Главные вкладки

    Юнный исследователь
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Тинт Раиса Анатольевна

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное.

     

    Конспект занятия по исследовательской  деятельности

    в старшей разновозрастной группе.

    «Юные исследователи».

    Воспитатель второй квалификационной категории Тинт Раиса Анатольевна

     

    Цель. Формирование представлений о свойствах неживой природы (песок,глина, камни).

    Задачи.

    I. Образовательные.

    1. Обобщить и систематизировать знания об объектах неживой природы.

    II. Развивающие.

    1. Мотивировать детей на экспериментирование с объектами неживой

    природы (песок, глина, камни).

    2. Закрепить умение и навыки экспериментирования с песком, глиной,

    камнями.

    3. Развивать способность к познанию нового.

    III. Воспитательные.

    1. Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности в

    творческой атмосфере, доброжелательности.

    Оборудование. Фартуки, песок, глина,  трубочки, палочки,

    лупа, бумага, емкости с водой, салфетки, листочки бумаги, карандаши, фломастеры.

    Предшествующая работа.

    Выбор темы на предыдущем занятии.

    Ход занятия.

    I. Организационный момент.

    Дети входят в группу. Воспитатель с детьми встает в круг и приветствуют друг друга.

    Воспитатель. Здравствуйте ребята. Давайте дружно встанем в круг и

    возьмем друг друга за руки. Вы чувствуете теплоту наших рук? Мы дарим

    это тепло друг другу. Напомните мне, ребята, что мы с вами будем сегодня исследовать?(Ответы детей).

    Воспитатель. Скажите, ребята, вы хотели бы стать сегодня учёными- исследователями?

    Дети. Да.

    Воспитатель.  Ребята, все открытия делают в научных лабораториях. Там работают профессора, великие учёные, а мы сегодня будем с вами юными исследователями. Будем проводить опыты.

    Воспитатель. Отправляемся за мной в лаборатории.

    II. Основная часть.

    1. В лаборатории.

    Воспитатель. Сегодня мы будем исследовать песок, глину. Начнем наши исследования.

    2. Опыты.

    Опыт №1. Сравнение (сыпучесть).

    Воспитатель. Как нам проверить сыпучесть этих двух веществ? ( Ответы детей). Правильно, нам нужно высыпать на лист бумаги песок. Легко ли сыплется?

    Дети. Легко.

    Воспитатель. Почему?

    Дети. Он сыплется легко, потому что сыпучий, легкий.

    Воспитатель. Что это за вещество?

    Дети. Это песок.

    Воспитатель. Правильно, это песок. А теперь возьмите стаканчик с

    коричневой полоской и высыпайте на лист бумаги. Легко ли сыплется?

    Дети. Нет.

    Воспитатель. Почему это вещество не сыплется?

    Дети. Потому что оно тяжелое, вязкое.

    Воспитатель. Что это за вещество?

    Дети. Это глина.

    Воспитатель. Правильно, ребята, это глина. Песок рыхлый в отличие от

    глины.

    Воспитатель. Ребята, что же мы с вами исследуем?

    Дети. Песок, глину.

    Опыт №2 - рассматривание песка через лупу.

    Воспитатель. Ребята, как нам узнать,   из чего состоит песок? ( Нужно рассмотреть через лупу).

    Воспитатель. Ребята, из чего же состоит песок? Что вы увидели?

    Дети. Песок состоит из крупинок и песчинок.

    Воспитатель. Как выглядят песчинки?

    Дети. Они очень маленькие, круглые, легкие.

    Воспитатель. А теперь рассмотрим глину. Видны ли такие же частички

    на глине?

    Дети. Нет!

    Воспитатель. В песке каждая песчинка лежит отдельно. Она не

    прилипает к своим соседкам. А глина состоит из мелких частичек, из

    которых получаются комочки.

    Воспитатель.  Итак,  эти вещества разные или одинаковые? (Разные).

     Воспитатель. Песок легкий, сыпучий; глина тяжелая, вязкая.

