Проект "Удивительные камни"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Шорохова Елена Аркадьевна
Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством. Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_1.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Хабаровска

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад №166»

ПРОЕКТ

«Удивительные камни»

Средняя группа №2 «Смешарики»

 

                                

Выполнила воспитатель группы №2

                                                Шорохова Е. А.

г. Хабаровск, 2018 г.

Проект «Удивительные камни»

  • Направление: познавательное
  • Возраст: дети средней группы 4-5 лет
  • Участники: дети, воспитатель, родители.
  • Вид: краткосрочный  21 день
  • Предмет изучения: предметы неживой природы- камни

Актуальность

Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством. Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны.

Проблема

Дети мало знакомы с таким природным материалом, как камень, и  не знают свойства камня, его предназначение, родители не участвуют в образовательной деятельности, недостаточно насыщена развивающая среда для экспериментирования - нет коллекции камней

Цель

  • Вовлечь детей в исследовательскую деятельность по определению признаков камня (разноцветный, круглый, овальный, гладкий, шершавый, колючий, холодный, теплый, твердый);
  • Создание развивающей среды;
  • Привлечение родителей к экспериментальной деятельности.

Задачи проекта:

  1. Дать понятие о камнях и их свойствах.
  2. Провести цикл опытов, экспериментов, бесед по теме.
  3. Познакомить с  многообразием использования камней человеком.
  4. Закрепить правила безопасности (камни нельзя бросать).
  5. Организовать фотовыставку опытов.
  6. Собрать с помощью родителей коллекцию камней.
  7.  Разработать  информационный стенд для родителей.
  8.  Научиться создавать художественные образы на основе природных форм (камней).

Ожидаемые результаты

В  процессе проектной деятельности у детей будет сформировано понятие о камнях и их свойства, познакомятся с многообразием использования камней человеком, правилами безопасного поведения.

Дети  создадут  выставку поделок из разрисованных камней.

С помощью родителей будет подготовлена коллекция камней для уголка экспериментирования. Для родителей будет подготовлена фотовыставка опытов и презентация, информационный стенд об экспериментальной деятельности.

План работы по проекту

Подготовительный этап

1. Постановка целей, задач, определение актуальности проекта.

2. Подбор методической литературы по реализации проекта.

3. Подбор наглядно- дидактического материала, художественной литературы, дидактических игр, разработка бесед.

4. Привлечение родителей к созданию коллекции камней, книжного  уголка о камнях.

5. Разработка рекомендаций для родителей.

Основной этап- практический

  1. Беседы.
  2. Опыты.
  3. Чтение литературных произведений.
  4. Дидактические игры.
  5. Подвижные игры.
  6. Творческая мастерская (роспись камней).

Заключительный этап

1.Занятие №4

Итоговое занятие по теме «Мир камней»

Предполагаемый продукт проекта

1. Создание коллекции камней для лаборатории детского сада.

2. Организация выставки поделок «Наши разноцветные камешки»

3. Создание картотеки дидактических игр, физминуток, комплекса утренней гимнастики, опытов и карточек –подсказок по теме «Свойства камней»

4. Создание фотовыставки опытов.

5. Создание презентации для родителей об экспериментальной деятельности по проекту.

6.Создание папки –передвижки «Организация детского экспериментирования  в домашних условиях»

Список литературы:

1. Дыбина О.В., Разманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005;

2. Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. / Сост. Зебзеева В. А. - Оренбург, 2003.

3. Николаева Н. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М., 1999.

4. Николаева Н. Н. Общение с природой начинается с детства. - М., 1990.

5. Панько А. Е. Развитие познавательных процессов дошкольников. - Минск, 1984.

6. Ясвин В. А. Мир природы в мире игр. - М., 1998.

7. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами (Блок «Песок. Глина. Камни»). М.: Карапуз-Дидактика, 2005. 

8. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.  Пособие для работников ДОУ. -  М.: ТЦ Сфера, 2003;

9. Иванова А.И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005;

10. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.     Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005; 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

1 неделя

1. Занятие №1

Тема: «Удивительные камни»

Цель: Познакомить с разнообразием камней, их особенностями. Познакомить со свойствами камня - Опыт №1, 2, 3 Учить выполнять несложные манипуляции во время проведения элементарных опытов. Совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о камнях по данному образцу.

