Экологические дидактические игры
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Коршунова Ольга Александровна

В игре дети накапливают чувственный опыт, осваивают и творчески проявляют приобретенные знания.

Дидактические игры:

- уточняют, закрепляют, расширяют представления о предметах и явлениях, растениях и животных;

- способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности

- обогащают словарь;

- воспитывают умение играть вместе;

- формируют умение по слову восстанавливать образ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_didakticheskie_igy.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель Коршунова Ольга Александровна ГБДОУ ЦРР детский сад №29 Красносельского района Санкт-Петербурга.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД.

В игре дети накапливают чувственный опыт, осваивают и творчески проявляют приобретенные знания.

Дидактические игры:

- уточняют, закрепляют, расширяют представления о предметах и явлениях, растениях и животных;

- способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности

- обогащают словарь;

- воспитывают умение играть вместе;

- формируют умение по слову восстанавливать образ.

Прежде всего, уделяется внимание следующим вопросам:

1.Понимание ребенком самоценности природы.

2.Осознание ребенком себя как части природы.

3.Воспитание у детей активной жизненной позиции.

4.Обучение азам элементарной экологической безопасности.

5.Формирование экологически грамотного поведения в быту и в природе.

6. Формирование эмоционально-положительного отношения к

окружающему миру.

Пластическая игра «Буря на море».

Дети встают в круг, изображая бурное волнение моря; часть детей изображает рыбок, которые прячутся на дно морское, чаек, которые быстро машут крыльями, стонут и прячутся на берегу.

Игра «Изобрази».

Попросите детей изобразить: звук ветра, порождаемого бурей; звук облаков, подгоняемых ветром; звук большого пушистого об лака. Приведите детям народные приметы: Кучевые облака - к вечеру дождь будет. Низкие облака - к дождю.

Пластическая игра «Танец бабочек».

К этой игре можно совместно с детьми скроить и раскрасить "одеяние" бабочки, то есть её крылья, из плотной бумаги. Дети, нарядившись бабочками, то медленно и плавно, то порывисто и быстро изображают полёт бабочки.

Игра «Чья птица улетит дальше?»

Дети выстраиваются по одной линии и по команде запускают свою бумажную птицу. Выигрывает тот, чья птица дальше всех улетела.

Игра «Журавли-журавли».

Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поёт или говорит речитативом следующие слова: «Журавли, журавли, выгнитесь дугой». Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает: «Журавли, журавли, сделайтесь верёвочкой». Дети быстро, не отпуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который всё убыстряет шаги по темпу песни. «Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!» - вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поёт дальше «Змея, заворачивайся в кольцо», «Змея выпрямляется»и т. д. Упражнения выполняются во всё возрастающем  темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.

Игра «Ласточки и мошки».

Играющие - мошки - летают по поляне и напевают:

Мошки летают!

Ласточку не замечают!

Жу-жу! Жу-жу! Зу-зу! Зу-зу!

Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, мошку поймает!» С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Мошкам следует летать по всей площадке.

Игра «С чем нельзя в лес ходить?»

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или

иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

Игра «Птица без гнезда».

Играющие делятся на пары и встают в большой круг, на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит ближе к кругу, - гнездо, второй за ним - птица. В центре круга чертят небольшой кружок - там водящий. Он считает: «Раз...» - игроки, изображающие гнёзда, ставят руки на поле. «Два...» - игрок-птица кладёт руки на плечи впереди стоящему, т.е. птица садится в гнездо. «Три...» - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего: «Все птицы по домам!» каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком - гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнёзд. При повторении игры дети меняются ролями. Птицы вылетают только на счёт «три». Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.

Игра «Попади в цель».

Детям выдаются корзинки с шишками, строится башня из кубиков. Дети стреляют в построенную башню, считают, кто сколько раз попал. Игра продолжается до тех пор, пока башня не будет разрушена. Проводятся парные соревнования – кто большее число раз попадёт в ствол дерева.

Игра «Цветы и ветерок».

Дети выбирают для себя название цветка, обращаются к ведущему-ветерку: «Здравствуй ветерок! Угадай наше имя». Ветерок отвечает: «Здравствуйте, цветы!» – и начинает перечислять названия цветов. Как только он угадает название, дети разбегаются, а ведущий их ловит. При повторении игры выбирается другое название цветка, а также меняется способ бега: спиной вперёд, галопом, на носках. На внешней стороне стопы. Теми же движениями пользуется и ведущий.

