Методическая разработка для воспитателей ДОУ «Мой любимый Санкт-Петербург»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Данный материал поможет педагогам в формировании представлений об истории города Санкт-Петербурга; воспитывать ценностное отношение к окружающему миру, родному городу; развивать познавательные интересы, зрительную и слуховую память, аналитические способности и логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.a._metodicheskaya_razrabotka_spb.docx55.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 57 комбинированного вида Приморского района

г. Санкт-Петербург

                                                                               Методическая разработка

«Мой любимый Санкт-Петербург»

                                                                                                       

воспитатель высшей квалификационной категории,
ГБДОУ д/с № 57 комбинированного вида
Приморского района Санкт-Петербурга

                                                                                            Иванькова Елена Андреевна

                                             

Санкт-Петербург

2019 г.

Пояснительная записка. 

Дошкольное детство - неоценимый период развития человека. Именно в этом возрасте  закладываются основы личности ребенка. Очень важное  значение, для вхождения детей  в сложный мир культуры, имеет старший дошкольный возраст, когда у ребят  активно формируется познавательное, эстетическое и творческое отношение к действительности, происходит становление интересов к широкому кругу социальных явлений. Именно в этот период важно создать условия для развития у них интереса к объектам, обладающим исторической и художественной ценностью,  и тем самым, заложить основы непрерывного процесса приобщения к культуре. Нам повезло жить в удивительном городе Санкт-Петербурге и  необходимо  использовать его влияние на воспитание и образование ребенка.

Педагогу необходимо создать условия для развития у детей интереса к объектам, обладающим исторической и художественной ценностью, тем самым, заложить основы непрерывного процесса приобщения к культуре. Наш город часто называют «музеем под открытым небом». Он является вместилищем шедевров искусства, своеобразным хранилищем культурных, исторических, духовных и художественных ценностей.  

Повседневная жизнь наших воспитанников протекает, в среде с небогатым историко-культурным контекстом, т.е. в «спальных» районах, и знакомство с историей и архитектурой родного города не может осуществляться непроизвольно. Поэтому особенно важно пробудить у ребенка познавательный интерес к изучению города, своего района, вызвать любовь к нему.  

Тема методической разработки: «Мой любимый Санкт-Петербург»

Актуальность данной разработки: Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого города? Прежде всего, они должны знать и любить свой город. А еще важно с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям.   Мы должны не только любить  и беречь свой город, но и чувствовать  себя частицей удивительного петербургского сообщества. Опыт работы общения с детьми и родителями группы показал, что у  них недостаточен объем знаний о городе и его достопримечательностях. Не все родители в свободное время осуществляют прогулки с детьми по улицам города, мало кто из них посещает театры и музеи нашего города. Вот поэтому и  возникла идея работы по данному проекту. В связи с этим актуальность проекта «Мой  любимый Санкт-Петербург» заключается в создании психолого-педагогических условий для пробуждения у юных граждан, начиная с самого детства любви к родному городу, воспитания чувства сопричастности к его жизни, стремления к сохранению и возрождению традиций петербургской культуры.

Цель методической разработки: 

  • Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города Санкт-Петербурга, её достопримечательностях;
  • воспитание любви и привязанности к родному городу. 
  • развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма;
  • формирование интереса к коллективной, игровой, продуктивной, творческой деятельности. 

Задачи методической разработки:

Образовательные: 

  • Изучение исторических и культурных ценностей города на примере основных достопримечательностей и исторических личностей. 
  • Формирование представлений о современном образе Санкт–Петербурга как среды обитания. 
  • Формирование эстетического отношения к культурно-историческому наследию города. 
  • Приобретение опыта продуктивной творческой деятельности. 
  • Формирование нравственных норм и правил поведения, характерных для петербуржцев. 

Развивающие:

  • Развитие познавательного интереса, эмоционально-ценностного отношения детей к истории и культуре Санкт–Петербурга. 
  • Развитие когнитивной сферы детей дошкольного возраста (внимания, памяти, мышления и т.д.). 
  • Развитие художественно–эстетического вкуса, творческого воображения и фантазии. 

Воспитательные:

  • Воспитание чувства любви и уважения к родному городу. 
  • Воспитание бережного отношения к красоте, традициям и культурному наследию Санкт-Петербурга. 
  • Воспитание чувства сопричастности к жизни города. 
  • Воспитание коммуникативной культуры. 
  • Воспитание толерантности. 

Продолжительность работы: долгосрочный проект

Форма организации: познавательно - исследовательский, с участием родителей.

