Коллекционирование - как средство для развития познавательной активности дошкольников.
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)

   Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской   деятельности у детей дошкольного возраста   является  коллекционирование.

      С самого детства, сколько мы себя помним, мы занимаемся коллекционированием. Так вот это  увлечение мы используем в работе с детьми, так как коллекционирование благоприятно влияет на их личностное развитие, развитие познавательности; воспитывает у детей аккуратность, усидчивость, любознательность, а также развивает первые навыки исследовательской деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektsionirovanie.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

        ( слайд 1)

Коллекционирование  - как  средство для развития познавательной активности дошкольников.

Воспитатели: Бобровская С. И.

                                                                     Абузярова О. Г.

(слайд 2)

В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни”.

Современные  требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.

 (слайд 3)    Каким же должно быть современное образование? Ответ очевиден: необходимо научить детей быть креативными, именно в том смысле, чтобы они были не только готовы принять новое, умели импровизировать, но и имели созидательную направленность личности. Они должны не бояться перемен, уметь сохранять спокойствие в бурном течении нового и по возможности преобразовывать, изменять мир к лучшему, сохранять то, что создано культурой, ценить результаты достижений человеческой цивилизации.

(слайд 4) Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской   деятельности у детей дошкольного возраста   является  коллекционирование.

(слайд 5-6)    С самого детства, сколько мы себя помним, мы занимаемся коллекционированием. Конечно, этот термин, мы узнаём позже. Многие же считают это детским увлечением, несерьезным делом. Так вот это  увлечение мы используем в работе с детьми, так как коллекционирование благоприятно влияет на их личностное развитие, развитие познавательности; воспитывает у детей аккуратность, усидчивость, любознательность, а также развивает первые навыки исследовательской деятельности.

 (слайд 7)    Коллекциони́рование (от лат. collectio — собирание, сбор) — деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание и изучение каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых общностью темы). Это могут быть произведения искусства (книги, картины, музыкальные произведения, кинофильмывидеоигры), историко-культурные и технические ценности и предметы (монетызначкипочтовые маркимодели автомобилей ) или объекты природы (насекомыеминералы, раковины моллюсков, цветы).

(слайд 8)    Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста   через коллекционирование.

(слайд 9)    Задачи:

  • развивать эмоционально-познавательное отношение к окружающему миру;
  • закреплять умения детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;
  • развивать творческий потенциал воспитанников;
  • пополнять предметно-развивающую среду материалами коллекционирования;
  • расширять кругозор воспитанников;
  • прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала;
  • формировать бережное отношение к хранению коллекций;
  • обогащать и активизировать словарь детей;
  • организовать детско-взрослое сообщество по интересу;
  • активизировать участие родителей в образовательном процессе.

      На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс усвоения  знаний, умений и навыков, а, главным образом,  как поиск знаний, приобретение их самостоятельно или под руководством взрослого в процессе  взаимодействия и сотрудничества. 
(слайд 10)      Коллекционирование - это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. 
(слайд 11)     Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.
   Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. В процессе коллекционирования развиваются внимание,  память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
     Для формирования у детей этих качеств необходимо создавать условия  для развития  у них познавательной активности, опираясь на их познавательный интерес. 

(слайд 12)    С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.


(слайд 13-17)     Коллекции в нашей группе   самые  разные:  ракушки, камешки, листья, семена, фантики, марки, магнитики, игрушки из киндер-сюрпризов, предметы старины, самолетики, машинки, матрёшки, коллекция картинок на палочках для театрализованных представлений, игрушечные музыкальные инструменты, коллекция рисунков детей по любимым мультфильмам и многое другое.

      Для работы с детьми  нами   был  разработан перспективный план сбора и продуктивного использования коллекций в соответствии с комплексно-тематическим планированием, соблюдением интересов ребёнка, системностью,  непрерывностью, который носит рекомендательный характер.   


(слайд 18)           Этапы работы с коллекцией 


Организация нашей  педагогической работы с коллекцией проводится в три этапа: 

(слайд 19)      1 этап – подготовительный
-       накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей;

-       индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей; 

Мы ненавязчиво рассказываем детям о какой-либо коллекции, собственной или увиденной,  предлагаем детям устроить в группе выставку каких-либо предметов, игрушек, учитывая мнения детей.

Постепенно пополняя коллекцию новыми экспонатами, поддерживаем интерес детей к собирательству. Надо быть внимательным к интересам детей, иногда интерес одного ребенка может «заразить» группу детей. Если педагог чуток и внимателен, то можно вызвать интерес к созданию собственной коллекции.

Что же лучше всего коллекционировать в группе? Главное, чтобы союзниками в выборе были дети.

Младшие дети любят собирать фигурки животных, игрушки из киндер-сюрпризов; более старшие – фигурки динозавров, значки, марки, модели автомобилей.


(слайд 20)              2 этап – основной
-       побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования; 
-       чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий; 
-       включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми; 
-       работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.

   В процессе коллекционирования мы  применяем  методы и приемы, которые направляют детей замечать новое, неизвестное, постоянно задавать вопросы. Почему? Когда? Зачем?

  (слайд 21)     Некоторые из коллекций подходят для изучения свойств  предметов, явлений окружающей среды, определения формы и величины.

