Проектная деятельность в старшей группе
проект по окружающему миру (старшая группа)

Михайлова М.В.

Проект для старшей группы "Как разудить семечко"

Цель проекта: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию садовых растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kak_razbudit.docx980.24 КБ

Предварительный просмотр:

Проект   «Как разбудить семечко?»

Возрастная группа: старший возраст

группа №6

Реализация проекта 15.04.19-26.04.19

Воспитатели: Михайлова М.В., Тимофеева Е.Е.

Актуальность проекта:

Детский сад - это одно из первых звеньев, где ребёнок учится понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений.

В ходе реализации данного проекта дети узнают много новых слов, понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов. Путем исследования мы познакомимся с садовыми растениями.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность должна сопровождаться положительными эмоциями. Обязательно увлечение самим процессом деятельности.

Цель проекта: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию садовых растений.

Понедельник- вторник. Актуализация проблематики недели.

Утренние обсуждения: Обсуждение прочитанных рассказов и сказок («Джек и бобовое зернышко», «Веселая фасоль», «Горошина», «Овощи – целители», «Не сей горох возле дорог»)  прочитанных ранее. Рассматривание дидактических картинок, альбомов по теме растения, дневники наблюдений за ростом семян.

Активизирующая ситуация: Какой рассказ (сказка) понравился больше всего? Чем похожи  персонажи? Какие они?  Чем отличаются?  Чему учат?  Развивать способность кратко пересказывать  понравившиеся отрывки и эпизоды. Как вы думаете, а если посадить семечку, дорастет до неба? А может быть попробовать? А кто-нибудь знает, как разбудить семечку?

Игры – пантомимы: «Семечко проснулось», «Росток»,«Угадай, кем я стану?»

Возрастные особенности развития ребенка

К 5 годам у ребенка уже сформирован ряд представлений об окружающей среде и отношение к ней.

Дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний.

Возможности освоения старшими дошкольниками различных взаимосвязей, зависимостей, существующих в природе. Дети 5-7 лет характеризуются особенно большими возможностями познания разнообразных зависимостей природы. В младшем дошкольном возрасте дети могут прослеживать только единичные связи, в то время как в старшем — при последовательной работе — понимать связи комплекса признаков. При специальной организации наблюдений старшие дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки связей внутри сообщества растений, способны устанавливать более сложные (многозвенные) связи, цепочки связей,  связь комплекса признаков, зависимость жизни растений и животных одновременно от ряда факторов. То есть у них уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы.

Если в младшем возрасте среди мотивов обучения преобладает непосредственно эмоциональное отношение ребенка, то в старшем при сохранении указанного мотива, появляются новые: мотивы известной общественной необходимости и познавательный интерес, который при определенных условиях приобретает достаточную устойчивость и активность.

Дети старшего дошкольного возраста способны осознавать некоторые взаимосвязи в природе, выделять основные понятия, классифицировать определенные объекты, вычленять существенные признаки тех или иных объектов природы, делать обобщения, выводы. В то же время одним из мотивов, поддерживающих интерес к экологическому образованию, является познавательная активность ребенка и эмоционально окрашенное восприятие окружающей среды.

Понедельник  15. 04.

Первая половина дня. Занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС.

Познавательное  развитие.

Обсуждение прочитанных рассказов и сказок «Почему вернулась ласточка» (русская народная сказка), «Джек и бобовый стебель» (английская сказка), «Как появляется цветок» ( И. Гурина).

Активизирующая ситуация:

Какой рассказ (сказка) понравился больше всего? Чем похожи  персонажи? Какие они?  Чем отличаются? Можно ли вырастить «бобовое дерево»? Почему семена  прорастают?

Разместить в РППС  тематические альбомы  «Тайны живой природы. Жизнь растений», атлас «Бобовые культуры», «Что потом?», «На свету и в темноте» и т. д. Подобрать  художественную, научную  литературу, дидактические  и настольно - печатные  игры: «Вершки и корешки», «Деревья, плоды, листья», «Чьи семена?»

