Главные вкладки

    Проект "Юные исследователи"
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Фролова Юлия Сергеевна

     

    Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.

    Вид проекта:  Групповой.

    Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

    Срок реализации проекта: долгосрочный.

    Участники проекта:дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, воспитатель, учитель-логопед, родители.

    Задачи проекта:

    1.     Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами  и к практическому экспериментированию с ними.

    2.     Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации, в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.

    3.     Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.

    4.     Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

    5.     Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.

     

    Актуальность проекта

     

    Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.    Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения.

    Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

    Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время И.М.Сеченов писал о прирожденном и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И.П.Павлов назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

    В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

    Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться», т. е. научить ребенка сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания.   Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.

    (Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов дошкольники могут поразмышлять над этим вопросом).

    Когда мы произносим слово «обучение» и вспоминаем традиционную школу, то у большинства возникают ассоциации с трудной монотонной работой, далекой от творчества, направленной преимущественно на пассивное усвоение уже давно добытых кем-то знаний. Поэтому-то нас не удивляет, что для ребенка это обычно повинность, тяжелый, напряженный, но, как принято считать, необходимый труд.

    Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

     

    Методы обеспечения:

    • Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.
    • Проведение опытов (практических).
    • Беседы (конструктивные).

    Этапы осуществления проекта

    1) Подготовительный этап:

    •  Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).
    •  Диагностика.
    •  Отображение цели и задач проекта.

    2) Реализация проекта:

    • Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.
    • Практическая часть:

    3) Заключительный этап:  

    ·         Диагностика (результативно-сравнительный анализ).

    ·         Презентация проекта в форме  викторины.

    Ожидаемые результаты

    Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо – плохо.

    Пояснительная записка.

    Любой ребенок, как уже отмечалось, вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; понаблюдать за рыбками в аквариуме; изучать поведение синички за окном; проводить опыты с разными предметами; разбирать игрушки, изучая их устройство.

    Если рассматривать структуру учебного исследования ребенка, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает в себя следующие конкретные этапы:
    • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

    • Выдвижение гипотезы;

    • Поиск и предложение возможных вариантов решения;

    • Сбор материала;

    • Обобщение полученных данных.

    Суть проблемного обучения заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

    Существуют разные формы работы с детьми: групповая  или индивидуальная. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребенка с взрослым (воспитателем, преподавателем, родителями) и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений.

    Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

    Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства. Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями.

     Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не следует забывать о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению.

             Работая в группе,  мы создаем условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей.

    В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на возраст детей. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
    В уголке имеются:

    • Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,, пластмассы;

    •   Лупы;

    • Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;

    • Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;

    • Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

    • Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;

    • Мука, соль, сода, свечи, фонарики;

    • Детские халаты, фартуки;

    • Схемы для проведения опытов;

    • Журнал для фиксирования результатов.

    Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

    Опытническая работа с детьми опирается на наблюдения в природе в теплый и холодный период. Особое внимание уделяется теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Мы стараемся закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.

    В группе ведется большая работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. С этой целью проводятся родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов. Также для родителей проводятся консультации об исследовательской деятельности. Выпускаются ширмы-передвижки по данному вопросу. Родители с большим интересом изготавливают оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе были подготовлены и проведены следующие исследования: «Какая она – вода?», «Вулкан», «Что такое воздух?» и многие другие.

             Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

    Одной из форм работы с родителями является анкетирование. По результатам анкетирования, которое было проведено среди родителей нашей группы на тему «Организация экспериментальной деятельности в ДОУ» видно, что родители заинтересованы в развитии познавательного интереса детей, они способствуют постоянному совершенствованию их умений и навыков. Дети данного возраста очень любят задавать разные вопросы.

    Родители нашей группы незамедлительно отвечают на них, либо предлагают ребенку подумать и постараться самому найти ответ, развивая самостоятельность. Нередко родители ищут ответ на поставленный вопрос вместе с детьми в различных сферах деятельности (чтении, наблюдении, экскурсиях, экспериментах). Также родители отметили, что необходимо использовать экспериментальную, исследовательскую деятельность в детском саду и пожелали продолжать развивать работу в этом направлении.

     

    Таким образом, опираясь на свой педагогический опыт, на научный опыт выдающихся исследователей А.И.Савенкова, Л.Венгера и многих других, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности.

    Показатели и критерии уровня овладения (сформированности) детьми исследовательской деятельностью.

    Показатели и критерии

    Уровни

    Методы отслеживания

    Высокий уровень

    Средний уровень

    Низкий уровень

    1. Выделение проблемы (находит противоречие, формулирует проблему).

    Самостоятельно видит проблему

    Иногда самостоятельно, но чаще с помощью воспитателя.

