Проект «Мы исследователи»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Вуколова Инна Александровна

Цель: сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путем.


Задачи:

1.      Познакомить детей с разнообразием предметов окружающего мира и их свойствами.

2.      Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

3.      Развивать визуальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса.

4.      Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения.

5.      Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.

6.       Способствовать развитию слухового восприятия.

7.      Воспитывать уважительное отношение к неживой природе.

 

Суть эксперимента: состоит в том, что мы будем использовать разнообразные способы организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и углублять представления живой и неживой природы.

 

Актуальность проблемы:

Интеллектуально-личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности. Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослого. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично экспериментировать, исследовать, проявлять творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_issledovateli.docx942 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 33 комбинированного вида»

Проект «Мы исследователи»

https://botan.cc/prepod/_bloks/pic/pznr0gu-001.jpg

Составитель:

Воспитатель

первой категории

Вуколова И.А.

г.о. Электросталь

Паспорт проекта

  1. Название проекта: «Мы исследователи».
  2.  Вид проекта: экспериментально-познавательный.
  3. Тема нашего проекта: «Способы организации опытно – экспериментальной деятельности как средства познания окружающего мира старших дошкольников».
  4. Сроки реализации: долгосрочный (01.12.2019-30.05.2019г.)
  5. Участники: дети старшей группы (22 ребёнка), родители (22человека), воспитатели.
  6.  Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путем.


Задачи: 

1.        Познакомить детей с разнообразием предметов окружающего мира и их свойствами.

2.        Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

3.        Развивать визуальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса.

4.        Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения.

5.        Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.

6.       Способствовать развитию слухового восприятия.

7.        Воспитывать уважительное отношение к неживой природе.

Суть эксперимента: состоит в том, что мы будем использовать разнообразные способы организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и углублять представления живой и неживой природы.

Актуальность проблемы:

Интеллектуально-личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности. Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослого. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично экспериментировать, исследовать, проявлять творчество.

  1. Ожидаемые результаты: 
    Дети расширят представления о сферах человеческой деятельности (в науке), их значимости для жизни общества в целом;
  2. Дети расширят и закрепят знания о свойствах воздуха, магнита, воды, бумаги;
  3. Дети разовьют способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
  4. Развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.
  5. Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям. 
    Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях. 

1 этап – организационно – информационный

  • Проинформировать родителей о начале проекта, задачах, сроках проведения.
  •  Подбор иллюстрированного материала, наглядных пособий и оборудования. Оформление лаборатории «Юный исследователь».
  •  Подбор и изучение методического и познавательного материала для подготовки к совместной деятельности (физкультминутки, подвижные игры, дидактические игры, познавательные занятия, беседы и др.).
  • Занятия познавательного цикла, игры, упражнения, опыты, эксперименты, наблюдения, направленные на закрепления полученных знаний и получения новых, применяя исследовательские методы и приемы.
  • Беседы в семье с детьми
  • Беседы с родителями о проведении проекта.

Оборудование: воронки, линзы, глина, резиновые груши, песок, камни, магниты, вода, природный материал.

2 ЭТАП – познавательно-практический

   С детьми:

1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

3. Поэтапное решение проблемы.

Беседы с детьми: «Откуда берется воздух, ветер», «Явления природы в произведениях поэтов и художников», «Волшебница вода», «Защитные свойства снега» «Волшебные» свойства магнита,

 Организация и проведение занятий: опыты с водой, воздухом, бумагой, магнитами.

 Наблюдение за растениями.

С родителями:

1. Анкетирование родителей.

2. Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Экспериментируем дома».

3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ.

4. Наглядная информация.

5. Обмен опытом

Итоги проекта:

ДЕТИ:

  1. Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
  2. Воспитанники имеют представления об окружающем мире.
  3. У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
  4. Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
  5. Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.

Тематический план проекта «Мы исследователи»

Месяц, тема

  1. неделя
  1. неделя
  1. неделя
  1. неделя (итоговые)

Декабрь,

 тема «Вода»

Эксперимент: «Какой бывает вода?» (теплой, холодной, горячей).

Рассматривание снежинок. Опыты: «Пар – это вода», «Лед – это вода», «Иней», «Превращение в воду».

Занятие                                            «Волшебница вода»,

Опыты: «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода».

Занятие

«Удивительные свойства воды», схема «Круговорот воды в природе».

Январь,

 тема «Бумага»

Эксперимент: «Волшебная бумага», «Шуршащая или поющая бумага», «Летающая бумага», «Вода и бумага».

Занятие ««Волшебная бумага».

Опыты: «Свойства бумаги».

Изготовление альбома «Виды бумаги». выставка «Поделок из бумаги (оригами)».

Февраль, тема «Воздух»

Игра-занятие «Воздух –невидимка»

Эксперимент:

«Ветер», «Пузырьки воздуха», «Волны», «Летающие семена».

Эксперимент: «Где спрятался воздух? », «Как увидеть воздух», «Имеет ли воздух вес? ».

Занятие «Почему воздушный шарик называется — воздушным?», картотека «Опыты с воздухом

Март, тема «Недра земли»

Занятие «Как человек использует камни»

Занятие «Соль на столе»

Занятие «Подземные богатства земли»

Изучение свойств песка,известняка, глины, гранита. Коллекция «Какие разные камни».

