Познавательно – исследовательский проект: «Снег не еда, не ешьте его никогда»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Булахтина Марина Николаевна

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно – исследовательский, групповой, краткосрочный.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели и родители воспитанников, медработник.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое,        социально-коммуникативное, художественно- эстетическое.              

Проблема: многие дети любят, есть снег.

 Взрослые в один голос твердят, что снег есть нельзя. Почему нельзя?

Практическая значимость проекта: помочь понять то, что дети,

которые едят снег, очень часто белеют.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_bulahtina.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательский проект: 

«Снег не еда, не ешьте его никогда»

«

     

Актуальность  

Снег играет важную роль в жизни человека и природы. Дети очень любят играть со снегом на участке. Ребята лепят снеговиков, вырезают из снега разные фигуры. Девочки готовят торты, выпекают куличики, из формочек пекут печенье. Наблюдая за детьми на прогулке, мы замечаем, как дети пытаются попробовать снег на вкус, облизать снег с рукавицы, не подозревая, как это опасно. Часто дети подходят к воспитателю и говорят о том, что кто-то из детей спрятался и ест снег. Конечно, детей привлекает снег своей белизной, загадочностью, сверкающим блеском, похожим на волшебство и хочется его потрогать, попробовать.

Выходя с детьми на прогулку, говорим о том, что снег есть нельзя. Дети всегда спрашивают«Почему?». Объясняем, что снег не только холодный, но и грязный. И опять слышу вопрос«Почему он грязный, ведь он белый и кажется чистым?». Вот мы и решили выяснить, чистый снег или грязный, побывать в роли ученых, которые изучают, и сами отвечают  на интересующие вопросы.

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно – исследовательский, групповой, краткосрочный.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели и родители воспитанников, медработник.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое,        социально-коммуникативное, художественно- эстетическое.              

Проблема: многие дети любят, есть снег.

 Взрослые в один голос твердят, что снег есть нельзя. Почему нельзя?

Практическая значимость проекта: помочь понять то, что дети,

которые едят снег, очень часто белеют.

Цель: Выяснить, есть ли чистый снег, который был бы безопасен для здоровья человека.

Задачи:

1. Формировать представления детей, о свойствах и качестве снега;

2. Выяснить полезность и вредность снега для человека, животных, растений;

3. Приобретать с детьми опыт исследовательской деятельности (провести опыты для выяснения чистоты снега);

4. Развивать познавательный интерес в неживой природе, желание получать новые знания, развивать любознательность, наблюдательность, фантазию;

5. Развивать у детей стремление к здоровому образу жизни.

Гипотеза: Свежевыпавший снег чистый, белоснежный, пушистый , поэтому безопасен для здоровья человека.

Методы исследования:

1. Наблюдение;

2. Беседы;

3. Чтение художественной литературы;

4. Проведение опытов;

5. Игры со снегом;

6. Метод сравнения;

7. Анализ полученных результатов.

Ожидаемые результаты:

1. Расширится кругозор детей о снеге;

2. Сформируются навыки любознательности, творческих способностей, познавательной активности;

3. Появится стремление к здоровому образу жизни.

4. Выясним, что снег не только холодный, он грязный, в нем много микробов.

1 этап. Сбор информации.

Цель: Из разных источников собрать информацию о загрязненности снега.

Изучение детской научной литературы.

Мы начали с того, что вспомнили, как получается снег. В энциклопедии дошкольника написано, что снег – это много-много снежинок вместе. На земле и зимой встречается много грязи и микробов, они спрятались между снежинками и их не видно. А вот снежинки, которые только что падают к нам с неба, наверняка, чистые. Нужно проверить!

Поиск информации в интернете.

В интернете мы посмотрели картинки, какой снег бывает грязный и какие микробы могут в нем встречаться. Собаки, кошки, мышки бегают по снегу, заражая его различными микробами. Котельные, которые отапливают дома, загрязняют снег.

Провели беседы.

«Снег хорошо это или плохо?», «Из чего состоит снег?», «Кто гуляет по снежку?», «Может ли снег нанести вред здоровью?»

