Познавательно-исследовательский проект "Снег - снежок"
проект по окружающему миру

Егорова Елена Викторовна

Познавательно-исследовательский проект  "Снег - снежок"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sneg-snezhok_34-ya_gruppa.docx554.37 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект  "Снег - снежок"

(вторая  младшая группа)


Участники проекта: 

дети 2-й младшей группы, воспитатель группы Егорова Е.В.


Длительность: 2 месяца (краткосрочный).


Цель проекта:

познакомить детей с физическими свойствами снега,

расширить представления о свойствах снега  через познавательно-исследовательскую деятельность, формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов; развивать любознательность, наблюдательность; учить детей анализировать, делать выводы.

Развитие познавательного опыта в процессе исследовательской деятельности.

Задачи проекта:
1. Формирование элементарных представлений о зиме: идёт снег, кружатся снежинки, становится холодно, мороз, сугробы.

2. Обогащать словарный запас детей: существительными (зима, снег, снежинки); глаголами, обозначающими трудовые действия (катать, таять, лепить);  наречиями (тепло, холодно), прилагательными (белый, холодный).
3. Знакомство со свойствами снега.

4. Вызывать радостные впечатления от снега, от построек из него.

Выполнение проекта:

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Продолжительность проекта 2 месяца (январь-февраль).

Основные мероприятия проекта:

Познавательная деятельность детей по изучению свойств снега.

Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению свойств снега

Выставка детских работ.

Предварительная работа

  1. Разработать план проекта, обозначить цели и задачи.
  2. Подборка конспектов НОД по теме.
  3. Привлечение родителей к реализации проекта.
  4. Подбор наглядных и дидактических материалов: 

сюжетные картины и иллюстрации на зимнюю тематику, книжки-раскраски, снежинки на ниточке, для выполнения дыхательной гимнастики «Подуй на снежинку», картинки с изображением зимних забав, дидактические игры «Одеваем куклу на прогулку», «Найди пару».

     5.Подбор литературы и  чтение: 

И.Никитин «На дворах и домах…», К.Чуковский «Елка», М.Картушин «Падает снежок», А.Барто «Снег», С. Козлов  «Зимняя сказка»,  сказки «Морозко», «Заюшкина избушка», «Снегурочка» и др.

   6.Вводное занятие по ознакомлению с окружающим миром «Умка ищет снег».

Основные этапы и направления реализации цели проекта:

1 этап - подготовительный.

  1. Беседы: «Что такое снег»,   «Почему снег хрустит под ногами».
  1. Тематическое занятие на прогулке «Снегопад».
  2. Проведение опыта «Как снег становится водой». 
    Цель: показать, что снег в тепле тает и становится водой.
    Показываем детям снег в широкой посуде. Предлагаем подумать, что будет со снегом, если его оставить в теплой комнате. После прогулки или сна воспитатель и дети рассматривают талую воду.

2 этап – основной.

Непосредственно образовательная деятельность
 Цикл познавательных занятий

 1. Беседа «Что бывает зимой?»,

2. Занятие по ознакомлению с миром природы «Свойства снега»

3. Занятие по развитию речи  «Белый снег пушистый»

4. Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Зимние забавы»

5. Занятие по развитию речи сказка «Морозко»

Дидактические игры:
Разрезные картинки «Снеговик»
«Разложи снежинки в ряд»
«Сравни и назови»
«Назови, что делают»
«Волшебный мешочек»
«Чего не стало»

Практическая деятельность:

1. Занятие по рисованию  «Выпал первый снежок»

2. Конспект занятия по лепке  «Снеговик»

3.Экспериментирование со снегом «Снег и его свойства»

4. Конструирование на прогулке «Снежная горка»

5. Занятие по рисованию «Деревья в снегу»

6. Занятие по аппликации «Снеговик»

7. Занятие по аппликации «Снежинка»

8. Совместная деятельность с родителями: сооружение снежных построек в рамках конкурса «Зимние фантазии»

Подвижные игры:

«Берегись, заморожу»
 «Снежки»
«На дворе мороз и ветер»
«Снежинки»
«Догони меня»
«Зайка беленький сидит»
«Птички летают»
«Мы радуемся снегу»
«По ровненькой дорожке»

3 этап – заключительный.

