нормативные документы, на основе которых разрабатывалась   программа «Мир родной природы»…………………………………....

1.3. Образовательная область, реализуемая в программе «Мир родной природы»…...................................................................................

1.4. На какой возраст рассчитана программа …………………….…..

1.5.Возрастные особенности усвоения программного материала детьми старшего дошкольного возраста......……………………………

1.6.Условия, в которых реализуется программа «Мир родной природы»....................................................................................................

1.7.Основные принципы и положения, на которых базируется программа «Мир родной природы».……………………………………

1.8. Цель, задачи программы «Мир родной природы»………………..

1.9. Формы образовательной деятельности детей……………………..

2. Проектирование воспитательно – образовательного процесса……..                

2.1.Непосредственная  образовательная деятельность детей……….

2.2.Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей,  при проведении режимных моментов………………………..

2.3.Тематическое планирование по программе «Мир родной природы»

Содержание психолого-педагогической работы по освоению программы «Мир родной природы»………………………………………

3.1.Содержание разделов программы «Мир родной природы» для старшей группы (5 – 6 лет) ….…..……………………………………...

3.2.Интеграция содержания программы «Мир родной природы» …

3.3.Методическое обеспечение программы «Мир родной природы» ..

4. Планируемые результаты освоения детьми  программы .………….

4.1.Планируемые промежуточные результаты освоения детьми программы «Мир родной природы» …………………………………

4.2.Планируемые итоговые результаты освоения детьми    программы «Мир родной природы»……………………….………..

5.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Мир родной природы» ………….

6. Перечень литературы……………………………………………………

7. Приложение ………………………………………………………………

4

4

5

6

6

6

9

10

12

12

16

16

18

24

28

28

29

32

34

34

35

38

44

47

     1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников

     Одной из современных тенденций дальнейшего цивилизованного развития общества является воспитание чувства ответственности у подрастающего поколения за состояние окружающей среды в условиях поиска инновационных концептуальных механизмов конструктивного взаимодействия в системе «Человек – Общество – Природа». В этой связи актуализируется необходимость решения проблемы дальнейшего развития системы непрерывного экологического образования населения как одного из приоритетных направлений государственной политики, отраженного в Указе Президента РФ «Об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», Национальной стратегии развития экологического образования РФ и Законе РФ «Об образовании». Решение этой приоритетной задачи не представляется возможным без определения перспективной образовательной траектории становления базиса экологической личностной культуры на этапе дошкольного детства.

     В настоящее время система дошкольного образования не в полной мере решает проблему позитивного взаимодействия ребенка с окружающей социоприродной средой и, как следствие, доминантой экологического образования дошкольников становится не формирование базиса экологической личностной культуры дошкольника, а догматическая установка на ознакомление детей с природным окружением. Поэтому дошкольные образовательные учреждения, являясь социальными институтами и выполняя свои образовательные функции, должны обеспечивать формирование экологически развитой личности ребенка дошкольного возраста, отсюда социально-педагогическая составляющая экологического образования дошкольников должна носить развивающий характер и обеспечить достижение опыта позитивного эмоционально-ценностного отношения ребенка к природному окружению, направленного на становление базиса экологической личностной культуры дошкольников.

     Из всего вышесказанного следует, что в существующих условиях в детском саду необходима реализация дополнительной программы по экологическому образованию детей.

     МДОУ работает по программе «Успех» (коллектив авторов, под ред. Н.В. Фединой). Реализуемая программа адаптирована к условиям МДОУ и уровню развития детей с учетом регионального компонента. Региональные особенности, связанные с климатическими и экологическими особенностями, учитываются при организации режима жизни, системы физического воспитания дошкольников. Специфика познавательно-речевого направления определяется включением в процесс образования дошкольников региональных факторов, имеющих историческое, географическое, природно-экологическое, этническое, культурное своеобразие. Региональное содержание образования способствует реализации основных дидактических принципов: доступности, наглядности, связи образования с жизнью.

     

     1.2. Нормативные документы, на основе которых разрабатывалась программа «Мир родной природы»

     Нормативную базу программы составили следующие документы:

- Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- Концепция дошкольного воспитания;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН от 22 июля 2010 г. № 91, от 20 декабря 2010 г. № 164);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (вступил в силу 16 марта 2010 г.).

     1.3. Образовательная область, реализуемая в программе «Мир родной природы»

     Программа реализует познавательно-речевое направление образовательной области «Познание» Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех» (коллектив авторов, под ред. Н.В. Фединой).

     1.4. На какой возраст рассчитана программа «Мир родной природы»

     Программа рассчитана на работу с детьми старшей группы (5 – 6 лет).

     1.5. Возрастные особенности усвоения программного материала детьми старшего дошкольного возраста

     В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

     Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

     Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, создает основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности.

     Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя – пробудить к нему интерес. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, а также словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает инициативы детей, создает в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам.

     Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

     Знания о явлениях природы, полученные детьми в предшествующей группе, расширяются, уточняются и систематизируются. Особое внимание уделяется формированию у детей обобщенных представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов.

     Воспитание бережного отношения к природе происходит через формирование осознанно правильного отношения к ней. Главной становится задача воспитания у дошкольников основ экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью (собственному и окружающих людей), следование экологическим правилам в доступных для ребенка формах: культурно вести себя в природе: не загрязнять места отдыха, бережно относиться к цветущим растениям, кустам, животным.

     Детям помогают понять роль человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, освоить правила поведения в ней.

     1.6. Условия, в которых реализуется программа «Мир родной природы»

     В ДОУ с приоритетным направлением «познавательно-речевое развитие ребенка» организуются следующие дополнительные услуги: клуб любителей природы «Радуга» (программа «Мир родной природы»).    

     Педагогические условия реализации программы «Мир родной природы»:

- компетентность воспитателя в образовательной области «Познание»;

- методическая литература по экологическому воспитанию детей 5 – 6 лет.

     Материально-технические условия:

 - уголок природы;

- живой уголок;

- экологическая тропа на участке детского сада;

- дидактические игры;

- художественная литература;

- уголок экспериментирования.

