Конспект ОД в подготовительной группе детского сада "Путешествие в Дымковскую сказку".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Екатерина Сергеевна Голубева

Декоративно-прикладное искусство одно из средств эстетического воспитания, оно помогает формировать художественный  вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe_detskogo_sada.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД в подготовительной группе детского сада

«Путешествие в дымковскую сказку»

Цель: Приобщение детей к народной культуре.

Задачи:

- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров;

- Закрепить знания детей о процессе изготовления и росписи дымковской игрушки;

- Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (волнистые линии, прямые линии, точки-горошины, круги, клетка);

- Развивать художественный вкус.

Предварительная работа воспитателя: подготовка презентации «Путешествие в дымковскую сказку».

Демонстрационный материал: письмо, Дымковские игрушки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня в почтовом ящике я нашла письмо.

(Воспитатель показывает детям конверт на котором изображены дымковская барышня, кавалер.).

Воспитатель: На конверте нет обратного адреса. Как вы думаете, от кого оно? Что означают эти картинки?

Дети предлагают открыть конверт и прочитать письмо.

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте Маши, Феди и Пети! Оли, Иры и другие дети! Если любите играть, и лепить, и рисовать, приезжайте в гости! Милости просим! Игрушки из села Дымково».

Воспитатель: Ребята вы согласны отправиться в гости?

Ответы детей.

Воспитатель: Как можно найти село Дымково?

Ответы детей.

На экране появляется карта: река по берегам расположен город, из печных труб идет густой дым.

Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.

Это город Вятка. И река, на которой он стоит, называется Вятка. А с высокого берега реки можно увидеть село Дымково. Раньше здесь жили гончары. Они лепили посуду и игрушки из глины.

Весной мастерицы собирали глину, смешивали ее с  речным песком, месили, разминали, чтобы не было комков, и лепили глиняных куколок. Готовых кукол отгладят мокрой тряпочкой, уберут глину и поставят сушить на несколько дней.

Стоит водоноска, сохнет, а мастерица новую водоноску лепит. Смотрите, совсем другая куколка получается: кокошник по-иному, на юбочке передник с оборками, а коромысло не на двух плечах, а на одном.  На лавке много глиняных влажных водоносок сохнет, ждут обжигания в печи.

Затем куколок обжигали в русской печи. Сейчас в мастерских есть специальные печи для обжига, а раньше игрушки закаляли в русских печах. Топили жаркими березовыми дровами и ставили в печь. Из печи куклы выходят крепкие, звонкие, закаленные.

Чтобы куклы были белые, их клали в жидкую кашицу из молока и мела, а затем расписывали. Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые, волнистые полоски, клеточки,  точки… Узор кажется простой, но мастера вкладывали в него особый смысл. Например, волнистые линии – вода, маленькие кружочки – семена, круги означали солнце. Зато краски яркие-яркие: красные, желтые, малиновые, оранжевые, зеленые и синие.

Но, оказывается, еще не все закончено.  Мастеру предстоит довольно хитрая работа – «сажать золото». Листочки золота настолько тонки, что легче пуха, и когда «сажают золото», то от сквозняков закрывают форточки, чтоб листочки не улетели. Мастерица легонько касается золотого квадратика кисточкой или куриным перышком, смоченным в сыром белке, подносит его к игрушке и сажает на нужное место: на кокошники и шляпки. И вот игрушки засветились! Смотришь на них и глаз не отвести. И сделаны они из простого кусочка глины. А в теплых руках мастера глина превратилась в такое чудо!

Воспитатель: Ребята приглашаю вас потанцевать.  

Звучит музыка «Барыня» дети танцуют. После танца воспитатель приглашает детей к столу. Воспитатель читает стихотворение, а ребята рассматривают   глиняные игрушки.

Воспитатель: За студеною водицей собирается девица

                        Как лебедушка плывет, ведра полные несет.

                        Эта, гляньте, деток нянчит.

                        Вокруг этой песик скачет.

                        Наряжаться нравится

                        Модницам – красавицам!

                        В красном новеньком седле

                        Всадник скачет на коне.

                        Конь копытом гордо бьет,

                        Молодца домой везет.

Воспитатель: Вот такое интересное путешествие в город Вятку у нас получилось. Вам понравилось? Было интересно? Что нового вы узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: На следующем занятии мы с вами будем лепить и расписывать Барышню, как настоящие мастера. А сейчас вы можете рассмотреть игрушки и поиграть.

Список литературы:

  1. Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. – Л.,1988. – 334 с.
  2. Вместе с куклой я расту. Познавательно-игровые занятия с детьми 2-7 лет. О.Р. Меремьянина. – Волгоград: «Учитель», 2012. -221 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе детского сада по мотивам сказки "Щелкунчик"

Использован в логопедическом детском саду, с авторскими стихами, танцами, с собственной подачей материала....

Сценарий праздника на воде для подготовительной группы детского сада по мотивам сказки К. И. Чуковского "Телефон"

Сценарий праздника на воде для подготовительной группы детского сада по мотивам сказки К. И. Чуковского "Телефон"С использованием элементов прикладного плавания.Цель: закрепление навыков плавания, фор...

Конспект викторины в подготовительной группе "Что за прелесть эти сказки..."

Дети деляться на 2 команды и выполняют задания:- В первом задании требуется по портеретам писателей определить книги, написанные ими.- Во втором задании - отгадывание загадок про сказочных героев.- В ...

Конспект занятия в подготовительной группе по ФГОС «Путешествие по сказке»

Программное содержание: закрепить навыки порядкового счета в пределах 10 (прямой и обратный счёт); учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание; упрощать в решении примеров на увел...

Сценарий новогоднего праздника для старшей и подготовительной групп детского сада по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная Королева»

Сценарий новогоднего праздника для детей старшей и подготовительной группы детского сада по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена "Снежная королева"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада по мотивам сказки «Снежная Королева»

ull; Формирование представлений об измерении массы предметов с помощью различных видов весов, о сложении и вычитании масс предметов;• Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратн...