Конспект НОД "Воздух кругом!"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

конспект Нод по экспериментальной деятельности с воздухом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_sredney_gruppe_vozduh_-nevidimka.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе «Воздух кругом!»

Цель: Расширять знания о воздухе.
Обучающие задачи:
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. 
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля ; зубочистки; гуашь; кисточки; фонарик.

Ход занятия

В: Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и провести научные исследования  в лаборатории. Вы хотите?
Д: Да!
В: Мы с вами были уже в лаборатории. Помните? Где мы были?

Д: ответы детей.

В: Какие вы помните правила работы в лаборатории?

Д: ответы детей.

В: Правильно, необходимо  одеть специальную одежду, не бегать, ничего ни трогать без разрешения взрослого, быть аккуратным и внимательным.

Одевайте  шапочки и халаты. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь. 
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем. 
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать. 
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!

Д: Воздух!
В: Правильно. Скажите, ребята, мы можем увидеть воздух?
Д: ответы 
В: Потрогать, почувствовать  воздух можем?

Д:ответы

В: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к подготовленным столам). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Д: Да. 

Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).
В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Д: Он пуст. 
В:Раскрывайте пакет и повторяйте за мной ловите воздух в пакет.

 Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Д: ответы

 В: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?
Д:ответы детей.

В: Еще раз поймайте воздух. На столах у меня фонарик. Ребята, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?
Д: Свет фонарика проходит через пакет. 
В: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный. 
Ребята, как  можно   воздух, почувствовать его?

Д: ответы

В: Хотите почувствовать?

Опыт 2. « Воздух-ветерок»

В:У вас на столах лежат зубочистки .Проткните аккуратно ей пакет и приложите ладошку  к пакету. Что вы чувствуете?

Д:отеты

В: Воздух находится в пакете. В виде ветерка вылетает из пакета. Прохладный.

Ветер –это поток воздуха.


В:Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой. Когда воздух мы выпустили?
Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.
В: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята?

Д: ответы.

В: Давайте проверим.

Опыт 3. «Воздух в человеке».
 На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные палочки.
Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками. Что делают горошины?

Д:лежат на дне стаканчика.

В: Хотите оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь?

Д:ответы.

В: Нам поможет  воздух. Для этого  нам нужно подуть в трубочку.(Дети дуют в трубочки). Что происходит?

Д: ответы детей.

Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух?

Д: Ответы

В:Сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Значит сейчас мы убедились. Что в человек есть воздух! Мы им дышим! Ребята, а вы умеете правильно дышать?
Дети: Умеем!
Воспитатель: Покажите! Молодцы! Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.

Физкультминутка:

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело. (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте).

В: Ребята, пожалуйста, проходите к рабочим местам.

Опыт 4. "Что легче: вода или воздух?"

В: Ребята, когда мы дули в трубочку , пузырьки поднимались вверх. Как вы думаете почему?

Д: ответы детей

Воспитатель : Пузырьки это воздух. Воздух легче воды .Они (воздух) поднимаются на вверх.

Это можно доказать,проведя следующий опыт. Как вы думаете, есть ли воздух в банке?

Д:ответы.

В: Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось?

Д: Пузыри.

В: Как вы думаете, почему они появились?\Д: ответы

В: Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей. Теперь мы с вами убедились. Что вода тяжелее воздуха и может его вытеснять.

Опыт 5. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).

В: хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом!

Воздух очень  много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем-
Капельки раздуем!
Приглашаю вас на ваши места.
На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится?

Д: ответы

В: когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!!
В: Ребята, Вы сегодня были настоящими учеными, исследователями! В результате наших поисков, что  мы обнаружили

Д: ответы

Воспитатель подводит итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):

- что воздух прозрачный, бесцветный;
- что воздух постоянно нас окружает;
- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;
- что воздух легче воды;
- что мы с вами дышим воздухом;
- что воздух есть внутри людей.

Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха?

Д:ответы

В: Воздух необходим всему живому

Оформление выставки творческих работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Солнечный круг"

Конспект  занятия по  сенсорике  "Солнечный круг"....

Конспект утреннего круга в старшей группе по лексической теме "Снег и вода"

Дети учатся планировать свою деятельность, формулировать свои суждения....

Конспект занятия «Круг общения – дружба». Средняя группа.

Конспект занятия«Круг общения – дружба». Средняя группа. Цель: Формировать социально-коммуникативные навыки  в процессе формирования представлений о дружбе, умение реагировать на происходяще...

конспект утреннего круга по программе сообщество

Утренний круг во второй младшей группе.   Структура утреннего круга:Дети встают в круг, держатся за руки и произносят слова приветствия: Собрались все дети в кругТы мой друг и я тв...

Конспект "Солнечный круг"

Конспект НОД по ФЭМП в первой младшей группе "Солнечный круг"...

Конспект НОД "Круг, квадрат,треугольник" для средней группы

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей 4-5 лет по математическому развитию...

Конспект НОД "Круг" вт мл группа

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Круг и треугольник. Один — много. Группирование предметов по одному признаку»Тема: геометрические фигуры – круг и треуг...