    Подвижная игра.

    Воспитатель. А хотите вы побыть песком, глиной?  Превратимся

    в песок. Песок сыпучий, каждая песчинка отдельно и мы с вами будем

    бегать врассыпную. (Дети бегают врассыпную.)

    А сейчас мы превратимся в глину. Глина вязкая, тяжелая, плотная.

    Возьмемся за руки. (Дети беремся за руки.)

    Опыт №3.

    Воспитатель. Как узнать лёгкий песок или тяжелый?( На него можно подуть).С помощью трубочек создадим сильный поток воздуха и

    подуем на песок. Что происходит с песчинками?

    Дети. Они улетают, сдуваются, легко двигаются.

    Воспитатель. А сейчас подуем на комочки глины. И что мы видим?

    Могут ли кусочки глины двигаться также быстро и легко как песчинки?

    Дети. Нет.

    Воспитатель. Почему?

    Дети. Потому что глина тяжелая, вязкая.

    ВЫВОД: Песчинки легко сдуваются, а слипшиеся частички глины нет.

    Воспитатель. Песчинки маленькие, легкие; глина тяжелая, вязкая; камни

    тяжелые.

    Опыт №4 (определение плотности и тяжести)

    Воспитатель. Сейчас проведем следующий опыт. Аккуратно нальем

    немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал?

    Дети. Влажным. Мокрым.

    Воспитатель. А куда исчезла вода?

    Дети. Она быстро спряталась в песок.

    Воспитатель. Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной.

    Следим, как водичка впитывается в глину. Быстро или медленно?

    Дети. Вода впитывается в глину медленно.

    Воспитатель. Почему?

    Дети. Глина вязкая, тяжелая.

    Воспитатель. Итак, как прошла вода через песок и глину?

    Дети. Песок легкий, сыпучий. Он быстро впитывает воду, а глина тяжелая

    и вязкая,  воду впитывает медленно.

    III. Итог занятия. Воспитатель. Мы с вами провели опыты. Что мы с вами исследовали?

    Дети.  Песок, глину.

    Воспитатель. Песок какой?

    Дети. Песок сыпучий, легкий.

    Воспитатель. Глина какая?

    Дети. Глина вязкая, тяжелая.

    Воспитатель. Вы настоящие исследователи, вы провели очень

    интересные эксперименты в лаборатории, узнали и запомнили свойства

    песка, глины. Ребята, у кого из вас готов доклад на нашу тему? (Заслушиваю желающих ответить). Я очень вами довольна и хочу вам подарить дипломы юных исследователей.

     

     

     

     

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное.

     

    Конспект занятия по исследовательской  деятельности

    в старшей разновозрастной группе.

    «Юные исследователи».

    Воспитатель второй квалификационной категории Тинт Раиса Анатольевна

     

    Цель. Формирование представлений о свойствах неживой природы (песок,глина, камни).

    Задачи.

    I. Образовательные.

    1. Обобщить и систематизировать знания об объектах неживой природы.

    II. Развивающие.

    1. Мотивировать детей на экспериментирование с объектами неживой

    природы (песок, глина, камни).

    2. Закрепить умение и навыки экспериментирования с песком, глиной,

    камнями.

    3. Развивать способность к познанию нового.

    III. Воспитательные.

    1. Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности в

    творческой атмосфере, доброжелательности.

    Оборудование. Фартуки, песок, глина,  трубочки, палочки,

    лупа, бумага, емкости с водой, салфетки, листочки бумаги, карандаши, фломастеры.

    Предшествующая работа.

    Выбор темы на предыдущем занятии.

    Ход занятия.

    I. Организационный момент.

    Дети входят в группу. Воспитатель с детьми встает в круг и приветствуют друг друга.

    Воспитатель. Здравствуйте ребята. Давайте дружно встанем в круг и

    возьмем друг друга за руки. Вы чувствуете теплоту наших рук? Мы дарим

    это тепло друг другу. Напомните мне, ребята, что мы с вами будем сегодня исследовать?(Ответы детей).

