Главные вкладки

    Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
    опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

    Кокорина Елена Геннадьевна

    Одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Детское экспериментирование как средство развития

    познавательной активности дошкольников»

    С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств.   Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

     Следовательно, одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Следствием является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и накопление фонда исследовательских умений, что делает незаменимым детское экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста. Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе. Тем быстрее развиваются его познавательные способности, и   повышается познавательная активность.

    Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, педагогу необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности. Для развития познавательной активности и поддерживания интереса к экспериментированию в групповой комнате необходимо оборудовать уголок экспериментирования.

    В старшем дошкольном возрасте- это центр науки и природы, в котором используются приборы и оборудование- весы, микроскоп, лупы, пипетки, рулетка и др.; различные ёмкости; материалы- природный, бросовый, технический (болты, гайки); литература-  энциклопедии, журналы, иллюстрации, игры. Старший дошкольный возраст - это период любознательности, дети приобретают способность осуществлять экспериментирование, получают умения видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблему, анализировать объект или явление, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы. Развитие данных умений у детей требует систематичной, целенаправленной работы педагога. Руководство деятельностью детей в ходе совместной деятельности осуществляется различными методами: наглядными, практическими, словесными. Наглядные методы представляют собой наблюдения двух видов, первый вид- наблюдения распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений(например: опыты «Притяжение магнитом предметов», «Намагничивание предметов» и др.), второй вид-наблюдение за изменением и преобразованием объектов (например: опыты «Температура воды», «Вода и пар» и др.) Практический метод это игровой метод, который предусматривает использование  разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом (например: игры «Ветер и зайка», «Искатели сокровищ»). Работая с детьми по формированию познавательной активности дошкольников успешны такие приёмы как картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, рабочие листы, решение проблемных ситуаций с персонажами. Именно такое многообразие методов и приёмов позволяет развивать познавательную активность и любознательность детей.      творческую среду для развития познавательной активности дошкольников

    Так, в процессе детского экспериментирования дети учатся:

    • видеть и выделять проблему;
    • принимать и ставить цель;
    • решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;
    • высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;
    • фиксировать этапы действий и результаты графически.

    Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды, наглядной агитации убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрять стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное. В завершении хотелось бы напомнить слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получить на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с тем, кто такой школы не прошёл.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

    В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...

    ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

    Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить  на многие «почему»?-Почему в дырках ничего нет?-Отчего ветер дует?...

    Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.

    Взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира....

    Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

    С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я за...

    Статья "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"

    «Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель    мира»                   ...