Конспект занятия «Путешествие на север» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие на север» (подготовительная группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Путешествие на север» (подготовительная к школе группа)

Черняева Таисия Викторовна 
Конспект занятия «Путешествие на север» (подготовительная к школе группа)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Путешествие на север» (подготовительная к школе группа)

Задачи:

  • познакомить детей с жизнью и бытом народов севера
  • развивать познавательный интерес,  воображение
  • воспитывать у детей чувство дружбы и уважения к народам нашей Родины

Словарная работа: обогащение и активизация словаря: полярная ночь, северное сияние, тундра, чум, яранга, иглу, малица, пимы, линты, тобурки, яры.

Предварительная работа: беседа о Севере, животных, людях, их быте, жилище, одежде, тундре. Рассматривание иллюстрации.

Оборудование:

карта России, проектор, ноутбук.

I. Организационный момент:

Дети сидят на ковре

Воспитатель: Ребята, знаю, что вы любите путешествовать. На чем можно путешествовать?

Дети: На поезде, на машине, пешком, на самолете.

Воспитатель: А на чем быстрее всего совершать путешествие, как вы думаете?

Дети: На самолете.

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в путешествие на самолете. Прошу пройти на борт самолета, садитесь поудобнее, нас ждет с вами интересный полет.

(Дети проходят на стульчики)

II. Ход занятий:

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что такое север?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Север – это одна из четырех сторон света. Север - это местность с холодным, суровым климатом, холодные края. А теперь наш самолет отправиться в путешествие на север?

Дети:  Да 
Воспитатель: Тогда, давайте закроем глаза и скажем волшебные слова «Раз, два, три, далекий север, ты нас жди!»
(
Дети громко повторяют. Открывают глаза. На экране появляется изображение холодного севера.) (Слайд № 2)

Воспитатель: Вот мы и на севере. Как вы думаете, какие погодные явления происходят на севере?

Дети: Снегопад, мороз, холод, метель, вьюга.
Воспитатель:
Давайте, покажем, как нам холодно

Дети:  (показывают)
Воспитатель:
Нам холодно, как мы будем греться?

Дети: (дети трут руки, топают ногами)
Воспитатель:
В северных широтах приход зимы означает не сокращение дня, как у нас, когда день становится короче, а ночь длиннее. На севере день исчезает полностью. Приходит полярная ночь. ( Слайд № 3)

Когда днем и ночью темно, можно наблюдать необыкновенное явление – северное сияние.

(Слайд № 4)

На Севере есть места, где много-много километров тянется тундра. (Слайд № 5) В тундре растительность очень низкая. Почти вся тундра покрыта мхи и  лишайниками. (Слайд № 6).Еще там можно встретить карликовую березку. (Слайд № 7)

Воспитатель: Как вы думаете, почему она так называется?

Дети: Потому что маленькая.

Воспитатель: Правильно, маленькая, низкорослая. Скажите, а какие ягоды вы собираете у нас в лесах?

Дети: Землянику, чернику, малину, викторию.

Воспитатель: А вот в тундре растут другие ягоды, которые выдерживают сильные морозы, - брусника, голубика, морошка. (Слайд № 8, 9, 10).

Тундра подходит к северным морям (показать на карте). Каких животных Севера вы знаете?

Дети: белый медведь, песец, олень.

Воспитатель: ( Слайд № 11) Это знаменитый белый медведь, тюлень, морж, пингвины, белая сова, заяц- беляк, олень, овцебык, песец.

Давайте поиграем в игру «Один – много»
(дети выбирают любое животное и говорят один морж – много моржей и т.д.)

 Но больше всего там северных оленей. Их разводят народы, населяющие тундру, - якуты, эвенки, чукчи и многие другие. (Слайд № 12)

Их профессия – оленеводы. Повторите это слово

 Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переезжают с одного места на другое. Съедят олени корм – идут дальше, а за ними оленеводы. Уходят далеко, к берегам Северного Ледовитого океана.