     Организационные условия:

- беседы;

- тематические дни;

- сюжетные игры;

- экскурсии.

     Социо-культурные условия:

- уголок для родителей;

- выставки совместных работ детей и родителей;

- экологическая газета «Прикоснись к природе сердцем»;

- взаимодействие с социальными партнерами различных социо-культурных институтов.

     Контрольно-диагностические условия:

- наблюдение за активностью ребенка;

- анализ продуктов деятельности ребенка;

- пробы, организуемые педагогом.    

     1.7. Основные принципы и положения, на которых базируется программа «Мир родной природы»

     Основой содержания программы является  культурно-историческая концепция развития  человека (Л.С. Выготский). В рамках этой концепции вписываются ряд основополагающих принципов воспитания и развития ребенка, сформулированных и признанных в современной теории дошкольного образования. Все изложенные принципы условно дифференцированы, взаимодополняемы и проникают друг в друга.

     - Принцип системности – наиболее общий методологический принцип, реализуется в системном представлении содержания основных задач педагогики раннего и дошкольного  возраста. В основу систематизации материала положены идеи физического, психического и личностного развития ребенка, которые находят свое отражение в формулировке соответствующей цели, определении задач, отборе адекватных им содержания и методов образования.

     - Принцип целостности образа мира, предполагающий раскрытие ребенку и возможное осознание им связей, существующих в мире природы, человеческом сообществе, в предметном мире, и постепенное раскрытие связей самого ребенка с этим миром, постепенное изменение позиции ребенка по отношению к этому миру. Этот принцип реализуется в комплексном, интегративном подходе к организации педагогического процесса (органичная интеграция задач, содержания, видов деятельности, форм обучения и воспитания, организации детей).

     - Принцип учета возрастных закономерностей физического, психического, личностного развития ребенка реализуется в конкретизации задач, содержания, методов, форм воспитания и обучения в соответствии с данными закономерностями. При этом содержание образования ориентировано на возможную меру развития у ребенка того или иного качества, способа действия.

     - Общепризнанность неповторимости каждого ребенка, в частности индивидуальных темпов его развития, актуализирует и следующий принцип — принцип индивидуально-дифференцируемого подхода к воспитанию ребенка. Актуальность этого принципа вызвана изначально различным уровнем развития ребенка, зависящим от многих факторов: особенностей развития в перинатальном периоде; различных условий семейного воспитания; стихийного опыта, приобретенного в различных ситуациях, и т. п.

     - Принцип научной обоснованности и практической применимости, который предполагает соответствие  содержания  программы основным положениям  возрастной психологии и дошкольной педагогики и возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

     - Принцип диагностичности;

     - Принцип природосообразности;

     - Принцип краеведения. Очень важно при организации работы по экологическому воспитанию в детском соду учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе).

     Содержание рабочей программы опирается на следующие положения:

  • Экологическое воспитание является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и  связано со всеми ее направлениями. Особенно важное значение для воспитания и развития ребенка имеет связь с игрой. Такая разносторонняя связь повышает интерес детей к природе и к игре.
  • Для экологического воспитания детей необходимо создать специальную среду, обеспечивающую знакомство с миром природы.
  • Экологическое воспитание у детей реализуется через деятельность каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития.
  • Содержание программы «Мир родной природы» сопутствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.
  • При экологическом воспитании организуется взаимодействие со взрослыми и детьми: в сюжетно-ролевых играх, беседе, ситуативном разговоре, речевой ситуации, обсуждениях художественной литературы, наблюдениях, экспериментах.

     1.8. Цель, задачи программы «Мир родной природы»

     Цель программы:

Воспитание бережного отношения к природе на основе ознакомления с родным краем.

     Задачи программы:

  1. Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника.
  2. Развитие познавательного интереса к миру природы.
  3. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
  4. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы.

   1.9. Формы образовательной деятельности детей по программе «Мир родной природы»

     Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:

  • совместной деятельности взрослого и детей
  • самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми). Так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов,  (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:

  • игровой,
  • двигательной,
  • познавательно-исследовательской,
  • коммуникативной,
  • продуктивной,
  • музыкально-художественной,
  • трудовой,
  • чтения художественной литературы.

Формы образовательной деятельности

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Наблюдения за объектами живой природы.

Общение с живой природой и помощь в уходе.

Труд по уходу за живыми объектами.

Ведение календарей погоды.

Наблюдения за объектами живой природы.

Исследовательская деятельность.

Практическая деятельность (посадка растений, уход за ними).

Труд по уходу за живыми объектами.

Чтение художественной и энциклопедической литературы о природе.

Экологические кружки.

Проведение экологических, фольклорных праздников.

Выставки рисунков, поделок из природного материала.

Труд по уходу за живыми объектами.

Общение с живой природой и помощь в уходе.

Наблюдение. Проектная деятельность.

Практическая деятельность (посадка растений, уход за ними).

Общение с живой природой и помощь в уходе.

Чтение художественной и энциклопедической литературы о природе.

Проведение экологических, фольклорных праздников.

Выставки рисунков, поделок из природного материала.

Разделы программы «Мир родной природы»:

Раздел 1. «Где мы живём».

Раздел 2. «Я и мое окружение».

Раздел 3. «Мой край».

Раздел 4. «Планета – наш дом. Мы хозяева в нем».

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

     2.1. Непосредственная образовательная деятельность детей (кружок «Мир родной природы»)

Расписание непосредственно образовательной деятельности старшей группы

Дни недели

Виды НОД

Время

Интеграция приоритетных образовательных областей

Вторник (один раз в две недели)

Клуб любителей природы «Радуга» (кружок)

15.35 – 16.00

«Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни).

«Физическая культура» (формирование и закрепление ориентировки в пространстве в подвижных играх и физических упражнениях).

«Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений об обществе, природе, мире).

«Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности).

«Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы).

«Чтение художественной литературы» (решение специфическими средствами основной задачи психолого-педагогической работы – формирования целостной картины мира).

«Коммуникация» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми).

«Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства).

