Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания
методическая разработка по окружающему миру

Конакова Вера Владимировна

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети моей группы постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologcheskiy_proekt_konakova_v.v.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Экологические проекты – уникальная форма

экологического воспитания

В.В.Конакова

МДОУ «Детский сад № 18» (Саранск)

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Наш детский сад уделяет этому  большое внимание. Мы в своей группе учим детей правильному отношению ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми они пользуются.

В нашем детском саду воспитатель каждой возрастной группы владеет понятиями экологии, правильно и творчески осуществляет любые формы работы с детьми. Мы стараемся постепенно вводить ребенка в мир природы, учим понимать ее – это задача нашего детского сада.

Мы с детьми часто ведем наблюдение за бабочками, которые порхают, за жучками, которые делают норки в земле, за важно передвигающимися птицами, за ручейками, которые ищут место, чтобы плыть дальше. Моим детям это интересно, у них появляется желание узнать больше.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети моей группы постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.

Работая по этой теме, мои ребята стали более внимательными. Они  слушают рассказы о животных и растениях, задают много интересующих их вопросов. Дети моей группы, соприкасаясь с доступными им предметами, познают отличительные особенности. И у нашего маленького человечка побуждается желание узнать больше. Давайте же мы – воспитатели поможем нашим малышам проникнуть в суть  доступных ему явлений.

Я думаю что, с самого рождения, ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Как мы взрослые, воспитатели должны развивать у детей любовь к природе и стремление защищать её? И как научить наших детей ценить красоту и хрупкость природы?

Мой педагогический опыт показывает, что ребенок лучше усваивает то, что является его личной целью. Я считаю что, огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность.

В своей работе с детьми по экологическому воспитанию и обучению мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности.

Проектирование образовательной деятельности является актуальным в настоящее время. Работа по проектам помогает нам реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной,

продуктивной детской деятельности.

Воспитатели нашего дошкольного учреждения видят педагогическую значимость проектов в том, что: он открывает возможность формирования жизненного опыта ребенка; это метод позволяет создать систему интересов,более значимых для ребенка; проект – это продукт сотрудничества воспитателей, детей, родителей и всего нашего коллектива.

Мы в своей группе поставили следующие задачи:

  1. Учить адаптироваться в новых условиях,  находить выход из различных ситуаций, делать выбор.
  2. Формировать проектно-исследовательские умения и навыки.
  3. Развивать детскую самостоятельность (при поддержке взрослого).
  4. Развивать умение действовать в коллективе.
  5. Воспитывать познавательный интерес.

В своей работе мы применяли разные типы проектов. Каждый проект включает в себя такие методы, как: наблюдение, опытническая работа, моделирование, эксперименты, а так же творческая деятельность.

Один из таких проектов «Царица – водица». Здесь мы познакомили детей с водой, как веществом, с его свойствами и превращениями.  Показали огромное значение в жизни человека и всего живого. Дали понять ребятам, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет водичку. Дети увидели зависимость состояния растений от полива, использования воды человеком в быту. И нам взрослым и нашим детям было очень интересно заниматься экспериментами.

Следующим проектом был проект «Времена года». Нашей целью с детьми было развитие творческих способностей. Мы хотим, чтобы у детей сложились правильные представления о природе и бережного к ней отношения. Своими руками создавали книжки-малышки по каждому времени года.

В проекте «Экологическая сказка» мы учили ребят использовать полученные знания о природе, понимать правду и вымысел. Передавать знания

малышам через сказку. Дальнейшее развитие проект получил в создании книжек-малышек: «Здравствуй лес!», «Мы идем лесной тропинкой», «Насекомые», «Деревья», «Зима», «Лето».

Наш творческий проект «Птичья столовая» был направлен на помощь птицам, которые гибнут во время холодов от недостатка пищи. Мы с детьми изучали, какие кормушки нравятся птицам (с крышей - защитой от снега, с бортиками – защитой от ветра). Обращали внимание на то, что не все птицы садятся на кормушку. В городском конкурсе «Лучшая кормушка для птиц» наша кормушка заняла первое место. Большую помощь в подготовке наших проектов оказывают нам родители наших детей. Они оформляют информационные стенды, готовят консультации, делают поделки.

По проделанной нами работе можно сделать вывод: у детей повысился интерес к творческому проектированию, дети научились взаимодействовать в группе, стали ближе и чувствительнее к миру природы, обогатилась предметно-

развивающая среда.

Таким образом, я считаю, что метод проекта помогает сплотить коллектив детей, родителей и воспитателей, способствует развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Литература

  1. Артёмова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников/Л.В.Артёмова. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
  2. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию!/О.А.Воронкевич. – С –Пб.: Детство – пресс, 2003. – 234 с.
  3. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду/С.Н.Николаева. – М.: Просвещение,1992. –207 с.
  4. Федотова, А.М. Познаём окружающий мир играя: сюжетно – дидактические игры для дошкольников/А.М.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект по трудовому воспитанию в старшей группе детского сада

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъекто...

«Экологические проекты как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»

Пусть будет в человеке всё прекрасно:И мысли, и поступки, и душа!В гармонии с природой и собой.На свете, чтобы жили малыши,Воспитывайте в детях, берегите,Храните экологию души!...

консультация " Экологические проекты- уникальная форма экологического воспитания"

Экологическое воспитание- уникальное формирование экологического воспитаня....

Доклад " Экологические проекты-уникальная форма воспитания дошкольников"

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого о...