1.Анализ полученных результатов.

Обобщающее занятие «Зимушка-зима»

  1. Выставка работ детей «Зимний вернисаж»

Мероприятия по реализации проекта:

1 этап - подготовительный.

1.        Беседы: «Что такое снег»,   «Почему снег хрустит под ногами».

2.        Тематическое занятие на прогулке «Снегопад».

3.        Проведение опыта «Как снег становится водой».

Конспект занятия на прогулке «Снегопад»

Цели:

• Формировать у детей первые представления о сезонных явлениях – снегопад,

• Знакомства с понятиями снежинка, снег, холодно, тает.

Ход прогулки:

Дети выходят на прогулку. Идет снег. Дети выражают свою радость.

Дети: - Снег, снег, снег!

Воспитатель: - Правильно. Идет снег. Посмотрите, сколько снега кругом насыпало. Снег лежит на дорожке, на земле, на скамейке. Все стало белым-бело. А он все падает и падает. Это снегопад!

Дети повторяют: - Снегопад!

Воспитатель: На полянку, на лужок тихо падает снежок.

Улеглись снежинки – белые пушинки.

Медленно кружатся в воздухе снежинки.

Кружатся и нас садятся.

Воспитатель спрашивает у детей: - А на нас садятся?

Дети внимательно осматривают себя и отвечают: - Да. Мне на валенок села, на куртку, на шапку и т. д.

Воспитатель: - А мне на варежку села, посмотрите!

Воспитатель предлагает детям ее внимательно рассмотреть. Описать ее.

Ответы детей: - Красивая, как звезда, пушистая, легкая и т. д.

Воспитатель: - А давайте, каждый поймает себе снежинку. Вытяните руку навстречу падающему снегу. Когда упадет на варежку большая снежинка – подуйте на нее. Летит?

Дети: - Да!

Воспитатель снимает варежку и предлагает детям понаблюдать, что произойдет со снежинкой.

Объясняет: - Села снежинка на руку и растаяла. Была и вот ее уже нет. Это потому, что у меня теплая рука, а снежинка любит холод. Поэтому снегопад бывает только зимой, когда холодно.

Закончив наблюдение, дети играют в подвижную игру «Снег кружится».

Выпал беленький снежок –

Собрались мы все в кружок.

Мы потопаем, мы потопаем,

Будем весело плясать,

Будем руки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем.

Чтоб нам было веселей,

Будем прыгать, мы скорей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем.

Дети повторяют слова, выполняя движения по тексту. А затем переходят к самостоятельной деятельности.

Спустя некоторое время воспитатель обращает внимание детей на то, сколько выпало снега и предлагает им расчистить площадку от свежевыпавшего снега. Дети выбирают себе по желанию лопатки, называя ее цвет, и вместе с взрослым убирают снег. Воспитатель хвалит детей за усердие. Дети продолжают самостоятельные игры.

В конце прогулки воспитатель предлагает детям отгадать загадку: Белая пушистая, на руку упала и пропала. Что это?

Ответы детей: - снег, снежинка.

Прогулка окончена. Дети собирают игрушки и возвращаются в группу.

C:\Users\User\Desktop\Работа\фото дет.сад\наши будни\Фото1868.jpg

Проведение опыта «Как снег становится водой».

Тема: Свойства снега.

Цели: Продолжать знакомить детей с предметами окружения, их назначением.

Закрепить знания о зиме,  зимних явлениях природы.

Учить определять свойства снега.

Развивать двигательную активность детей.

Обогащать и активизировать словарный запас детей.

 Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети!!!! Я рада  вас видеть и хочу загадать вам загадку:

Опять метели, непогода,

И снова снега кутерьма.