Материально-техническое оснащение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Область применения: Содержание проекта реализуется через разнообразные виды деятельности детей и   посредством непосредственной образовательной деятельности, с учетом интеграции образовательных областей. 

«Социально-коммуникативное развитие» 

«Познавательное развитие» 

«Речевое развитие» 

«Художественно-эстетическое развитие» 

«Физическое развитие» 

Формы и методы реализации:  

  • тематические занятия
  • тематические беседы; «Мой любимый город», «Улица, на которой я живу», «Мой Приморский район» 
  • презентации «Город на Неве»; «Город-Герой», «Достопримечательности Санкт-Петербурга»; «Район в котором я живу», «Памятники и скульптуры Приморского района», «Улицы Приморского района»
  • совместная деятельность детей и педагогов,
  • совместная деятельность педагогов  и родителей,
  • развивающие и дидактические игры, познавательные игры, подвижные игры: «Узнай наш флаг

(герб)»;   «Иностранец»;   «Чей костюм?»; «Я назову, а ты угадай»;  «Угадай картинку»;  «Лабиринт»;  «Пазлы», «Домино»,  «Мемо»;  «Львы из камня»;  «Горелки»;  «С кочки на кочку». 

  • демонстрационный материал, индивидуальные беседы с родителями, анкетирование,
  • консультации для родителей : «Как знакомить детей с Санкт -Петербургом»; «Санкт -Петербург город музеев"; «Воспитываем юного петербуржца», «Наш район – Озеро долгое», «Где можно провести выходные дни»
  • сюжетно-ролевые игры: Игра - путешествие "Прогулка по Санкт- Петербургу"; «Экскурсия по городу»;  «Я-экскурсовод», «Экскурсия по району»;  
  • досуг "Путешествие по Санкт-Петербургу"
  • чтение художественных произведений: «Сказ о том, как наш город родился»; «Спас на крови»;  «Петропавловская крепость»; «Зимний дворец»; «Медный всадник»; «Площадь декабристов»;  «Секрет Дворцового моста»; «Этот город Ленинград» Будогоская Л., Владимиров Ю.; А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы); Н. Носов «Метро». 
  • целевые прогулки с родителями
  • просмотр развивающих видеофильмов для детей о родном городе.
  •  Проблемные ситуации: «Что было бы, если бы не было мостов в городе?», «Что делать во время наводнения?», «Если ты потерялся в городе…», «Разрешается-запрещается»- о нормах поведения в музеях ,
  • заучивание стихов: С. Скаченков «Ночью на Невском»; «Ночной ветер»; «Петродворец»; В. Брюсов «К медному всаднику»;  А. Фатьянов «Петербург», «Белые ночи»; В. Лелина «Львиный мостик». 
  • рассматривание иллюстраций «Достопримечательности Санкт-Петербурга», «Петербург в акварели»

Возрастная группа обучающихся: дети 5-6 лет, воспитатели старшей группы, родители воспитанников.

Ожидаемые (полученные) результаты:

Для детей: 

  • У детей сформированы знания о своем городе, символике города, достопримечательностях, природе.
  • Сформировано представление детей о культурном и историческом развитии города Санкт-Петербурга.
  •  Сформировано представление у детей необходимости заботы о родном городе, бережного отношения к культурным и историческим ценностям.
  •  Сформировано чувство гражданственности и патриотизма, гордости за свой город, страну.
  • Сформировано понятие ВОВ, блокада, победа.

Для педагогов:

  • Создание достаточных условий для организации

деятельности в группе по патриотическому и толерантному воспитанию детей.

Для родителей:

  • Сформированы умения и навыки ориентироваться в

информации, предлагаемой работниками детского сада,

и правильно ее использовать.

  • Интерес к новому сотрудничеству с ДОУ.
  • Активное участие в конкурсах, выставках.

Название и форма итогового мероприятия:  квест -игра  «Блистательный Петербург!»

Итоговый продукт с детьми:  Книжка-самоделка  из детских работ «Мой любимый город – Санкт-Петербург!»

Итоговый продукт с родителями:  Выставка плакатов с фотографиями  «Достопримечательности нашего города»

Календарный план занятий для детей в возрасте 5-6лет

Тема занятия

Задачи

Используемый материал

Сентябрь

Тема № 1

«Мы родились в Петербурге с тобою»

Диагностика . Выявление представлений детей о Санкт - Петербурге.

