Коллекционирование - как средство для развития познавательной активности дошкольников.
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)

Абузярова Олеся Гаязовна

 Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской   деятельности у детей дошкольного возраста   является  коллекционирование.

      С самого детства, сколько мы себя помним, мы занимаемся коллекционированием. Так вот это увлечение мы используем в работе с детьми, так как коллекционирование благоприятно влияет на их личностное развитие, развитие познавательности; воспитывает у детей аккуратность, усидчивость, любознательность, а также развивает первые навыки исследовательской деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektsionirovanie.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

        ( слайд 1)

Коллекционирование  - как  средство для развития познавательной активности дошкольников.

Воспитатели: Бобровская С. И.

                                                                     Абузярова О. Г.

(слайд 2)

В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни”.

Современные  требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.

 (слайд 3)    Каким же должно быть современное образование? Ответ очевиден: необходимо научить детей быть креативными, именно в том смысле, чтобы они были не только готовы принять новое, умели импровизировать, но и имели созидательную направленность личности. Они должны не бояться перемен, уметь сохранять спокойствие в бурном течении нового и по возможности преобразовывать, изменять мир к лучшему, сохранять то, что создано культурой, ценить результаты достижений человеческой цивилизации.

(слайд 4) Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской   деятельности у детей дошкольного возраста   является  коллекционирование.

(слайд 5-6)    С самого детства, сколько мы себя помним, мы занимаемся коллекционированием. Конечно, этот термин, мы узнаём позже. Многие же считают это детским увлечением, несерьезным делом. Так вот это  увлечение мы используем в работе с детьми, так как коллекционирование благоприятно влияет на их личностное развитие, развитие познавательности; воспитывает у детей аккуратность, усидчивость, любознательность, а также развивает первые навыки исследовательской деятельности.

 (слайд 7)    Коллекциони́рование (от лат. collectio — собирание, сбор) — деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание и изучение каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых общностью темы). Это могут быть произведения искусства (книги, картины, музыкальные произведения, кинофильмывидеоигры), историко-культурные и технические ценности и предметы (монетызначкипочтовые маркимодели автомобилей ) или объекты природы (насекомыеминералы, раковины моллюсков, цветы).

(слайд 8)    Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста   через коллекционирование.

(слайд 9)    Задачи:

  • развивать эмоционально-познавательное отношение к окружающему миру;
  • закреплять умения детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;
  • развивать творческий потенциал воспитанников;
  • пополнять предметно-развивающую среду материалами коллекционирования;
  • расширять кругозор воспитанников;
  • прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала;
  • формировать бережное отношение к хранению коллекций;
  • обогащать и активизировать словарь детей;
  • организовать детско-взрослое сообщество по интересу;
  • активизировать участие родителей в образовательном процессе.

      На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс усвоения  знаний, умений и навыков, а, главным образом,  как поиск знаний, приобретение их самостоятельно или под руководством взрослого в процессе  взаимодействия и сотрудничества. 
(слайд 10)      Коллекционирование - это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. 
(слайд 11)     Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.
   Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. В процессе коллекционирования развиваются внимание,  память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
     Для формирования у детей этих качеств необходимо создавать условия  для развития  у них познавательной активности, опираясь на их познавательный интерес. 

(слайд 12)    С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.


(слайд 13-17)     Коллекции в нашей группе   самые  разные:  ракушки, камешки, листья, семена, фантики, марки, магнитики, игрушки из киндер-сюрпризов, предметы старины, самолетики, машинки, матрёшки, коллекция картинок на палочках для театрализованных представлений, игрушечные музыкальные инструменты, коллекция рисунков детей по любимым мультфильмам и многое другое.

      Для работы с детьми  нами   был  разработан перспективный план сбора и продуктивного использования коллекций в соответствии с комплексно-тематическим планированием, соблюдением интересов ребёнка, системностью,  непрерывностью, который носит рекомендательный характер.   


(слайд 18)           Этапы работы с коллекцией 


Организация нашей  педагогической работы с коллекцией проводится в три этапа: 

(слайд 19)      1 этап – подготовительный
-       накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей;

-       индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей; 

Мы ненавязчиво рассказываем детям о какой-либо коллекции, собственной или увиденной,  предлагаем детям устроить в группе выставку каких-либо предметов, игрушек, учитывая мнения детей.

Постепенно пополняя коллекцию новыми экспонатами, поддерживаем интерес детей к собирательству. Надо быть внимательным к интересам детей, иногда интерес одного ребенка может «заразить» группу детей. Если педагог чуток и внимателен, то можно вызвать интерес к созданию собственной коллекции.

Что же лучше всего коллекционировать в группе? Главное, чтобы союзниками в выборе были дети.

Младшие дети любят собирать фигурки животных, игрушки из киндер-сюрпризов; более старшие – фигурки динозавров, значки, марки, модели автомобилей.


(слайд 20)              2 этап – основной
-       побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования; 
-       чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий; 
-       включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми; 
-       работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.

   В процессе коллекционирования мы  применяем  методы и приемы, которые направляют детей замечать новое, неизвестное, постоянно задавать вопросы. Почему? Когда? Зачем?

  (слайд 21)     Некоторые из коллекций подходят для изучения свойств  предметов, явлений окружающей среды, определения формы и величины.