Работа с родителями: предложить детям совместно с родителями выбрать любимую книгу, в которой говориться о  весне, пробуждении природы, посадке семян и  растений  и  рассказать о ней.

Вторник  16.04.

Первая половина дня. Занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС.

Социально-коммуникативное развитие:

Ситуативный разговор:  «Как разбудить семечко?»

Театрализованные игры:

Игры – пантомимы: «Семечко проснулось», «Росток»,«Угадай, кем я стану?»

Обсудить о чем будет  «Дневник наблюдений»? Выбрать семена для эксперимента. Установить последовательность различных событий: что будет если  

а) семена замочить и поставить в теплое светлое место

б) оставить сухими

в) поместить на холод

Работа с родителями:

Предложить найти информацию о посадке семян; пословицы, поговорки, приговорки, загадки о бобовых растениях; приметы, сказки, рассказы, стихи.

Среда  17. 04

Первая половина дня. Занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС.

Художественно – эстетическое развитие

Рисование  иллюстраций на тему «Как разбудить семечко»

Дети выбирают материалы и инструменты для зарисовок.

Постараться передать  в рисунках условия, необходимые для пробуждения семян (свет, тепло, влага)

Активизирующая ситуация:

 Что  нужно для того, чтобы семечко  ожило? Что произойдет если  уcловия  будут неблагоприятными?

 

 Обсуждение последовательности  событий, которые могут произойти с семечком (в зависимости от условий)

- замерзнет на холоде

- погибнет в темноте

- прорастет, если будет влага и тепло

 

Работа с родителями:

Фиксируем предполагаемый результат исследования в рисунках, схемах, рассказах. Учимся фантазировать: что было бы….

 

Четверг  18.04.

 Первая половина дня. Занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС.

Развитие речи

Кроссворд «Жил-был Боб»

Обсудить  истории из опыта наблюдений.

Выяснить  какая из историй наиболее интересная? Что нужно делать, чтобы семечко не погибло?

Активизирующая ситуация:

Какие  наблюдения самые интересные, почему? С чем связано набухание семян?

Уточнить  чем зарисовки отличаются от иллюстраций. Выбрать  нужные  для «Дневника наблюдений»

Изучить дидактический материал «Злаки в картинках»

(зародыш, корешок, росток, стебель и т.д.)

Пятница  19. 04.

 Первая половина дня. Занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС.

Художественно-эстетическое развитие.

Дети договариваются, какие материалы им понадобятся для создания  зарисовки, что на ней будет изображено?

Активизирующая ситуация:

Что изобразить на иллюстрации, чтобы было понятно,  какие изменения произошли с семенами за определенное время

 (1 неделя) и в определенных условиях? (свет, вода, тепло, и т.д.)

Рассматривание объектов  наблюдения.

 Обсуждение полученного промежуточного результата.      Корректировка зарисовок:

- семена, залитые водой и помещенные в тепло, хорошо  набухли, увеличились в размерах, кожица сморщилась и потрескалась

- сухие семена, стоящие в темноте не изменились

- cемена, находящиеся в холоде, набухли меньше, кожица осталась целой и гладкой.

Понедельник  22. 04.

Первая половина дня. Занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС.

Познавательное  развитие.

 Беседа  «Растения  как живые организмы: как они дышат, питаются, путешествуют. Развитие  и потребности»

Активизирующая ситуация:

Где семечку лучше?

- на свету или в темноте

- в тепле или в холоде

- с водой или без воды

Размещение в РППС  изображений основных этапов развития растений «Модель роста» (семечко – росток – взрослое растение – цветок – плод)

Внести  научную  литературу,

детские энциклопедии «Растения», «Большой атлас природы России», «Я познаю мир», дидактические  и

настольно – печатные  игры.