2.Чтение сказок «Три поросенка» и П. П. Бажова «Серебряное копытце».

3. Беседа «Из какого материала лучше построить дом для поросят?»

4.Рассматривание иллюстраций к сказкам П. П.Бажова.

5. Пальчиковая  игра «Камешки»

6. Дидактические игры «Опиши камень», «Найди свой камешек».

2 неделя

1. Занятие №2

Тема: «В гостях у Хозяйки Медной горы»

Цель:- расширять и уточнять представления о свойствах и качествах камней- Опыты № 4, 5

 - познакомить с наиболее распространёнными декоративными камнями и изделиями из них, формировать эстетическое восприятие окружающего.

2. Беседа на тему «Подземная кладовая»

Цель: Знакомство с полезными ископаемыми, их ролью в жизни человека.

 3. Чтение сказки Бажова «Каменный цветок» (отрывок)

 4. Комплекс утренней гимнастики «Нора под горой»

 5. Рассматривание иллюстраций гор, вулканов, пещер.

6. Дидактическая игра «Что исчезло?», «Волшебный мешочек»

3 неделя

1. Занятие № 3

Тема: «Полезные ископаемые»

Цель: Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов, где используются свойства магнитов в промышленности.

2. Опыты № 6,7

3. Рассматривание коллекций « Весёлые камешки»

4. Рисование на камнях «Наши разноцветные камешки»

5. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Огниво»

6. Дидактическая игра  «Что лишнее?», «Найди свой камешек».

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Опыт №1 Какие бывают камни по цвету, форме, величине

 1. Определение цвета и формы.

Воспитатель:

-Ребята, внимательно осмотрите глазами все камни, какого они цвета?

Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.)

- Какая форма камня у тебя Никита? А у Миланы?

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные. Чтобы легче вам было запомнить это – мы с вами будем вывешивать схему-подсказку на доску (воспитатель показывает схему – рисунок № 1, №2 прикрепляет на доске) .

 2. Определение размера.

 -Все камни одинакового размера?

 ответы детей.

- Найдите и покажите мне ваш самый большой камень.

-А теперь найдите самый маленький.

-Даша, какой у тебя камень?

Ответы детей.

-Найдите самый красивый и  самый невыразительный, простой камень.

-Выложите камни в ряд – от самого большого к самому маленькому.

- Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод: камни бывают разных размеров. (Дети находят подходящую схему - подсказку(№3) и воспитатель прикрепляет на доске).

Опыт №2 Гладкий – шероховатый

1. Определение характера поверхности на ощупь.

- Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая?

Ответы детей.

Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень.

- Это галька. Повторите, как он называется? Возьмите в руку гальку, какая она на ощупь?

Дети: - Гладкая, ровная, твердая.

Воспитатель: - Почему у этого камня нет острых углов? Как вы думаете?

Выслушиваю любые ответы.

-Камень галька гладкий потому, что находится всегда в воде, в реке, в море. Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок – острые углы постепенно исчезают, камешек становится округлым.

-Возьмите два маленьких камешка в ладоши, потрите их. (Показываю)

-Вот так вода в море или в реке двигает камни, и постепенно острые углы стираются, и камни становятся гладкими.

- А теперь найдите шершавый. Какой он на ощупь?

Ответы детей.

2. Рассматривание камней через лупу.

- Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

- Что интересного вы увидели, ребята?

Предполагаемые ответы детей: крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.)

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. (Дети находят подходящую схему - подсказку(№4) и воспитатель прикрепляет на доске).

Опыт №3 Твердый- мягкий(сравнение камня и древесины)

- Ребята, возьмите камень в руку и сожмите крепко- крепко. Изменил ли камень свою форму? ( Ответы детей – нет, не изменил)

- Верно, не. Почему? ( камень твердый)

- Как вы думаете, камень тверже дерева? (предположения детей)

- Давайте проверим, я возьму молоток, гвоздь и брусочек дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (ответы детей – гвоздь вошёл в дерево)

- А сейчас попробую вбить гвоздь в камень (воспитатель пробует забить гвоздь в камень, он не вбивается, может даже гнётся) Смогли мы забить гвоздь  в камень? (нет) Почему? (камень тверже дерева)

Вывод: камень твердый и прочный.

