Картотека наблюдений за птицами. Старшая группа
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Цель: Расширять знания детей об особенностях внешнего вида и повадках птиц, приспособление к среде обитания. Уточнить понятия «перелетные и зимующие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_za_ptitsami.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение за сорокой.

Чтение “Сорока, сорока, где была? Далёко …”
Рассматривание сороки (внешний вид, как передвигается, чем питается, как кричит-стрекочет (тр-р-р).
Почему сороку называют белобокой?
Словесная игра “Придумай словечко” (сорока-белобока, длиннохвостая, стрекотуха, красавица, модница и т.д.)
Звучит 
“Ты сорока-белобока,
Зря не прыгай, не летай,
Строить домик помогай”

Наблюдение за воробьем.

Вспомнить названия другой, прилетевшей птички - воробей:
Как узнали? (Маленький, шустрый, коричневого цвета, клюёт хлебные крошки и зёрна). 
Игра “Кто как кричит?”. 1 ч.-воробей, 2 ч.-сороки, 3 ч.-дети. Дети кормят птиц, подражают движениям воробьёв, сорок, чирикают, а потом каждый ребёнок изображает свою птичку.

Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою,
-Чик-чирик!
Зимой чуть жив! Чуть жив!
Весной - жив-жив!
Три разные сестрицы
Беседа:
Где чаще всего можно увидеть этих птиц на участке?
Почему они чаще всего бывают на хозяйственном дворе?
Чем питаются галка, ворона, сорока? (Они всеядные).
Как кричат эти птицы?
Подражание их голосам (сорока - стрекочет, галка - галь-галь, ворона - харч, харч).
Описание птиц.
Как отличить галку от вороны?
Чем сорока отличается от галки и вороны?
Поисковое задание. 
Рассмотреть следы птиц на снегу и определить, чьи они. 
Последующая работа.
Рисование птиц или раскрашивание контуров этих птиц.

Наблюдение за синичками.



Методические приёмы: 
Загадка: 
Ты с модницей этой конечно знаком.
Вертушке на месте никак не сидится
Всё хвастает синим своим сюртучком
И шапочкой чёрной гордится (синица). 

Рассматривание внешнего вида:
Какого цвета спинки, грудки, головки?
Одинаковые ли все они по размеру?
Каков клювик? Как поёт? 
Скинь кафтан,
Скинь, скинь, скинь.
Рван кафтанчик
Скинь, скинь, скинь.
Одинаковы ли все синички? В чём их отличие?
Поисковое задание.
Насыпать семечки, зёрно, хлебные крошки, развесить кусочки сала. 
Определить, что любят синички.
Как ведёт себя во время питания?

Наблюдение за дятлом через “Волшебное окно”

Методические приёмы: 
Включение грамзаписи: стук дятла в лесу и другие голоса птиц.
Какие звуки вам незнакомы?
Как вы думаете, кто это может так стучать?
А теперь давайте посмотрим с вами в наше волшебное окно и увидим эту птицу.
Рассматривание дятла, его внешнего вида. Как можно отличить дятла от других птиц? Какой клюв у дятла? Как он сидит на дереве? Как передвигается? Что ел дятел на кормушке? Почему дятла называют лесным доктором?
Д/и “Накормим птиц”. 
Фотографирование птицы и последующее рассматривание фотографии.


Цикл занятия

"Птицы к югу полетели"

Методические приёмы: 
Вспомнить сказку “Лягушка-путешественница”. 
Беседа: 
Зачем птицы осенью улетают в тёплые края?
Как называются такие птицы? (Перелётные).
Почему не все птицы улетают на юг?
Кого вы знаете, кто остаётся зимовать?
Как называются такие птицы? (Зимующие).
Логическая цепочка “Отлёт птиц”. Использовать картинки. (Завяли цветы, попрятались насекомые, улетели птицы.)
Д/и “Птицы на кормушке”. Выбрать среди множества птиц тех, кто прилетает к кормушке, что ест каждый из них? Рассматриваем строение клювика. Вывод: от того, какой клюв у птицы, зависит то, чем она питается.
Экологические круги: на классификацию (перелётные - зимующие).
Изготовление кормушек из шишек. Дети выбирают любую шишку и под чешую вставляют кусочки сала.
Чтение стихотворения Яшина “Покормите птиц зимой”.
Последующая работа.
Консультация для родителей “Типы кормушек”.
Заготовка корма.
Изготовление кормушек из шишек, бросового материала и др.