Наблюдения за объектами (семена бобовых) находящимися в различных условиях.

Зарисовки сухих и набухших семян.

Вторник  23.04.

Первая половина дня. Занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС.

Социально-коммуникативное развитие:

Ситуативный разговор:  «Как помочь растению весной, или нужен ли корешкам воздух?»

Театрализованные игры: инсценировка «Кому лучше?»

(рассказ Семечка о своём пробуждении)

Провести сравнительный анализ наблюдений (математика)

- размер семян (сухие меньше, чем набухшие)

-  цвет (набухли и потемнели)

- форма (мухие семена продолговатые, набухшие – округлые)

- сухие семена остались гладкими,

(набухшие сморщились и потрескались)

Сделать зарисовки для Дневника наблюдений

Работа с родителями: предложить понаблюдать  с ребенком за весенними  изменениями в природе, сделать иллюстрации, фото отчет, придумать загадку, кроссворд, ребус.

Среда  24. 04

Первая половина дня. Занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС.

Художественно – эстетическое развитие

Дети выбирают материалы и инструменты для зарисовок в «Дневник наблюдений»

Активизирующая ситуация:

С помощью чего мы будем делать зарисовки  в «Дневнике»? Что нам понадобиться для этого?

Постараться передать ИЗМЕНЕНИЯ  происходящие с  объектами наблюдений:

 а) нет изменений

 б) появился корешок

 в) семечко погибло

Продумать зарисовки - это будет схема, изображение отдельного выделенного элемента (изменения) либо иллюстрация сюжета (действия).

Четверг  25.04.

 Первая половина дня. Занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС.

Развитие речи

Рассказ «Овощи – целители»

Сценка «Спор органов растения».

Активизирующая ситуация:  

Какие персонажи самые интересные, кто из героев вам понравился?

Установить взаимосвязь строения и функций всех систем растения.

Наблюдение за объектами исследования.  Зарисовки (схемы) :

 а) вода + свет + тепло = появились корешки и первый росток

б) свет + тепло (без воды)  = ?

в) вода + свет  (без тепла)   = ?

г) вода + тепло (без света)  = ?

Пятница  26. 04.

 Первая половина дня. Занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС.

Художественно-эстетическое развитие.
Дети  договариваются, какие материалы им понадобятся для создания обложки  дневника наблюдений «Как разбудить семечко», что на ней будет изображено?

Активизирующая ситуация: Что изобразить на обложке «Дневника», чтобы было понятно, о чем он?

Обсуждение полученного результата, сравнение с промежуточным. (При благоприятных условиях семечко проснулось на 5-й день, корешок появился на 7-й день, росток – на 10 день, на 12 –  13-й день  корешки окрепли, семена можно сажать в землю)

Выяснить соответствие (или не соответствие) с  ПРЕДПОЛАГАЕМЫМ результатом. Выполнить зарисовки.  Рассматривание, демонстрация «Дневника» родителям.

Анализ проектной деятельности

Тема проекта была  интересна детям  и раскрыта полностью.  РППС группы была пополнена художественной и научно - популярной литературой,  дидактическим материалом , играми, моделями и схемами развития семян и роста растений.

Дети активно и с интересом рассматривали журналы и книги о многообразии мира растений. Вместе с родителями дома подбирали  дополнительную литературу по теме проекта, наблюдали за изменениями в природе весной, делали иллюстрации.

Дети знают и различают семена бобовых культур, с удовольствием участвуют в экспериментировании с ними. Имеют представления об условиях, необходимых для пробуждения семян, их дальнейшего роста и развития (вода, свет, тепло).

  Научились  анализировать и оценивать рассказы с точки зрения их содержания, структуры, связности.  Продолжали совершенствовать диалогическую форму речи. Способны  высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.  

Могут , заранее продумывать  содержание рисунка, находить выразительные средства  для его выполнения. Умеют  создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображение.  