    Воспитатель. Скажите, ребята, вы хотели бы стать сегодня учёными- исследователями?

    Дети. Да.

    Воспитатель.  Ребята, все открытия делают в научных лабораториях. Там работают профессора, великие учёные, а мы сегодня будем с вами юными исследователями. Будем проводить опыты.

    Воспитатель. Отправляемся за мной в лаборатории.

    II. Основная часть.

    1. В лаборатории.

    Воспитатель. Сегодня мы будем исследовать песок, глину. Начнем наши исследования.

    2. Опыты.

    Опыт №1. Сравнение (сыпучесть).

    Воспитатель. Как нам проверить сыпучесть этих двух веществ? ( Ответы детей). Правильно, нам нужно высыпать на лист бумаги песок. Легко ли сыплется?

    Дети. Легко.

    Воспитатель. Почему?

    Дети. Он сыплется легко, потому что сыпучий, легкий.

    Воспитатель. Что это за вещество?

    Дети. Это песок.

    Воспитатель. Правильно, это песок. А теперь возьмите стаканчик с

    коричневой полоской и высыпайте на лист бумаги. Легко ли сыплется?

    Дети. Нет.

    Воспитатель. Почему это вещество не сыплется?

    Дети. Потому что оно тяжелое, вязкое.

    Воспитатель. Что это за вещество?

    Дети. Это глина.

    Воспитатель. Правильно, ребята, это глина. Песок рыхлый в отличие от

    глины.

    Воспитатель. Ребята, что же мы с вами исследуем?

    Дети. Песок, глину.

    Опыт №2 - рассматривание песка через лупу.

    Воспитатель. Ребята, как нам узнать,   из чего состоит песок? ( Нужно рассмотреть через лупу).

    Воспитатель. Ребята, из чего же состоит песок? Что вы увидели?

    Дети. Песок состоит из крупинок и песчинок.

    Воспитатель. Как выглядят песчинки?

    Дети. Они очень маленькие, круглые, легкие.

    Воспитатель. А теперь рассмотрим глину. Видны ли такие же частички

    на глине?

    Дети. Нет!

    Воспитатель. В песке каждая песчинка лежит отдельно. Она не

    прилипает к своим соседкам. А глина состоит из мелких частичек, из

    которых получаются комочки.

    Воспитатель.  Итак,  эти вещества разные или одинаковые? (Разные).

     Воспитатель. Песок легкий, сыпучий; глина тяжелая, вязкая.

    Подвижная игра.

    Воспитатель. А хотите вы побыть песком, глиной?  Превратимся

    в песок. Песок сыпучий, каждая песчинка отдельно и мы с вами будем

    бегать врассыпную. (Дети бегают врассыпную.)

    А сейчас мы превратимся в глину. Глина вязкая, тяжелая, плотная.

    Возьмемся за руки. (Дети беремся за руки.)

    Опыт №3.

    Воспитатель. Как узнать лёгкий песок или тяжелый?( На него можно подуть).С помощью трубочек создадим сильный поток воздуха и

    подуем на песок. Что происходит с песчинками?

    Дети. Они улетают, сдуваются, легко двигаются.

    Воспитатель. А сейчас подуем на комочки глины. И что мы видим?

    Могут ли кусочки глины двигаться также быстро и легко как песчинки?

    Дети. Нет.

    Воспитатель. Почему?

    Дети. Потому что глина тяжелая, вязкая.

    ВЫВОД: Песчинки легко сдуваются, а слипшиеся частички глины нет.

    Воспитатель. Песчинки маленькие, легкие; глина тяжелая, вязкая; камни

    тяжелые.

    Опыт №4 (определение плотности и тяжести)

    Воспитатель. Сейчас проведем следующий опыт. Аккуратно нальем

    немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал?

    Дети. Влажным. Мокрым.

    Воспитатель. А куда исчезла вода?

    Дети. Она быстро спряталась в песок.

    Воспитатель. Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной.