Птицы зимой

Методические приёмы: 
Беседа:
Почему многие из птиц улетают на юг?
Какие птицы остаются у нас? (Вороны, воробьи, сороки, синички).
Как их можно назвать? (Зимующие).
Почему они остаются зимовать?
Просмотр кадров диафильма “Кто как зимует?”
Д/и “Кто прилетел к нам на кормушку”. Описание внешнего вида, приговорки-подражания. 
Кого чем накормим?
Чтение рассказа Скребицкого “Зимние гости”. 
Где зимой птицы могут добыть себе еду?
Последующая работа.
Изготовление “пирога” для птиц.
Рисование птиц.
Чтение рассказов Сладкова “Синичкин запас”, “Осень на пороге”.

Покормите птиц зимой

Методические приёмы: 
Игровая ситуация “Посмотрим в наше волшебное окно”.
Почему так много птиц прилетело к нашим кормушкам?
Назовите птиц.
Как вы их различаете?
Д/и “Кто к нам прилетел на кормушку?” Среди разных птиц дети выбирают тех, которые прилетели к кормушке. Один описывает птицу, другой - её угадывает, третий называет корм, который она ест. 
Звукоподражания голосам птиц. Сорока - стрекочет, галка - галь-галь, ворона - харч, харч и др. 
Чтение приговорок: “Тук! Тук! Слышен стук.Фырр - фырр, восемь дыр.Тр -р-р!” (Дятел).
Психологическая ситуация: “Если бы вы были птичкой (синицей, воробьём, снегирём и т.д.), то что бы вы сказали детям, которые вас каждый день подкармливают?”
Чтение стихов о птицах.
Последующая работа.
Рисование “Птицы на кормушке”.
Чтение сказки Никонова “Кузина жизнь”.

Циклы наблюдений за птицами на участке ДОУ

Кто прилетает на кормушку?

Цель. Познакомить детей с птицами, которые садятся на кормушку или ожидают корм вблизи нее. Вызывать интерес к поведению птиц. Привлекать детей к подкормке зимующих птиц.

Ход наблюдения

Воспитатель. Дети, это наш птичий столб. На нем есть кормушки. Для чего нужны кормушки? Кого же мы будем кормить?

Давайте сейчас насыпем зерен и отойдем, посмотрим, что же будет?

Кто прилетел к кормушке?

Кто знает, как называют этих птиц? Правильно, это воробьи.

Что делают воробьи на кормушке? (Клюют зерна.)

Кто сидит на дереве? Что они делают? (Смотрят, наблюдают.)

Кто еще подлетел к кормушке? Это голуби и вороны.

Дети, а почему мы подкармливаем птиц?

Да, сейчас зима, на улице холодно. Птицам трудно самим добывать корм. Мы им помогаем. Мы их подкармливаем.

Как думаете, нравится ли птицам наше угощение? Почему нравится? Охотно ли они клюют зернышки?

Мы молодцы. Теперь каждый день будем помогать птицам и подкармливать их.

Какие воробьи, какие вороны?

Цель. Познакомить детей с воробьем и вороной. Учить различать их по размеру и окраске. Поддерживать интерес к жизни птиц. Привлекать детей к их подкормке.

Ход наблюдения:

Воспитатель. Дети, а где находится наш птичий столб?

Что там есть? (Кормушки.) Зачем они нужны?

Давайте в кормушки насыпем корм и посмотрим, кто же к нам прилетит?