2.2. Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей,  при проведении режимных моментов

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы организации детей

Примерный объем

(в неделю)

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности

 Создание коллекций.

 Проектная деятельность.

Исследовательская деятельность.

Экспериментирование.

Развивающая игра.

Наблюдение.

Проблемная ситуация.

Рассказ.

Беседа.

Интегративная деятельность.

Фронтальная

 (групповая)

Подгрупповая

Индивидуальная

25 мин.

(1 раз в 2 недели)

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности

Создание коллекций.

 Проектная деятельность.

Исследовательская деятельность.

Экспериментирование.

Развивающая игра.

Наблюдение.

Проблемная ситуация.

Рассказ.

Беседа.

Интегративная деятельность.

Фронтальная (групповая)

Подгрупповая

Индивидуальная.

25 мин.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Самостоятельная деятельность детей

Развитие сенсорной культуры

Создание соответствующей предметно-развивающей среды

 Во всех видах самостоятельной деятельности

Индивидуальная

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Раздел I. «Где мы живем»

Формы работы

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

 

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

обсуждения, беседы-рассуждения, наблюдения с последующим обсуждением, сюжетные игры, составление и отгадывание загадок, обсуждение прочитанных литературных произведений, заучивание стихов, подвижные игры на прогулке, экскурсии.

беседы-рассуждения, наблюдения с последующим обсуждением, сюжетные игры, составление и отгадывание загадок, дидактические игры, наблюдение за окружающей природой, лепка, рисование.

наблюдения с последующим обсуждением, сюжетные игры, составление и отгадывание загадок, обсуждение прочитанных литературных произведений, мультиков, фильмов, драматизация, обсуждение опытов в уголке, подвижные игры в группе, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций.  

беседы-рассуждения, наблюдения с последующим обсуждением, проектная деятельность, консультации на тему «Мир родной природы»,

папки-раскладушки: рекомендации по экологическому воспитанию детей,

участие в экскурсиях с последующей беседой.

Раздел II. «Я и мое окружение»

Формы работы

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

 

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

обсуждения, беседы-рассуждения, наблюдения с последующим обсуждением, сюжетные игры, обсуждение прочитанных литературных произведений, уход за комнатными растениями, уход за домашними животными в живом уголке, уход за растениями огорода на подоконнике.

беседы-рассуждения, наблюдения с последующим обсуждением, сюжетные игры, составление и отгадывание загадок, обсуждение прочитанных литературных произведений, лепка, рисование, аппликация, уход за комнатными растениями, уход за домашними животными в живом уголке, уход за растениями огорода на подоконнике.

наблюдения с последующим обсуждением, сюжетные игры, составление и отгадывание загадок, обсуждение прочитанных литературных произведений, мультиков, фильмов, драматизация, обсуждение опытов в уголке, подвижные игры в группе, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций.

 участие в праздниках, детских экскурсиях с последующим обсуждением, чтение стихов, театрализация, консультации.

Раздел III. «Мой край»

Формы работы

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

 

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

обсуждения, беседы-рассуждения, наблюдения с последующим обсуждением, сюжетные игры, экскурсии, подвижные игры на прогулке.

беседы-рассуждения, наблюдения с последующим обсуждением, сюжетные игры, составление и отгадывание загадок, обсуждение прочитанных литературных произведений, лепка, рисование, аппликация, оригами.

наблюдения с последующим обсуждением, сюжетные игры, составление и отгадывание загадок, обсуждение прочитанных литературных произведений, мультиков, фильмов, драматизация, обсуждение опытов в уголке, подвижные игры в группе, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций.

 участие в праздниках, детских экскурсиях с последующим обсуждением, чтение стихов, театрализация, консультации.

Раздел IV. «Планета – наш дом. Мы хозяева в нем».

Формы работы

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

 

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

обсуждения, беседы-рассуждения, наблюдения с последующим обсуждением, сюжетные игры, подвижные игры на прогулке, экскурсии.

беседы-рассуждения, наблюдения с последующим обсуждением, сюжетные игры, составление и отгадывание загадок, обсуждение прочитанных литературных произведений, лепка, рисование, аппликация, коллективные поделки, экскурсии, развлечения.

наблюдения с последующим обсуждением, сюжетные игры, составление и отгадывание загадок, обсуждение прочитанных литературных произведений, мультиков, фильмов, драматизация, обсуждение опытов в уголке, подвижные игры в группе, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций.

 участие в праздниках, детских экскурсиях с последующим обсуждением, чтение стихов, театрализация, консультации, выставки поделок детей и родителей.

2.3. Тематическое планирование по программе «Мир родной природы»

Месяц

Тема

Развёрнутое содержание работы

Количество

Раздел I. «Где мы живем»

IX

1

Экскурсия «Что нас окружает. Как вести себя в природе»

Знакомство с правилами поведения в природе. Воспитание бережного отношения к природе и любви к ней.

1

IX

2

Беседа «Мы – друзья природы». Конкурс поделок «Здравствуй, осень»

Описание окружающего мира, природы. Выполнение поделок из природного материала.

1

X

3

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени»

Культура поведения на природе. Наблюдение за растениями, сезонные изменения в природе. Наблюдение за птицами. Беседа о звуках природы.

1

X

4

Игра-развлечение «В мире птиц». Лепка «Птицы нашего двора»

Существенные и отличительные признаки птиц. Знакомство с птицами, обитающими в наших краях. Изготовление фигурок птиц из пластилина.

1

Раздел II. «Я и мое окружение»

XI

5

Беседа «Комнатные растения в нашей группе»

Знакомство с комнатными растениями в группе. Расширение представлений детей о необходимых для растений условиях жизни (вода, почва, свет, тепло).

1

XI

6

Практикум «Уход за комнатными растениями в группе»

Сформировать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях. В хороших условиях комнатные растения хорошо себя чувствуют, не болеют. Учить детей ухаживать за комнатными растениями.

1

XII

7

Практикум «Маленький огород на подоконнике»

Знакомства с разными видами растений – культурные, дикорастущие. Уход за растениями в огороде.