 

(Развитие способностей размышлять, выявлять причинно - следственные связи, делать выводы. Расширили знания детей о снеге, выяснили полезность и вред снега для человека, животных, растений.)

Встреча с медсестрой.

Клавдия Ивановна, медсестра в нашем саду, рассказала очень много интересного. Попав к нам в организм, микробы сразу же начинают нас атаковать. Первым защитником нашего организма как раз и является наше горло. В горле есть «часовые» - миндалины, которые сразу же начинают бороться с вредными микробами. Это очень нелегкая борьба, поэтому горло становится красным, начинает болеть. У ребенка из-за этого даже повышается температура.

Выяснили: Снег не только холодный, в нем еще много разных микробов и грязи.

2 этап. Экспериментальный.

Цель: проверить и доказать опытным путем, что снег грязный.

Наблюдая за снегом на участке детского сада во время прогулки, мы обратили  внимание  на цвет снежного покрова на участке детского сада (на дорожке, у дерева, на площадке и т. д.). Во многих местах снег серый, хорошо видны чёрные точечки, это грязь, пыль, сажа, копоть. Это мелкие частицы дыма и газа, прилипают к снежинкам в воздухе.

Даже внешне чистый и белый снег грязный и может нанести вред здоровью; снег более грязный в наиболее проходимых и проезжих частях города. Откуда же в воздухе столько грязи? На трубах всех заводов ставят специальные фильтры, которые задерживают дым и вредные вещества. Но часть все же попадает в воздух. А падающие снежинки ловят на своем пути все эти частички дыма и грязи. Вот почему даже свежий снег оказался грязным.

Чтобы подтвердить  свои предположения, было решено провести

серию опытов и экспериментов со снегом.

Цель: проверить и доказать опытным путем, что снег грязный.

Опыт 1. Рассматривание снега через лупу.

Опыт 2. Рассматривание снега на улице.

Опыт 3. Наблюдение за таянием снега в теплом помещении.

Опыт 4. Сравнение растаявшего снега и водопроводной воды.

Опыт 5. Очищение воды через фильтр.

Опыт 6. Рассматривание внешнего вида фильтра после проведения очищения через него снеговой воды.

Вывод: Весь снег грязный, даже свежевыпавший, то есть чистого снега не бывает.

3этап. Обобщающий.

1.Просмотр презентации «Где живут микробы?»

(Для развития у детей умение  в логической последовательности запоминать происходящие на экране события, делая выводы для себя.)

2.Чтение сказки и обсуждение Г. Остера «Петька-микроб: про Петькиного друга Ангинку», Н. Калининой «Про снежный колобок»

 3.Чтение стихов и произведений: семейный рассказ «Приключение снежинки», стихи «Я и снег» М. Дружинина; «Сосульки» Д. Чуяко; «Снежинка» Н. Мигунова; «Снег» Е. Благина; «Снег-снежок» И. Мазин 

(Учили детей выделять главное, понимать нравственный смысл, оценивать поступки героев, соотносить их с собственным поведением. Прививали интерес к художественной литературе.)

4. Загадывание загадок про зиму и про снег.

(Развивать познавательную активность, логическое мышление, память. Умение разгадывать загадки, анализировать, рассуждать, высказывать свою точку зрения)

5. Рассматривание иллюстраций по теме

(Развивали познавательный интерес к объектам неживой природы, произвольное внимание. Способность активно воспринимать и усваивать информацию, обращаться к взрослым с вопросами познавательного характера, развитие речи)

4.Подвижные игры: имитация движений «Полёт снежинки», «Снеговик», «Метель».

(Старались с  помощью игровых моментов объединять детей общим действием и настроением, помогать им свободно чувствовать себя в среде сверстников.)

5. Комплекс утренней гимнастики «Мы мороза не боимся»

6. Речь с движением: «Со снежком мы поиграем», «Как под горкой снежок»

7. Пальчиковая гимнастика «Снеговик»

8. Комплекс гимнастики после сна «Валенки»

 (Приучали детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.)