(слайд 22-23)    Персонажи коллекции мы стараемся  включать в игровые ситуации, занятия, художественную деятельность; можно разыгрывать игры – драматизации (сказки, цирк); в старших группах использовать для развития речи (например, построение творческих рассказов).

(слайд 24-25)    Достоинством работы по коллекционированию можно считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по ФЭМП, ИЗО, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется, и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Задача этого вида деятельности не в том, чтобы, собирая, например, коллекцию камней, сделаться геологом – любителем, а собирая репродукции картин – стать художником. Задача в том, чтобы найти, уточнить, узнать – осознать себя, свою особенность благодаря близким душе предметам коллекции, своему особенному образу коллекционирования. Рассматривая коллекцию, вспоминая тех, кто подарил, при каких обстоятельствах были приобретены те или иные экземпляры, оживляются связи с людьми, с прошлым.

( слайд 26-28)    Воспитатель может использовать коллекционирование с целью терапии. Детей необходимо учить раскладывать, расставлять перед собой в трудный час предметы коллекций (игрушки, фантики, камешки), которые смягчают, просветляют душу.

         

(слайд 29-36)    После того, как дети начали приносить в детский сад ракушки из своих путешествий  вместе с родителями за моря и океаны, возникла идея создать коллекцию ракушек и морских камней. Так как мы живём далеко от моря, и ракушки для детей являются необычным природным материалом, то в коллекцию решили выбрать самые красивые и необычные ракушки. Остальные ракушки оставили для изготовления поделок из природного материала. Камни мы сравнивали по цвету, структуре (при помощи лупы), по происхождению, выкладывали из камней узоры, выясняли, где в жизни используются камни (раствор, дорожки, заборы, стены замка и башни).

      Правила по обращению с коллекцией лучше определять совместно с детьми. Необходимо сформировать у детей бережное отношение к коллекции. Вместе обсудить правила обращения с предметами в коллекции. Дети должны понимать, что это не обычные игрушки, а экспонаты коллекции, которые надо рассматривать, любоваться ими, и в то же время нельзя делать их неприкасаемыми, тогда дети потеряют к ним интерес.


(слайд 37-39)          3 этап – заключительный
-       организация выставок коллекций, творческих продуктов детей; 
-       презентация отельных предметов коллекций или коллекции в целом.

 (слайд 40)      Родители могут по-разному относиться к коллекционированию детей.

Задача педагога - помочь родителям осознать, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но, в то же время, серьезное, кропотливое и сложное.

(слайд 41-42)     Для привлечения родителей к коллекционированию мы начали  выяснять  их позиции и провели  анкетирование. Результаты анкетирования показали, что в 68% семей родители увлекались в детстве коллекционированием (собирали марки, календари , стекляшки, солдатиков, кукол, фото актеров, открытки, конфеты, фантики  и т.д.), 32% от общего числа опрошенных в настоящее время занимаются коллекционированием (открытки, машинки). В 23% семей положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций). Но есть семьи – 77%, в которых родители частично интересуются увлечением ребенка  или же вообще не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не поощряют, не помогают, считая коллекционирование бесполезным занятием.
    Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное  и  в то же время серьезное и кропотливое, мы предлагаем им   консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности.
 (слайд 43-45)   После этого    родители стали проявлять все больший интерес к собиранию коллекций. Так в нашей группе появились коллекции, собранные нашими родителями: коллекция колокольчиков; коллекция предметов старины.

      Создание коллекций в детском саду даёт детям возможность заниматься поисково-исследовательской деятельностью, развивает внимание, память. Вызывает желание делиться или обмениваться своими интересными экспонатами, рассказывать о них, тем самым в процессе общения развивается речь детей. Появляется интерес побольше узнать о собранных экспонатах.

     Таким образом,  можно  сделать вывод, что коллекционирование является доступным и интересным  для дошкольников видом деятельности.
Проделанная работа показала, что коллекционирование способствует развитию таких важных качеств  творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность, приучает ребенка к усидчивости и аккуратности. 

 (слайд 46)   Спасибо за внимание!

  Использованная литература:

  •  Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г.
  • Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003г
  • Журнал «Дошкольное воспитание» N3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
  •  Куликовская И.Э.,   Совгир Н.Н.Детское экспериментирование, 2003.
  • Ресурсы Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

Проект «Коллекционирование - как средство развития познавательной активности дошкольников»

Использование коллекционирования в опытной эксперементальной деятельности позволяет вызвать интерес у детей....

Коллекционирование - как средство для развития познавательной активности дошкольников.

Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской   деятельности у детей дошкольного возраста   является  коллекционирование.      С...

Коллекционирование- форма работы по развитию познавательной активности дошкольников.

1 слайдКоллекционирование-форма работы по развитию познавательной активности дошкольников.2 слайд   Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной дв...

Консультация для педагогов "Детское коллекционирование как средство развития познавательной активности дошкольников"

Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников. В процессе коллекционирования у детей развивается умение замечать новое, неизвестное, задавать вопро...

«Коллекционирование, как эффективная технология развития познавательной активности дошкольников»

Для стимулирования познавательной активности дошкольников важным является выбор типов исследования, которые доступны детям. Одним из таких культурно-смысловых контекстов является коллекционирование....