Диагностические материалы: музыкальное сопровождение (шумы города, гимн Петербурга);  карта города,  схема города, фотографии архитектурных памятников и скульптур.

Тема № 2

«Он царя Петра творенье,

Город славы, город-сад»

Показать с историей возникновения города.

Познакомить с символами Санкт-Петербурга: герб, флаг, гимн;

Познакомить с некоторыми неофициальными символами нашего города: кораблик на шпиле Адмиралтейства, Медный всадник, Дворцовый мост;Формировать познавательный интерес к истории родного города.

Видео фильм с видами зданий, мостов, фонарей, фонтанов и площадей города.  герб и флаг города);

Наглядные пособия по истории города «Символы Санкт-Петербурга» (герб и флаг города);

Стихи С. Скаченкова  «Кораблик Адмиралтейства», С. Евдокимова «Герб Санкт-Петербурга» .

Музыкальное сопровождение (Г. Глиер «Гимн Великому городу»);

Дидактическая игра «Собери герб и флаг Санкт –Петербурга».

Тема № 3

"Первая крепость города".

Рассказать о строении оборонительных крепостей XVII века и особенностях строения   Петропавловской крепости;

Познакомить с Петропавловским собором (внешний облик, история названия собора, самое высокое здание города) и его автором;

Рассказать о музеях, находящихся сегодня на территории крепости.

Воспитывать бережное отношение к историческим и архитектурным памятникам города.

Презентация со слайдами (Заячий остров, панорама Петропавловской крепости, Петропавловский собор, Ботный домик, Монетный двор, памятник Петру I);

Иллюстрации Петропавловской крепости;

Музыкальное сопровождение:Э. Григ «Сон», колокольный перезвон, полуденный выстрел пушки в Петропавловской крепости, песня «Ангел» Ирина Конвенан.

Стихотворение М. Борисовой «Мирная пушка»;

Дидактические игры «Узнай по описанию, по изображению», «Найди пару».

Октябрь

Тема № 4

"Домик Петра I".

Познакомить детей с первой деревянной постройкой города, ее назначением.

Рассказать о жизни  Петра I и его роли в строительстве города.

Формировать понятие «музей».

Воспитывать бережное отношение к историческим и архитектурным памятникам города.

Презентация «Первое строение будущего города – Дом Петра I».

Иллюстрации «Дом Петра I»;

Игра «По болоту Петр шел».

Стихотворение: «Домик Петра» Андреян Захаров.

Тема № 5

Итоговое занятие по пройденным темам.

Закрепить знания детей о символах Петербурга, о Петропавловской крепости и Домике Петра I (их назначении, строении).

Формировать познавательный интерес к истории родного города.

МИМИО проект «Первая крепость»

Стихи: «Санкт-Петербург» Н. Агнивцева

Игра «Считалочка» Н. Нищевой.

Тема № 6

 «Сказочный зоопарк» (скульптуры животных в городе).

Познакомить с новым видом изобразительного искусства (скульптура), профессией скульптора, скульптурами животных родного города.

Рассказать об истории появления скульптур животных в Петербурге.

Познакомить с мифическими существами, запечатленными в скульптурах города.

Формировать интерес к искусству скульптора.

Презентация «Сказочный зоопарк» части I и II.

Иллюстрации и фотографии скульптур животных города.

Стихи: «Сфинксы» С. Скаченкова, «Львы Петербурга» В. Лелиной,

 

Ноябрь

Тема № 7

«Наши реки»

Формировать знания о реках, каналах и набережных нашего города;

Познакомить с гипотезами появления Невы, её названием, характером в разное время года;

Объяснить причины появления рукавов у рек, причины наводнения, значением и устройстве дамбы;

Учить составлять карту рек.

Обсудить значение реки для жителей города (труженица, кормилица, украшение города), обосновать необходимость сохранения чистоты невской воды.

Воспитывать умение видеть природные богатства.

Карта города с реками и карта Невы от Ладожского озера до Финского залива.

Контурные карты с изображением Невы от Ладожского озера до Финского залива (на каждого ребенка).

Презентации «Главная река города» и «Реки Петербурга».

Эксперименты «Появились рукава» и «Наводнение».

Иллюстрации с видами Невы, ее набережных, и мостов.

Стихи: Н. Полякова «Ее зовут Нева», М. Борисовой «У красавицы Невы», «Наводненье» С. Скаченкова.

Музыкальное сопровождение: песня «Птицы над заливом» Е. Рушанского.

Загадки о Неве и других реках Петербурга.

Тема № 8.

«Мы – островитяне».