Но по душе на время года

С морозным именем….( зима)

Воспитатель: Молодцы!!!! Правильно, дети, это зима!!! Посмотрите за окошко и скажите, а на улице в данный момент какое время года? Почему вы так решили? (деревья без листьев,  мороз, много снега…)

Воспитатель: Дети, скажите, а снег какой? (белый, пушистый, искристый…)

-А на что он похож? (сахар, соль, мука)

- А можно его насыпать в ведерко, как песок?

- А что можно вылепить из снега? (снеговика)

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Ой, дети, к нам кто-то пришел! (Открывает дверь, а за дверью стоит снеговик (игрушка)).  Дети, кто это? (снеговик)

-  Правильно, это снеговик пришел к нам в гости и пришел он к нам не с пустыми руками. Вам интересно, что он вам принес? (Воспитатель открывает шкатулку, принесенную снеговиком, и достает оттуда снежинки).

-  Дети, что это? (снежинки) Какие они? (красивые, резные, фигурные, большие, маленькие…)

-  Дети, посмотрите, снеговик принес  нам  ведерко, давайте посмотрим, что в нем  находится (в ведерке лежит снег). Что это? (снег) А как можно назвать его иначе? (много-много снежинок). Какие они?

-  Дети, а вы хотите эти снежинки увидеть большими? Давайте посмотрим на них через лупу. Какими стали снежинки? (большими)

  - А давайте  потрогаем снег. Вы чувствуете, какой он? (холодный)

Воспитатель: Если выпало много-много снега, то на улице будет тепло или холодно?  А что делают люди, чтобы не замерзнуть зимой на улице? Правильно, тепло одеваются. Вот и мы, чтобы не замерзнуть, сейчас спрячем наши ручки, ножки от холода.

Проводится игра « У меня пропали ручки».

Воспитатель: Дети, посмотрите, что еще принес нам снеговик (воспитатель прикрепляет на доску солнышко с грустным выражением лица). Что это? Какое оно? (грустное, невеселое, печальное). А что с ним случилось? Почему оно без лучиков? (холодно, солнышко спрятало свои лучики) Солнышко зимой светит, но не греет.

 Воспитатель: А сейчас, дети, давайте попрощаемся со снеговиком, а то у нас в группе тепло и он может растаять. А ведерко со снегом мы оставим себе и посмотрим, что произойдет со снегом, если он останется в тепле.

 Воспитатель: Дети, а вы хотите, чтобы наше солнышко стало веселым? (да) Тогда давайте его развеселим и поиграем в игру « Когда это бывает?»

(воспитатель показывает картинки, где изображены действия детей в разные времена года, например, дети купаются в речке, собирают грибы, лепят снеговика и т.д. и задает вопросы: дети купаются зимой в реке?

На ответ «Да»- хлопают, «нет»-топают.)  

Воспитатель:  Давайте  посмотрим, что случилось с нашим снегом.

Дети: А снега нет, там вода.

Воспитатель: Он растаял и теперь в нашем ведерке только вода. А вы догадались почему? Потому что  снег не любит тепло, в тепле он тает и превращается в воду.

Воспитатель: Дети, посмотрите, наше солнышко стало веселым,  а все это благодаря вам. Вы прекрасно справились с заданием!!!!

Занятие по ознакомлению с миром природы «Свойства снега»

Эксперимент со снегом «Снег и его свойства»

Цель. Расширить и закрепить представления об основных признаках,учить наблюдать, видеть причинно-следственные связи, делать вывод, развивать логическое мышление, речь, расширять кругозор. Подвести детей к тому, что снег тает и превращается в воду, имеет определенные свойства (белый,холодный,впитывает краску и окрашивается).

Материал: Тарелочки и чашку со снегом, краски синего, красного и зеленого цвета, кисточки, снег.

Ход занятия.

Воспитатель. У меня для вас есть загадка, вот послушайте и отгадайте, когда это бывает?