1

XII

8

Беседа «Наши домашние питомцы»

Уточнить представления детей о домашних животных. Условия проживания зверей в неволе. Воспитывать интерес к домашним животным и бережное отношение к ним.

1

I

9

Уход за домашними животными в группе. Аппликация «Аквариумные рыбки»

Условия проживания зверей в неволе. Правила ухода за домашними питомцами. Предметы ухода. Наблюдение за аквариумными рыбками, выявление их сходств и отличий. Изготовление аппликации из бумаги.

1

Раздел III. «Мой край»

I

10

Растительный мир области. Конкурс рисунков «Наша оренбургская степь»

Знакомство с растительным миром родного края. Особенности растительного мира Оренбургской области. Выполнение рисунков.

1

II

11

Животный мир области. Лепка «Сурок»

Знакомство с животным миром Оренбургской области. Безопасное поведение с дикими и домашними животными. Интерес к наблюдениям за животными. Выполнение поделок из пластилина.

1

II

12

Исчезающие растения и животные родного края. Оригами «Тюльпаны»

Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных. Учить обращаться с природой бережно, развивать умение рассуждать. Изготовление поделки – оригами из бумаги.

1

Раздел IV. «Планета – наш дом. Мы хозяева в нем»

III

13

Беседа «Времена года»

Выявление признаков времен года. Выявление связи жизнедеятельности растений и животных с временами года. Обсуждение рассказов о природе.

1

III

14

Солнце – источник тепла и света. Коллективная поделка «Солнышко из ладошек»

Значение солнца в нашей жизни. Беседа об источниках света, тепла, их значении для человека, растений и животных. Изготовление поделки из бумаги.

1

IV

15

Беседа «Планета заболела»

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

1

IV

16

Мусор. Изготовление поделок из бросового материала

Происхождение мусора. Понятие «отходы». Правильное обращение с мусором, пищевыми отходами в домашних условиях. Изготовление поделок из бросового материала.

1

V

17

Экскурсия в парк «Скоро лето!»

Правила поведения на природе. Сезонные изменения в природе. Наблюдения за растениями.

1

V

18

КВН «Что мы знаем о растениях»

Бережное отношение к растениям. Знание природы нашего края. Культура поведения на природе. Воспитывать интерес к наблюдениям за растениями.

1

 

   3. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММЫ «МИР РОДНОЙ ПРИРОДЫ»

     3.1. Содержание разделов программы «Мир родной природы» для детей 5 – 6 лет

     

     Раздел I. «Где мы живем».

  • Называть свой адрес в мире: планета Земля, страна Россия, область, город, район, улица, дом;
  • Давать устное описание объектов окружающего мира;
  • Знать правила поведения в природе.

     Раздел II. «Я и мое окружение».

  • Уметь определять дикорастущие и культурные растения, комнатные растения;
  • Сформировать представление о необходимых условиях для жизни растений;
  • Развивать умение правильного ухода за комнатными растениями;
  • Развивать умение классифицировать животных, определять их по иллюстрациям, наблюдать их внешний вид, образ жизни, способ питания;
  • Сформировать представление о правилах ухода за домашними питомцами;
  • Формирование навыков ухода за растениями и животными, правила безопасного обращения с ними.

     Раздел III. «Мой край».

  • Сформировать  представление о растительном и животном мире родного края;
  • Развивать умение называть отличительные особенности природы Оренбуржья;
  • Формировать бережное отношение к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать.

     Раздел IV. «Планета – наш дом. Мы хозяева в нем».

  • Уметь использовать приобретенные знания для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • Развивать умение определять с помощью рисунков источники возникновения мусора и способы его утилизации;
  • Сформировать представление о важности соблюдения чистоты в быту, в городе и природном окружении, необходимости раздельного сбора мусора;
  • Способствовать пониманию необходимости здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
  • Развивать навыки самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня;
  • Способствовать формированию экологической культуры детей.

3.2. Интеграция содержания программы «Мир родной природы»

Виды интеграции программы «Мир родной природы»

Образовательная область

Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса

«Безопасность»

Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду, в природе, при уходе за животными и растениями. Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы.

«Социализация»

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире. Расширение представлений детей о природе родного края.

«Труд»

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности. Развитие навыков самостоятельного ухода за комнатными растениями и домашними животными.

«Физическая культура»

Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность. Самостоятельность, инициативность.

«Чтение художественной литературы»

Решение специфическими средствами идентичной  основной задачи психолого-педагогической работы – формирования целостной картины мира. Помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

«Художественное творчество»

Расширение кругозора в части изобразительного искусства. Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.

«Музыка»

Расширение кругозора в части музыкального искусства. Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкальных упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т.д.).

«Здоровье»

Расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни. Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствования его функций. Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Воспитывать потребность быть здоровым.

«Коммуникация»

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. Обсуждать с детьми информацию о явлениях природы, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. Помогать логично и понятно высказывать суждение.  Способствовать развитию любознательности. Помогать детям выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о природе, родном крае. Развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, явление, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

     3.3. Методическое обеспечение программы

Перечень программ и технологий

  1.    Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / [Науч. рук. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н. В. Федина]. - М. : Просвещение, 2010.  

Перечень пособий

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Валк Е.Ю. Дошколятам – о животных: занимательные и справочные материалы. – Волгоград: Учитель, 2011.

3. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2008.

4. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

5. Иванова А.И. Методика организаций экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

6. Киреева Л.Г., Бережнова С.В. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2008.

7. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

8. Кобзева Т.Г. Организация деятельности детей на прогулки. – Волгоград: Учитель, 2011.

9. Лапшина Г.А. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста. – Волгоград: Учитель, 2008.

10. Лопатина А., Скребцова М. Сказки матушки Земли. Экологическое воспитание. – М.: Амрита-Русь, 2008.

11. Лопатина А., Скребцова М. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: Амрита, 2010.

12. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2011.

13. Николавева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Методическое пособие по работе с детьми средней и старшей групп детского сада. – М.: Просвещение, 2002.        

14. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Методическое пособие по работе с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Просвещение, 2002.