Закрепить знания детей о реках города.

Познакомить с понятием «остров», с основными островами Петербурга и гипотезами происхождения их названий.

Продолжать учить составлять карту рек и островов.

Продолжать формировать познавательный интерес к истории родного города.

Карта города с изображением рек и островов.

Контурные карты с изображением рек и островов для каждого ребенка.

Презентация «Мы – островитяне» части I и II.

Стихотворения: «Заячий остров» Е. Ефимовского; «Островитяне» В. Кузнецова, «Острова и мосты» Н. Поляковой.

Музыкальное сопровождение: песня «На Крестовском острове» Модера.

Загадки об островах.

Декабрь

Тема № 9.

«Мосты величием красуясь,
соединяют берега»


Выяснить практическое назначение мостов.

Познакомить детей с разнообразием мостов (материал, размер, цвет, разводимость).

Обратить внимание на характерные черты мостов нашего города (решетки, фонари, скульптуры).

Познакомить с некоторыми мостами города, историей их создания, местоположением, характерными  чертами (Аничков, Дворцовый, Иоанновский, Банковский, Львиный)

Карта города с изображением рек и островов.

Презентация «Мосты повисли над Невой» части I и II.

Наглядные пособия по истории города «Мосты Санкт-Петербурга»;

Поэзия: М. Борисова «Мост нагнулся над рекой ...», «Мосты» Е. Рябцевой, «Сто один остров и шестьсот мостов» Н. Поляковой.

Проза: Митяев А. В. Как Россия стала морской державой. Издательство «Оникс», 2008 г.

Музыкальное сопровождение: песня «Ленинградские мосты» Утесова; песня «Аничков мост» В. Самошина.

Загадки о мостах.

Дидактические игры «Узнай мост», «Найди решётку».

Тема № 10

 «Город музеев»

Познакомить с понятием «музей», значением музея для горожан.

Дать представление о назначении и многообразии музеев.

Познакомить с основными правилами поведения при посещении музеев.

Вызывать интерес к посещению музеев.

МИМИО проект «Музеи Петербурга»

Иллюстрации музеев Санкт-Петербурга.

Музыкальное сопровождение А. Вивальди «Зима» («Времена года»).

Стихи: «Музеи Петербурга» С.Е.Кожуховской

Дидактические игры: лото «Экскурсия по музеям».

Тема № 11

"Самый большой музей Петербурга".

Познакомить с историей «Эрмитажа».

Рассказать об архитектуре и архитекторе музея.

Познакомить с некоторыми экспонатами «Эрмитажа».

Закреплять основные правила поведения при посещении музеев.

Формировать чувство гордости за величие и богатство своей страны.

Вызывать интерес к посещению музея.

МИМИО проект «По светлым залам Эрмитажа»

Иллюстрации с изображением Зимнего дворца, его залов и экспонатов музея.

Стихи: «Эрмитаж»  Н. Глазкова

Дидактические игры: пазлы «Коллекция Эрмитажа», «Четвертый лишний. Музеи»

Январь

Тема № 12

«Новогодний Петербург»

Формировать сознание значимости ребенка в жизни большого города.

Учить замечать особенную красоту своего города не только в праздники, но и в повседневной жизни.

Формировать чувство гордости за величие и богатство своего города и чувство ответственности за их сохранение.

Презентация с фотографиями новогоднего Петербурга и фотографиями детей, сделанными во время праздничных каникул.

Рассказы детей о том, что нового они узнали и чем занимались во время новогодних каникул.

Тема № 13

"Никто не забыт, ничто не забыто"

Познакомить детей с жизнью родного города и его жителей в дни блокады.

Формировать  понятие слов "блокада", "война", "дорога жизни".

Познакомить  детей с героями Ленинграда, чьими именами названы улицы и площади города.

Создать условия для возникновения желания собрать материал о своих предках для  "Книги памяти".

Воспитывать уважительное отношение к подвигу нашего города во время Великой Отечественной войны.

Формировать нетерпимое отношение к войне и стремление сохранять мир на планете.

Презентации "900 страшных дней" и "Никто не забыт, ничто не забыто".
Наглядные пособия по истории города «Памятники Воинской славы Санкт-Петербурга».

Иллюстрации и фотографии героев Ленинграда, чьими именами названы улицы и площади города.

Музыкальное сопровождение (В.И. Лебедев-Кумач «Священная война», Д.Д. Шостакович «Симфония No7 (Ленинградская) часть1»,

Художественная литература: Н. Хонзы "Дорога жизни" и В. К. Дмитриева "Была война, была блокада..."