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает?

Дети: Зимой.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Значит, о каком времени года будем говорить?

Дети: О зиме.

Воспитатель: Да, о зиме. А чего зимой бывает много-много?

Дети: Снега.

Воспитатель: А какого цвета снег?

Дети: Белый.

Воспитатель: Вы уже не раз брали снег в руки, когда гуляли на улице. Какой он?

Дети: Холодный.

Воспитатель: Ребята, я перед занятием принесла немножко снега, сейчас я положу себе на ладошку небольшой комочек снега, а вы понаблюдайте, что же с ним произойдёт.

Положила снег на ладошку

Воспитатель: Что произошло со снегом на ладошке?

Дети: Снег растаял.

Воспитатель: А почему он растаял?

Дети: Потому что у меня тёплая ладошка.

Затем каждый ребенок брал снег и смотрел на то, как он тает на ладошке и превращается в воду. Таким образом,  подвели детей к тому, что снег холодный, а ладошка теплая - поэтому снег тает, снег белый, а вода прозрачная

Воспитатель: Ребята, вы говорили, что снег белый, а как вы думаете, снег чистый?

Дети: Нет.

Воспитатель: А мы сейчас это проверим, опыт проведем. Ребята, вы помните, что утром в группу я принесла чашку со снегом?

Дети. Да.

Воспитатель:Кто догадался, что произошло со снегом в чашке?

Дети. Он растаял.

Воспитатель. Значит, он превратился во что?

Дети. В воду.

Воспитатель. Давайте рассмотрим воду, в которую превратился снег в чашке. Чистая ли она?

Дети. Грязная.

Воспитатель. А теперь объясните, снег можно есть?

Дети. Снег холодный и грязный, можно заболеть!

Затем мы окрашивали снег в разные цвета.

Вывод: снег рыхлый и поэтому впитывает краску. Снег тает и превращается в воду. Вода становится такого же цвета, в какой мы окрашивали снег.

А давайте сейчас вы превратитесь в снежинок.

Физминутка

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится. (кружатся)

И на землю тихо,

Падает, ложится.

(Дети садятся).

-Воспитатель. Молодцы,дети. Вы теперь поняли.что снег есть нельзя,потому что он грязный и холодный.

Занятие по развитию речи   «Белый снег пушистый».

Цель: Ознакомление детей со свойствами снега.

Задачи:

Расширять представления детей об особенностях снега (холодный, белый), устанавливать взаимосвязь (снег в тепле тает, превращаясь в воду).

Закреплять культурно - гигиенические навыки (снег нельзя кушать, он холодный, можно заболеть).

Формировать у детей эмоциональную заинтересованность.

Поддерживать стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение.

Предварительная работа: во время прогулок наблюдения за снегом: снег белый, блестящий, хрустит под ногами, на снегу остаются следы, из снега можно что-то слепить.

Оборудование:  темное  блюдце, снег с улицы, ведёрко, стол.

Ход занятия.

Воспитатель: 

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся! Раздается стук в дверь!

Воспитатель: (вносит в группу снеговика) Ребята, кто к нам пришел? Это снова снеговик.(Снеговик)

Снеговик: здравствуйте ребята, у меня совсем нет друзей, я стою один во дворе дома. Вы не могли бы мне помочь?

Воспитатель: Снеговик, чем же мы тебе сможем помочь? Ребята, вы знаете, как нам помочь снеговику, чтобы он не скучал? (после рассуждений приходим к выводу «слепить друзей снеговиков»).

Снеговик: Ой, как здорово, если у меня будут друзья,  я буду самым счастливым снеговиком

Воспитатель: Из чего же можно сделать снеговику друзей? (отвечают дети)

Воспитатель: Мы можем слепить из снега друзей снеговику! Вот и снег нам принес снеговик (достаю ведерко со снегом).

Экспериментирование со снегом.