    Следим, как водичка впитывается в глину. Быстро или медленно?

    Дети. Вода впитывается в глину медленно.

    Воспитатель. Почему?

    Дети. Глина вязкая, тяжелая.

    Воспитатель. Итак, как прошла вода через песок и глину?

    Дети. Песок легкий, сыпучий. Он быстро впитывает воду, а глина тяжелая

    и вязкая,  воду впитывает медленно.

    III. Итог занятия. Воспитатель. Мы с вами провели опыты. Что мы с вами исследовали?

    Дети.  Песок, глину.

    Воспитатель. Песок какой?

    Дети. Песок сыпучий, легкий.

    Воспитатель. Глина какая?

    Дети. Глина вязкая, тяжелая.

    Воспитатель. Вы настоящие исследователи, вы провели очень

    интересные эксперименты в лаборатории, узнали и запомнили свойства

    песка, глины. Ребята, у кого из вас готов доклад на нашу тему? (Заслушиваю желающих ответить). Я очень вами довольна и хочу вам подарить дипломы юных исследователей.

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon yunyy_issledovatel.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное.

    Конспект занятия по исследовательской  деятельности

    в старшей разновозрастной группе.

    «Юные исследователи».

    Воспитатель второй квалификационной категории Тинт Раиса Анатольевна

    Цель. Формирование представлений о свойствах неживой природы (песок,глина, камни).

    Задачи.

    I. Образовательные.

    1. Обобщить и систематизировать знания об объектах неживой природы.

    II. Развивающие.

    1. Мотивировать детей на экспериментирование с объектами неживой

    природы (песок, глина, камни).

    2. Закрепить умение и навыки экспериментирования с песком, глиной,

    камнями.

    3. Развивать способность к познанию нового.

    III. Воспитательные.

    1. Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности в

    творческой атмосфере, доброжелательности.

    Оборудование. Фартуки, песок, глина,  трубочки, палочки,

    лупа, бумага, емкости с водой, салфетки, листочки бумаги, карандаши, фломастеры.

    Предшествующая работа.

    Выбор темы на предыдущем занятии.

    Ход занятия.

    I. Организационный момент.

    Дети входят в группу. Воспитатель с детьми встает в круг и приветствуют друг друга.

    Воспитатель. Здравствуйте ребята. Давайте дружно встанем в круг и

    возьмем друг друга за руки. Вы чувствуете теплоту наших рук? Мы дарим

    это тепло друг другу. Напомните мне, ребята, что мы с вами будем сегодня исследовать?(Ответы детей).

    Воспитатель. Скажите, ребята, вы хотели бы стать сегодня учёными- исследователями?

    Дети. Да.

    Воспитатель.  Ребята, все открытия делают в научных лабораториях. Там работают профессора, великие учёные, а мы сегодня будем с вами юными исследователями. Будем проводить опыты.

    Воспитатель. Отправляемся за мной в лаборатории.

    II. Основная часть.

    1. В лаборатории.

    Воспитатель. Сегодня мы будем исследовать песок, глину. Начнем наши исследования.

    2. Опыты.

    Опыт №1. Сравнение (сыпучесть).

    Воспитатель. Как нам проверить сыпучесть этих двух веществ? ( Ответы детей). Правильно, нам нужно высыпать на лист бумаги песок. Легко ли сыплется?

    Дети. Легко.

    Воспитатель. Почему?

    Дети. Он сыплется легко, потому что сыпучий, легкий.

    Воспитатель. Что это за вещество?

    Дети. Это песок.

    Воспитатель. Правильно, это песок. А теперь возьмите стаканчик с

    коричневой полоской и высыпайте на лист бумаги. Легко ли сыплется?

    Дети. Нет.

    Воспитатель. Почему это вещество не сыплется?

    Дети. Потому что оно тяжелое, вязкое.

    Воспитатель. Что это за вещество?

    Дети. Это глина.

    Воспитатель. Правильно, ребята, это глина. Песок рыхлый в отличие от

    глины.