Февраль

Тема № 14  

«Главная площадь города»

Познакомить с понятием «площадь» и ее назначением для людей в разные годы истории.

Познакомить с памятниками архитектуры, составляющими ансамбль Дворцовой площади, и их архитекторами.  

Познакомить с происхождением названия главной площади города;

Рассказать об интересных фактах Дворцовой площади.

Воспитывать бережное отношение к историческим и архитектурным памятникам города.

Формировать познавательный интерес к истории родного города.

Презентация «Дворцовая площадь».

Иллюстрации с видами Дворцовой площади и памятниками архитектуры, составляющими ее ансамбль.

Музыкальное сопровождение песня «Кораблик золотой» Е. Рушанского;

Поэзия: В. Брюсов «Александрийский столп», «Александрийский столп» и «Арка главного штаба» Л.М.Копаневой

Дидактические игры «Четвёртый лишний», пазлы «Дворцовая площадь», мемо «Санкт-Петербург», домино и лото «Петербург».

Загадка про Дворцовую площадь.

Тема № 15

 «Музей «Артиллерии»

Показать расположение музея «Артиллерии», рассказать об истории его создания и истории здания, в котором он располагается.

Познакомить с экспонатами музея.

Формировать понимание, что оружие необходимо только для обороны от врагов.

Воспитывать бережное отношение к историческим и архитектурным памятникам города. Вызывать интерес к посещению музея.

Видео фильм «Музей «Артиллерии».

Иллюстрации с изображением экспонатов музея и репродукции батальной живописи.

Дидактические игры «Полслова», «Что я вижу», Определи по описанию».

Тема № 16

«Площадь Искусств».

 

Познакомить с памятниками архитектуры, составляющими ансамбль Площади Искусств.

Закрепить различие  между понятиями «памятник» и «скульптура».

Познакомить с памятником А. С. Пушкина и его скульптором.

Воспитывать бережное отношение к историческим и архитектурным памятникам города.

Презентация «Площадь Искусств».

Иллюстрации с видами площади Искусств и памятниками архитектуры, составляющими ее ансамбль.

Дидактические игры «Четвёртый лишний», пазлы «Площадь искусств», мемо «Санкт-Петербург», домино и лото «Петербург».

Загадка про Дворцовую площадь.

Тема № 17

 «Русский музей»

Показать расположение Русского музея, рассказать об истории его создания и истории здания, в котором он располагается.

Познакомить с экспонатами музея, закрепить знания о художниках и скульпторах.

Повторить правила поведения на экскурсии.

Вызывать интерес к посещению музея.

МИМИО проект «В Русском музее».

Иллюстрации с видами здания Русского музея, его залов и его экспонатов.

Дидактические игры: пазлы «Коллекция Русского музея», «Четвертый лишний. Музеи», лото «Великие художники»

Март

Тема № 18

 «Стрелка

Васильевского

острова»

 

Познакомить с некоторыми достопримечательностями

Васильевского острова (Биржа, Ростральные колонны), с историей их создания и авторами.

Воспитывать бережное отношение к историческим и архитектурным памятникам города.

Карта-схема города.

Презентация «Стрелка Васильевского острова»

Иллюстрации, наглядные пособия с видами достопримечательностей стрелки Васильевского острова.

Музыкальное сопровождение:  Песня «Петербургский вальс»

В. Москаленок.

Дидактические игры: «Узнай по описанию, по изображению, по силуэту», «Отгадай-ка»; разрезные картинки «Петербургская мозаика»; лото «Архитекторы Петербурга»

Загадки о Васильевском острове.

Тема № 19

«Первый музей

города – Кунсткамера»

Показать расположение музея, рассказать об истории его создания и истории здания, в котором он располагается.

Познакомить с экспонатами музея.

Рассказать о русском ученом, поэте и государственном деятеле М. Ломоносове.

Вызывать интерес к посещению музея.

МИМИО проект «Кунсткамера».

Иллюстрации с видами здания Кунсткамеры, его залов и его экспонатов.

Дидактические игры: «Четвертый лишний. Музеи», лото «Залы Кунсткамеры»

Стихи: Ю. Юдина «Кунсткамера»

Загадки про Кунсткамеру и ее экспонаты.

Тема № 20

«Архитекторы и архитектура Санкт-Петербурга».

Познакомить детей с разнообразием архитектурных строений города, с именами архитекторов, построивших знакомые здания.

