Лес - наш лучший друг!
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сердобинцева Тамара Николаевна

Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал:  «Мы – хозяева нашей    природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Воспитание любви к природе – ключ к развитию человечности в ребенке.

Маленький человечек, развиваясь, познаёт мир. Изначально в детях живёт потенциал любви ко всему живому. И если малыш, подрастая, начинает губить природу, животных, то в этом виноваты, прежде всего, взрослые, потому что воспитание любви к природе начинается уже с младенческого возраста, и очень важно вовремя привить чувство ответственности за всё живое на земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл le_-_nash_luchshiy_drug.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

                     Тема: «Лес – наш лучший друг!»  

           Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал:  «Мы – хозяева нашей    природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Воспитание любви к природе – ключ к развитию человечности в ребенке.

Маленький человечек, развиваясь, познаёт мир. Изначально в детях живёт потенциал любви ко всему живому. И если малыш, подрастая, начинает губить природу, животных, то в этом виноваты, прежде всего, взрослые, потому что воспитание любви к природе начинается уже с младенческого возраста, и очень важно вовремя привить чувство ответственности за всё живое на земле.

        Цель: Уточнить и обобщить  представления  детей о лесе и его  обитателях.

        Образовательные задачи:

  • Формировать умение и навыки детей безопасного поведения на природе;
  • Вспомнить и закрепить правила поведения в лесу;
  • Способствовать формированию у детей положительного отношения к окружающему,                  

к самому себе и своим сверстникам.

  Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к природе, желание принимать участие в ее охране и

Защите;

  • Продолжать воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению птиц, животных и насекомых.

  Развивающие задачи:

  • Развивать навыки общения и речь, стимулировать познавательную деятельность;
  • Развивать творческие способности, фантазию и воображение;
  • Развивать самостоятельность и умение взаимодействовать со сверстниками.  

Интегрированные образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, развитие  речи, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.  

Методы  и приемы:

Методы: практические, сравнительно-поисковые.

Приёмы: постановка цели, вопросы, практическая помощь, поощрение.

Материал к занятию:

  • Лесная полянка (деревья и цветы);
  • Озеро (таз с водой);
  • Знаки-модели правил поведения в природе;
  • Картинки-ободки на голову с изображением птиц;
  • Картинки с изображением лекарственных трав;
  • Рыбки пластмассовые на магнитах и удочки.

     

    Ход НОД:

    Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Послушайте внимательно загадку и скажите, что это такое?

                                 Дом со всех сторон открыт,

                                 Он резною крышей крыт,

                                 Заходи  в  зеленый  дом,

                                 Чудеса  увидишь  в  нем.    

   Дети: Лес.

   Воспитатель: А теперь представьте, что мы с вами оказались в чудесном лесу. Посмотрите,   сколько здесь  много деревьев  и цветов!

   А как  красиво говорит о лесе русский народ! Много пословиц и поговорок сложил народ о лесе.

   Люди говорят: «Лес – это наше богатство!».

   Как вы думаете, почему родилась такая пословица?

   Дети: В лесу растут грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения. А еще в лесу всегда чистый воздух, в лесу много шишек и желудей для поделок и т.д.

   Воспитатель: А какие пословицы и поговорки о лесе вы знаете?

   Дети: (называют по пословице и объясняют ее смысл)

  1. Невысок лесок, а от ветра защита.
  2. Рощи и леса всему свету краса.
  3. Старые деревья молодые охраняют.
  4. Срубил дерево – посади два.
  5. Зеленое царство – лучшее лекарство.
  6. Лучше дальний путь в лес, чем ближний в аптеку.
  7. Больше леса – больше снега.
  8. Больше снега – больше хлеба.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А вы знаете, какие деревья растут в лесу.

Дети: Да

Воспитатель: А  сейчас, вы  расскажите и покажите, какие деревья выросли в  лесу.

