Творческий проект "Палитра осени".
проект по окружающему миру (старшая группа)

Проект "Палитра осени" призван прежде всего развиватьу дошкольников  эстетическое восприятие времени года "осень" , формировать у детей представления о "тёплой" гамме цветов и расширять умение создавать художественную композицию, используя "осенние" оттенки цветов.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 06c3-000b9f82-5c68e778.docx33.96 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для старших дошкольников

«Палитра осени».

Тема проекта: «Палитра осени».

Тип проекта: творческий.

Длительность: краткосрочный (один месяц).

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Актуальность:   

Осень – это одно из благоприятных времен года для наблюдений с детьми старшего дошкольного возраста за изменениями в природе.                                                                                        

При изучении природных явлений дошкольники обращают внимание на многие признаки этого замечательного времени года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой. Знания в этой сфере ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.                                                                                                

Кроме того, осень – это не только слякоть, пронизывающий холод и короткие дни, но и самое красивое время года с золотыми  кронами деревьев, багряной и шуршащей листвой под ногами, бабьим летом.  И когда же, как не осенью можно и нужно привлечь внимание детей к этой природной гармонии и красоте, развить в них чувство прекрасного, затронуть тонкие струны детской души, используя различные средства художественной выразительности.                                                                                      

Осеннее разноцветье деревьев и трав, как нельзя лучше способствует развитию  творческих способностей, фантазии и воображения  дошкольников, помогает детям расширить знания об осенней цветовой гамме и способах получения разных оттенков основных цветов, а развитие мелкой моторики способствует формированию предпосылок для учебной деятельности.

 Цель проекта: Расширить и систематизировать знания детей об осени, способствовать развитию творческих способностей детей.

Задачи проекта.

1.Продолжать знакомить  детей с сезонными изменениями в природе, закрепить умение различать и называть характерные признаки времени года «осень».                                                                

2. Формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе.                                            

3. Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.                                                                                                              

4. Расширить знания детей об основных цветах и их оттенках, закрепить знание о цветовой гамме, присущей времени года «осень», познакомить с понятием «тёплые тона» (все оттенки жёлто – красной  цветовой гаммы).                                                      

5.Развивать и закреплять умение выражать своё  отношение к окружающему миру  средствами  художественного творчества.                                                                                                            

6. Активизировать родителей на взаимодействие с детским садом.

Методы и формы работы: беседа, рассказ воспитателя, показ, наблюдение, чтение художественной  литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание музыкальных произведений, выполнение работы по образцу, сравнительный анализ, дидактические игры и упражнения, творческие мастерские и др.

Ожидаемые результаты:

1.Обогащение знаний детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.                      

2. Формирование представлений об осени, как о красивейшем времени года, используя средства художественной выразительности (стихи, пословицы, загадки, картины, музыкальные произведения) и поисковую деятельность.                                                                                  

3. Формирование эстетического восприятия окружающей среды.                                                                          

4. Углубление и закрепление знаний детей о способах и средствах художественного творчества.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный

1.Определение темы, цели и задач проекта.                                                                              

2.Разработка структуры  и содержания проекта.

 3. Подбор методической и художественной литературы, подбор музыкальных произведений и произведений живописи по данной теме.                                                                                                                                                                      

4. Изготовление дидактических пособий, подбор и подготовка природного материала для творческой деятельности детей.

II этап – основной, практический

Структура проекта.

Образовательная область

Содержание работы с детьми,

мероприятия

Дата

Познавательное развитие

Беседы на тему:

1. «Что такое осень?»;                                                                  

14.09

2 .«Почему мы любим осень»;                                

20.09

3. «Осенний урожай»;                          

27.09

4. «Что такое «тёплые тона»;

18.09

5. « Краски осени».

11.09

Просмотр презентации-викторины «Дары осени».

25.09

Наблюдения

1. За сезонными изменениями в природе;                                                                                

15.09

2. За осенними деревьями и кустарниками;                                                            

29.09

3. За осенними цветами (астры, георгины, хризантемы, бархатцы).

19.09

Рассматривание иллюстраций:                                                                                            

1. «Осень в городе»;

03.10

2. «Работы в огороде»;

21.09

3. «Осень в лесу»;                                                                        

04.10

Рассматривание  листьев различных  деревьев;

02.10

Рассматривание овощей, фруктов и ягод.

26.09

Экспериментирование с красками «Как получаются эти цвета».

22.09

 Дидактические игры:                                                                                  

1. «С какого дерева листок»;                                                        

12.09

 

2. «Угадай и назови».

19.09

Речевое

развитие

Заучивание стихотворений:  

1. «Унылая пора» А.С. Пушкина;

05.10

2. «Листья золотые» Е. Благининой.

28.09

Чтение рассказов и стихотворений:                                                                                      

1. «Осень» К. Бальмонта; «Скучная картина» А. Плещеева;                        

25.09

2. «Листопад» И.Бунина;                                                        

21.09

3. «Под грибом» В.Г. Сутеева;                                              

02.10

4. «Лесные силачи» И.Сладкова;                          

06.10

5. «Мухоморы» П.Потемкина.