15. Николаева С.Н. Экологическая тетрадь для дошкольников среднего и старшего дошкольного возраста – М.: Просвещение, 2001.        

16. Рыжова Н.А. Программа экологического воспитания дошкольников «Наш дом – природа». – М.: Новая школа, 1993.

17. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. – М.: Новая школа, 2003.

18. Рыжова Н.А. Не просто сказки: экологические рассказы, сказки и праздники. – М.: Линка – Пресс, 2002.

19. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

20. Чибилев А.А. Природное наследие Оренбургской области. - Оренбург, 1996.

21. Щербанёва Е.А. Занимательная экология: комплект рабочих листов для занятий с детьми 5 – 7 лет. – Волгоград: Учитель, 2011.

     4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАММЫ «МИР РОДНОЙ ПРИРОДЫ»

 

     4.1. Планируемые промежуточные результаты освоения детьми программы «Мир родной природы» (раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников во все периоды освоения Программы по всем направлениям развития ребенка):

Образовательная область

Динамика формирования интегративных качеств

«Физическая культура»

Дети ритмично и легко ходят и бегают, сохраняя правильную осанку и темп. Дети могут ориентироваться в пространстве, качественно выполнять упражнения. Участвуют в упражнениях с элементами спортивных игр.

«Здоровье»

Сформирована привычка следить за своим телом, опрятностью одежды, прически.

«Безопасность»

Дети знают правила безопасности при уходе за домашними животными. Знают о влиянии природных факторов на здоровье человека.

«Социализация»

Дети  сообща трудятся, играют, занимаются. Расширяют спектр тем для игры на основе жизненного опыта, из литературных произведений, телепередач и т.д. Умеют налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Коллективно планируют предстоящую работу.

«Труд»

Дети самостоятельно  поддерживают порядок на участке и в группе. Выполняют поручения по уходу за животными.

«Коммуникация»

Дети могут участвовать в беседе, аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. Составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

«Чтение художественной литературы»

Дети драматизируют небольшие сказки. Читают по ролям стихотворения. Называют любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.

«Художественное творчество»

Дети умеют различать произведения изобразительного искусства. Создают сюжетные изображения, изображения предметов с натуры и по представлению. Лепят предметы, используя усвоенные приемы и способы. Передают в лепке различные позы и движения фигур. Изображают предметы и создают несложные композиции, используя разнообразные приемы вырезывания, обрывания бумаги.

«Музыка»

Дети различают жанры музыкальных произведений, звучание музыкальных инструментов. Различает высокие и низкие звуки. Поют без напряжения, плавно. Поют в сопровождении музыкального инструмента. Ритмично двигаются в соответствии с динамикой и характером музыки. Выполняют танцевальные движения с продвижением вперед и в кружении.

     4.2. Планируемые итоговые результаты освоения детьми программы «Мир родной природы»

     Показатели в личностной сфере ребенка:

     - интерес к познанию мира природы;

     - потребность к осуществлению экологически сообразных
поступков;

     - осознание места и роли человека в биосфере как существа
биосоциального;

     - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости;

     - расширение знаний детей по экологии, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям, богатствам природы;

     - воспитание любви к малой Родине, бережного отношения к природе родного края.

Дети должны знать:

     - планета Земля - наш большой дом;

     - Солнце - источник жизни на Земле;

     - неживое и живое в природе;

     - основные группы растительных и животных организмов
и их приспособленность к условиям существования (примеры);

     - влияние деятельности человека на условия жизни живых
организмов (примеры);

     - самоценность любого организма;

     - значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ,
связи между ними (примеры);

     - значение растений и животных в жизни человека, условия
их выращивания и правила ухода;

     - многообразие растений, животных;

     - основные виды растений и животных различных экосистем
(леса, луга и т. д.);

     - разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

     - условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

     - позитивное и негативное влияние деятельности человека
в природе;

     - способы сохранения окружающей природы;

     - что такое наблюдение и опыт;

     - экология - наука об общем доме;

     - экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

     - выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

     - применять теоретические знания при общении с живыми
организмами и в практической деятельности по сохранению
природного окружения и своего здоровья;

     - ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

     - доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;

     - заботиться о здоровом образе жизни;

     - улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

     - осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

     - наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

     - оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, поделок, выводов;

     - ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой
природы;

     - выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок и т. п.

     5. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

     Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в октябре и апрель). В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи и медицинские работники. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

     При организации мониторинга учитывается положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента:

  • Мониторинг образовательного процесса;
  • Мониторинг детского развития.

     Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

     С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.

     Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.

     Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологом дошкольного учреждения и медицинским работником. Основная задача этого вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

      Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов.

Мониторинг образовательного процесса в старшей группе.

Образовательная область «Познание»

Дата проведения мониторинга _____________________________________

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по программе «Мир родной природы»

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

1. Умение детей определять состояние погоды: холодно, жарко, идет дождь, дует ветер.

2. Знание характерных особенностей времен года  (осень – опадают  листья, весна – тает снег, зима – выпал снег, лето – жарко).

3. Знание 4-5 комнатных цветов, их названия. Умение различать стебель, листья, цветок, корень. Для роста растений необходимы земля, вода, воздух, тепло.

4. Домашние животные и их детеныши, особенности их внешнего вида, передвижение, места обитания, питание.

5. Первоначальные представления о диких животных: живут  вдали от человека, охотятся, чтобы прокормиться, опасны при встрече с человеком.

6. Умение самостоятельно ухаживать за комнатными растениями и домашними животными в живом уголке.

7. Знание особенностей природы родного края (называет 3 – 4 вида животных, 3 – 4 вида растений)

8. Первоначальные представления о влиянии человека на природу (называет возможное положительное и отрицательное воздействие человека)

Промежуточная оценка освоения программы

Условные обозначения:

высокий уровень -  

средний уровень -  

низкий уровень   -  

     Критерии оценивания:

     - если у ребёнка развиты все умения и навыки, ставится высокий балл (В);  

     - если из 6 умений и навыков развиты, а 2 нет, ставится средний балл (С);

     - если не развиты больше 2, то ставится низкий бал (Н).