Дети находят подходящую схему - подсказку(№5) и воспитатель прикрепляет её на доске.

Опыт №4 Теплый – холодный

Определение температуры

-Ребята,  положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой?

(Ответы детей- холодный)

- А щеки?  (теплые) Наша кожа может быстро определить температуру.

Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать?

 (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.. (Дети находят подходящую схему - подсказку(№6) и воспитатель прикрепляет её на доске).

Опыт №5 Тяжелый – легкий

Определение веса

- У меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами.

-А что делают весами? (взвешивают)

- Возьмите камни в ладошки и определите самый тяжелый и самый легкий камень.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые. (Дети находят подходящую схему - подсказку(№7) и воспитатель прикрепляет на доске).

Опыт №6 Тонет – не тонет (камень, древесина)

Определение плавучести 2-х материалов

-  Ребята, как вы думаете, что произойдет  с камнем и деревянным брусочком, если мы  положим  их в воду?

Оветы детей.

- Почему вы так думаете? Ответы детей.

- А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину?

(Опустить в воду)

- Предлагаю вам убедиться с помощью опыта, правы вы или нет. Подвиньте к себе экспериментальную тарелку и опустите туда одновременно камень и брусок дерева.

- Что произошло? ( ответы детей – деревянный брусок не утонул, плавает, а камень опустился на дно).

- Почему деревянный брусок не утонул? (он легкий)

- Почему утонул камень? (камень тяжелый)

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые (Дети находят подходящую схему - подсказку(№8) и воспитатель прикрепляет на доске).

Опыт №7  Магнит и его свойства

Игра-опыт «Рыбалка»

Оборудование:

Емкость с водой,

5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны,

Магнит.

Ход опыта:

В емкость с водой опустить рыбок.

Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.

Результат опыта:

Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом их можно легко достать, не замочив рук.

Вывод: Поле магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.

Воспитатель: Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

Игра-опыт «Бумажные гонки»

Оборудование:

Лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками),

Заготовки для машинок (дно, крыша),

Металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка),

Ножницы и скотч (можно клей и кисти),

Магниты.

Ход опыта:

Скотчем прикрепить к днищам автомобилей металлические пластинки и приклеить крыши.

Установить автомобили на старте.

Установить магниты под картоном на уровне старта, где стоят автомобили, и двигать магниты по контурам дороги.

Результат опыта: Автомобили двигаются по трассе, повторяя движения магнита, который дети двигают под картоном. Поле магнита, проходя через картон, притягивает металлические пластинки, прикрепленные к автомобилям, вынуждая их следовать за магнитом.

Вывод: Сила магнита действует через картон и бумагу.

Воспитатель: Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

  • Пальчиковая гимнастика «Веселые камешки»:

Посмотрите, вот какие – эти камешки большие,

А шершавые какие! В руки камешки возьмем

и в руках мы их сожмем!

Тук да тук, тук да тук! Вот какой веселый звук!

  • Пальчиковая игра «Камешки»

Раз, два, три, четыре, пять

Я хочу вам сосчитать

Вот алмаз, вот турмалин,

Вот агат, аквамарин,

Гиацинт, топаз, гранат

Самоцветов целый склад,

Кто же знает халцедон

Выходи из круга вон.

  • Физкультминутка «Гора »

Стоит гора – Старушка -                           Дети поднимают руки вверх,

До небес макушка.                                     тянуться на цыпочках,

Ее ветер обдувает,                                      обмахиваются кистями рук,

Ее дождик поливает.                                  встряхивают кистями рук,

Стоит гора, страдает                                  прикладывают ладошки к щекам

                                                                      и   качают головой.                                               

И камешки теряет.

И каждый день,                                      Педагог касается нескольких человек, которые должны

И каждую ночь                                               изобразить камешки при чтении

                                                                следующих строк.

Катятся, катятся                                       Дети – камешки рассыпаются –

                                                                 разбегаются в стороны любым

Камешки прочь.                                       способом : кувыркаются  или катятся

                                                                    «бревнышком».

Раскатились камешки,

И стой поры                                               Двумя руками показывают 

Ничего не осталось                                    на опустевшее место.