    Не видит самостоятельно, принимает проблему, подсказанную воспитателем, не проявляет активности в самостоятельном ее поиске.

    Наблюдение в процессе выделения проблемы.

    2.Формули-рование вопросов.

    Формулирует вопросы.

    Формулирует вопросы.

     

    Наблюдение в процессе формулировки вопросов, анализ вопросов.

    3. Целеполагание и целеустремленность (ставит цель исследования, осуществляет поиск эффективного решения проблемы).

    Самостоятельно (в группе). Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет).

    С помощью воспитателя. Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет).

    С помощью воспитателя.

    Наблюдения за процессом деятельности, отчетом о результатах.

    4.Выдвижение гипотез и решения проблем.

    Активно высказывает предположения, гипотезы (много, оригинальные), предлагает различные решения (несколько вариантов).

    Выдвигает гипотезы, чаще с помощью воспитателя, предлагает одно решение.

     

    Наблюдение.

    5.Способность описывать явления, процессы.

    Полное, логическое описание.

    Не совсем полное, логическое описание.

     

    Наблюдение за деятельностью, отчет о результатах исследования.

    6.Формулировка выводов и умозаключений.

    Формулирует в речи, достигнут или не результат, замечает соответствие или несоответствие полученного результата гипотезе, делает выводы.

    Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам, аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами и с помощью взрослого.

    Затрудняется в речевых формулировках, не видит ошибок, не умеет обсуждать результат.

    Анализ высказываний, отчетов.

    7. Степень самостоятельности при проведении исследования.

    Самостоятельно ставит проблему, отыскивает метод ее решения и осуществляет его.

    Педагог ставит проблему, ребенок самостоятельно ищет метод ее решения.

    Педагог ставит проблему, намечает метод ее решения, ребенок осуществляет поиск при значительной помощи взрослого.

    Наблюдение в процессе работы на занятии, в группах.

    Уровни сформированности исследовательской деятельности:

    - низкий уровень – 1 балл; характеризуется низким познавательным интересом; отсутствием активности в поиске проблемы; неумением самостоятельно сформулировать вопросы; неправильностью выстраивания гипотезы, планированием своей деятельности; затруднениями в подготовке материала и достижении поставленной цели; трудностями в речевых формулировках, неумением обсудить результаты;

    - средний уровень – 2 балл; характеризуется наличием у ребенка познавательного интереса; умением в большинстве случаев видеть проблему, высказать предположения по данной проблеме, выдвижение единственного решения; правильностью в планировании; самостоятельности в выборе материала для экспериментирования; настойчивостью и последовательностью в достижении цели; умением сформировать выводы самостоятельно, либо по наводящим вопросам; умением пользоваться доказательствами, но не всегда полно и логично; при организации деятельности требуется постоянная направляющая помощь взрослого;

    - высокий уровень – 3 балла; характеризуется умением самостоятельно видеть проблему, правильностью формирования вопросов, выдвижения гипотез; предположения; способностью выдвигать способы решения, аргументируя и доказывая их; самостоятельностью и осознанностью в планировании своей работы; способностью дать оценку результату, сделать выводы; замечать соответствие полученного результата гипотезе.

    Список литературы:

    1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом.

        Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - М.:

    2. Творческий центр «Сфера», 2002. – 188с.

    3. Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».

    4. Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно! – М.: Линка – Пресс», 2004 г.

    5. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М.: Педагогическое общество России, 2003 г.

    5. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010 г.

    6. Николаева С. Н «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999г.

    7.   Перельман Я. И «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995г. 

    8. Прохорова Л.Н.   «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации» – 3-е  изд., испр. доп. – М.: АРКТИ, 2008. – 64с.

    9. Савенков А. «Исследовательские методы обучения».//Журнал «Дошкольное воспитание» № 12 – 2005 г.- c.3 – 11

    10. Короткова Н. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников» // Журнал «Ребёнок в детском саду» № 3 – 2003г. -  с. 4 – 13  

    11. Короткова Н. «Познавательно-исследовательская деятельность старших  дошкольников», // Журнал «Ребёнок в детском саду» № 4 – 2003г.- с. 11 – 22

    12. Чехонина О. «Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности» // Журнал «Дошкольное воспитание» № 6 – 2007г. С.13 – 16

    13. Материалы Интернет-сайтов.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

    Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников....

    Юнный исследователь

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

    Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

    Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

    Наши почемучки - будущие исследователи!

    Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

    Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

    Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

    Карапузы - исследователи.

    Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...

    ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД».

    ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД»....


     

    Комментарии

    Фалеева Марина Геннадьевна

    Очень нужный материал. Фото замечательные.Видно, что малышам это всё очень интересно и увлекательно.