Апрель

Тема «Растения»

Эксперимент: «Посадка семян цветов для рассады» (бархатцы, настурция и др.)

Занятие «Растения – наши друзья».

Опыты: «На свету или в темноте», «С водой или без», «Может ли растение дышать?»

Эксперимент: «Высадка рассады в открытый грунт»

(оформление клумбы на участке).

Май,

тема «Магнит»

Занятие «Удивительный магнит»

Игры-опыты: «Магнитная регата», «Рыбалка»

Опыт: «Почему иногда два

магнита отталкиваются?», «Фокус со скрепкой и листом картона», «Можно ли найти метал. предметы в песке? ».

Коллекция «Магнит и компания».

Приложение №1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №33 комбинированного вида»

Конспект занятия

в старшей группе «Удивительные свойства воды»

F:\administrator-1271649393-1920x1200-blue-abstract-water-1921.jpg

                                                             

Составил:

Воспитатель

Вуколова Инна Александровна

2019г.

Конспект занятия

в старшей группе «Удивительные свойства воды»

Задачи:

Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.

Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:

- закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивать у детей фонематический слух.

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

         

Предварительная работа:

1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

 2. Проведение экспериментов с водой.

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».

5. Чтение художественной литературы по теме «Вода».

6. Наблюдение за водой на прогулке.

Материал для занятия: - Прозрачные стаканчики с водой и пустые стаканы (по количеству детей), пиалы с сахаром, солью, ложечки, гуашевые краски, кисточки, полоски цветной бумаги, карточки с рисунками, пуговицы, молоко, кусочки льда. Термос с кипятком, стекло или зеркало.

Ход занятия.

Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.

Воспитатель: - Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Машу. Она сидела такая грустная. Я спросила её, что случилось, и она мне сказала, что оказывается, ничего не знает о воде. Я её пригласила к нам и сказала, что мы сможем ей помочь. 

Ребёнок №1: Вы слыхали о воде?

                        Говорят, она везде!

                        В луже, в море, в океане,

                        И в водопроводном кране.  

Ребёнок   №2: Как сосулька замерзает,

                        В лес туманом заползает,

                        На плите у вас кипит,

                        Паром чайника шипит.

Ребёнок №3: Без нее вам не умыться,

                        Не наесться, не напиться,

                        Смею вам я доложить:

                        Без воды нам не прожить!

Н. Рыжова

Воспитатель: сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении воды.

Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).

Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)

Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).

Значит, вода помогает нам не только соблюдать личную гигиену, но и поддерживать в доме чистоту и порядок.

Еще вода бывает дождевой. Дождевую воду иногда собирают в бочки для полива огорода и сада.

Вода, которая образуется от растаявшего снега или льда, называют талой. Вода, наполняющая речку, - речной. Вода в морях – морская. Вода бывает пресной и соленой.

Пресная вода – в реках, озерах и прудах, а соленая – в морях и океанах.

Сейчас как настоящие ученые мы будем проводить опыты с водой.

(Дети садятся за столы)

Опыт № 1. Вода – это жидкость.

(У детей на столе 2 стакана: 1 – пустой, 2 – с водой).

Воспитатель: Перелейте воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему?

Дети: Вода льется, потому что она жидкая.

Вывод: Вода – жидкость, ее можно наливать, переливать.

Опыт № 2. Вода не имеет формы.

(Опыт проводит воспитатель. На столе – сосуды разной формы).

Воспитатель: Давайте сравним форму воды в своем стакане с водой у соседа, у меня. Посмотрите, я буду переливать воду в посуду разной формы. Вода принимает форму этой посуды?

Дети: Да, вода принимает форму посуды. 

Вывод: Вода принимает форму того предмета, куда ее наливают.

Опыт № 3. Вода прозрачная.

(На столе у детей карточки с картинками).

Воспитатель: Возьмите рисунок у себя на столе и посмотрите на него через стакан с водой, на свою руку. Видите, руку, рисунок? Дети: Да.

Давайте теперь сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. В каком стакане мы видим пуговицы? (ответы детей).

Воспитатель: Что можно сказать о воде?

Дети: Вода прозрачная.

Вывод: Вода прозрачная.

Опыт № 4. У воды нет запаха.

(На столе у детей стакан с водой).

Воспитатель: Вы чувствуете запах, когда мама печет вкусные пироги, как пахнут цветы? Понюхайте воду, чем она пахнет?

(Дети берут стаканчики с водой, нюхают).

Дети: Ничем не пахнет. 

Вывод: Вода не имеет запаха.

Опыт № 5. Вода бесцветная.

(На столе у детей гуашевые краски, кисточки, полоски цветной бумаги).

Воспитатель: Как вы думаете, какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски цветной бумаги. С их помощью. Мы определили цвет воды. Приложите полоски к стакану с водой. Можно сказать, что вода стала такого же цвета, как и полоски?

 Дети: Нет.

Воспитатель: Какого же цвета тогда вода?

Дети: У воды нет цвета. Никакого.

Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветная.

Воспитатель: А я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите в этом убедиться?

Дети: Да.

Воспитатель: Возьмите краску и размешайте ее в стакане с водой. Что произошло с водой?

Дети: Вода поменяла свой цвет (синий, красный, желтый, зеленый).