Мониторинг развития интегративных качеств

Дата проведения мониторинга____________________________

Фамилия Имя ребёнка

Уровень развития интегративных качеств

«Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Может выполнять основные гигиенические процедуры. Имеет представления о правилах здорового образа жизни. Может убедить собеседника в необходимости соблюдения элементарных правил здорового образа жизни, используя форму речи-доказательства.

«Любознательный, активный»

Познавательная активность вызывается  в основном взрослым. Проявляет интерес к миру природы, взаимодействию человека с природой.

 «Эмоционально отзывчивый»

Эмоционально откликается на непосредственно наблюдаемые эмоциональные состояния людей, проявляет сочувствие друзьям. Испытывает удовольствие от процесса и результата индивидуальной и коллективной трудовой деятельности. Гордится собой и другими.

 «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

В общении внимательно (не перебивая) слушает рассказы друзей и взрослых и эмоционально сопереживает им. Для разрешения конфликтов обращается за помощью к взрослым. Самостоятельно распределяет роли и договаривается о совместных действиях в игровой и продуктивной деятельности. Проявляет взаимопомощь в освоенных видах детского труда.

 «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

Осознает общепринятые нормы и правила поведения и обязательность их выполнения. Предъявляет к себе те требования, которые раньше предъявляли к нему взрослые. Проявляет осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации. Без напоминания взрослого соблюдает правила безопасного для окружающего мира природы поведения (не ходить по клумбам, газонам, не рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников, не распугивать птиц, не засорять водоемы, не оставлять мусор в лесу, парке,  пользоваться огнем в специально оборудованном месте, тщательно заливать место костра водой перед уходом).

«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Интеллектуальные задачи решает с использованием наглядно-образных средств. При решении личностных задач ориентируется на возможные последствия своих действий для окружающего мира. Самостоятельно ставит цель, планирует все этапы деятельности. Требует от других  (детей и взрослых) соблюдения правил  поведения в природе.

«Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

Имеет систематизированные представления представления об окружающем мире природы. Различает особенности природы родного края. Имеет представление о некоторых источниках опасности для окружающего мира природы (транспорт, неосторожные действия человека, деятельность людей, опасные природные явления - гроза, наводнение, сильный ветер), некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций (загрязнение воздуха, воды,  вырубка деревьев, лесные пожары),  правилах безопасного для окружающего мира природы поведения.

«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

Умеет действовать самостоятельно по простому правилу или образцу, заданному взрослым, самостоятельно ухаживать за растениями и животными в уголке природы, осознавая зависимость цели и  содержания трудовых действий от потребностей живого объекта, контролировать и оценивать качество полученного результата, мотивировать оценку.

Итоговый результат

Оценка уровня развития:

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;

2 балла – отдельные компоненты не развиты;

3 балла – соответствует возрасту;

        4 балла – высокий.    

     6. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Валк Е.Ю. Дошколятам – о животных: занимательные и справочные материалы. – Волгоград: Учитель, 2011.

3. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2008.

4. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

5. Иванова А.И. Методика организаций экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

6. Киреева Л.Г., Бережнова С.В. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2008.

7. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

8. Кобзева Т.Г. Организация деятельности детей на прогулки. – Волгоград: Учитель, 2011.

9. Лапшина Г.А. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста. – Волгоград: Учитель, 2008.

10. Лопатина А., Скребцова М. Сказки матушки Земли. Экологическое воспитание. – М.: Амрита-Русь, 2008.

11. Лопатина А., Скребцова М. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: Амрита, 2010.

12. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2011.

13. Николавева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Методическое пособие по работе с детьми средней и старшей групп детского сада. – М.: Просвещение, 2002.        

14. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Методическое пособие по работе с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Просвещение, 2002.

15. Николаева С.Н. Экологическая тетрадь для дошкольников среднего и старшего дошкольного возраста – М.: Просвещение, 2001.        

16. Рыжова Н.А. Программа экологического воспитания дошкольников «Наш дом – природа». – М.: Новая школа, 1993.

17. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. – М.: Новая школа, 2003.

18. Рыжова Н.А. Не просто сказки: экологические рассказы, сказки и праздники. – М.: Линка – Пресс, 2002.

19. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

20. Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / [Науч. рук. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н. В. Федина]. - М. : Просвещение, 2010.

21. Чибилев А.А. Природное наследие Оренбургской области. - Оренбург, 1996.

22. Щербанёва Е.А. Занимательная экология: комплект рабочих листов для занятий с детьми 5 – 7 лет. – Волгоград: Учитель, 2011.

     7. ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Диагностический инструментарий

Беседа с детьми на тему «Природа моего края»

Цель — выявление особенностей представлений старших дошкольников о родной природе и отношения к ней.

Материалы: иллюстрации с изображениями природы разных местностей.

Организация диагностической процедуры.

Беседа проводится по вопросам:

Как называется город, в котором ты живешь?

Как называется страна, в которой ты живешь?

В каких городах нашей страны ты еще бывал?

О каких городах ты слышал?

Если бы приехал друг из другой страны, что ты ему мог бы рассказать о своей стране?

Расскажи, что ты знаешь о природе свой страны. (Как меняются времена года?) Откуда ты это узнал?

Что бы ты мог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в твоем городе стало лучше?

Как ты думаешь, ты любишь природу своей страны? Почему ты так думаешь?

Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять только «большие» желания — для всей страны, для всего города, — какие бы три желания ты загадал бы?

Анализ детских рисунков на тему «Родная природа»

Цель диагностики — уточнить представления детей о природе родного края, выявить, что дети старшего дошкольного возраста вкладывают в понимание слова «Родная природа», какие чувства она вызывает у дошкольников.

Методика проведения.

Детям предлагается задание: «Нарисуйте природу нашего края такой, какой вы ее представляете». Для чистоты экспериментальных данных предварительная беседа на данную тему не проводится.

Анализ детских работ проводится по следующим критериям:

  • содержание рисунка;
  • расположение его на листе;
  • цвета, которыми пользовались дети в процессе рисования;
  • комментарии к рисункам и вопросы, которые возникали у детей.