Физминутка  «Выросли в лесу деревья»

                           Выросли в  лесу деревья.             Потягивания – руки в стороны.

                           Хорошо расти  им дома.

                           

                           Каждое старается,                          Руки вверх.

                           К  небу, к солнцу тянется.

                           На холме стоит рябинка,              Дети стоят прямо, прижав руки к туловищу.

                           Держит прямо, ровно спинку.

 

                           На полянке дуб зеленый                Ноги на ширине плеч, руки вверх.

                           Потянулся к небу кроной.

                           Сильный ветер сосны крутит,      Вращение корпусом вправо и  влево.

                           Словно самый тонкий прутик.

                           Елки ветер клонит тоже,

                           Мы с тобой на них похожи.  

                           

                           На поляне кедр могучий,                 Стоя на правой ноге, тянем руки вверх,

                           Задевает кроной тучи.                     то же на левой.

                           Рядом с ним растет  сосна,

                           К небу тянется она.

                           Тополь вырос рядом с ней:              Прыжки на двух ногах как можно выше. 

                            Быть он хочет подлинней.  

                            Вместе по лесу идем,                         Ходьба на месте. 

                            Не спешим, не отстаем.      

  Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть.

  Дидактическая  игра «Чей это листочек?»

  Дети берут по одному листику  от дерева и называют, чей он?

  Например: листик  дуба – дубовый;

                      Листик  клена – кленовый  и так далее.

 

  Лес – это дом для зверей  и птиц.  А чтобы узнать, кто живет в лесу, вы будете загадывать

  загадки о диких животных, а мы  их  будем отгадывать.  

 

  Дидактическая  игра  «Подумай и загадай»

 Воспитатель:  Молодцы, ребята! Отличные загадки нам загадали о лесных жителях. У диких животных в лесу имеются свои домики. И я предлагаю вам  заселить этих зверей в свои домики.

Дидактическая игра  «Чей  это  домик»

Дети соединяют картинки зверей с картинками их домиков, а затем  говорят, как он называется.

Например: белка живет в дупле;

                     Лиса – в норе;

                     Медведь – в берлоге и т. д.

А сейчас послушайте мою загадку и ответьте, что это такое?

                     Без рук, без топорёнка

                     Построена избенка.

Дети: Гнездо.

Воспитатель: А кто строит гнезда?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Птицы – наши друзья! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь

урожай на полях и огородах, спасают лес от вредителей.

Игра-звукоподражание «Кто как кричит?»

Дети надевают на голову ободки с изображением птиц и произносят соответствующие звуки:

  1. Воробей – «чик-чирик»;
  2. Ворона – «кар-кар-кар»;
  3. Кукушка – «ку-ку, ку-ку»;
  4. Сова – «ух-ух-ух»;
  5. Синица – «синь-синь-синь»;
  6. Сорока – «ча-ча-ча».

Воспитатель: Птички получились замечательные: веселые и радостные.

Предлагаю детям  поиграть в игру, во время которой будем  считать у птиц  лапки, глазки, крылья.

Напоминаю детям, чтобы  были внимательными и выполняли движения по тексту.

Подвижная  игра «Птичка, раз! Птичка, два!»  

         Птичка, раз! Птичка, два!    Дети  по очереди  выдвигают сначала одну ногу, затем другую.

         Скок-скок-скок!                    Дети  прыгают  на  месте  на  двух  ногах.

         Птичка, раз! Птичка, два!   Дети поднимают одну руку, затем другую. 

         Хлоп-хлоп-хлоп!                   Дети  хлопают  в ладоши. 

         Птичка, раз! Птичка, два!   Дети по очереди закрывают один глаз, затем другой.

 Воспитатель дает команду: «Птички! Полетели!». Дети открывают глаза и бегают, машут крыльями, чирикают и пищат. По команде воспитателя: «Все птички улетели!». Дети садятся.        