Вывод: Вода меняет свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили. 

Вы хорошо поработали и можно отдохнуть.

Физкультминутка «Ходят капельки по кругу».

Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а дети –капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует.) Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась

Опыт № 6. У воды нет вкуса.

(Детям предлагается только кипяченая вода. На столе стоят пиалы с сахаром, солью, ложечки, стакан с водой).

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая, соленая, кислая, горькая?

Дети: Нет никакого вкуса.

Вывод: У воды нет вкуса.

Воспитатель: А теперь возьмите ложечки и положите себе в стакан вещество, которое стоит у вас на столе, размешайте и попробуйте воду. Какая она стала на вкус?

Дети: Сладкая, соленая.

Вывод: Вода меняет вкус в зависимости от того, что в нее добавили.

Опыт № 7. Лед – это твердая вода.

(На лабораторном столе поддоны со льдом и снегом).

Воспитатель: Дети подойдите к столу. Что лежит в ванночках?

Дети: Льдинки, лед, снег.

Воспитатель: Что происходит со льдом?

Дети: Снег и лед тают, получается вода.

Вывод: Лед и снег – это тоже вода.

Опыт № 8. Пар – это тоже вода.

(Опыт проводит воспитатель. На столе термос с кипятком, стекло или зеркало).

Воспитатель: Возьмем термос с кипятком. Откроем его и посмотрим, что происходит. Из горлышка выходит пар. Чтобы лучше было видно, поставим зеркальце. Мы видим, что паринки, когда их становится много, опять превращаются в воду.

Вывод: Пар – это тоже вода.

Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня много узнали о воде, доказали, что вода – это жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса, что вода в природе может быть разной: твердой, как лед, в виде пара и жидкой. Я думаю Маше было интересно, она узнала много нового о воде.

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает – и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется,

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь.

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – вода!

Список используемой литературы:

  1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  3. Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  5. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
  6. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
  7. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
  8.  Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005
  9. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 33 комбинированного вида»

Конспект занятия

«Воздух-невидимка» в подготовительной группе

http://pochemu4ka.ru/_ld/116/11665.jpg

Составитель:

Воспитатель

Высшей квалификационной категории

Вуколова И.А.

г.о. Электросталь 2019г.

Конспект занятия «Воздух-невидимка» в старшей группе

 Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать словарь. Формировать 
осознанное отношение к своему здоровью.

 
Материал:  камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, зеркало; банка с водой, воронка, стакан, кусок резины, резиновая игрушка, весы, панно с деревом.

 Ход занятия:
 
Воспитатель: Отгадайте загадку:
                Такой большой, что занимаю мир,
                Такой маленький, что в любую щель пролезаю.
                                                                                            (
воздух)
        Правильно, а почему вы так решили?
 
Дети: Воздух везде; вокруг нас, на небе, на всей земле.
    
Воспитатель: Предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие ученые-исследователи?
    
Дети: Люди, которые занимаются исследованиями.
    
Воспитатель: Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. (Прикрепляет на грудь детям визитки).
    Вы готовы? Уважаемые коллеги! Пройдите в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

1 Опыт:
    
Воспитатель: Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь? (твердый, жесткий, крепкий). Камень – это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать?
    
Дети: ……………………
    
Воспитатель: А можно ли взять в руку воздух и сжать его? Нет нельзя. Делаем вывод: ВОЗДУХ – НЕ ТВЕРДОЕ ТЕЛО.
2 Опыт:
    
Воспитатель: Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она?
    
Дети: Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса.
    
Воспитатель: Что умеет делать вода? Вода течет, бежит, струится, журчит. Что же такое вода? Вода – это жидкость. Назовите другие жидкости. 
    
Дети: Сок, кефир, молоко, кисель и т.д.
    
Воспитатель: Делаем вывод: ВОЗДУХ – НЕ ЖИДКОЕ ТЕЛО.
    
Воспитатель: Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит он – не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит он – не жидкость.
Можно сделать вывод: Воздух не твердое тело и не жидкость. Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот это наше открытие. Продолжим исследования.

    Воспитатель: Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?
Опыт:
    
Воспитатель: Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей)
    
Дети: Делаем вывод: Он наполнен воздухом, но мы его не видим.
Опыт:
    
Воспитатель: А теперь помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем?
    
Дети: Ветер, воздух движется.
    
Воспитатель: Делаем вывод: ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА МЫ МОЖЕМ ОЩУЩАТЬ.

            Физкультминутка
        (дети имитируют движения).
      
      Ветер тихо клен качает.
            Вправо влево наклоняет.
            Раз – наклон
            И два – наклон,
            Зашумел листвою клен.

                        (предлагаю сесть)
    
Воспитатель: Воздух есть везде. Проверим это.
Опыт:
    
Воспитатель: Возьмем резиновую грушу, сожмем ее в руке. Что вы услышали?
    
Дети: Свист, воздух с шумом выходит из груши.
    
Воспитатель: А теперь закроем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается? Что же этому мешает?
    
Дети: Палец, закрывающий отверстие и воздух, находящийся внутри груши.
    
Воспитатель: Делаем вывод: ВОЗДУХ, НАХОДЯЩИЙСЯ В ГРУШЕ, МЕШАЕТ ЕЕ СЖАТЬ.
Опыт:
  
  Воспитатель: А теперь бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? 
    
Дети: Из мела выходят пузырьки воздуха.
    
Воспитатель: Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? ВОЗДУХ ЕСТЬ ВЕЗДЕ: В ПАКЕТЕ, В ГРУШЕ, В МЕЛЕ.
    А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух.
    
Воспитатель: Занимает ли воздух место?
Опыт:
    
Воспитатель: Опустим перевернутый стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете?
   
 Дети: Вода в стакан не вливается.
    
Воспитатель: Теперь осторожно наклоним стакан. Что произошло и почему?
    
Дети: Вода влилась в стакан, воздух из него вышел в виде пузырей.
Опыт:
    
Воспитатель: А теперь закроем трубочку пальцем и опустим ее в воду. Что произошло?
    
Дети: Вода не поступает в трубочку.
    
Воспитатель: Открою отверстие трубочки. Почему вода вошла в трубочку? Воздух вышел из трубочки, и туда влилась вода. Делаем вывод: ВОЗДУХ ЗАНИМАЕТ МЕСТО.
    
Воспитатель: А теперь узнаем, имеет ли воздух вес?
Опыт:
   
 Воспитатель: Возьмем два воздушных шара. Внутри одного находится воздух, а другой сдутый, без воздуха. Их кладем на весы. Что наблюдаем: чаша весов с надутым шаром перевесила. Почему? Делаем вывод: ЧАША ВЕСОВ ПЕРЕВЕСИЛА, ПОТОМУ ЧТО ШАРИК НАПОЛНЕН ВОЗДУХОМ. ЗНАЧИТ, ВОЗДУХ ИМЕЕТ ВЕС.
Опыт:
   
 Воспитатель: А сейчас возьмем кусочек резины и бросим его в воду. Он утонул. Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины? Что у нее внутри?
    
Дети: Воздух.
    
Воспитатель: Делаем вывод: ВОЗДУХ ИМЕЕТ ВЕС, НО ОН ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ВОДА. Мы провели исследования. Что мы узнали о свойствах воздуха?
    
Дети: Воздух занимает место и имеет вес.
    
Воспитатель: Правильный вывод, коллеги. А для чего нам необходим воздух?
    
Дети: Для дыхания.
    
Воспитатель: Уважаемые коллеги! Мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное назначение воздуха. Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.
Опыт:
    
Воспитатель: Возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько подуем в нее. Что вы наблюдаете?
    
Дети: Пузырьки воздуха.
    
Воспитатель: Да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.
Опыт:
    
Воспитатель: Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему?
    
Дети: предположения детей.
    
Воспитатель: Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.
    
Воспитатель: А теперь подойдите к плакату и расскажите, как дышит человек, и как воздух проникает в организм.
    
Дети: Через нос и рот воздух вдыхается и попадает в легкие. А там через трубочки-сосуды, по которым течет кровь, отдает необходимые для жизни человека вещества, а забирает вредные, ненужные, и выдыхает, выталкивая их наружу.
    
Воспитатель: Правильно. А теперь положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Что происходит с легкими при дыхании?
    
Дети: При вдохе легкие расширяются, а при выдохе сжимаются.
    
Воспитатель: А теперь попробуйте не дышать. Долго смогли вы продержаться без дыхания? Нет. Делаем вывод: БЕЗ ДЫХАНИЯ ЖИЗНИ НЕТ.
    
Воспитатель: Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха?
    
Ответы детей: Дым из трубы, дым из машин.
    
Воспитатель: (экологическая игра) А теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Рассмотрим панно. А как вы думаете, какие картинки здесь лишние, почему?
    
Воспитатель: Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?
    
Дети: Сажать больше цветов, деревьев.
    
Воспитатель: Давайте посадим зернышко в землю и через некоторое время у нас вырастет прекрасное растение. Сейчас наступила весна и если вы с родителями посадите хотя бы по одному дереву, то воздух в нашей крае станет намного чище.
    
Воспитатель: У вас хорошее настроение? Передайте его своим друзьям: дотроньтесь друг до друга кулачками, ладошками.

Литература:

1. «Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.

2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.

3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Картотека «Познавательные опыты для дошкольников»

«Воздух - невидимка»

 

 

 2019 г.

Дорогие друзья!

Если вы любите все таинственное и необычное, если вы любите наблюдать и размышлять, доверяете своим глазам и опыту, значит у вас душа экспериментатора и первооткрывателя.

Вы знаете, что такое опыт, или, как говорят ученые, эксперимент? Это возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести практический опыт.

 Потому и название такое – опыт.

С помощью этих познавательных опытов с воздухом – невидимкой вы   проделаете нехитрые, но очень любопытные опыты.

Удачи!

Составитель: Вуколова И.А.

 

Опыт 1.

«Воздух»

 Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Стакан нужно держать очень прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2.

«Пузырьки воздуха»

Опустить банку в стакан с водой, но держать его, немного наклонив. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Опыт 3.

«Ветер»

Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Открыть форточку. Какой воздух над батареями – теплый или холодный? Теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы. Холодный воздух из форточки будет опускаться вниз, а теплый - от батареи подниматься вверх. Значит они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги.

Опыт 4.