Анализ рисунков проводится по их содержанию и общим для всех рисуночных диагностик параметрам.

Диагностическая ситуация «Выбери книгу»

Цель диагностики — определить проявление интереса к особенностям своей страны, желание узнать о ней больше.

Методика проведения.

Детям предлагается сделать выбор из пяти разных по содержанию, но равно привлекательных по оформлению книг, например:

Моя первая книга о животных: научно-популярное издание для детей. — М.: «Россмен-пресс», 2004.

Моя первая книга о человеке: научно-популярное издание для детей.— М.: «Россмен-пресс», 2004.

Моя первая книга об искусстве: научно-популярное издание для детей.— М.: «Россмен-пресс», 2004.

Моя первая книга о технике: научно-популярное издание для детей. — М.: «Россией-пресс», 2004.

Города России. Серия «История России». — М.: «Белый город», 2005.

Инструкция.

Экспериментатор говорит ребенку: «Выбери самую интересную для тебя книгу из пяти, затем из четырех оставшихся, из трех и из двух и ответь, почему ты выбираешь эту книгу».

В протоколе фиксируется положение каждой книги в выборке.

Данная методика позволит определить, какую книгу чаще всего выбирают дети, с чем связан их выбор: привлекательный внешний вид, интересное содержание книги, наличие интереса в данной конкретной области знаний. Анализ детских выборов даст возможность определить, проявляется ли у детей интерес к знакомству с особенностями своей страны.

Приложение 2

Анкетирование родителей

Вопросы анкеты позволят выяснить отношение родителей к экологическому воспитанию детей, увидеть, как в семье знакомят детей с природой родной страны, воспитывают интерес к ней, бережное отношение.

1.  Считаете ли вы важным экологическое воспитание детей дошкольного возраста? Почему?

2.  Как вы развиваете представления о родной природе, отношение к ней у своего ребенка?

3.  Как вы считаете, с какого возраста ребенка нужно знакомить с природой родного края, экологией?

4.  Как вы воспитываете у вашего ребенка любовь к родной природе?

5.  Есть ли у вашего ребенка и у вас любимое место в городе?

6. Довольны ли вы знаниями ребенка о нашей стране, ее природе? Почему?

7.  Считаете ли вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ экологии?

 8. Какие формы взаимодействия с педагогами по экологическому воспитанию ребёнка были бы вам интересны:

—  «круглые столы» со специалистами по данной теме;

—  совместные экскурсии, походы;

—  конкурсы по темам экологии России, Оренбургской области;

—  встречи для родителей по проблемам экологического воспитания современных дошкольников;

—  домашнее чтение ребенку предложенной литературы, обсуждение;

—  другое_______________________________________________

Результаты анкетирования дадут возможность педагогам выявить настроенность, степень заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогами и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.

На этом этапе диагностики важно изучить компетентность педагогов в вопросе экологического воспитания дошкольников и отношение их к взаимодействию с родителями по данной проблеме. Для этого можно провести анкетирование педагогов.

Приложение 3

Анкетирование педагогов

1.  Что вы понимаете под экологическим в дошкольном возрасте?

2.  Как вы думаете, можно ли воспитать у детей любовь к природе родного края?

3.  Какие формы работы вы используете (знаете) для основ экологического воспитания дошкольников?

4.  Какие условия (методы, приемы) будут эффективны по экологическому воспитанию современных детей?

5.  В чем роль взаимодействия с семьей в экологическом воспитании  дошкольников?

6.  Какие формы работы могут быть эффективны при взаимодействии с семьей по данной теме?

7.  Какие трудности во взаимодействии с родителями вы испытываете?

8.  В чем их причина:

—  недостаток интереса родителей к жизни ребенка;

—  нежелание родителей обсуждать проблемы ребенка с педагогами;

— особенности характера и поведения родителей. Какие?_

—  недостаточная компетентность педагога по проблеме взаимодействия с семьей.

9. Какую помощь вы хотели бы получить по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»:

—  участвовать в семинаре по проблеме;

—  познакомиться с подборкой литературы по теме для взрослых (детей);

—   познакомиться с практическим опытом работы по проблеме;

—  другую_________________________________________________

Анкета содержит два блока вопросов. Первый блок позволяет выявить отношение педагогов к экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, второй блок — определить компетентность воспитателей по проблеме взаимодействия с родителями при экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Ответы педагогов на вторую часть анкеты позволят увидеть, с какими проблемами сталкиваются воспитатели при работе с родителями и причины этих проблем, по мнению педагогов.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ДЕТСКОМ САДУ

Особенности детского экспериментирования

Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно-исследовательской работы взрослых.

  1. Детское экспериментирование свободно от обязательности. Мы не можем обязать ребенка ставить опыты, как поступили бы с учеником старшего класса или сотрудником лаборатории. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.
  2. Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока.
  3. В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам.
  4. Дети не могут работать, не разговаривая. Многие психологи, начиная с Ж. Пиаже, показали следующую закономерность: в тот период, когда в процессе становления психики ребенка наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. Эта стадия приходится как раз на старший дошкольный возраст. По этой причине дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения. Они мыслят именно в такой форме.
  5. При проведении природоведческих экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Дошкольные учреждения, в отличие от школы, дают широкие возможности для реализации принципа индивидуального подхода к детям.
  6. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов.
  7. Следующий важный момент, который необходимо учитывать, - это право ребенка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребёнок всегда совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку трения. Дошкольники, даже старшие, только начинают осваивать вербальный (словесный) способ познания, поэтому зачастую указания и объяснения взрослых они не воспринимают.
  8. Очень важно уметь применить адекватные способы вовлечения детей в работу. Воспитателю все время приходится решать задачу, с которой не сталкиваются педагоги средней и высшей школы: как сделать, чтобы детям, у которых в силу возрастных особенностей не сформированы трудовые навыки, казалось, что они работают самостоятельно. Система дошкольного воспитания накопила много таких приемов. Приведем некоторые из них.