9. НОД: «Что мы знаем о снеге»

(Обобщили  и систематизировали  представления детей о свойстве снега; развивали способность наблюдать, строить предложения, делать выводы.)

10. Совместно с родителями чтение и проговаривание пословиц и поговорок о снеге

(Развивали интерес к устному народному творчеству, дети получили первые впечатления о законах природы от родителей)

11. Памятка  для родителей: «Будьте осторожны зимой», «Зимние забавы»

Игры со снегом: рисуем на снегу, лепим куличи, фигуры,

-Рисование манкой:  «Снежные пейзаж»

-Аппликация: «Снеговик», «Деревья в снегу»

-Лепка: «Вредный микроб»

(Учили создавать конструкцию, украшать, обыгрывать её, получать удовольствие от игры. Старались расширить художественно - творческие способности, формировать игровую активность, навыки совместной деятельности.)

Результаты исследовательской работы. Опровержение гипотезы.

В результате проведенных опытов и наблюдений мы опровергли первоначальную гипотезу, согласно которой бывает чистый снег. В ходе исследовательской работы мы убедились, что везде, где мы брали снег для опытов, обнаружены частицы грязи: песка, дыма и другое. Мы опытным путем убедились в том, что нет снега, который можно было бы съесть, не опасаясь, что можешь заболеть. Снег и лёд - грязные и непригодны для еды, но талым снегом можно поливать растения, а так же его пьют животные и птицы.  А если увидите, что кто-то пытается, есть снег, нужно им рассказать – чистого снега не бывает. Теперь мы это точно знаем.

Вывод: Со снегом можно играть, лепить из него, строить фигуры, рисовать на нём, но есть снег, и сосать сосульки – вредно для здоровья человека.

Разве можно есть снежок?
Это вам не творожок, 
Это вам не торт прекрасный!

Снег холодный и опасный.

Снег пушистый, белоснежный 
Я в тарелку положу.
Он растает. Эту воду 
Я ребятам покажу.
Чтоб узнали, посмотрели
Сколько грязи в той воде,
Чтобы белый снег не ели
Никогда, никто, нигде!

                  Н. В. Филиппова

Список использованной литературы:

1.«Организация проектной деятельности в свете требований ФГОС.

С. М. Никульшин, А. В. Роготнева, Л. Н. Тарасова, Томск 2015г.

2.»Экологическая работа в ДОУ» В. Н. Чернякова, творческий

центр «Сфера» 2013г.

3. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». – М.:

 ООО «Издательство АСТ», 2010. В. А. Маркин.

4. «Энциклопедия дошкольника». М., Росмэн, 2014.

5. Кобзева Т. Г., Холодова И. А., Александрова Г.

 С. Организация деятельности детей на прогулке. – 

Волгоград: Издательство «Учитель», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект "Снег на солнышке сверкает, словно сладкий сахар он..."

Экологический проект «Снег на солнышке сверкает, словно сладкий сахар он…» для детей второй младшей группы №1 «Сказка».Подготовила и провела воспитатель Варечкина Н.А.&l...

Познавательно-исследовательский проект «Снег – снежок»

Познавательно-исследовательский проект «Снег – снежок»...

Познавательно-исследовательский проект: "Снег и лёд" (исследование удивительных свойств снега и льда).

Неожиданно в группе появились загадочные варежки! Одна варежка была наполнена снегом, а в другой была льдинка!!!...

Познавательно-исследовательский проект "Снег-снежок" для детей раннего возраста

С наступлением зимы появляется возможность познакомить малышей с удивительным веществом-снегом...

Познавательно-исследовательский проект "Снег - снежок"

Познавательно-исследовательский проект  "Снег - снежок"...

Познавательно-исследовательский проект «Снег-снежок»

Познавательно-исследовательский проект  «Снег-снежок» (младшая группа)...

Познавательно-исследовательский проект «Снег-снежок»

Познавательно-исследовательский проект «Снег-снежок»...