«Это снег. Снег лежит на улице. На улице холодно, и снег тоже холодный. Я трогаю снег – он холодный, ручкам холодно. Хотите потрогать снег?»  (Дети трогают снег).

«Какой снег на ощупь, когда мы его трогаем?» (холодный).

«Если на него подышать, что с ним будет?» (он превратится в воду)

«Давайте погреем руки»  (дети растирают руки друг о друга, дуют на них)

«А теперь рукам холодно?»  (тепло)

«Возьмем немного снега из ведёрка положим на блюдце и посмотрим, какого цвета снег» - (белый). Повторим все вместе: снег белый (дети повторяют).

Вот как много мы узнали о снеге!

Воспитатель. А на снегу еще можно рисовать. Давайте мы  нарисуем следы пальчиком.

Пальчиковая игра.

«Пальчики сожмем и разожмем,

и немного отряхнем.

И рисовать следы начнем»

Дети рисуют пальчиком на снегу следы. Воспитатель хвалит детей и предлагает им поиграть

Воспитатель: ребята, замерзли у вас ручки, надо их погреть!

Пальчиковая игра   

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по снегу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр. р. по ладони л. р.)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Воспитатель: Ручки погрели, теперь надо ножки погреть.

 (Педагог читает текст, показывает движения, дети повторяют).

Игра “На дворе мороз и ветер”

“На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают.

Не замёрзнут ручки – крошки,
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем.

Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко.
Вот как топать мы умеем,
Вот как ножки мы согреем”

Во время игры ВЕДЕРКО МЕНЯЕТСЯ.

Воспитатель обращает внимание детей на ведерко, в котором был снег.

Воспитатель: Посмотрите, дети, куда же пропал наш снег, откуда в ведерке вода?  Ответы детей. В комнате тепло, и снег растаял, от тепла снег тает. Как же нам теперь лепить снеговику друзей? Ответы детей.

Воспитатель:(подвожу детей к тому, что на участке много снега и можно слепить друзей снеговику на улице) Посмотрите, как много снега на участке (смотрим в окно): снег на крыше, снег на деревьях, снег на дорожках.

Дети: Можно пойти на улицу и там слепить снеговиков.

Конспект занятия по рисованию  во второй младшей группе «Первый снег» (предметное рисование)

Цель: создать выразительный образ первого снега; использование нетрадиционной техники рисования.

Задачи: учить детей создавать выразительный образ первого снега;

познакомить с нетрадиционнной техникой рисования ватными палочками;

развитие творческих способностей детей ;

Материал и оборудование: 1/2 листа тонированной бумаги с нарисованной белой тучкой, гуашь белая, ватная палочка, клеёнка.

Воспитатель: Добрый день, ребята. Вот и наступила зима, на улице стало еще холоднее, и  уже полетели первый, робкие снежинки.

"Первый снег».

Утром кот принёс на лапах

Первый снег!Первый снег!

Он имеет вкус и запах,

Первый снег!Первый снег!

Он кружится, лёгкий, новый,

У ребят над головой,

Он успел платок пуховый

Расстелить на мостовой,

Он белеет вдоль забора,

Прикорнул на фонаре -

Значит, скоро, очень скоро

Полетят салазки с горок,

Значит, можно будет снова

Строить крепость

Во дворе!    (Яков Аким)

Воспитатель: Ребята, скажите, о чем это стихотворение? (о снеге.)

Воспитатель: Давайте посмотрим иллюстрации снега (рассматривают иллюстрации)

Воспитатель: А какого цвета снег? (белого)

Воспитатель: Как же нам нарисовать белый снег на белом листе? И поэтому сегодня мы будем рисовать на тонированной бумаге синего цвета.

Смотрите, на ваших листочках уже нарисована снежная тучка. Она прилетела к нам с Севера и в ней много снега. Столько много, что она уже не может его удержать и снег начинает сыпаться из тучки. Вот полетели первые, пушистые робкие снежинки. Это первые зимние гости. Скоро снега будет много и мы будем играть в снежки и лепить снеговика.

