Главные вкладки

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое предмета (счётное устройство)»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Конспект "Путешествие в прошлое предмета (счетное устройство)"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_po_okruzh._miru_podgot_gr.docx25.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое предмета (счётное устройство)»

    Цели и задачи:

    познакомить с историей счётных устройств, с процессом их преобразования человеком (подача материала производится с опорой на имеющийся опыт дошкольников);

    -расширять представления о предметах, облегчающих труд людей;

    -закреплять представления о компьютере, его составных частях;

    -активизировать познавательную деятельность;

    -формулировать ответы на вопросы педагога по содержанию беседы, употребляя в речи сложные предложения;

    -воспитывать, любознательность, интерес к счётным устройствам;

    -воспитывать умение работать сообща, в подгруппах.                  

    Материалы и оборудование: картинки с изображением счётных устройств, счёты, калькулятор, счетные палочки, картинки «Части компьютера», презентация «Музей истории вычислительной техники».

    Методы: словесный, наглядный.

    Предварительная работа:

    - знакомство с понятием «счётное устройство»;

    - знакомство со счетами, принцип вычисления на них;

    - знакомство с калькулятором, принцип простейшего вычисления на нем;

    - знакомство с компьютером, его устройством;

    - беседа «Компьютер в жизни человека»;

    - рисование на тему «Мой компьютер».

    Ход занятия

    1. Вводная часть.

    Организационный момент. Введение в тему. Постановка цели занятия.

    Младший воспитатель, сидя за столом, производит вычисления на калькуляторе.

    - Чем Вы занимаетесь, Мария Андреевна? Что делаете? (считаю)

    - Мальчики и девочки, а на чем считает Мария Андреевна? (считает на калькуляторе)

    -Что это за предмет такой? (это счетное устройство)

    - Для чего он нужен? (калькулятор нужен для облегчения счета)

    - Ребята, вы были когда-нибудь в музее?

    - А что вы там видели? (картины, скульптуры, и т. д.)

    - Знаю, что вы любите путешествовать. Сегодня я приглашаю вас  в необычный музей. В нем вместо картин и скульптур собраны счетные устройства: машины, приборы. Хотите узнать, на чем и как считали люди раньше?

    - Чтобы попасть в музей, надо отгадать загадку:

    Машина отлично задачу решила. Мигала, гудела, старалась, спешила.

    Рисует, играет, учит меня. Какое же имя имеет она? (машина времени)

    - Садитесь поудобнее, закрывайте глаза и считаем от 10. Пуск!

    2. Основная часть.

    - Вот мы и попали в музей истории вычислительной техники. (Слайд 1)

    - Вспомним правила поведения в музее.

    - История счетных устройств уходит далеко в прошлое. Накопление запасов, дележ добычи, торговля – все это было связано со счетом, с вычислениями. Нужно было на чем-то считать. Для подсчетов люди стали использовать собственные пальцы. (Слайд3)

    -Да, пальцы были самыми древними устройствами для счёта. Люди сначала использовали подушечки на пальцах, затем считали на пальцах рук. А иногда использовали и пальцы ног. У многих народов пальцы рук долго служили инструментом для счета. (Слайд 4)

    - Давайте попробуем посчитать используя пальцевый счёт.

    - Удобно считать? Почему?

    -Да, пальцевый счёт оказался неудобным, потому что нельзя было посчитать до 20-30 и более.    

    - Следующим шагом в развитии счёта стало использование палочек, камешков, бусин. Посмотрите, индейцы племени Майя придумали узелковые счеты (на верёвках).

    -Но вскоре появился специальный прибор - абак. (Слайд 6)Абак – слово греческое, переводится, как «счетная доска». Это деревянная счётная доска, посыпана песком и разделена на полоски, на которые выкладывали бобы, косточки, горох и пересчитывали их. Потом абак изменился, на нем появились металлические прутья с косточками. Существовала целая наука о счете при помощи этого счетного устройства. Этим счетным устройством пользовались еще очень долгое время

    -Абак был усовершенствован и на свет появились другие счётные устройства:

            По десятку на шесточке

            Сели умные кружочки

            И считают громко вслух,

            Только слышно: стук да стук. (Счёты)

    -Рассмотрите их внимательно.

    -Как устроены счёты?

    -Счёты - это обычная рамка с перекладинами, на которые нанизаны костяшки. Каждая костяшка – цифра.

    Первые счеты с «косточками» на веревочках появились в России. (Слайд 7)

    После появлялись еще счетные машины, которые постепенно усложнялись. В 19 веке петербургский инженер Однер создал арифмометр (Слайд 9), который позволил считать быстрее и притом большие числа.

    - Но чтобы считать большие цифры на этих счётах, человеку необходимо было много времени. И поэтому изобрели другую счётную машину. Вы, наверное, ее знаете.

            Что-то бабушкины счёты

            Брать с собою неохота

            Лучше я возьму ребята,

            В школу новый…(калькулятор)

    - Изобретатели создают в 19 веке калькулятор (Слайд 10) (римское calculi – камешки вычислять), который работает сначала от розетки, затем от батареек.

    -А теперь посмотрим следующий экспонат.

