Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Прозрачный невидимка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Карелина Елена Николаевна

развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; формировать знания о воздухе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Прозрачный невидимка»

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; формировать знания о воздухе.

Задачи:

Образовательные:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- учить обобщать, анализировать, делать выводы, самостоятельно проводит простые исследования.

- учить воспринимать и удерживать инструкцию, при выполнении исследовательской задачи.- учить действовать по образцу, заданному взрослым.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

- Воспитывать интерес к экспериментированию.

- воспитывать чувство гордости при открытии новых знаний.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный, опыты, полый.

Методические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, игра малой подвижности, опыт, эксперимент, анализ, подведение итога, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Гипотезы:

- воздух постоянно нас окружает;

- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

- воздух есть внутри предметов;

- воздух есть внутри людей;

- без воздуха не возможна жизнь.

Предшествующая работа:

- наблюдения за ветром;

- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;

- изготовление вееров.

Планируемый результат:

Воздух невидим, он прозрачен, он есть внутри пустых предметов, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Чистый воздух необходим всем живым организмам, поэтому его необходимо оберегать от загрязнения.

Оборудование:

- полиэтиленовые пакетики (по количеству детей);

- чашки с водой, трубочки (по количеству детей);

- нетонущие (полые) предметы, для сравнения тонущие, тяжёлые.

- "Чудесный мешочек", предметы к нему (тонущие и не тонущие)

- игрушка «Буратино»

- полоски из бумажных салфеток

-веера (по количеству детей);

- апельсин,

- воздушные шары (по количеству детей);

- мыльные пузыри

Содержание НОД:

Психогимнастика: "Корабль и ветер"

Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки и согреем друг друга своими улыбками. Представьте себе, что все мы сейчас плывём на большом красивом корабле, под белыми парусами. Он плывет по волнам, но вдруг, ветер стих, паруса повисли и корабль остановился! Давайте поможем нашему кораблю снова плыть вперёд, и позовём на помощь ветер! Вдохните в себя воздух, сильно втяните щёки. А теперь с шумом выдохните воздух через рот, и пусть вырвавшийся на волю ветер снова надует паруса, и наш корабль поплывет по морским просторам! Давайте повторим ещё раз, я хочу услышать, как шумит ветер!

Воспитатель: присаживайтесь пожалуйста, давайте мы с вами побеседуем. Для того, чтобы узнать о чём мы сейчас с вами поговорим, внимательно послушайте и отгадайте загадку: - "Что вокруг нас всегда, но мы это не видим?

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда,

Он без запаха, без цвета,

Угадайте, что же это?

Дети: Воздух!

(раздается стук в дверь)

Буратино (появившись из-за дверей): Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе, если тебе интересно, присоединяйся к нам. Отгадайте загадку:

Вот гора, а у горы-

Две глубокие норы,

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. (Что это)

Дети- (Нос). А для чего в носу дырочки? (ответы детей) Через дырочки в нос воздух поступает, в трубочки - трахеи, а затем – в лёгкие. А воздух из лёгких в виде пузырьков насыщает весь организм.

Буратино: Воздух, воздух? Лично я никогда не видел воздух? Значит, его и нет! А вы, ребята, его видели?

Дети: Нет, не видели!

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Невидимый, прозрачный!

Буратино: Ну, вот, сами говорите - невидимый! Значит его и нет вовсе! Все равно не верю! Вот докажите, что этот самый, воздух, есть!

Воспитатель: Буратино! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас нас. Раз мы его не видим, значит, он какой?

Буратино: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем делать опыты, как настоящие исследователи. Для этого мы устроили лабораторию. Но перед этим нам надо немного отдохнуть и набраться сил, давайте встанем прямо, и немного поиграем:

Игра "Надувала кошка шар"

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Описание игры: дети находятся в расслабленной позе, они изображают сдувшиеся шарики. Воспитатель произносит текст:

Надувала кошка шар

А котёнок ей мешал:

Подошел и лапой -хлоп!

А у кошки шарик - лоп!

(На слова: "надувала кошка шар. " дети выпрямляют туловище, надувают щёки. На сигнал "лоп" - "шарики" со звуком сдуваются и возвращаются в исходное положение.)

Воспитатель: А теперь займёмся опытами. (подходят к лаборатории)

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Буратино, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Попробуйте поймать его руками!

Получается? (Дети: Нет). Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт 1 «Поймать воздух» (С полиэтиленовым пакетом)

Воспитатель: Дети, возьмите каждый в руки по пакету. В нём что-то есть?

