Программа кружка "Люблю тебя, мой край родной...!"
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Башмакова Оксана Андреевна

Воспитательный компонент ФГОС ДО ориентирован на формирование у дошкольников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.

Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я -моя страна - мой мир».

Именно в старшем дошкольном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.

Программа кружка «Люблю тебя, мой край родной!» рассчитана на старший дошкольников возраст. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края, города, района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyublyu_tebya_moy_kray_rodnoy.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с.Нижнетроицкий муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Принят на педагогическом совете                                Утверждено

Протокол №1 от __________                                         заведующий МБДОУ детский сад

                                                                                          с.Нижнетроицкий

                                                                                           _____________ Скоробогатова С.В.

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ!»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел: ознакомление с окружающим миром

Возраст: 6-7 лет (подготовительная группа)

Руководитель:

Воспитатель Башмакова О.А.

первая квалификационная

категория

с.Нижнетроицкий, 2018

Пояснительная записка

Воспитательный компонент ФГОС НОО ориентирован на формирование у дошкольников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.

Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я -моя страна - мой мир».

Именно в старшем дошкольном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.

Программа кружка «Люблю тебя, мой край родной!» рассчитана на старший дошкольников возраст. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края, города, района.

Задачи:  формирование у детей целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство  духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Республики Башкортостан.

Основные принципы, положенные в основу программы:

— принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

— принцип демократичности, предполагающий сотрудничество воспитателя  и ребенка;

— научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

— систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни республики, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

— словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

— наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

— практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику кружка «Люблю тебя, мой родной край » необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм.

Содержание программы

1. Вводная беседа - 30 минут

Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.

Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.

2. Мой дом, моя семья - 5ч.

Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Семейный альбом.

Практические занятия:

1. Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Моя группа – вторая семья»”

2. Сбор и обобщение материала об истории семьи.

3. Герб семьи.

3 . «Малая родина»- 5 часов

Моя детский сад, моя группа , мои воспитатели

Мой дом, моя улица.

История детского сада.

История города Туймазы и района.

4. Начальные навыки туризма - 1,5 ч.

Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно

Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре.

Умей оказать первую медицинскую помощь

Умей ориентироваться по приметам, карте и компасу

Что должен помнить турист

Правила техники безопасности

Практические занятия:

1. Экскурсия по территории детского сада.

5. Охрана природы – 2 ч.

Растительность нашего края

Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности

Съедобные и ядовитые грибы и растения

Животный мир нашей местности

Охрана окружающей среды,“Красная книга”

Практические занятия:

1.Лэпбук «Красная книга РБ»

6. Поиск - 2,5ч.

Война – глазами очевидцев

Практические занятия:

Оформление альбомов, стендов, краеведческих уголков.

Участие в различных туристических и краеведческих конкурсах и викторинах.

Тематическое планирование кружка «Люблю тебя, мой край родной!»

Раздел 1. «Моя родословная»

1

Введение в краеведение.

Беседа, просмотр презентации

Рассказать детям о краеведении, ее целях и задачах, поговорить о технике безопасности на занятиях, просмотр презентации "Башкортостан".

2

Имя твое

Беседа

Побеседовать с детьми об именах, рассказать откуда произошли их имена.

3

Фамилия, герб семьи

Беседа, рисование

Обсудить с детьми фамилии, нарисовать герб своей семьи.

4

Моя семья. Семейные традиции

Беседа

Обсудить с детьми их семейный досуг, рассказать о том, что такое родословная

5

Моя семья. Семейные традиции

Беседа, рисование

Поговорить с детьми о том, кем работают их родители, отобразить их в рисунке.

6

Семейные гербы

Беседа

Познакомить детей со знаменитыми гербами России и Башкортостана.

7

Семейные гербы

Беседа, рисование

Познакомить детей со знаменитыми гербами России и Башкортостана, нарисовать герб своей семьи.

8

История семьи

Беседа

Рассказать детям о том, что такое история семьи, для чего она нужна.

9

Генеалогическое древо семьи

Беседа, рисование

Рассказать детям о генеалогическом древе, нарисовать генеалогическое древо своей семьи.

10

Биография моей семьи. История моей семьи.