Что за маленькая, птичка прилетела на кормушку?

Да, это воробей. Воробьи маленькие, коричневые, летают стайками. Покажите, как летают воробьи?

Что делают воробьи на кормушке? (Клюют зернышки, хлебные крошки.)

Покажите, как они клюют зернышки и хлеб. Зимой хлебных крошек не жалей, Птичек ими угости скорей.

А это что за птица прилетела?

Скажите, она больше или меньше воробья?

Это ворона. Ворона большая, черно-серая. Летает чаще всего одна. Ей тоже голодно зимой.

Что делает ворона?

Правильно, она ходит по снегу и собирает крошки.

Покажите, как важно ходит ворона.

Зимой птицам голодно, их надо подкармливать. Мы помогаем птицам, заботимся о них.

На кормушку прилетели голуби

Цель. Познакомить детей с голубями - они большие, сизые, крупнее воробья. На кормушке клюют корм, воркуют. Воспитывать желание наблюдать за поведением птиц и желание заботиться о них, подкармливать их.

Ход наблюдения:

Воспитатель. Дети, вспомните, каких птиц мы видели вчера с вами у кормушки?

Давайте насыпем корм, отойдем в сторонку и посмотрим, кто прилетит к нам в гости.

Что за птички к нам прилетели? (Воробьи.)

Расскажите, какие они? (Маленькие, коричневые.)

Покажите, как воробьи прыгают? Как они кричат? Как зернышки клюют?

А это что за птицы прилетели к кормушке?

Это голуби. Они больше воробьев, крупнее их. Голуби - сизые.

Послушайте стихотворение И. Токмакова «Голуби»:

Голуби, голуби, раз, два, три ...

Прилетели голуби сизари.

Сели и нахохлились у дверей.

Кто накормит крошками сизарей?

Что делают голуби? (Клюют корм.) Чем они клюют? (Клювом.) Как они клюют, покажите?

Послушайте, как голуби разговаривают друг с другом. Голуби воркуют. Давайте повторим вместе: «Голуби воркуют».

Мы ухаживаем за птицами. Зимой холодно и голодно им. Мы подкармливаем птиц: воробьев, ворон, синиц. За птицами очень интересно наблюдать.

Внимательно посмотрите на птиц. Что они делают на кормушке, как разговаривают друг с другом. Сейчас мы пойдем на участок и поиграем в игру «Птицы на кормушке»

(Воспитатель рисует на снегу большой круг - кормушка. По сигналу «воробьи», дети-«воробьи» прилетают на кормушку и изображают воробьев. По сигналу «ворона», дети изображают ворону. По сигналу «голуби», дети подражают голубям. Игра повторяется 2-3раза.)

Чем мы угощаем птиц?

Цель. Познакомить детей с тем, что птицы - живые. Зимой им холодно и голодно. Мы должны заботиться о них, подкармливать их. Птицам мы даем разные зерна, кусочки белого хлеба.

Ход наблюдения:

Воспитатель. Дети, вспомните, что вчера мы насыпали с вами в кормушки? (Корм.) Какие птицы прилетали на нашу кормушку? (Воробьи, вороны, голуби.)

Давайте подойдем к птичьему столбу. Есть ли в кормушке корм?

Почему же нет корма, куда он пропал?

Скажите, а что это за крестики на снегу вокруг столба, кто их оставил?

Да, здесь были птицы. Это их следы. Они съели весь корм.

Какой корм мы насыпали птицам? (Зернышки, белый хлеб.)

Правильно, сегодня мы тоже принесли птицам угощение: зернышки и кусочек белого хлеба. Помогите мне положить все это в кормушку.

Зимой птицам голодно, им надо помогать, надо их подкармливать. Птицы живые, кушать им надо каждый день, как и нам.

Давайте посмотрим, какие птицы прилетят к кормушке сегодня и расскажем про них нашему попугайчику Кеше (игрушка), которого мы взяли с собой на прогулку.