Воспитывать бережное отношение к историческим и архитектурным памятникам города.

Формировать познавательный интерес к истории родного города.

Карта-схема города.

МИМИО проект «Архитектура Петербурга».

Иллюстрации с видами архитектурных зданий города и портреты архитекторов.

Дидактические игры: «Четвертый лишний. Здания, и скульптура», лото «Архитекторы и их творения».

Стихи: «Золотой кораблик» В. Борисова, «Варфоломей Растрелли» Р. Рожденственский.

Музыкальное сопровождение: песня «Гимн Монферрану» Е. Рушанского.

 Загадки про архитектурные здания Петербурга.

Строительный набор «Архитектура Петербурга»

Тема № 21

«Невский Проспект»

Познакомить с названием главной улицы города,  с ее архитектурными достопримечательностями.

Рассказать о первоначальным назначении и названии Невского проспекта.

Повторить правила поведения в общественных местах.

Формировать чувство гордости за величие и богатство своего города и чувство ответственности за их сохранение.

Карта-схема города.

Презентация «Невский проспект».

Иллюстрации с видами Невского проспекта,  Александро

- Невской лавры, Адмиралтейства, Казанского собора, Гостиного двора, Аничкова моста).

Дидактические игры: «Четвертый лишний. Здания, и скульптура», лото «Архитекторы и их творения».

Апрель

Тема № 22

«Храмы и соборы Петербурга»

Познакомить детей с архитектурой соборов Санкт-Петербурга.

Обратить внимание детей на внешний вид и внутреннее убранство соборов.

Познакомить со спецификой храмовой архитектуры (купол, арки др.).

Повторить правила поведения на экскурсии.

Воспитывать бережное отношение к историческим и архитектурным памятникам города.

Презентация «Храмы и соборы Петербурга»

Наглядные пособия по истории города «Храмы и соборы Санкт-Петербурга».

Стихотворения Ю. Юдина «Исаакиевский собор», «Казанский собор Л. Гусевой.

Дидактические игры: «Узнай по части», «Узнай по силуэту», «Сравни соборы»; разрезные картинки «Петербургская мозаика».

Тема № 23

 «Город поэтов»





Познакомить с именами некоторых выдающихся петербуржцев, с их творчеством, вошедшим в круг детского чтения и слушания.

Показать памятные места, связанные с именами детских литераторов.

Воспитывать интерес к литературе, гордость за людей своего города.

МИМИО проект «Город поэтов».

Иллюстрации  героев известных произведений и портреты их авторов.

Выставка книг знаменитых детских поэтов Санкт-Петербурга.

Дидактические игры: «Четвертый лишний. Герои произведений», лото «Поэты Петербурга».

Тема № 24

"Сады и парки Петербурга. Ботанический сад".

Познакомить детей с историей появления ботанического сада, его первоначальном и современном назначением. Рассказать о растениях, находящихся в саду, о труде работников сада сегодня и в годы войны.

Вызвать интерес к саду и желание его посетить.

МИМИО проект «Ботанический сад».

Наглядные пособия и иллюстрации растений сада, портреты авторов и архитекторов ботанического сада.

Дидактические игры: «Четвертый лишний. Лекарственные растения», домино «Ботанический сад».

Тема № 25

"Сады и парки Петербурга. Летний сад".

Познакомить детей с историей появления Летнего сада. Рассказать об архитекторах и садовниках, трудившихся над его созданием, о его первоначальном и современном назначении.

Рассказать о труде работников сада сегодня и в годы войны. Вызвать интерес и желание посетить ботанический сад.

Формировать чувство гордости за величие и богатство своего города и чувство ответственности за их сохранение.

МИМИО проект «Летний сад».

Наглядные пособия и иллюстрации скульптур сада, портреты его авторов и архитекторов .

Дидактические игры: «Четвертый лишний. Здания и скульптуры»; разрезные картинки «Петербургская мозаика»; домино «Петербург»; лото «Петербург»; мемо «Санкт-Петербург».

Проза: Борисова М. Мы гуляем по летнему саду. Л. Детская литература. 1972г.

Поэзия: «Прекрасный Летний сад» и «Чугунное кружево» В. Блейкова;    

Май

Тема № 26

 «Город – герой»


Вспомнить с детьми подвиг людей родного города во время Великой Отечественной войны.

Познакомить ребят с памятниками, посвященными ВОВ.
Формировать чувство гордости и уважения к людям, отстоявшим свободу родной страны.

Презентация «Город герой».