Игра «Пищевые цепочки на лугу».

Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

Правила игры: Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.

растения - гусеница - птица

злаковые травы - грызуны - змеи

злаковые травы - мышь - хищные птицы

трава - кузнечик - луговые птицы

насекомые и их личинки - крот - хищные птицы

тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы

травы (клевер) - шмель

Игра «Пищевые цепочки водоёма».

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Правила игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

комар - лягушка - цапля

червячок - рыбка - чайка

водоросли - улитка - рак

ряска - малёк - хищная рыба

Игра «Пищевые цепочки в лесу».

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

Правила игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных, и предлагает выложить пищевые цепочки:

растения - гусеница - птицы

растения - мышка - сова

растения - заяц - лиса

насекомые - ежи

грибы - белки - куницы

лесные злаки - лось - медведь

молодые побеги - лось - медведь

Игра «Не замочи ног».

Из прутиков, шишек выкладывается ручей шириной 50 – 60 см. дети делятся на две команды. Одна из команд строится вдоль ручья и по сигналу перепрыгивает его. Тот, кто не смог преодолеть препятствие, выходит  из команды. Таким же образом прыгает и вторая команда. Выигрывает та из них, которая заканчивает игру с большим количеством игроков.

Игра «Пастух и стадо».

Выбирают волка и пастуха, которому вручают рожок и кнут. Остальные дети изображают коров. На слова “Рано, рано поутру пастушок «Ту-ру-ру-ру!» пастушок играет в рожок. А на слова «А коровы в лад ему затянули: «Му-му-му!» дети мычат. Пастух гонит стадо на поле (условленную лужайку), все бродят по ней. Через некоторое время пастух щёлкает кнутом и кричит: «Эй, коровы, пить хотите? Так домой скорей идите». Появляется волк, коровы убегают от него к пастуху.

Игра «К названному цветку беги».

Воспитатель называет какой-либо цветок и даёт команду: «Раз, два, три – к ромашке беги!». Дети не должны срывать цветы. Подбежав к цветку, его можно бережно потрогать рукой, наклониться, чтобы понюхать.

Игра «У кого какие рога».

Воспитатель читает стихотворение, дети как можно выразительнее передают его содержание:

Рога у барана, будто две баранки.

Рога у коровы, будто две подковы.

Рога у козы, будто две косы.

Рога у вола, будто два кола.

Рога у быка, Будто два штыка.

Рога у зубра, как у вил зубья.

Рога у оленя – два куста сирени.

Рога у лося, будто корни сосен.

Сам ты можешь догадаться,

Что рога все, чтоб бодаться.

После прочтения стихотворения дети начинают шутить – бодаться, бегая друг за другом.

Игра «В лесу – лесочке».

Дети стоят в кругу, в середине – кто-то из детей в позе присед с закрытыми глазами. На слова «В лесу – лесочке, на бугорочке спит Марина ( Татьяна, Серёжа и т.д.) в холодочке. Мы тихонько подойдём, сон Марины сбережём» – дети идут по кругу и кто-либо из них говорит: «Марина, просыпайся, в хоровод собирайся». Все вместе спрашивают: «Отгадай, кто позвал?» если имя названо правильно, говоривший занимает место в центре круга.

Игра «Добрые слова».

Подчеркнуть, что есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые вредят. Вспомнить добрые слова, когда и как их говорят. Придумать разные добрые слова для деревьев, для кустов, для осенних цветов, для птиц.

Игра «Цветочный магазин».

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2.

Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

Вариант 3.

Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерная экологическая дидактическая игра для ДОУ "Отгадай загадку, покажи отгадку"

Дети выполняя действия в соответствии с правилами, получают виртуальный приз. Опробировала на детях старшей группы, получилось не плохо....

Компьютерная экологическая дидактическая игра для ДОУ "Третий лишний"

Игра выстроена по правилам простой игры "Третий лишний". Дидактическая задача: выявить знания детей старшей группы о растениях цветника и их названия....

Экологическая дидактическая игра "Вершки и корешки"

Игра направлена на развитие познавательных интересов детей, учит  классифицировать овощи (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле). Игра способствует развитию мыслительной де...

Экологические дидактические игры в подготовительной группе ДОУ

Особенность дидактических игр заключается в том, что посредством игры малышам в ненавязчивой форме преподносится «целый багаж знаний»....

Экологические дидактические игры

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это ис...

Консультация для родителей «Экологические дидактические игры дома»

С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчиво...