Коррекционно-развивающее занятие на тему «Зимующие птицы» Подготовительная к школе группа (дети с ОВЗ имеющие задержку психического развития)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Занятие для детей с ЗПР по ознакомлению с окружающим миром с использованием ИКТ. Используемая презентация помогает детям легче запомнить  внешний вид птиц и научиться их различать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrir_z_po_osom_i_rrnovyy.docx23.46 КБ
Файл zimuyushchie_ptitsy_k_konspektu.pptx1.32 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №93 компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга


Коррекционно-развивающее занятие на тему «Зимующие птицы»

Подготовительная к школе группа (ЗПР)



Учитель- дефектолог:
Чистякова Елена Леонидовна

Санкт- Петербург

2018 г.

Использование современных образовательных технологий:

1. Здоровьесберегающие технологии:
● координация речи с движением: «Угадай, чей голос Звучит?»
● дыхательная гимнастика: «Свистулька- птичка».

2. Технология интегрирования:

● использование игровых ситуаций в различных областях: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие (лепка)

3.
Социо- игровая технология:

  • панно с изображением места обитания птиц (дерево, полянка)

4. Технология интеллектуального развития::

● описательные загадки о птицах.

5.
Информационно- коммуникативная технология: презентация: «Зимующие птицы»

Цель: Закреплять знания детей об отличительных признаках птиц (окраска перьев, способ передвижения); упражнять в сравнении птиц (воробей- синица, синица- снегирь, ворона- галка- сорока); упражнять в образовании существительных в формах именительного и родительного падежей множественного числа.

Программные задачи:

Образовательные:

1. Закрепление умения узнавать и называть  зимующих птиц;
2. Развитие  интереса к окружающему миру природы;
3. Развивать умение передавать форму и цвет птиц

 Коррекционно-развивающие:

1. Закрепление представлений об отличительных признаках птиц;
2. Развитие зрительного и слухового внимания;
3. Закрепление названий и различий геометрических форм (круг, овал)
4. Развитие речевой активности детей;
5. Актуализация словаря существительных;
6. Совершенствование общей и мелкой моторики (общие двигательные навыки, переключаемость и координацию движений);

 Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к природе; желание заботиться о птицах;
2. Учить выполнять совместные задания, упражнения с другими детьми.

Формы работы: Фронтальное занятие с индивидуальным и дифференцированным подходом к каждому ребёнку. 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие (лепка),  речевое развитие. 

Оборудование и материалы: презентация: «Зимующие птицы»,панно с изображение признаков зимы, фигуры зимующих птиц (крепятся на панно); картинки зимующих птиц; свистульки птиц; пластилин; доски и стеки для лепки.

Ход коррекционно- развивающего занятия

1.Организационный момент

–Отгадайте загадки, найдите картинки- отгадки.
Всех за день я навещу,
Всё, что знаю растрещу. (Сорока)

Чернокрылый, красногрудый.
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом- тут как тут! (Снегирь)

Спинкою зеленовата.
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

Дети отгадывают загадки: «Это сорока, снегирь, синица»;
Показывают картинки- отгадки.

Актуализация знаний детей.

–Изображения каких птиц мы видим на картинках?
Дети
: «На картинках мы видим изображения сороки, снегиря, синицы, воробья, вороны, галки..
 У нас есть
фильм (презентация). Давайте посмотрим и узнаем, какие птицы остаются с нами зимовать.

2. Основной этап

1). Дифференциация отличительных признаков птиц и подбор прилагательных к существительным. Просмотр слайдов презентации: «Зимующие птицы»


- Вы знаете, про какую птицу говорят, что она ходить не умеет, а только прыгает?
Дети:
«Так говорят про воробья».
–  Ребята, если у птички жёлтая грудка, она какая?
Дети:
«Она желтогрудая синичка».
-Если у птички красная грудка, она какая?
Дети:
«Она красногрудая».
- Если птичка кричит: «Карррр», как она голос подаёт?
Дети:
«Она каркает». 
- Как называется эта птица?
Дети:
«Эта птица называется- ворона».
- Какая же птичка осталась?
Дети: «Это –галка».
Демонстрация слайда с галкой
- Чем примечательна эта птичка? На какую птичку она похожа?
Дети:
«У галки серо- чёрное оперение. Она похожа на ворону, но размером меньше вороны».
–  Молодцы,  ребята! Посмотрите, какие красивые  птицы!