«Волны»

Приготовьте на столиках мисочки с водой для каждого ребенка. В каждой мисочке – свое «море». Красное, черное, желтое. (Подкрасьте воду акварельной краской) Дети – это ветры. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть, тем сильнее волны.

Опыт 5.

«Буря»

Опустите парусные кораблики на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?  Начинается буря и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.

Опыт 6.

j0232424

«Ветер – это движение воздуха»

Для этого опыта используйте веера. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха

.

Опыт 7.

«Летающие семена»

Дайте детям по одному летающему и по одному нелетающему семени. Пусть они одновременно отпустят из рук эти семена – например, фасолинку и семечко клена. Чем с большей высоты опускаются семена, тем нагляднее разница в скорости их падения. Если вы будете бросать семена с очень маленькой высоты, то желаемого результата не достигнете. Семена клена можно немного «подкрутить», тогда они будут падать как в природе. Летающие семена падают медленнее.

Опыт 8.

«Яйцеглотатель»

 Положи в графин бумажку и подожги ее. Сверху на горлышко положи крутое, очищенное от скорлупы яйцо: его засосет внутрь. При горении воздух   в бутылке разрежается, и под давлением наружного воздуха яйцо засасывается.

Опыт 9.

«Стакан – непроливайка»

Положи карту на стакан с водой. Придерживая карту рукой, быстро переверни стакан и убери руку: карта будто приклеилась к стакану.

Опыт 10

«Прыгающая монетка»

Положи на бутылку монетку и поставь ее в очень горячую воду.  Монета подпрыгнет. Объем нагреваемого воздуха быстро увеличивается. Не уменьшаясь в бутылке, он с силой давит на монету.

Опыт 11.

«Капризы пламени»

Дунь в бутылку и зажми горлышко большим пальцем. Поднеси бутылку к пламени свечи и отпусти палец: свеча погаснет. Сжатый воздух вырвался наружу и погасил пламя.

Дунь на свечу через воронку: свеча все равно горит. Воздух скользит вдоль стенок воронки, не задевая пламя

Опыт 12.

«Пламя загрязняет воздух»

Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли оно загрязнять воздух? Подержите над пламенем свечи (на расстоянии 1- 2 см.) стекло или фарфоровую чашку, одним словом, предмет из материала, который не расплавится, не загорится и не нагревается быстро. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел – покрылся слоем копоти.

Опыт 13.

«Живая змея»

Вырежи из тонкой бумаги змею. Подвесь ее над кастрюлей с горячей водой. Змея начнет подниматься вверх. Горячий воздух легче холодного: поднимаясь, он увлекает за собой и бумагу.

Опыт 14.

«Прыгающая монетка»

Положи на бутылку монету и поставь ее в очень горячую воду. Монета подпрыгнет. Объем нагреваемого воздуха быстро увеличивается. Не умещаясь в бутылке, он с силой давит на монету.

Опыт 15.

«В воде есть воздух»

Возьмите стаканы с водой. Один конец соломинки опустите в воду, а другой возьмите в рот и осторожно подуйте. Что наблюдаете? Откуда пузырьки? Вы выдохнули воздух, и он в воде виден в виде пузырьков.

Опыт 16.

«Воздух невидим»

Воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Опыт 17.

«Воздух имеет вес»

Положите на чаши весов надутый и не надутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит.

Опыт 18.

«Воздух при нагревании расширяется»

Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спуститься, так как воздух при охлаждении сжимается.

Опыт 19.

«Воздух занимает место»

Налейте полмиски воды. Бросьте в воду пробку. Накройте плавающую пробку стаканом. Погрузите стакан в воду. Участок поверхности воды, на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом. Находящийся в стакане воздух не дает воде заполнить стакан, и поэтому накрытая стаканом вода вместе с плавающей пробкой опускается ниже уровня воды в миске

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33 комбинированного вида»

КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности

«Магнит – помощник»
Познавательное направление. Экспериментирование

http://images.myshared.ru/10/964811/slide_1.jpg

Составил:
воспитатель
Вуколова И.А.

г.о. Электросталь, 2019

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, развивать мыслительные операции.

Программное содержание.

1. Образовательные задачи:                          

  • Познакомить детей с магнитом и его свойством притягивать железные предметы.
  • Учить самостоятельно проводить эксперимент по устным указаниям и делать выводы.

2. Развивающие задачи:

  • Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы. Характеризовать свойства и качества предметов.
  • Развивать наблюдательность, определять и называть недостающие части и детали грузовых машин.

3. Воспитательные задачи:

  • Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, развивать коммуникативные навыки.

Предварительная работа: рассматривание предметов из разных материалов (дерево, пластмасса, резина, стекло, металл, бумага).

Оборудование: пластиковая коробка, в ней предметы из разных материалов (дерево, пластмасса, металл, бумага); магниты на каждого ребенка; подносы красного и синего цвета на каждого ребенка; пластиковый стакан; железная скрепка.

Технические средства: CD –проигрыватель, проектор, экран.

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

ХОД НОД:

Дети входят в зал и здороваются с гостями.

Воспитатель: Мы очень рады, что к нам пришло столько много гостей. Примите от нас улыбки и хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло видеописьмо с важным сообщением. Хотите узнать от кого?  (воспитатель обращает внимание детей на экран).