Способны,  не только видеть сходство предмета с геометрической фигурой и отличие от нее, но и передавать это в ХПД.

Больше всего в РППС группы детей привлекал уголок, в котором были представлены модели и схемы развития растений, а также экспериментальные образцы семян,  они с удовольствием их рассматривали, обсуждали  происходящие изменения и свои зарисовки.  

Дети были  увлечены  процессом экспериментирования с семенами. Результаты проекта нашли отражение в  зарисовках и схемах  для  «Дневника наблюдений».  

Первая неделя эксперимента протекала более спокойно. Дети приносили из дома книги,  энциклопедии, атласы растений, рассматривали их, делали  иллюстрации к историям, фантазировали на тему,  что могло бы случиться с семечком. В течение второй недели  дети  чаще наблюдали  за развитием семян,  помещенных в благоприятные  и неблагоприятные условия. Учились анализировать свои наблюдения, обсуждать  результаты наблюдений  и делать выводы. Ежедневно делали зарисовки для «Дневника наблюдений»

Вопрос дня на неделе: « Почему корешки  появились  первыми?»

Дети  сами придумали игру, в которой  семена разных растений, улетевшие от родного дома, ищут  своих родственников.  Также инсценируют превращения семечка в растение.

Обсуждают:  « Может ли вырасти бобовое дерево, как в сказке «Джек и бобовый стебель?» и «Какой у нас будет урожай?»

Строят: дачу, огород и грядки.                          

  Рисуют:  различные растения, семена, плоды, листья  и  их приключения.

https://pp.userapi.com/c850636/v850636295/106429/q2R3yuSuVzs.jpghttps://pp.userapi.com/c856028/v856028295/32050/8w68i0KPdUk.jpghttps://pp.userapi.com/c851416/v851416295/112335/ZS5jr5Ocs_k.jpghttps://pp.userapi.com/c852216/v852216295/10de8a/fmd0nbd-Ng8.jpg

https://pp.userapi.com/c848520/v848520295/17a15b/9ukehL0wP98.jpg

https://pp.userapi.com/c851332/v851332295/119a73/r054Ao9Yskg.jpghttps://pp.userapi.com/c849132/v849132295/180054/TBP0-JUjkT8.jpg

        https://pp.userapi.com/c844520/v844520295/1f0ecc/iHxSNZcc3KQ.jpghttps://pp.userapi.com/c846221/v846221295/1f8e6f/bwdBqMykyIs.jpg


https://pp.userapi.com/c851432/v851432295/10cf33/Z4xvAisE1SI.jpghttps://pp.userapi.com/c850436/v850436295/10a0c5/GqeUkGTxBMw.jpg

        https://pp.userapi.com/c846017/v846017295/1fcbe4/pQimrl9r4qM.jpghttps://pp.userapi.com/c846017/v846017295/1fcbdb/XuDpnB-Le4k.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в старшей группе

Воспроизведение генеалогии своей семьи, знать её историю, проследить развитие творческого человека от поколения к поколению....

Паспорт проектной деятельности в старшей группе "В гостях у хозяйки медной горы"

Проблема нравственно - патриотического воспитания детей в современном мире актуальна и сложна, так как уделяется мало внимание знакомству их с природой России. Живя в стране  богатом полезными ис...

Проектная деятельность в старшей группе "Моя семья".

В проекте освещена работа с детьми по знакомству с семье, с историей ее происхождения....

Проектная деятельность в старшей группе "Остров здоровья".

Главная цель этого проекта - приобщение детей к здоровому образу жизни....

Проектная деятельность в старшей группе

Одним из перспективных методов, способствующих решению  многих  проблем, связанных с познавательно-речевой деятельностью,  является метод проектов. Актуальность метода проектов за...

Проектная деятельность в старшей группе

Одним из перспективных методов, способствующих решению  многих  проблем, связанных с познавательно-речевой деятельностью,  является метод проектов. Актуальность метода проектов за...