Воспитатель: Я вам предлагаю нарисовать снег ватными палочками.

(воспитатель показывает, как надо рисовать снег ватными палочками)

Я беру ватную палочку в правую руку, макаю в белую гуашь и печатаю палочкой точки в разных направлениях. Если палочка не печатает, то нужно обмакнуть в гуашь еще раз.

Самостоятельная работа детей.

Во время рисования воспитатель помогает и контролирует процесс рисования.

Конспект занятия по лепке в первой младшей группе «Снеговик»

Цель: Совершенствовать умение лепить предмет из двух частей округлой формы, разной величины, плотно прижимая части друг к друга.

ОборудованиеСнегурочка, фигурка снеговика, пластилин, дощечки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам пришла в гости Снегурочка. Давай с ней поздороваемся.

Дети: Здравствуй Снегурочка!

Снегурочка: Здравствуйте ребята! Я пришла к вам за помощью. Ребята уДеду Морозу не хватает помощников. Много подарков нужно разнести по лесу зверятам.

Воспитатель: Не переживай Снегурочка! Ребята, а давайте поможем Деду Морозу и слепим для него Снеговиков – помощников.

Дети: Давайте!

Воспитатель: Для начала давайте вспомним, как выглядит Снеговик (достаёт фигурку снеговика)Снеговик состоит из двух частей. Какой они формы?

Дети: Круглой.

Воспитатель: Голова и туловище на что похожи?

Дети: На мяч.

Воспитатель: Мы ведь с вами уже лепили мяч. Покажите мне руками как мы будем лепить мяч (показывают в воздухе). Вот какие вы молодцы! Но прежде чем приступить к работе,  давайте разомнём наши пальчики.

Физминутка:

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

- Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

- Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью,

- И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

Воспитатель: Молодцы! А теперь за работу!

Воспитатель: Какие замечательные снеговики у вас получились! Вот Снегурочка,  посмотри, сколько Снеговиков – помощников мы слепили для Деда Мороза.

Снегурочка: Спасибо ребята за вашу помощь! Теперь подарки получат все лесные жители.

Снеговички – помощники отправляемся на помощь к Деду Морозу (Снегурочка забирает Снеговиков). До свидания ребята!

Дети: До свидания Снегурочка!

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Зимние забавы»

Конспект  занятия во второй младшей группе на тему: «Зимушка - зима»

Цель: Обобщить знания детей о времени года – зима, зимних забавах, зимней одежде. Расширять кругозор детей, формировать целостную картину мира, развивать свободное общение, приобщать к словесному искусству, формировать эмоциональную отзывчивость.

Задачи:

  • Закреплять знания детей о характерных признаках зимы (зимой холодно, идет снег, снег лежит на крышах, дорогах, деревьях.);
  • Учить детей замечать красоту зимней природы;

     -- Активизировать словарь детей по теме «Зима»,  «Одежда»;

  • Формировать навыки координации речи с движением.
  • Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.
  • Продолжать работу над развитием диалогической формы речи.
  • Развивать произвольное внимание, умение действовать по словесной инструкции взрослого.

Воспитательные:

  • Воспитывать отзывчивость, доброту, любовь к природе. Воспитание культуры общения в процессе совместной деятельности.
  • Воспитание бережного отношения к природе, способности замечать красоту зимней природы.

Предварительная работа:

  • Просмотр мультипликационного фильма: «Времена года»  из серии «Уроки тетушки Совы».
  • Чтение  стихов о зиме.
  •  Рассматривание иллюстрации  о зиме.
  • Наблюдение за снегом на прогулке.
  • Настольная игра – лото: «Времена года».
  • Дидактическая игра: «Когда это бывает?».
  • Дидактическая игра: «Оденем куклу на прогулку».