(слайд 22-23)    Персонажи коллекции мы стараемся  включать в игровые ситуации, занятия, художественную деятельность; можно разыгрывать игры – драматизации (сказки, цирк); в старших группах использовать для развития речи (например, построение творческих рассказов).

(слайд 24-25)    Достоинством работы по коллекционированию можно считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по ФЭМП, ИЗО, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется, и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Задача этого вида деятельности не в том, чтобы, собирая, например, коллекцию камней, сделаться геологом – любителем, а собирая репродукции картин – стать художником. Задача в том, чтобы найти, уточнить, узнать – осознать себя, свою особенность благодаря близким душе предметам коллекции, своему особенному образу коллекционирования. Рассматривая коллекцию, вспоминая тех, кто подарил, при каких обстоятельствах были приобретены те или иные экземпляры, оживляются связи с людьми, с прошлым.

( слайд 26-28)    Воспитатель может использовать коллекционирование с целью терапии. Детей необходимо учить раскладывать, расставлять перед собой в трудный час предметы коллекций (игрушки, фантики, камешки), которые смягчают, просветляют душу.

         

(слайд 29-36)    После того, как дети начали приносить в детский сад ракушки из своих путешествий  вместе с родителями за моря и океаны, возникла идея создать коллекцию ракушек и морских камней. Так как мы живём далеко от моря, и ракушки для детей являются необычным природным материалом, то в коллекцию решили выбрать самые красивые и необычные ракушки. Остальные ракушки оставили для изготовления поделок из природного материала. Камни мы сравнивали по цвету, структуре (при помощи лупы), по происхождению, выкладывали из камней узоры, выясняли, где в жизни используются камни (раствор, дорожки, заборы, стены замка и башни).

      Правила по обращению с коллекцией лучше определять совместно с детьми. Необходимо сформировать у детей бережное отношение к коллекции. Вместе обсудить правила обращения с предметами в коллекции. Дети должны понимать, что это не обычные игрушки, а экспонаты коллекции, которые надо рассматривать, любоваться ими, и в то же время нельзя делать их неприкасаемыми, тогда дети потеряют к ним интерес.


(слайд 37-39)          3 этап – заключительный
-       организация выставок коллекций, творческих продуктов детей; 
-       презентация отельных предметов коллекций или коллекции в целом.

 (слайд 40)      Родители могут по-разному относиться к коллекционированию детей.

Задача педагога - помочь родителям осознать, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но, в то же время, серьезное, кропотливое и сложное.

(слайд 41-42)     Для привлечения родителей к коллекционированию мы начали  выяснять  их позиции и провели  анкетирование. Результаты анкетирования показали, что в 68% семей родители увлекались в детстве коллекционированием (собирали марки, календари , стекляшки, солдатиков, кукол, фото актеров, открытки, конфеты, фантики  и т.д.), 32% от общего числа опрошенных в настоящее время занимаются коллекционированием (открытки, машинки). В 23% семей положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций). Но есть семьи – 77%, в которых родители частично интересуются увлечением ребенка  или же вообще не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не поощряют, не помогают, считая коллекционирование бесполезным занятием.
    Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное  и  в то же время серьезное и кропотливое, мы предлагаем им   консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности.
 (слайд 43-45)   После этого    родители стали проявлять все больший интерес к собиранию коллекций. Так в нашей группе появились коллекции, собранные нашими родителями: коллекция колокольчиков; коллекция предметов старины.

      Создание коллекций в детском саду даёт детям возможность заниматься поисково-исследовательской деятельностью, развивает внимание, память. Вызывает желание делиться или обмениваться своими интересными экспонатами, рассказывать о них, тем самым в процессе общения развивается речь детей. Появляется интерес побольше узнать о собранных экспонатах.

     Таким образом,  можно  сделать вывод, что коллекционирование является доступным и интересным  для дошкольников видом деятельности.
Проделанная работа показала, что коллекционирование способствует развитию таких важных качеств  творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность, приучает ребенка к усидчивости и аккуратности. 

 (слайд 46)   Спасибо за внимание!

  Использованная литература:

  •  Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г.
  • Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003г
  • Журнал «Дошкольное воспитание» N3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
  •  Куликовская И.Э.,   Совгир Н.Н.Детское экспериментирование, 2003.
  • Ресурсы Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

Проект «Коллекционирование - как средство развития познавательной активности дошкольников»

Использование коллекционирования в опытной эксперементальной деятельности позволяет вызвать интерес у детей....

Коллекционирование - как средство для развития познавательной активности дошкольников.

Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской   деятельности у детей дошкольного возраста   является  коллекционирование.    ...

Коллекционирование- форма работы по развитию познавательной активности дошкольников.

1 слайдКоллекционирование-форма работы по развитию познавательной активности дошкольников.2 слайд   Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной дв...

Консультация для педагогов "Детское коллекционирование как средство развития познавательной активности дошкольников"

Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников. В процессе коллекционирования у детей развивается умение замечать новое, неизвестное, задавать вопро...

«Коллекционирование – одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности»

Статья раскрывает актуальность коллекционирования, виды и этапы работы с детскими коллекциями. Коллекционирование занимает ведущее место для развития интегративных качеств дошкольника: способствует ра...