Сообщение на ММО на тему: «Сенсорная коробка как основа речевого развития ребёнка»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Мурашкина Вера Павловна

Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mmo_murashkina_gorod_masterov.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Гимназия им. Н.В. Пушкова» Дошкольное Отделение №2

Сообщение на ММО на тему:

«Сенсорная коробка как основа речевого развития ребёнка»

Составила и провела воспитатель второй младшей  группы

Мурашкина В.П.

г.Москва г.Троицк

Апрель 2018г.

Актуальность.

          Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды.

Чем полезна сенсорная коробка

* Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений и многое другое.

* Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать некоторые новые слова (скользкий, шероховатый, слизистый, кожаный и др.) или сравнения, чтобы выразить идеи (чувствуешь, как…).

* Помогает изучению математики: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание – это лишь некоторые из математических преимуществ сенсорной коробки.

* Помогает изучению цвета, формы, текстуры.

* Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.

* Учит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей.

     В работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста необходимо использую сенсорные коробки преимущественно большого диаметра: тазы, надувные бассейны, большие коробки, большие пластиковые контейнеры (для хранения игрушек).

    Это позволяет нескольким детям играть с ней, не мешая друг другу, а также способствует развитию совместного игрового взаимодействия со сверстниками. Каждую коробку можно создавать по какому-либо сенсорному принципу: по цвету, форме, звуке или фактуре. Таким образом, малыши усваивают сенсорные эталоны цвета, формы, в тактильной памяти у них откладывается информация о внешних признаках различных материалов. Развиваются мелкая и крупная моторика, усидчивость, способность удерживать внимание на определенном предмете в течение продолжительного времени. Главный критерий использования сенсорной коробки в работе с детьми раннего и младшего возраста – это ее безопасность для жизни и здоровья ребенка. Обязательно во время игр детей с такими коробками находится  рядом с ними или принимают непосредственное участие в игровых действиях. Интересно создавать сенсорные коробки по тематическому принципу, так чтобы дети могли организовывать сюжетно-ролевые игры. Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды.

    Представляю вашему вниманию сенсорную коробку – макет «У бабушки в деревне». Данный макет является продуктом проектной деятельности детей второй младшей группы совместно с воспитателями и родителями. Не секрет, что многие малыши, приходя в младшую группу детского сада, не владеют речью. Одной из задач проекта «Домашние животные» являлось развитие и формирование связной речи у детей младшего дошкольного возраста.  По окончании проекта, макет занял своё место в центре сенсорного и познавательного развития нашей группы.

Цель.

Развивать речь посредством тактильных манипуляций разнообразными предметами.

Задачи.

- Формировать знания детей о домашних животных.

-Расширять тактильный опыт, активизируя в словаре прилагательные, существительные (названия домашних животных, их детёнышей, жилища), звукоподражание.

-Развивать умение группировать и распределять домашних животных по их жилищам.

- Способствовать возникновению игр с творческим сюжетом, развивая связную речь.

- Формировать навык действовать сообща, умение играть в

коллективе;

-Формировать навыки пространственного мышления, активизируя в речи предлоги и наречия.

-Развивать память, внимание, логику, мышление.

-Воспитывать у детей любознательность и чувство сопереживания

к живым существам.

   

     В создании макета – сенсорной коробки принимали участие родители, сами дети и воспитатели второй младшей группы №10. За основу макета была взята фанера. Забор из распиленных веток приклеен к основе на горячий клей. В качестве земли мы использовали  гречку, трава – крашенный зелёной гуашью рис, корм для птиц – горох, сухая трава.  Пруд вырезали из глянцевого цветного картона голубого цвета и огородили декоративными стеклянными камнями. Постройки и загоны были сделаны из веток, картона,  также были использованы готовые ограждения из набора домашних животных.  Ну и, конечно, набор фигурок домашних животных.

Правила работы с сенсорной коробкой:

  1. Занятие проводится индивидуально или подгруппами по 2-3 ребенка
  2. Перед работой убедиться (спросить у родителей), нет ли аллергии у кого-либо из участников игры на любой компонент из коробки.
  3. Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине!
  4. При работе с детьми до 3 лет коробка не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть компоненты, содержащиеся в коробке.
  5. До и после окончания работы - помыть руки с мылом!

     Как можно играть с сенсорной коробкой?

  1. Самое интересное – кормить животных, насыпая им крупу в корыто.  Дети учатся заботиться, ухаживать за животными. Развивается ещё одно важное умение - не пересыпать крупу, чувствовать меру. При этом проговаривать ребёнку, кто что ест: лошадь – овёс, курочки – травку, пшено и т.д.
  2. Д/и «Где чья мама». Из чудесного мешочка вынимаются по очереди детёныши домашних животных. Дети называют их и определяют в загон к маме.
  3. «К бабушке приехали внуки». Можно разыграть ситуацию, когда к бабушке в деревню приехали внуки (фигурки детей из конструктора лего). И кормить, ухаживать за животными, кататься на лошадях будут эти фигурки. Дети тем самым будут как бы ассоциировать себя с этими человечками – развитие ассоциативного мышления.

Во время игры проговариваем, кто как кричит, какую пользу приносит животное человеку.

     Вывод: использование сенсорной коробки в работе с дошкольниками это интересная и полезная работа, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Важно не забывать менять содержимое коробочки и не давать детям все сразу, чтобы каждая игра давала детям ощущение новизны и необычности, оставалась для них всегда интересной, заманчивой, а главное – несла в себе развивающую функцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие основа речевого развития детей дошкольного возраста

Кинетический песок по работе с детьми дошкольного возраста...

«Развитие творческого воображения – основа речевого развития ребёнка»

Развитие творческого воображения дошкольников актуальная проблема современного дошкольного образования в свете ФГОС, которая является...

Консультация для родителей на тему : "Сенсорное воспитание- чувственная основа умственного развития".

В настоящее время большое внимание необходимо уделять сенсорному развитию, как неотъемлемой части умственного и познавательного развития....

Сенсорная коробка как средство речевого и познавательного развития детей

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Поэтому в своей работе я часто использую такое средство развития поз...

Консультация «Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка»

Слайд 1.При рассмотрении вопросов речевого развития детей раннего дошкольного возраста, большое значение необходимо уделять сенсорному развитию. Сенсорный опыт является базовым для развития всей психи...

Сенсорное воспитание, как основа всестороннего развития ребёнка.

Сенсорное воспитание, как основа всестороннего развития ребёнка....