От нашей горы!

  • Физкультминутка «По дорожке»

 Дети выполняют движения, соответствующие стихотворению:

По дорожке мы шли, много камешков нашли.

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот мы в горку пошли, пестрых камешков нашли,

А под горку пошли — белых камешков нашли,

С собой в садик принесли.

  • Дидактические игры  

«Волшебный мешочек»

Цель: развивать тактильную память, внимание.

Материал: ящик ощущений, разные камни.

Ход игры:

1-й вариант. Положите в ящик несколько предметов, в том числе один - два камня. Предложите ребенку определить, что находится внутри, и выбрать камни. Спросить у ребенка, по каким признакам определил, что это камень? Пусть скажет, что он чувствует, - какой предмет на ощупь? (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, теплый, холодный, тяжелый, легкий и т.д.).

2-й вариант. В ящике ощущений лежат только камни (их количество равно количеству детей). Каждый ребенок вытаскивает один образец, предварительно рассказав о его характеристиках, которые он определил на ощупь. Когда все камни окажутся на столе, сравните их.

3- й вариант. Педагог описывает камень, а ребенок на ощупь находит его среди других образцов, например: «Выбери, круглый, гладкий, маленький камешек». В этом случае камни в ящике ощущений должны хорошо отличаться друг от друга.

 «Что исчезло?»

Цель: развивать память, наблюдательность.

Материал: камни разных цветов и размеров.

Ход игры:

Воспитатель выкладывает несколько отличающихся друг от друга камней и предлагает их заполнить. Затем выбирается ребенок считалкой, и воспитатель предлагает ему отвернуться в это время убирается один из камешек. Задача ребенка – определить, какой убран камень.

Чем больше камней и чем меньше они различаются, тем сложнее задача. В эту игру можно играть и во время экскурсий, прогулок, нарисовав на земле квадраты, в каждый из которых кладется один камешек.

«Найди свой камешек»

Цель: развивать тактильные ощущения, внимание, память.

Материал: коллекция камней.

Ход игры:

Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если эта игра поводится на улице, то находит его), внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и примешивают. Задание – найти свой камень.

  • Комплекс утренней гимнастики «Нора под горой»

Вот высокая гора, (тянемся вверх)

А под ней внизу - нора (приседаем)

У норы шесть совят

Во все стороны глядят

(Крутим головой)

Вот высокая гора, (тянемся вверх)

А под ней внизу - нора (приседаем)

у горы шесть медвежат (ходим "по медвежьи")

И шесть маленьких ежат (скрещиваем у груди руки с растопыренными пальцами - "колючки")

Вот высокая гора, (тянемся вверх)

А под ней внизу - нора (приседаем)

у горы шесть воробьят

Улететь они хотят ("машем крыльями")

Вот высокая гора, (тянемся вверх)

А под ней внизу - нора (приседаем)

У норы шесть жеребят

Травку свежую едят (наклоны)

Вот высокая гора, (тянемся вверх)

А под ней внизу - нора (приседаем)

У норы шесть лягушат

скачут, прыгают, спешат. (прыжки)

Вот высокая гора, (тянемся вверх)

А под ней внизу - нора (приседаем)

А в норе крот, крот,

Роет он подземный ход! ("загребаем" руками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".

Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи  исследовательской  и опытно - экспериментальной деятельности....

Рисование на камнях с детьми подготовительной группы на тему: «Живые камни».

Задачи: создание художественных образов на основе природных форм – камней;  познакомить с приёмами рисования на камнях разной формы;развивать творческое воображение;  воспитывать ...

Коллекция камней в мини-музей "Мир камней"

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предме...

Использование технологии коллекционирования в познавательном развитии дошкольников. Мастер-класс "Рисование на камнях. Создание картин из расписных камней"

Рассматривание, изучение коллекций интересно детям, но каким образом можно использовать коллекции детьми. Мы живём в Крыму, и самый распространённый материал для коллекций – это камни. Они всюду...

Роспись камней акриловыми красками "Волшебные камни"

Роспись камней для детей – увлекательная арт-терапия, в результате которой создаются отличные игрушки. Этот процесс полезен и детям – он улучшает их навыки рисования. Кроме того, расписные...