Физминутка:

Шуточная игра «Поздороваемся как жители севера»
(дети поочередно здороваются друг с другом носами, затем трутся спиной, потом обнимаются)

Место, где живут оленеводы, называется – стойбище. (Слайд № 13). Живут в стойбищах, в чумах. Чум делают из оленьих шкур. Его можно быстро разобрать и перевезти на другое место.  Кроме чума есть и другие жилища – иглу, яранга. (Слайд № 14)

Олень – животное, которое кормит и одевает северян. Кроме оленеводства народы Севера занимаются рыболовством. Рыбу ловят в морях и в реках.

Следующий вид занятия – это охота. У охотников тоже нелегкая работа. Чтобы добыть пушистые шкуры песца, нужно хорошо потрудиться. Охота не забава. Не зря в пословице говорится: “Охота глазам слава, ногам слава, рукам слава”. Но чтобы поменьше наносит вреда природе и не убивать песцов в тундре, есть звероферма, где разводят песцов.

Воспитатель: Наши глазки устали, давайте сделаем для них гимнастику.

Проводится гимнастика для глаз «Мостик»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса!

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют.

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко.

(Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз,

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем,

(Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

(Глазами смотрят вверх-вниз)

Воспитатель: До сей поры, мы говорили о мужском труде. Давайте еще раз вспомним, чем мужчины занимаются на Севере?

Дети: Оленеводство, рыболовство, охота.

Воспитатель: Как вы думаете, чем занимаются женщины?

Дети: Воспитывает детей, ведет хозяйство, шьет одежду.

Воспитатель:  Прежде всего, женщина – это мама и хозяйка в доме. Она воспитывает детей, выделывает шкуры оленя, шьет одежду, обувь. Украшает свои изделия красивым орнаментом. (Слайд № 15)

Ну, что ж, наше путешествие закончилось. Пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза и говорите волшебные слова «Раз, два, три, в детский сад возвратись»
(
Дети закрывают глаза и громко повторяют. Открывают глаза.) 

III. Итог занятия:
- Где мы были?
- Что мы узнали?
- Понравилось ли вам путешествие?
Спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №370 г. Челябинска» Путешествие на север Черняева Таисия Викторовна воспитатель

Слайд 3

На севере очень холодно. Там бывает долгая полярная ночь

Слайд 4

Когда днем и ночью темно, можно наблюдать необыкновенное явление – северное сияние.

Слайд 5

Тундра

Слайд 6

Мхи и лишайники тундры

Слайд 7

Карликовая березка.

Слайд 8

В тундре растут ягоды, которые выдерживают сильные морозы. Это морошка.

Слайд 9

Брусника

Слайд 10

Голубика

Слайд 11

Животные Севера

Слайд 12

Чукчи Эвенки Якуты

Слайд 13

Место, где живут оленеводы, называется стойбище.

Слайд 14

Чум Углу Чум Яранга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Путешествие в старину" подготовительная группа

Закрепить знания детей о народных традициях, о праздновании Рождества, Крещении; обучать детей элементам театрализованной деятельности; обогащать знаниями о фольклоре, формировать заинтересованное , у...

Конспект занятия - путешествия в старшей - подготовительной группе по обучению грамоте "Путешествие в Устюг"

Конспект занятия по обучению грамоте. В качестве иллюстраций сделала компьютерную презентацию с иллюстрациями различных дедов Морозов, их помощников, с фото Устюга и новогодним поздравлением для ребят...

Конспект занятия «Путешествие с Умоцветиком.» (подготовительная группа)

Цель:  обобщить знания детей о домашних животных  и их значение для...

Конспект занятия «Путешествие с Умоцветиком.» (подготовительная группа)

Цель:  обобщить знания детей о домашних животных  и их значение для...

Конспект занятия - путешествия в старшей - подготовительной группе по обучению грамоте "Путешествие в Великий Устюг"

Конспект  занятия - путешествия  в старшей - подготовительной группе по обучению грамоте "Путешествие в Великий Устюг"Задачи:совершенствовать умение определять твердый и мягкий сог...