Беседа

Обсудить с детьми историю возникновения своей фамилии, своей семьи.

Раздел 2 «Малая родина»

11

Мой детский сад- мой дом.

Беседа

Обсудить с детьми режим в детском саду, нравится ли им ходить в детский сад.

12

Мой детский сад. Конкурс рисунков о детском саде.

 Беседа, рисование

Продолжать знакомить детей с детским садом, рассказать им о работниках детского сада.

13

Воспитатели детского сада

Беседа

Рассказать детям о труде воспитателя.

14

Мой край на карте Родины: г.Туймазы и Туймазинский район

Беседа

Составление небольших рассказов о своей малой родине.

15

Мой край на карте Родины: с.Нижнетроицкий

Беседа

Составление небольших рассказов о своей малой родине.

16

Видео-экскурсия по памятным местам поселка.

Просмотр презентации.

Изучить историю села Нижнетроицкий, прививать любовь к родному селу.

17

Экскурсия в музей села.

Экскурсия.

Изучить историю села, прививать любовь к родному краю

18

Мой двор, моя улица. За что люблю.

Беседа

Составление небольших рассказов о своем дворе

19

Мой двор, моя улица. За что люблю.

Беседа, рисование

Составление небольших рассказов о своем дворе, нарисовать родную улицу.

20

Улицы села

Беседа, поиск

Сбор информации о названиях улиц села.

21

Улицы г.Туймазы

Беседа, поиск

Сбор информации об улиц города.

Раздел 3 « Начальные навыки туризма»

22

Туристское снаряжение. Ориентирование по приметам, карте , компасу. Практическая работа: укладывание рюкзака

Беседа, практическая работа

Рассказать детям о походах, о туризме, о том, что необходимо брать с собой в поход.

23

Гигиена туриста. Правила техники безопасности.

Беседа

Рассказать детям о правилах безопасности в походах, рассказать о правилах доврачебной помощи.

24

Инструктаж по технике безопасности в лесу, горах, около воды

Беседа

Обсудить с детьми правила поведения в лесу, в горах, около воды.

Раздел 4 «Охрана природы»

25

Растительность нашего края.

Беседа.

Сбор информации о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности. Рассказать детям о съедобных и ядовитых грибах.

26

Растительность нашего края.

Беседа, экскурсия по территории детского сада

Сбор информации о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности. Рассказать детям о съедобных и ядовитых грибах.

27

Животный мир нашей местности.

Беседа

Сбор информации о животных Башкортостана.

28

Красная книга родного края.

Беседа

Обсудить с детьми о вымирающих животных нашего края, о редких растениях нашего края.

Раздел 5 « Поиск»

29

Наш край в годы Великой Отечественной войны 

Беседа

Рассматривание фотоматериалов, записей.

30

Наш край в годы Великой Отечественной войны 

Беседа

Рассматривание фотоматериалов, записей.

31

Мы Победили!

Конкурс рисунков

Предложить детям нарисовать День Великой Победы.

32

Герб Башкортостана, Герб г.Туймазы

Беседа, рисование

Рассмотреть герб Республики, герб города, предложить детям нарисовать их.

33

Фотовыставка “Процветай, мой Край родной!"

Беседа, выставка

Сбор фотографий с видами поселка. Организация выставки. Показ выставки подготовительной группе и родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - викторина с участием родителей "Люблю тебя, мой край родной"

Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста. Программные задачи: развивать экологические представления, систематизировать знания о живой и неживой природе, развивать интерес и л...

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....

Календарно - тематическое планирование в старшей группе на тему: "Люблю тебя, мой край родной! Юбилей Красноярского края".

Календарно - тематическое планирование в старшей группе детского сада по теме "Люблю тебя, мой край родной!"...

программа "Люблю тебя мой край родной!"

программа для средней группы по казачеству....

Альбом (презентация) Ставропольской край. «Люблю тебя, мой край родной». 2018год.

Авторская разработка. Образовательная область «Познавательное развитие»....

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

Авторская программа "Люблю тебя, мой край родной"

Программа рассчитана на детей старшей группы и направлена на развитие творческих способностей детей и воспитание любви к родному краю....