Воспитатель: Чтобы в лесу водилось больше зверей, птиц и насекомых, мы с вами должны  знать и соблюдать следующие правила поведения в лесу и в природе, так как сами они не  всегда  умеют защититься.

Дети читают стихотворение:

               Дерево, трава, цветок и птица

               Не всегда умеют защититься.

               Если будут уничтожены они,

               На планете мы останемся одни.

Дидактическая  игра  «Береги  природу» (нормы поведения в лесу)

Дети получают знаки-символы и говорят, что нельзя делать в лесу.

  1. Ломать ветки, рубить деревья, разводить костры близ деревьев, портить кору деревьев;
  2. Убивать ящериц, лягушек, жаб, змей;
  3. Повреждать норы животных, муравейники;
  4. Находясь в лесу, поднимать шум, включать на полную мощность транзисторы;
  5. Разорять птичьи гнезда, вынимать яйца и птенцов из гнезд;

                    Я, ребята, птиц люблю.

                    Никогда их не ловлю.

                    Ни ловушками, ни в сети,

                    Не держу их дома в клетке.

                    Никогда гнезда не трону:

                    Ни сороки, ни вороны,

                    Ни скворца, ни воробья

                    Не обижу в жизни я!

  1. Оставлять после себя мусор.
  2. Нельзя близко подходить к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы-родители могут совсем  покинуть гнездо;
  3. Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать нелетающих птиц и беспомощных детенышей зверей;
  4. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

Воспитатель: Правила поведения в лесу вы знаете. Молодцы! А сейчас я предлагаю вам развесить  эти  знаки  на  деревья, чтобы тот, кто придет в лес, знал эти правила и не нарушал их.

                           

                           Давайте дальше медленно пройдем по лесу

                           И «здравствуй», скажем,  каждому цветку,  

                           Мы над цветками наклонимся

                           Не для того, чтоб рвать или срезать,

                           А чтоб увидеть добрые их лица,

                           И доброе лицо им показать.  

     Дети подходят к  цветам и  здороваются с ними.  Кроме цветов,  здесь  растут и разные травы.

     Как называются  растения, которые  нас  лечат?

     Дети: Лекарственные.

Воспитатель: Люди с давних времен  применяли лекарственные  растения  при  различных  заболеваниях.  И до сих  пор лечение травами активно применяется.

Игра-задание «Подумай и назови лекарственное растение».

Как используют  лекарственные растения?

Дети: В крапиве используют  молодые листья. Их них можно приготовить витаминный суп, а также  полезен  чай.

            Мята – используют листья, как  в чай, так и делают отвары и настои при нервных расстройствах.

           Одуванчик – используют целиком: корень и цветки для улучшения состава крови и при бессоннице.

           Подорожник – листья прикладывают к ранам, ссадинам и порезам.

           Мать-и-мачеха – из листьев готовят настой и применяют при простуде от кашля.

           Ромашка аптечная – используют цветы и готовят настой для полоскания горла.  

Воспитатель: Как  точно  и  метко вы  сказали  о лекарственных  растениях.

Какие  правила  надо  знать, чтобы  сохранить  эти  природные  сокровища?

Дети:    

  1. В природе, в лесу, на лугу нужно стараться ходить по тропинкам так, чтобы  растения не  погибли  от  втаптываний;
  2. Нельзя  срывать  растения  для  букетов;

                        Если  я  сорву  цветок,

                        Если  ты  сорвешь  цветок,

                        Если  мы  сорвем  цветы –

                        Опустеют  все  поляны,

                        И  не  будет  красоты.

  1. Букеты  можно  составлять  только  из  тех  растений, которые  выращены человеком.
  2. Собирать  лекарственные  растения  можно  в  тех  местах, где их  много, и  нужно  обязательно  оставлять их в природе, чтобы они  размножались.
  3. Охранять  надо  не  только  растения,  но  и  насекомых, птиц  и  животных, потому что в  природе  все  взаимосвязано: не будет животных -  исчезнут и растения.