    Воспитатель. Ребята, что же мы с вами исследуем?

    Дети. Песок, глину.

    Опыт №2 - рассматривание песка через лупу.

    Воспитатель. Ребята, как нам узнать,   из чего состоит песок? ( Нужно рассмотреть через лупу).

    Воспитатель. Ребята, из чего же состоит песок? Что вы увидели?

    Дети. Песок состоит из крупинок и песчинок.

    Воспитатель. Как выглядят песчинки?

    Дети. Они очень маленькие, круглые, легкие.

    Воспитатель. А теперь рассмотрим глину. Видны ли такие же частички

    на глине?

    Дети. Нет!

    Воспитатель. В песке каждая песчинка лежит отдельно. Она не

    прилипает к своим соседкам. А глина состоит из мелких частичек, из

    которых получаются комочки.

    Воспитатель.  Итак,  эти вещества разные или одинаковые? (Разные).

     Воспитатель. Песок легкий, сыпучий; глина тяжелая, вязкая.

    Подвижная игра.

    Воспитатель. А хотите вы побыть песком, глиной?  Превратимся

    в песок. Песок сыпучий, каждая песчинка отдельно и мы с вами будем

    бегать врассыпную. (Дети бегают врассыпную.)

    А сейчас мы превратимся в глину. Глина вязкая, тяжелая, плотная.

    Возьмемся за руки. (Дети беремся за руки.)

    Опыт №3.

    Воспитатель. Как узнать лёгкий песок или тяжелый? ( На него можно подуть). С помощью трубочек создадим сильный поток воздуха и

    подуем на песок. Что происходит с песчинками?

    Дети. Они улетают, сдуваются, легко двигаются.

    Воспитатель. А сейчас подуем на комочки глины. И что мы видим?

    Могут ли кусочки глины двигаться также быстро и легко как песчинки?

    Дети. Нет.

    Воспитатель. Почему?

    Дети. Потому что глина тяжелая, вязкая.

    ВЫВОД: Песчинки легко сдуваются, а слипшиеся частички глины нет.

    Воспитатель. Песчинки маленькие, легкие; глина тяжелая, вязкая; камни

    тяжелые.

    Опыт №4 (определение плотности и тяжести)

    Воспитатель. Сейчас проведем следующий опыт. Аккуратно нальем

    немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал?

    Дети. Влажным. Мокрым.

    Воспитатель. А куда исчезла вода?

    Дети. Она быстро спряталась в песок.

    Воспитатель. Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной.

    Следим, как водичка впитывается в глину. Быстро или медленно?

    Дети. Вода впитывается в глину медленно.

    Воспитатель. Почему?

    Дети. Глина вязкая, тяжелая.

    Воспитатель. Итак, как прошла вода через песок и глину?

    Дети. Песок легкий, сыпучий. Он быстро впитывает воду, а глина тяжелая

    и вязкая,  воду впитывает медленно.

    III. Итог занятия. Воспитатель. Мы с вами провели опыты. Что мы с вами исследовали?

    Дети.  Песок, глину.

    Воспитатель. Песок какой?

    Дети. Песок сыпучий, легкий.

    Воспитатель. Глина какая?

    Дети. Глина вязкая, тяжелая.

    Воспитатель. Вы настоящие исследователи, вы провели очень

    интересные эксперименты в лаборатории, узнали и запомнили свойства

    песка, глины. Ребята, у кого из вас готов доклад на нашу тему? (Заслушиваю желающих ответить). Я очень вами довольна и хочу вам подарить дипломы юных исследователей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

    Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников....

    Проект "Юные исследователи"

    Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

    Проект "Юный исследователь"

    Цель проекта:развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию....

    Конспект совместной деятельности с детьми «Юные исследователи». Игра - конкурс.

    Игра - конкурс с детьми подготовительного к школе возраста....

    ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Опытно – исследовательская деятельность В старшей группе

    Целью  проекта является развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.   Задачи:Расширение пре...

    ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД».

    ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД»....