«Привет, ребята! Это я, Симка! Мой друг Дим Димыч очень любит играть с машинами и сам собрал несколько машин из железного конструктора.  Но у него не хватило нужных деталей. Я хотела ему помочь, но не смогла отыскать нужные детали. Помогите мне, пожалуйста, найти их.
Высылаю Вам фотографии этих машинок. Симка»

Воспитатель: Вы хотите помочь Симке? (ответы детей) Внимание на экран!

Воспитатель: Какие машины вы видите на экране? (грузовые машины)

Воспитатель: Посмотрите внимательно на грузовые машины и скажите, что вас кажется странным в каждой из них? (ответы детей)

Воспитатель: Вы правильно определили, какая необходимая деталь
отсутствует на каждой машине.

Ребята, заглянем в нашу коробку, может там найдем недостающие детали (Воспитатель открывает коробку, смотрит и произносит:

Воспитатель: Здесь очень много разных предметов, не так-то просто найти железные детали.

Воспитатель: Какие детали нужны для машины? (ответы детей: фара, кабина, руль, дверца, колеса, кузов).

 Воспитатель: Из каких материалов они сделаны? (ответы детей: резина, стекло, железо).

Воспитатель: Мы сможем отличить железные детали от остальных? (ответы детей)

Воспитатель: Вспомним свойства железных деталей (Гладкий, блестящий, твердый, прочный, тонет в воде).

Воспитатель: Ребята, я хочу познакомить вас с одним предметом. Этот предмет обладает очень интересным свойством. Он притягивает к себе железные предметы.

Воспитатель: Что это за предмет? (Воспитатель показывает магнит).

Предлагает детям сесть за столы.

Воспитатель: Возьмите магнит и рассмотрите его, какой он на ощупь? (Холодный, твердый, тяжелый). Поиграйте с магнитом.

Воспитатель: Дети, перед вами находится поднос с предметами из разных материалов.  Какие же предметы притянутся к магниту, а какие нет? Те предметы, которые притянутся к магниту, положите на красный поднос, а которые не подружились с магнитом, оставьте на синем подносе.

Воспитатель: Варя, проверь, как справились с заданием мальчики, а Леня проверит как выполнили задание девочки.

Воспитатель: Назовите предметы, которые не притягиваются к магниту, из каких материалов они сделаны? (ответы детей)

Воспитатель: Какой же вывод мы можем сделать?  Какие предметы притянулись к магниту, а какие так и не подружились с ним? (Ответы детей).

Затем вывод делает воспитатель: магнит притягивает железные предметы.

Воспитатель: Ребята, а вы не забыли о просьбе Симки?  Как мы сможем отыскать железные предметы в коробке? (Ответы детей).

Воспитатель: Какой предмет может нам помочь? (Ответы детей).

Трое детей с помощью магнита отыскивают железные предметы в коробке, остальные дети наблюдают.

Воспитатель: Симке вы помогли, а мне могли бы помочь, я нечаянно уронила скрепку в стакан с водой. Как мне достать скрепку, не замочив руки в воде?  (предположения детей).

Воспитатель: Сможем ли мы с помощью магнита достать скрепку? (ответы детей)

Воспитатель: Какой вывод мы сможем сделать?

Вывод: магнит оказывает свое волшебное действие даже через пластиковый стакан.

На экране появляется Симка: «Ребята! Спасибо большое вам за помощь! Только как же смогли отыскать нужные детали?» (ответы детей).
Симка: «Какие же вы молодцы! Я обязательно расскажу Дим Димычу о том, какие вы находчивые и умные! До свидания, ребята! До новых встреч!»

Воспитатель: Ребята, сегодня вы очень помогли Симке и Дим Димычу, и они прислали вам маленькие подарки (дети получают магнитики).  

Дети прощаются с гостями и уходят из зала.

 Список литературы

  1. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» –

М.: Педагогическое общество России, 2005.

  1.  Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.

  1.  Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006.

Приложение №2 «Работа с родителями»

       

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 33 комбинированного вида»

Консультация для родителей

«Экспериментальная деятельность в детском саду»


Составил:

Воспитатель

Вуколова Инна Александровна

2019 Г.

Современные дети живут эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребёнка требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Выделяют несколько основных особенностей познавательной деятельности: ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон. Ребёнок — дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различного рода исследовательской деятельности — к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельности направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминается надолго. Исследовательское поведение – особый вид поведения и один из важнейших источников получения ребёнком представления о мире. Его главная цель – формирование у ребёнка навыков самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования. Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения. Для формирования культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения дошкольникам необходимо давать задания, ориентированные на определённые задачи. Их можно сгруппировать в относительно цельные блоки:

  • учимся видеть проблемы;
  • учимся выдвигать гипотезы;
  • учимся делать выводы и умозаключения.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В процессе организации познавательно - экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:

  • создание условий для формирования целостного мировоззрения ребёнка средствами экспериментирования;
  • развитие любознательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
  • развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости;
  • умение делать выводы, а также: развитие внимания, восприятия, мышления;
  • создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

 Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы( песок, вода), карты, схемы и т.п.

         Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

       Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

    Что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ( научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём     проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Домашняя лаборатория

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника.

Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

    1.Установите цель эксперимента( для чего мы проводим опыт)

    2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

    3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

    4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

    5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста

 Спрятанная картина

Цель: узнать, как маскируются животные.

Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

Процесс:

    Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге

    Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла

Почему?   Красный цвет - не чистый, он содержит в себе жёлтые, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

 

Мыльные пузыри

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

    Наполовину наполните чашку жидким мылом.

    Доверху налейте чашку водой и размешайте.

    Окуните соломинку в мыльный раствор.

    Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему?   Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

Анкета для родителей

  1. Знаете ли Вы, что в группе углубленно занимаются вопросами опытно- экспериментальной деятельности?
  2. Интересует ли Вас лично данная проблема?
  3. Ощущаете ли Вы что Ваш ребенок проявляет интерес к

экспериментированию?

  1. В чем это проявляется?
  • Ребенок много рассказывает о проведенных опытах.
  • Пытается экспериментировать самостоятельно
  • Просит Вас принять участие в экспериментах.
  1. Чем можете оказать помощь группе в проведении опытов?
  2. Поддерживаете ли Вы проводимую работу по опытно – экспериментальной деятельности?
  3. В чем это проявляется?
  • Беседовали с ребенком об экспериментировании.
  • Создаете ребенку условия для проведения опытов дома.
  • Проводите наблюдение с детьми за природными объектами.
  • Сажаете деревья.
  • Охраняете природу.

8. Знакомите ли Вы своего ребенка с правилами поведения в природе?         Нужно ли это делать?

9. В чем Вам требуется помощь детского сада по данной теме?

10. Как оцениваете работу детского сада по данному вопросу?

Приложение №3

Консультация для воспитателей «Познавательно - исследовательская деятельность  в ДОУ»

 

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Детское экспериментирование - это не изолированный вид деятельности. Оно тесно

связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. С другой стороны, наличие у детей трудовых навыков и наблюдение создают благо-приятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах экспериментирования: при формулировании цели, вовремя обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном и сделанном. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта и способствует развитию речи.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента: ребенок передает его детали вовремя изобразительной деятельности. Для этих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность осознавать увиденное.

Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов нередко возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Это придает математическим операциям реальную значимость и способствует их сознанию. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала.

 В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.

Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком.

Все групповое пространство желательно распределить на центры, которые доступны детям. Кроме центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах необходимо  оборудовать центры экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте - это:

o          вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

o          активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

o          способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта;

o          формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

o          формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

o          развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

o          формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

o          развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;

o          способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.

Примерное оборудование центров для детского экспериментирования

Младший и средний дошкольный возраст:

Центр «Песок - вода»: емкости разного размера мерные кружки, воронка, лейки, формочки, опилки, камешки, песок,. вода, трубочки, мыло, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические скрепки болты).

Центр «Наука и природа»: пластилин, стеки; природный материал, шишки, желуди, горох,  косточки плодов, растения и животные, оборудование для ухода за растениями жив модели, календари природы, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, дневники наблюдений за посадками.

Центр «Искусство»: листы белой бумаги, цветной бумаги, цветной картон, клей, кисточки для клея, подставка для кисточек, ножницы, акварельные краски, цветная гуашь, кисточки для красок, цветные карандаши, цветные мелки, губки поролоновые, зубные щетки, пуговицы, цветные нитки, разноцветные лоскутки тканей разных видов, трафареты.

Центр «Кулинария» мука, сахар, соль, сода; пищевые красители, миксер, доски, терки, вилки и ложки (пластмассовые); розетки, миски; фартуки, колпаки, нарукавники; ножи, подносы; пооперационные карты рецептов блюд.

Центр «Литература»: книжки-самоделки и оборудование для их изготовления (степлеры, дыроколы, тесьма, клей); план-схема и модели для рассказывания; лингвистические игры «Я учу буквы», «Волшебный поезд», «Чей домик?»; книги, журналы.

Манипуляторной центр: мелкие предметы для счета и группировки по разным Признакам; цветные геометрические фигуры; счеты; часы (детские, будильник); шнуровка. Разные виды логико-математических игр: «Логические пары», «Разбери узор», «Что сначала, что потом», «Разбери картинку», «Все о времени», «Запоминай-ка», «Четвертый лишний», «Учимся считать», «Волшебное лото».

Старший дошкольный возраст:

Центры «Песок - вода» и «Наука и природа»; банки и бутылки, крышки; бисер, стеклярус, янтарь; ведра, тазы, ванночки; весы, воронки, галька, глобус, гравий, губки, деревянные предметы, детская посуда, дневники наблюдений за посадками овса, лука, чеснока; иллюстративный материал; календари погоды и природы; карта мира; картотека опытов; клеенчатые фартуки; коллекция ракушек; коллекция семян; коллекция крупы; ложки; лупа, магниты, мелкие игрушки («киндер-сюрприз», мерные чашки, стаканы; микроскоп, монеты, железные предметы; мыло, настольно-печатная игра «Большой детский атлас»; палочки, бруски, дощечки; песочные часы, пипетки, природный материал (желуди, шишки, семена, ракушки пробки, крышки, пуговицы; сито, дуршлаг; скорлупа яиц; совки, соломинки, трубочки, соль, сахар; терка, формочки для печенья.