2). Выкладывание птиц на панно по словесной инструкции и зрительному соотнесению

– Ребята, давайте соберём птичек в стаю. Прикрепите птиц на панно.
Дети выбирают птицу по инструкции педагога. В инструкции отражены два признака: цвет  и ее размет (большой/маленький). Затем  ребенок ищет место для своей птицы на панно по зрительному соотнесению.

– Молодцы! Какое красивое панно вы сделали!

3 Динамическая пауза.
Игра: «Угадай, чей голос звучит?».
– Ребята, помогите, определить, какой птичке принадлежит голос?
Дети поочерёдно отгадывают по звучащим голосам птиц:
«Это чирикает воробей. А теперь каркает ворона а сейчас мы слышим синичку».;
- Возьмите свистульки, попробуйте сами издавать голос птицы.
Дети берут свистульку в форме этой птички и самостоятельно пытаются издавать сильный и слабый звук свистулькой.
- Покажите, как эта птичка двигается.
Дети с педагогом выполняют движения: легко разбегаются по групповой комнате или прыгают.

– Молодцы! Давайте каждый возьмет свою птичку и вылепит такую же из пластилина.

Смена видов деятельности.
3)Лепка фигур птиц по словесной инструкции и зрительному соотнесению

Демонстрация слайда с зимующими птицами.
- Давайте попробуем слепить птиц. Каждый будет лепить ту птичку, которая ему очень понравилась.
Перед каждым ребёнком птичка- свистулька, по образцу которой ребёнок лепит свою птичку
Педагог объясняет этапы лепки птички (с чего начинать, чем заканчивать).
Каждый ребёнок, с помощью педагога, определяет цвет, форму и размер птички которую будет лепить.

4). Актуализация знаний о зимующих птицах, дифференциация .

–Давайте соберём настоящую птичью стайку. Главное – ничего не перепутать!
Дети выбирают только тех птиц, которые относятся к зимующим и объясняют свой выбор.
- Я хочу вылепить синичку, потому что она красивая, желтогрудая. Синичка зимующая птица.

(Педагог предлагает детям и перелётную птицу поселить в стаю- ласточку. дети объясняют, почему не подходит ласточка.)

5) Игра «Четвёртый лишний»
Дети: «Ласточка улетает осенью в тёплые края и прилетит только весной, значит она перелётная птица и мы её не берём».
- Правильно, ласточка прилетит только весной, значит мы её пока «отпустим» (убирает).

-4. Заключительный этап.
Обобщение и итог занятия

– Ребята, кого мы с вами сегодня вылепили? Каких зимующих птиц вы знаете? Как нужно о них заботиться?
Дети:
Мы лепили зимующих птиц. Я знаю, что зимующая птица- воробей (синица, снегирь, ворона,  галка,  сорока).Зимой мало корма, по- этому нужно делать кормушки для птиц и туда сыпать корм.

– Молодцы! Вы все очень постарались!  У нас даже получилось красивое панно «Зимующие птицы»! Давайте украсим им группу!

Дети выбирают место, куда повесить созданное панно «Зимующие птицы».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зимующие птицы Автор: учитель- дефектолог Е.Л. Чистякова, 2018 г.

Слайд 2

Воробьи

Слайд 3

Воробей- синица

Слайд 4

Синица- снегирь

Слайд 5

Ворона- галка

Слайд 6

Серая ворона- сорока

Слайд 7

Забота о птицах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логопедическое занятие по теме "Зима" в подготовительной к школе группе

конспект логопедического фронтального занятия на развитие сенсомоторных навыков в работе над лексико-грамматическим строем речи...

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в подготовительной к школе группе на тему «Я и моя семья».

Занятие рассчитано на детей 6 лет, имеющих общее недоразвитие речи, второй год обучения....

Адаптированная образовательная программа (АОП) для детей с ОВЗ имеющих задержку психического развития

Адаптированная образовательная программа (АОП) для детей с ОВЗ имеющих задержку психического развития...

Музыкальное занятие на тему "Зима" в подготовительной к школе группе

Описание муыкального занятия в подготовительной группе с использованием фонопедических упражнений....

Использование инновационных технологий в работе по формированию представлений о времени у детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития старшего дошкольного возраста.

В статье раскрываются особенности использования инновационных технологий при формировании представлений о времени у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. К таким методикам относятся мнемотехника,...

Конспект ООД интегрированного вида на тему: «Как мы учили Незнайку дружить». Возрастная группа: дети 5 - 7лет с задержкой психического развития.

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности.Образовательная область: социально – коммуникативное развитие.Возрастная группа: дети 5 - 7лет с задержкой психического разви...