Словарная работа:

  • Белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, блестящий, серебристый, хрустящий, мягкий,  тает, лежит, летят,  меховая, зимняя

Материалы и оборудование:

  • Декорация: сугробы, елочки в снегу.
  • Ведро (таз) со снегом
  • Предметные картинки: шапка, шубка, рукавички, сапожки, туфли.
  • ИКТ – музыкальное сопровождение, презентация на тему «Зима».

Ход занятия:

Вход под легкую музыку. (Установление эмоционального контакта).

Приветствие «Здравствуйте».

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй беленький снежок.

Здравствуйте ребятишки –

девчонки и мальчишки.

Здравствуйте, я вам скажу,

всех я вас приветствую.

Воспитатель: Дети, давайте, и мы поприветствуем наших гостей.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, я знаю, что все дети любят отгадывать загадки. И я вам сейчас хочу загадать загадку.

«Дел немало у меня.

Я белым одеялом всю землю укрываю.

Белю поля, дома. Зовут меня…» (Зима)

Молодцы, конечно же, это зима. А у нас за окном, какое время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что сейчас на улице зима?

Дети: На улице снег, мороз ………

Воспитатель: Зима – это одно из красивых времен года! Какая же она, зима?

Дети: Холодная, пушистая, колючая, снежная, белая!

Воспитатель: Действительно, зима может быть разной, и поэтому ее так любят взрослые и дети.

Первый слайд:  падает снег.

Воспитатель:Посмотрите, как красиво!

     Белый снег пушистый

     В воздухе кружится

     И на землю тихо

     Падает, ложится.

                                     (И.Суриков).

Какой бывает снег?

Дети: Белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, блестящий, серебристый, хрустящий, мягкий.

Воспитатель: А когда много снега падает с неба, как это называется?

Дети: Снегопад.

Воспитатель: А когда снежинки кружатся, ветер их несет, как это называется? Дети: Вьюга, метель.

Воспитатель: Ребята, а как воет вьюга?

Дети: у-уууууу

Воспитатель: Из чего состоит снег?

Дети: из снежинок.

Второй слайд: зимняя дорога, поле.

Воспитатель:Дети, посмотрите, где лежит снег?

Дети: На дорогах, на полях. (Снег лежит на дорогах, на полях).

Третий слайд: дом в снегу.

Воспитатель:На чем еще лежит снег?

Дети:  На крыше. (Снег лежит на крыше).

Воспитатель: С чем можно сравнить снег, когда он покрывает улицы, дома, деревья. На что он похож? (на полотно, ковер, одеяло, шапку и т.д.)

Четвертый слайд: лес, снег лежит на деревьях.

Воспитатель:Посмотрите, где еще лежит снег?

Дети:Снег лежит на деревьях.

Воспитатель:Да,  как  много  снега на деревьях.  Для чего снег на деревьях и под деревьями?

Дети:Чтобы деревья не замерзли.

Воспитатель: А зачем еще зимой нужен снег?

Воспитатель: А зима это хорошо или плохо?

Воспитатель: Чем хорошо, когда зима?

Дети: много снега, можно играть в снежки, кататься на горке, на коньках, на лыжах, лепить снежную бабу.

Воспитатель: А когда можно сказать, что плохо зима?

Дети: зимой холодно, сильные морозы, метели, надо тепло одеваться, нельзя долго гулять.

        

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю совершить прогулку в зимний лес, полный сказок и чудес! Хотите отправиться вместе со мной?

Дети: Да!!!

Воспитатель: А что мы с вами забыли сделать?

Дети: Одеться.

Воспитатель: А зачем нам надо одеваться?

Дети: Холодно.

Дидактическая игра «Дети одеваются»

Дети подходят к столу, на котором разложены картинки с изображением одежды. Из них выбирают только изображение зимней одежды и на магнитной доске выставляют одежду в определенной последовательности.        

        

Посмотрите -  за окном                                             (обзорный жест рукой)

Белые дорожки.

Все равно гулять пойдем,                                         ( шагают на месте)

Топать по дорожкам.