Что это за птица, как она называется?

Что птица делает, как она клюет? Как она передвигается? Как птицы кричат?

Что ест ворона, что едят воробьи, голуби.

Вот, Кеша, посмотри, как трудно зимой птицам. Им зимой голодно. Мы им помогаем. Мы их подкармливаем. Детки, дома вместе с мамой вы тоже можете кормить птиц.

Цикл наблюдений «Птицы на участке»

Цель: расширить представления о жизни птиц осенью, особенностях их внешнего вида, повадках, питания. Выявить экологические связи птиц с растениями и животными.

Ворона, галка, сорока

Вопросы и задания.

Рассмотреть внешний вид птиц. Чем похожи?, Чем отличаются?

Ворона - крупная птица. Большая часть тела серая Голова, горло, крылья и хвост - чёрные.

Галка - меньше вороны. Верх головы и шея у неё серые, по бокам шеи - серые пятна. Остальное оперение чёрное

Сорока - ростом немного побольше галки. В народе её называют белобока. Голова, грудка и спина у сороки черные, грудь, бока и верх крыльев - белые. Низ крыльев и длинный хвост – зеленоватые. Это очень красивая птица.

Почему сороку называют «белобокой»?

В каком месте нашего участка чаще всего можно видеть этих птиц?

Чем питаются ворона, галка, сорока?

Собрать перья птиц дли коллекции.

Загадка:

Трещала с самого утра «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» Такая с ней морока, когда трещит ...

(сорока)

Последующая работа.

Составление коллекции перьев.

Рисование «Сорока-белобока».

Воробей и синичка

Загадки:

Озорной мальчишка в сером армячишке, по двору шныряет крошки собирает.

Воробей

К нам на балкон прилетает птица. Какая она яркая и красивая. Головка у птички чёрненькая, щёчки беленькие Спина и крылья зеленоватые. Грудка желтая с черным галстучком (Синица)

Вопросы к наблюдению.

О каких птицах эти загадки?

Давайте найдем их на участке?

Какие эти птицы - осторожные или пугливые?

Как прыгает воробей? (На пружинках-ножках.)

Чем питаются воробей и синичка?

Как расклёвывает семечко синичка? А как клюет воробей?

Последующая работа.

Заучивание стихотворения А. Атабаева «Воробей»:

Подходи, воробей, не робей, вижу маленький ты, воробей! так ведь я же и сам невелик.В первый класс я хожу,Чик-чирик.

Наблюдение «Птичьи стаи»

Цель: познакомить с особенностями жизни перелетных птиц осенью

Чтение стихотворения О. Высотской:

Улетели птицы разные, смолк их звонкий перепев. А рябина осень празднует, бусы красные надев.

Вопросы и задания.

Наблюдение за тем, как птицы собираются в стаю.

Куда собираются птицы?

Почему птицы улетают от нас осенью?

Почему они собираются в большие стаи?

Задание: понаблюдать, как летят птицы на юг.

Последующая работа.

Рисование «Птичьи стаи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Наблюдения в природе" старшая группа

Этот материал содержит наблюдения для старшей группы для всех времен года ,кроме лета...

картотека "Наблюдений летом в старшей группе"

картотека наблюдений летом на прогулке в старшей группе...

Картотека наблюдений на прогулке. Старшая группа.

Картотека наблюдений на прогулке. Старшая группа....

Картотека наблюдений зимой в старшей группе.

Детская любознательность порой может быть настолько глубокой и доточной, что невозможно не удивиться и не возрадоваться полученному опыты наблюдая вместе с ребенком. Дети замечают много вещей, которые...

Картотека наблюдений на прогулке старшая группа осень

Картотека наблюдений на прогулке на первую и вторую половину дня...

Картотека наблюдений на прогулке старшая группа зима

картотека наблюдений на прогулке в старшей группе...

Картотека наблюдений на прогулке старшая группа весна

картотека наблдений в старшей группе...