18.09

Составление описательного рассказа на тему «Золотая осень».

27.09

Сочинение сказки «Приключение овощей».

15.09

Социально – коммуникативное развитие

Труд на участке:

 

1. Уборка опавших листьев;                                                      

15.09

 

2. Сбор природного материала: веточек, листьев для гербария, семян, плодов рябины.

28.09

Сюжетно-ролевые игры:                                                                        

1. «Овощеводы»;

22.09

2. «Магазин «Фрукты и овощи»;                                              

03.10

3.« Художники - пейзажисты».

29.09

Художественно - эстетическое

развитие

Разучивание песен:                                                                                        

«Что нам осень принесёт», «Зонтики».

19.09

Прослушивание:                                                                                                                          

1. Муз.  произведения  П.И.Чайковского «Осень» (из альбома «Времена года»);                                                                                                    

13.09

2. Песни В.А. Гаврилина «Осень» (на стихи С. Есенина).

26.09

Рассматривание репродукций картин:                                                            

1. И. Левитана «Золотая осень»;                                                

18.09

2. И.И. Бродского «Летний сад осенью»;                          

04.10

3. В. Поленова «Золотая осень»;                                            

11.09

4. И.И. Шишкина «Рожь».

25.09

Творческие мастерские:                                                                        Рисование  с использованием нетрадиционных техник на темы:                                                                                            

1. «Красивые осенние листья» (рисование оттиском листьев);                                                  

20.09

2. «Грибная полянка» (пластилинография);                                              

12.09

3. «Палитра осени» (рисование ладошкой);                        

18.09

4. «Калина красная» (рисование пальчиком и оттиском листьев);

26.09

5. «В багрец и золото одетые леса» (пуантилизм);

22.09

6. «Осень краски разводила…» (рисование по мокрому листу).      

03.10

Лепка на темы:                                                                                        

1. «Осенний урожай»;                                                                  

21.09

2. «Лукошко грибника».

05.10

Коллективная аппликация на тему:

1. «Листопад»;

03.10

2. «Осенний букет» (из листьев деревьев).

11.09

Физическое развитие

Гимнастика после сна «Жуки».

05.10

 Пальчиковые игры и гимнастики:                                                      

1. «Ветер по лесу летал»;                                                                    

06.10

2. «Будем листья собирать».

25.09

Подвижные игры:

1.«Солнышко и дождик»;

05.10

2. «Перелёт птиц»;

14.09

3. «Листопад».

22.09

Физкультминутки:

 

1.«Мы листики осенние»;

12.09

 

2. «Ходит осень по дорожке».

29.09

Ш этап – заключительный

Осенний праздник.

Взаимодействие с родителями.

1. Консультация для родителей «Осенние забавы».                                                                                            

2. Привлечение родителей к подготовке и проведению осеннего развлечения.

Подведение итогов:                                                                                                                   

1. В результате проекта у детей пополнились и систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров.                

2. На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас.                                                                                

3. У детей появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, создавать красивые орнаменты в осенней цветовой гамме.                                                                                                  

4. В ходе экспериментально-поисковой деятельности у детей возник интерес к «изобретению» новых цветовых оттенков и полутонов, закрепились и расширились навыки изобразительной деятельности.

       Литература:

1. Н.В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим и действительностью», М., 2004 г.                                                                                                                                              

2. Н.В.Дубровская «Природа. Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет», Санкт-Петербург, «Детство-пресс» 2005 г.                                                                                                                                    

3. Л.Б.Фесюкова «Времена года. Комплексные занятия для детей 4-7 лет», Харьков,  2008 г.                                                                                                                                

 4. В.А.Дрязгунова  «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями», Москва, 1981г.                                                                                                        

5. О.А.Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду», Мозаика-Синтез»,  Москва, 2005 г.                                                                                                                    

6. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», Санкт – Петербург,  «Детство-Пресс», 2012 г.                                                                                                              

7. «Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество» (под ред. А. А. Грибовской), М.,ТЦ Сфера, 2009 г.                                                                                              

8. Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, Москва, 1991г.                                                                                                                                              

9. Р.И.Жуковская «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста», Москва, 1981г.                                                                                                                              

10.  Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий»,  М., ТЦ Сфера, 2009 г.                                

11. «Осенние стихи», сборник стихов под редакцией В. Белоусова, Москва, «Мозаика-Синтез»,  2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Осень золотая». Краткосрочный Продолжительность проекта: 3 недели; Вид проекта: художественно-творческий

Актуальность: Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательн...

Познавательно-творческий проект "Осень, осень в гости просим"

Цель проекта: обогащение знаний детей по лекическим темам "Осень", "Овощи", "Фрукты"....

Познавательно-творческий проект "Осень, осень в гости просим"

Обогащение знаний детей по лексическим темам: "Осень", "Фрукты", "Овощи"...