« Работа руками детей. «Сейчас Леночка возьмет палочку и положит ее на бумагу» - говоря так, воспитатель берет палочку рукой Лены и кладет ее в нужное место.

  • Дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам: «Олег, держи растение. Слава, подсыпай почву с этой стороны. Так... Так... Аккуратнее... Андрей, подсыпь почву с другой стороны... Молодцы, вы все хорошо сделали».
  • Совместная работа воспитателя и детей «Я сейчас принесу почву, а вы тем временем вымойте горшочки и достаньте с полочки все, что нужно для посадки овса».
  • Помощь воспитателя детям - «Света, тебе помочь? Давай я подержу растение, а ты обрывай сухие листья».
  • Работа воспитателя по указанию детей: «Ребята, что мне надо сделать прежде всего? Взять горшочек? Беру. Потом? Хорошо, насыпаю почву, как вы и сказали. А теперь? Проверяйте, правильно ли я держу растение. Что, Костя, оно наклонилось? (Воспитатель намеренно допускает ошибку, чтобы привлечь внимание детей к самому ответственному моменту.) Сейчас поправим. Теперь ровно? Тогда можно насыпать почву до самого верха горшочка».

Как сознательно используемый прием воспитатель иногда допускает неточности в работе, давая тем самым детям возможность внести исправления. Точно так же он иногда выполняет неверные рекомендации детей, давая им возможность заметить свои ошибки. Рекомендованные приемы позволяют имитировать свойственный детям способ обучения путем проб и ошибок, а также одновременно подчеркнуть те нюансы экспериментальных процедур, которые часто выполняются неверно. Этим приемом следует пользоваться осторожно, чтобы, с одной стороны, не вызвать у ребенка чувства обиды; с другой - чтобы не зафиксировать в детской памяти ошибочные действия.

  1. Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности. Дошкольники в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге,
  2. Следующей отличительной особенностью детского экспериментирования является способ введения ребенка в целостный педагогический процесс.
  3. Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Специфика данного этапа заключается в том, что, несмотря на имеющуюся у детей потребность проговаривать свои действия, у дошкольников слово еще не стало сигналом сигналов. Дети пока мыслят образами, поэтому зачастую не могут выразить словами то, что, в общем, понимают неплохо. Например, знакомясь с магнитом, они быстро сообразят, как вытащить скрепку из стакана с водой, но наверняка будут испытывать затруднения при необходимости дать словесное описание соответствующих свойств магнита.

Таким образом, все «словесные» этапы эксперимента - обоснование цели, отчет об увиденном, формулирование выводов - представляют собой категории, существующие только для воспитателя. Он помнит о них, ориентируется на них в своей работе, но дети об их существовании не подозревают. Они просто что-то делают, о чем-то рассказывают друг другу и взрослому в непринужденной обстановке, во что-то играют.

12. Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношения к работе. Это категорически недопустимо. Можно сказать: «Коля всегда поливал растения, они росли хорошо. Толик почти не поливал, вот они и высохли», но ни с методических, ни с общепедагогических позиций невозможно заключить: «Коля поливал растения - он хороший. Толя не поливал - он плохой». Нежелание детей экспериментировать обусловлено разными причинами - плохим настроением, ухудшением самочувствия, неумением выполнить работу, неспособностью к сосредоточению, отсутствием интереса к данному объекту, отсутствием в характере склонности к экспериментированию, незрелостью мыслительных процессов и многими другими факторами. Ни в одной из этих причин нельзя усмотреть злого умысла ребенка, поэтому его нельзя порицать за нежелание экспериментировать, равно как за совершение ошибок или неумение сформулировать выводы.

Методические требования к подготовке и проведению экспериментов

Случайные наблюдения и эксперименты. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке.

Плановые наблюдения и эксперименты. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям, изложенным выше. Воспитатель знакомится с ним заранее - и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

Эксперименты как ответ на детские вопросы. Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, как поведет себя муравей, если ему загородить дорогу в муравейник».

Решение экспериментальных задач

Со старшими дошкольниками можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования. Например, собирая детей на прогулку, воспитатель предупреждает: «На улице холодно, хорошо застегните шубки и пальто. А как вы думаете, если на снеговика надеть шубу, ему тоже станет теплее?» Выслушав мнения детей, предлагает: «Давайте проверим, какой снеговик быстрее растает: одетый или раздетый?» Вернувшись с прогулки, дети приносят два снежка; один оставляют на тарелке открытым, другой заворачивают в полиэтиленовый мешочек и сверху укутывают теплой тканью. Когда снег на тарелке подтает, раскрывают «одетого» снеговика и убеждаются, что тот сохранился в исходном состоянии. Значит, пальто само по себе не греет, оно просто сохраняет то, что находится под ним, - и тепло, и холод.

В старшей и подготовительной к школе группах можно проводить цельные занятия, посвященные решению экспериментальных задач, а также организовать конкурсы и соревнования «Кто лучше сделает?», «Кто быстрее додумается?».

                                                        Выполнила воспитатель МДОАУ №1

                                                        Бельмесова И.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в форме занятия по направлению "Познавательно-речевое развитие" в образовательной области "Познание" по разделу ФЭМП в в подготовительной к школе группе

Закрепление представления об образовании числа 6 и числа 5 друг из друга, навыков счета и отсчета предметов и в воспроизведения множеств, воспринятых на слух,  сравнение двух п...

Непосредственная образовательная деятельность. Образовательная область «Познание». Старшая группа. «Умники и умницы»

Непосредственная образовательная деятельность. Образовательная область «Познание». Старшая группа.«Умники и умницы» Цель:Закрепить знания, умения,  навыки детей в математике, обучению грамот...

Конспект нод по образовательной области "Познание" старшая группа по теме: "Как животные помогают человеку".

На занятии по ознакомлению с природой в старшей группе используются инновационные разработки Воскобовича....

Конспект непосредственной - образовательной деятельности на тему: «Воспитание добра и милосердия». Образовательная область «Познание» (старшая группа)

углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека; совершенствовать коммуникативные навыки умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, прояв...