Центр «Искусство»: акварельные и гуашевые краски; миски, палитры; бумага различного размера; восковые свечи, газеты, губки, штампы; дырокол, зубные щетки, клей, кисти; клубочки ниток, шерсти; коробки; крупы; ножницы; обводки; оберточная бумага; пенопласт; пластилин, игровое тесто; пооперационные карты; пуговицы, синтепон, старые журналы и книги; степлер; тряпочки, фломастеры, художественная литература по ИЗО, цветная бумага, цветной картон, цветные карандаши, мелки восковые, чернила, тушь.

Центр «Кулинар»: блинница электрическая, вазочки для мороженого, воронки, картографы «Наш повар», кондитерский шприц, консервный нож; контейнеры, миски, лопатка, поварешка; мука, подсолнечное масло; ножи, ложки, вила ножи кухонные, овощерезка, подносы, разделочные доски; рецепты; сахар, соль; сито, дуршлаг, скалки, терка, шинковка, толкушка; фартуки, косынки; формы для кекса, печенье электрическая духовка.

Манипуляторный центр: балансовые весы; геометрические фигуры, домино, шашки, игры Монтессори, коллекция крышек, коллекция часов, конструкторы, кубики Никитина, кубик Рубика; линейки, ручки; лото, настольно-печатные игры пазлы, мелкие игрушки (грибы, матрешки), мерные емкости, монеты, пуговицы, палочки Кюизенера, счетные, песочные часы, рабочие листы с заданиями, разрезные картинки-головоломки, семена, природный материал, счеты, тетради в клетку, цифры.

Центр «Литература»: алфавит буквы; бумага, ручки, прописи; игры для занятий по звуковой культуре речи; картотека чистоговорок, скороговорок; разрезные картинки; упражнения для пальцев рук; книжки-самоделки, кроссворды, ребусы; комплекс упражнений артикуляционной гимнастики; кубики с азбукой; магнитофон, аудиокассеты; различные виды театра.

Экспериментирование может быть организованно в таких формах: совместная деятельность педагога и воспитанника, самостоятельная деятельность детей. В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:

  1. Осознание того, что хочешь узнать.
  2. Формирование задачи исследования.
  3. Продумывание методики эксперимента.
  4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.
  5. Прогнозирование результатов.
  6. Выполнение работы.
  7. Соблюдение правил безопасности.
  8. Наблюдение результатов.
  9. Анализ полученных данных.
  10. Словесный отчет об увиденном.
  11. Формирование выводов.

Для активизации процесса экспериментирования можно задавать проблемные вопросы:

  • Почему карандаш рисует, а палочка нет;
  • Что будет, если снег принести в комнату?;
  • Почему шарик катится, а кубик нет?;
  • Что будет лучше прыгать? Почему? (деревянный шарик и резиновый мяч);
  • Какой ку бик тяжелее? Почему? (большой и маленький);
  • Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок);
  • Куда можно вбить гвоздь? (дощечка и металлический брусок); Какая вода? (свойства воды);
  • Что в пакете? (обнаружение воздуха в пространстве);
  • Изготовление цветных льдинок (вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска);
  • Почему этот камушек нагрелся сильнее? (потому что он черного цвета);
  • Этот платочек высох быстрее. Почему? (потому что положили на батарею) и т.д.

В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования - способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

Организация работы по экспериментированию по трем взаимосвязанным направлениям:

  • живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);
  • •  неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);
  • •  человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.  При этом ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.

 

Литература:

1..Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004

2..Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003

3.Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под.ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004

  1. Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006
  2. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
  3. Материалы Интернет-сайтов.

Памятка для воспитателей

Организация детского экспериментирования

  1. В группе должен быть оснащен уголок экспериментальной деятельности.
  2. Планирование и организация деятельности детей по развитию познавательной активности и развитию представлений о предметном мире.
  3. Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной).
  4. Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности.
  5. Планирование и организация опытов и экспериментов с различными предметами и веществами.
  6. Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе.
  7. Ведется фиксация результатов детского экспериментирования.
  8. Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности.
  9. Наличие картотеки опытов и экспериментов в группе.
  10. Оснащенность уголка экспериментирования соответствует требованиям и данной возрастной группе.

Памятка для воспитателя

Примерный «алгоритм» подготовки занятия-экспериментирования

  1. Предварительная работа: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и т.д., по изучению теории вопроса.
  2. Определение типа, вида и тематики занятия - экспериментирования.
  3. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
  4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления.
  5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини - лаборатории или центре науки).
  6. Выбор и подготовка пособий и оборудования: сезонности, возраста детей, изучаемой темы.
  7. Обобщение результатов наблюдений в различной форме: дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фото, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д., с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

PHOTO-2019-02-19-15-48-04_(1).jpg

квест-игра «Разделяй и убирай»

PHOTO-2019-02-19-15-48-04_(2).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Проект "Юный исследователь"

Цель проекта:развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию....

Исследовательско-игровой проект "Малыши - исследователи"

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведен...

Опытно-исследовательский продуктивный проект "Мы исследователи!" Презентация проекта Авторы: Ларионова Н.Е., Степанова Ю.М.

Идея проекта: В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмыслени...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД».

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД»....

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Я-исследователь!2018г» Тема проекта: «Секреты пуговицы»

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов  «Я-исследователь!2018г» Тема проекта: «Секреты пуговицы»...