        Дети  берут в  руки  рисунки  с  растениями, занесенными  в  Красную  книгу и  нарисованные  

        заранее: ландыш, подснежник, кувшинка, колокольчик, фиалка. Поднимают  рисунки  вверх

        и  все  вместе  говорят: «Этих цветов на  земле очень  мало. Их  надо  беречь. Мять, топтать,

        рвать  для  букетов – нельзя!».

        Воспитатель: Правильно, ребята. Эти  растения  занесены  в  Красную  книгу, поэтому их

        надо беречь и охранять.  

        Ребята, посмотрите! Рядом  с  полянкой  находится  небольшое  озеро.

        Скажите, кто обычно  живет в  озере?

        Дети: Рыбы.

        Воспитатель: А что  плавает  в  озере?

        Дети: Мусор.

        Воспитатель: Давайте посмотрим, что за мусор здесь плавает?

        Дети: Железная  банка.

        Воспитатель: Что можно  сделать с этой  банкой?

        Дети: Ее  можно  закапать под  корни  молодых  деревьев, чтобы  они  лучше  росли.

        Воспитатель: Правильно. Банка  будет  ржаветь  и  выделять в  почву  железо, которое  

        необходимо  для  их  роста.  И  животные  не  поранятся.

        А что  можно  сделать  с  фантиками  от  конфет?

        Дети: Их  можно  закопать  в  землю.

        Воспитатель: А  стеклянные  банки  можно оставлять в лесу?

        Дети: Нельзя.

        Воспитатель: А почему?

        Дети: Они  могут  разбиться, а осколками  могут  пораниться и люди, и животные.

        Воспитатель: А пластиковые бутылки можно оставлять в лесу?

        Дети: Нет.

        Воспитатель: А как их можно использовать?

        Дети: Из них  можно что-нибудь смастерить: ведра, совочки, формочки или отнести в  

        специальный контейнер по сбору пластика.

        После  очисти  мусора, дети  ловят  рыбок  и вспоминают  правила поведения на водоеме.

        Воспитатель: Красива и богата природа нашей  Родины.  Но  и  зеленый  лес-великан, и

        речка,  и муравейник – все нуждаются  в  нашей  защите.

        Дети:              Любите  родную  природу –

                               Озера, леса и поля.

                               Ведь  эта  же  наша  с  тобою

                               Навеки  родная  земля.

      Воспитатель: Молодцы, ребята! Берегите и любите нашу природу! И она нас будет радовать

      своею красотою. А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся, и друг другу  на прощанье

      мы подарим обещанье: «Будем с лесом мы дружить, охранять его, любить!»

      Подведение  итогов.    

     

                     

           

                 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: " Книга- лучший друг ребёнка"

В настоящее время появилось очень много полезных, развивающих и обучающих книг, которые предлагаются родителям для домашних занятий с детьми. Они помогают расширить знания ребёнка об окружающем мире, ...

Спортивный праздник, посвященный дню защитника Отечества "Мой папа самый лучший друг"

Сценарий совместного праздника малышей и их пап. Целью данного праздника является воспитание чувства гордости за своих отцов. Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной д...

Конспект интегрированного занятия "Кукла не просто игрушка, а мой лучший друг"

Конспект интегрированного занятия "Кукла не просто игрушка, а мой лучший друг"....

Книга -лучший друг

Сценарий открытия детской библиотеки в детском саду....

Отчёт о работе по проекту "Книга-лучший друг!" в старшей группе

Дошкольное детство играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, ...

Конспект комплексной НОД в подготовительной группе. Тема: «Мама – лучший друг».

Конспект комплексной НОД в подготовительной группе с использование развивающих игр«Логические блоки Дьениша»,«Математический планшет», «Цветные счетные палочки Кюизенера», «Сложи узор»....

Лепка Мой лучший друг

раскрыть понятие о том, что преданным другом может быть собака, которая приходит на помощь хозяину в трудную минуту...