    -Отгадав загадку, вы узнаете, какое счётное устройство было следующим:

            Он рисует, он считает,

            Проектирует заводы,

            Даже в космосе летает,

            И даёт прогноз погоды.

            Миллионы вычислений

            Может сделать за минуту.

            Догадайся что за гений?

            Ну, конечно же…(компьютер).

    Появляется компьютер (англ. Computer – считаю) – машина для приема, переработки, сохранения и выдачи информации в электронном виде. (Слайд 11)

    -Посмотрите, знаете ли вы, кто это? (портрет Блеза Паскаля)

    (это французский  учёный, который первый изобрёл компьютер в 17 веке.)

    -Что можно делать с помощью компьютера?

    -Чем компьютер отличается от калькулятора?

    -Сейчас мы вспомним, какие части есть у компьютера. (Слайд12) (Системный блок и монитор)

    -Каким устройством нужно воспользоваться, чтобы ввести программу в память компьютера? (клавиатура).

    -С помощью какого устройства мы можем легко перемещать стрелку на экране? (мышка).

    -Какое устройство поможет нам вывести на бумаге информацию? (принтер).

    -Это мы назвали запасные части компьютера.

    -А какие вы знаете современные переносные  микрокомпьютеры? (смартфон, нетбук, ноутбук, планшет).

    -Давайте нашему другу компьютеру расскажем стихотворение.

    Компьютер-друг детей и взрослых,

    Он создан был давно.

    Пришёл из Франции далёкой

    Огромный и простой.

    Но шли года, века, эпохи,

    Компьютер стал другим.

    Он вычитает, прибавляет,

    Рисует, с нами говорит!

    Передаёт, хранит, стирает,

    Играет, учит, развивает.

    Всем этим занимается глава-

    Микропроцессор-голова!

    Отсюда следует, друзья,

    Компьютер нужен для труда,

    Обогащения ума,

    С ним просто весело всегда.

    Физкультминутка.

    Раз – подняться, подтянуться, Два – нагнуться, разогнуться,

    Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,

    На четыре – руки шире, Пять – руками помахать,

    Шесть – на место тихо сесть.

    Во время проведения физкультминутки предложить одному из детей с помощью счетных палочек посчитать количество действий, выполняемых детьми.

    Игра «Пазлы» (делятся на две команды)

    Игра «Реши примеры»

    Предложить детям разделиться на подгруппы и произвести вычисления с помощью различных счетных устройств:

    - пальцы

    - узелки

    - счетные палочки

    - счеты

    - линейка

    Примеры для вычисления даются детям на карточках.

    После выполнения вычислений, дети проводят взаимопроверку.

    III. Заключительная часть.

    Рефлексия.

    Как люди считали сначала и что использовали?

    - Какие счетные устройства вы еще запомнили?

    - С помощью какого счетного устройства производят вычисления сейчас?

    - Назовите самое современное счетное устройство.

    - Перечислите основные и дополнительные части компьютера.

    - И в заключении я предлагаю вам отгадать загадки об устройстве компьютера. 

    1. По десятку на шесточке 

    Сели умные кружочки.

    И считают громко вслух, 

    Только слышно: стук да стук! (счеты)

    2. Что за чудо – агрегат,

    Может делать все подряд –

    Петь, играть, читать, считать,

    Самым лучшим другом стать. (компьютер)

    3. На столе стоит сундук,

    В сундуке окошко.

    Можно видеть чудеса,

    Если знать немножко (монитор)

    4. На доске по строчечке

    Разместились кнопочки.

    Догадайтесь, мальчики

    Как здесь тыкать пальчиком? (клавиатура)

    5. По ковру зверек бежит,

    То замрет, то закружит,

    Коврика не покидает,

    Что за зверь, кто угадает? (компьютерная мышь)

    6. То – то радость, то – то смех,

    На бумаге без огрех,

    Из какой коробки лезет,

    Текст на удивленье всех? (принтер)

    7. Если что – то отключить,

    То компьютер замолчит,

    Тугоухий, как медведь –

    Ничего не сможет петь. (колонки, акустическая система)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия По ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие капельки»

    Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста...

    Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир живой природы»

    Цель: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах и рыбах родного края. Задачи: 1.Расширять представления детей о живой природе родного края. 2.Развивать связную речь и н...

    Конспект образовательной деятельности с использованием (ЦОР) по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир живой природы »

    Цель ОД: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах и рыбах родного края.Задачи:1.Расширять представления детей о живой природе родного края.2.Развивать связную речь и навыки общения, ...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ Тема: «Стоит над Бией град старинный»

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ Тема: «Стоит над Бией град старинный»...

    Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Путешествие в город бытовой техники»

    Обобщать знания детей о видах и назначении электроприборов, используемых человеком в быту, о их значении в жизни человека, расширить представления об их устройстве.Формировать представление воспитанни...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР.

    В ходе занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР решаются следующие задачи:Задачи:Обучающие:Расширить и закрепить уже имеющиеся представления детей о цвета...

    Конспект занятия По ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие капельки»

    *Формировать представления о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.*Воспитывать бережное отношение к природе....