Дети: Нет, он пуст.

Воспитатель:. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет наполнился воздухом, он похож на воздушный шар. Воздух занял всё место в нём. Теперь откроем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Смотри, Буратино! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И у нас это получилось! Мы поймали его в мешочек, а потом выпустили его.

Буратино: Ой, точно! Летом на море я видел, как люди запирают воздух! Это, кажется, был надувной круг!

Воспитатель: Конечно, Буратино! Ведь воздух легче воды! И если внутри круга воздух, то он, конечно же, не тонет, а плавает!

Буратино: Значит, если внутри предмета воздух, он будет плавать? Ребята, я принёс собой вот такой чудесный мешочек, а в нём разные предметы, помогите мне разобраться, какие будут плавать, а какие нет?

Дидактическая игра «Тонет - не тонет»

(Дети поочерёдно достают из "чудесного мешочка" предметы, называют их и высказывают своё предположение будут они плавать или нет, и почему они так думают, проверяют своё предположение на практике, опустив предмет в таз с водой)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Буратино узнать, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но надо помнить, если во внутрь такого предмета попадёт вода и вытолкнет воздух, то он может утонуть.

Буратино: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 2 «Подуть в трубочку, опущенную в ёмкость с водой»

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в воду. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Воспитатель: Ребята, а давайте немного отдохнём, и поиграем.

Игра "Воздушные шарики»

Цель: Снять. напряжение, успокоить детей.

Описание игры: Играющие стоят в кругу. Ведущий даёт инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щёки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится всё больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нём. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». (Повторить 2-3 раза

Воспитатель: Все люди дышат через нос. Буратино, послушай, как дышат наши носики. Когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Воспитатель: Чтобы его увидеть мы проведём опыт с салфеткой

Опыт 3. С салфеткой

Воспитатель: А с салфеткой видно?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Опыт 4. С веером

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух имеет запах? Понюхайте. А как же получается, что когда мама печёт пирожки на кухне, то мы чувствуем запах в комнате? Оказывается, воздух движется и несёт эти запахи к нашему носу.

Опыт 5. С апельсином

Буратино: Я очень люблю пирожки, особенно с яблоками, они так вкусно пахнут!

Воспитатель: Хорошо, ребята попозже обязательно угостят тебя пирожками, а сейчас давай вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе.

Буратино:

Я сегодня очень много узнал о воздухе!

- Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;

- Чтоб увидеть воздух, его надо поймать

- Что воздух есть внутри пустых предметов;

- Без воздуха ничто живое не может жить;

- А ещё я узнал, что воздух не пахнет и может передавать запахи

- А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха!

- И даже внутри людей есть воздух (мы пускали пузыри в воду)

Воспитатель: Буратино, тебе у нас понравилось, тебе было у нас интересно?

Буратино: Спасибо, ребята, мне было так интересно, что я хочу вам подарить что-нибудь на память. Только не знаю что. Может мой чудесный мешочек поможет? Надо произнести волшебные слова, кот Базилио и лиса Алиса научили меня таким словам. Сейчас попробую (колдует: Крэкс, Фэкс, Пэкс). Ничего не получилось! Ребята, давайте вместе попробуем. (вместе с детьми произносит заклинание 2раза). Заглядывает в мешочек "-Ура, получилось! Вот что значит вместе дружно постарались!" (раздаёт детям воздушные шарики). Ну всё ребята, мне пора возвращаться к папе Карло. Пойду расскажу ему и своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!

Воспитатель: Ребята, а Буратино нам оставил одну интересную игру, посмотрите, что это у меня? (Мыльные пузыри). Но мы поиграем с ними попозже, когда пойдём на улицу- дышать свежим воздухом. А сейчас нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» с учетом ФГОС ( старшая группа)

ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.ЗАДАЧИ:СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ• создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с ...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Великий невидимка – воздух".

Данная разработка НОД по познавательному развитию  " Великий невидимка - воздух" предназначена для детей подготовительной к школе группы...

КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию в старшей группе «Воздух-невидимка»

Программное содержание:познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения;дать элементарное представление о значении чистого воздуха;закреплять у  детей представле...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Прозрачный невидимка»

развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; формировать знания о воздухе....

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух – невидимка»

Задачи:1. Формировать представление детей о значении воздуха для человека и всего живого.2. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место ...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух - невидимка»

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух - невидимка»...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: "Воздух-невидимка"

В основе занятия - опыты с воздухом и закрепление полученного материала с помощью презентации....