Наденем на ножки                                                     ( наклонились, указать на ноги)

Теплые сапожки;

Этот с правой ножки,                                                 ( «надевают на правую ногу сапожок»)

Этот с левой ножки.                                                   ( «надевают на левую ногу) сапожок»)

На ручки -  рукавички                                                ( руки вверх)

Теплые сестрички.                                                      ( вращают ладошками)

Эту на левый кулачок                                                 ( показывают  правый  кулачок)

Эту на правый кулачок.                                              ( показывают левый кулачок)

Шубки меховые,                                                          ( надевают «шубку»)

Шапки пуховые.                                                           ( надеваем «шапку»).

Воспитатель: Скажите мне, ребята, а как же мы можем быстро добраться до леса? Дети: доехать, долететь…

Воспитатель: А на чем мы можем доехать? Но вот в саду у нас транспорта нет, как, же тогда добраться до леса?

Дети: на санках, на лыжах…

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в зимний лес на лыжах.

Дети и воспитатель имитируют катание на лыжах.

Воспитатель: Ребята, а сейчас поднимите головки, посмотрите, что вы видите? Дети: Туча.

Воспитатель: Какая большая туча висит над головой. А как вы думаете, что может посыпаться из тучи зимой?

Дети: Снег.

Воспитатель дергает, летят снежинки.

Воспитатель: Какая красота, ловите их. Возьмите в руку и скажите, что это?

Дети: Снежинки.

Рассмотрите их, какие они?

Дети: Белые, пушистые, легкие, воздушные, узорчатые.

А сейчас давайте подбросим снежинки вверх и поймаем их, какие они?

Дети: Легкие.

Ребята, а что снежинки умеют делать?

Дети: Летать, кружиться, падать, таить.

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, сколько снега намело под елочку!

Дети подходят к елочке, воспитатель достает ведро со снегом. Дети трогают снег ладошкой.

Воспитатель: Рассмотрим, какой он?

Дети: Белый, легкий, мягкий, холодный, пушистый.

Воспитатель: А как вы думаете, снег состоит из чего?

Дети: Из снежинок.

Воспитатель: А теперь возьмите немного снега в ладошки.

У моей Иринки

Две красивые снежинки.

Всем хотела показать,

Глядь – снежинок не видать.

Воспитатель: Дети, откройте ладошки (снега нет). Куда исчез снег?

Дети: Растаял.

Воспитатель: Во что превратился?

Дети: В воду.

Воспитатель: Почему?

Дети: Ладошки теплые.

Воспитатель: Рука у нас теплая, поэтому снег постепенно таит. Какой холодный снежок, давайте вытрем ручки. 

Воспитатель:  Хорошо мы с вами погуляли по снежному лесу, пора обратно в сад возвращаться.

Воспитатель: Ребята, ну вот наше путешествие закончилось, напомните мне, чем мы с вами сегодня занимались?

Воспитатель: А пока мы по лесу гуляли, я заметила под елочкой вот такой сундучок.

Вот чудесный сундучок

Всем ребяткам он дружок,

Очень хочется всем нам

Посмотреть, ну что же там?

Раздаются угощения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Снег-снежок"

В ходе реализации проекта у детей закрепится представления  о снеге, его свойствах, вреде и пользе....

Проект" Снег-снежок"

В проекте даётся краткое описание работы воспитателя  по теме "Снег"г в разных видах деятельности....

Проект "Снег - снежок"

Проект "Снег - снежок" для средней группы. Эксперименты со снегом....

Познавательно-исследовательский проект «Снег – снежок»

Познавательно-исследовательский проект «Снег – снежок»...

Познавательно-исследовательский проект "Снег-снежок" для детей раннего возраста

С наступлением зимы появляется возможность познакомить малышей с удивительным веществом-снегом...

Познавательно-исследовательский проект «Снег-снежок»

Познавательно-исследовательский проект  «Снег-снежок» (младшая группа)...

Познавательно-исследовательский проект «Снег-снежок»

Познавательно-исследовательский проект «Снег-снежок»...