Иллюстрации к книгам для детей о Великой Отечественной войне.

Тема № 27

«С днем рождения, Петербург!»

Закреплять знания детей о родном городе;

Формировать познавательный интерес к истории родного города.

Учить видеть красоту города, понимать его уникальность и неповторимость.

Презентация «С днем рождения, Петербург!».

Фрагменты видеофильма «Санкт-Петербург с высоты птичьего полёта»;

Наглядные пособия по истории города «Санкт-

Петербург. Виды старого города»;

Музыкальное сопровождение:  «Гимн Санкт –Петербургу» О. Кваша, шум города, крик чаек, шум листьев, пение птиц, шум дождя;

Тема № 28

Викторина

«Знатоки родного

города»

Активизировать интерес детей к достопримечательностям Санкт-Петербурга, желание больше узнать о памятниках

истории, архитектуры, культуры;

Обобщать и закреплять знания детей о Санкт-Петербурге, его достопримечательностях;

Развивать способность детей использовать освоенные знания и умения в процессе выполнения практических

заданий.

МИМИО проект «Знатоки родного города»  с дидактическим материалом для заданий викторины (игры, ребус, кроссворд);

Эмблемы для команд;

Поощрительные призы.

Тема № 29

 «Все флаги в гости будут к нам» (обобщающее занятие)

Формировать представление о возрасте Санкт-Петербурга, о том, что у него есть день рождения;

Формировать познавательный интерес к истории родного города

Учить видеть красоту города, понимать его уникальность и неповторимость.

Презентация «Все флаги в гости будут к нам» .

Стихотворение М. Борисовой «Мы очень любим город свой...»

Диагностика

Выявление уровня освоения детьми дополнительной программы.

Диагностические материалы

                                                                                     

Работа с родителями

месяц

Тема

рекомендации

Сентябрь

"Первая крепость города".

Прогулка по Петропавловской крепости. Экскурсия в Комендантский дом, Петропавловский собор. Рассматривание иллюстраций и  фотографий  крепости. Чтение книги Ю. Каштанова «Эпоха Петра».

Октябрь

"Домик Петра I".

Экскурсия в "Домик Петра I"

Рассматривание иллюстраций и  фотографий . Заучивание стихотворения Андрея Захарова «Домик Петра»

Ноябрь

«Город островов, рек и мостов»

Прогулка по мостам  Санкт-Петербурга: Литейному, Дворцовому, Львиному т.д. Рассматривание  фотографий с оградами  моста, фонарями.

Чтение рассказов  В. Нарбута  «Аничков мост» и «На каких быках мост стоит».

Н. Полякова «Ее зовут Нева», М. Борисовой «У красавицы Невы»,

 Конструирование из бумаги макета моста.

Декабрь

«Город музеев»

Экскурсия в музей по выбору.

Беседа об увиденном. Рассматривание  иллюстраций и  фотографий  с достопримечательностями нашего города.

Чтение книги Л. К. Ермолаевой «Чудесный город».

Стихи: «Музеи Петербурга» С.Е. Кожуховской. Рисование «Что мне понравилось в музее».

Январь

"Никто не забыт, ничто не забыто"

Посещение памятников «Воинской славы Санкт-Петербурга».

Рассматривание иллюстрации и фотографии героев Ленинграда, чьими именами названы улицы и площади города.

Чтение художественной литературы: Н. Хонзы "Дорога жизни" и В. К. Дмитриева "Была война, была блокада..."

Февраль

«Площади города»

Прогулка с ребенком от Адмиралтейства до Сената (Исаакиевский собор, Манеж, Медный всадник). Рассматриваем иллюстрации с достопримечательностями города. Подняться на колоннаду  Исаакиевского собора и посмотреть на наш город с высоты. Чтение книги Ю. Ракова «Вокруг Медного всадника»

Прогулка по Дворцовой площади. Экскурсия в Эрмитаж. Беседа об уведенном. Чтение стихов С. Скаченкова про Эрмитаж. Рассматривание скульптуры Зимнего дворца, чтение книги Л.Шиф «Единственный город».

Прогулка по площади Искусств. Обратить внимание ребенка на архитектурные особенности домов. Прочитать с ребенком сказки А.С. Пушкина, стихи. Экскурсия в Русский музей. Рассматривание картин.

Март

«Стрелка

Васильевского

острова»

Прогулка по Стрелке Васильевского острова. Экскурсия в Кунсткамеру или Зоологический музей, игра с ребенком «Узнай картинку по ее части», чтение книги Е.П. Романовой «Шедевры и скульптуры  Санкт-Петербурга»

Конструирование моделей кораблей из бумаги.

Апрель

"Сады и парки Петербурга»

Прогулки с детьми по паркам Санкт-Петербурга. Рассматривание  иллюстраций и  фотографий  Летнего сада в разное время года, Ботанического сада.  Рассказы о скульптурах  Летнего сада. Чтение басен И. А. Крылова. Проза: Борисова М. «Мы гуляем по летнему саду».  Поэзия: «Прекрасный Летний сад» и «Чугунное кружево» В. Блейкова;     Лепка из соленого теста животных из басен.

Май

«С днем рождения, Петербург!»

Прогулка по праздничному центру города. Обратить внимание на украшения и благоустройство города к праздникам 9 мая,  дню города. Беседа об увиденном. Чтение книги Е. Романовой «Любимый город  Санкт-Петербург».

Изготовление  самодельных открыток к праздникам.

Данная система разработана на  основе программы  Алифановой Г.Т.  «Первые шаги», программы Толкачевой Т.Ю. «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой С - Пб.», Солнцевой О.В. «Город – сказка, город – быль». 

Система реализует цели и задачи образовательной программы ДОУ. В процессе работы в детском саду она формирует у детей чувство уверенности, доброжелательности, умение ориентироваться (в группе, в детском саду, на улице), представление о разных видах домов и транспорта, знакомит с чертами характера людей, с разными профессиями, воспитывает  культуру общения. В системе задействованы  родители, которые проводят с детьми целевые прогулки и экскурсии.  С помощью родителей дети знакомятся с «ближним городом», с его историческим центром. Таким образом, система работы привлекает родителей участвовать  совместно с ДОУ  в образовательном процессе.  

Наибольший интерес в процессе освоения краеведческого содержания. Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Жители этого города отличались высоким уровнем культуры. Нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их приемниками.

Литература: 

Алифанова Г.С. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Санкт-Петербург, Паритет, 2008 г. 

Солнцева О.В., Коренева – Леонтьева Е.В.  «Город – сказка, город – быль». С-Пб, «Речь» 2013 

Толкачева Т.Ю. «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой С-Пб.», С-Пб, «Детство – Пресс» 2012 

Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город. СПб.,1995. 

Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.В. – М.: АРКТИ, 2006. 

Прохорова О.А. Познавательно-творческий проект «Наш любимый город – Москва»: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №9 сентябрь/ 2012. МЦФЭР

ЕфимовскийЕ.С. - Санкт-Петербург, изд.дом «Литера», 2004. ... Сказка-путеводитель." Шиф Л. – СПб., 1994). "Знаешь ли ты свой город?"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город» в подготовительной к школе группе.

Методическая разработка направлена на закрепление и расширение знаний детей о городе Санкт – Петербурге, возможности для детей практического использования своих знаний на различных мероприятиях...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности "Экскурсия по Санкт - Петербургу. Музей иллюзий"Дом Великана"

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности "Экскурсия по Санкт - Петербургу. Музей иллюзий "Дом Великана" предполагает интеграцию образовательных областей &quo...

Методическая разработка по ознакомлению детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга. Экскурсия "Ростральные колонны"

Разработка занятия  для старшей группы.Цель: Знакомство детей с городом. С достопримечательностями. Экскурсия «Ростральные колонны» Программное содержание:Расширить...

Методическая разработка(сценарий итогового занятия по истории Санкт- Петербурга , посвященный Дню рождения города): « «Итальянцы в Санкт-Петербурге». Автор- Киселёва М.В.

Этот сценарий предназначен для детей 6-14 лет, изучающих историю Санкт- Петербурга. Ребятам предстоит окунуться в костюмированный мир итальянской мафии, проявить знания о любимом городе и убедить...

Методическая разработка: Физкультурный досуг «Приключения на островах Санкт –Петербурга» в рамках проекта «Мой любимый город Санкт -Петербург»

В дошкольном возрасте важно прививать знания о городе, воспитывать гордость за город, в котором ты живешь.Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствован...

Методическая разработка занятия на тему «Путешествие по Санкт-Петербургу» для детей старшего дошкольного возраста

Данная разработка презназначена для воспитателей групп старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка сценария праздничного утренника "Осень в Санкт-Петербурге"

Методическая разработка сценария праздничного утренника  Осень в Санкт-ПетербургеЦель:Формировать у детей уважительное отношение к своему городу, людям, создавать положительную основу для воспита...