Проект по экологии "Стань планете другом"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Егорова Евгения Николаевна

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности.
Главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования. Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования.
          Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование», и многих других, в том числе и понятия «экологическое воспитание дошкольников». Экологическое образование, для того чтобы быть эффективным, должно решать главную задачу: формировать экологически ориентированное сознание, по существу – новое видение мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2019.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА «ДЕТСКИЙ САД № 2»

Проект

«Стань планете другом»

Составитель: воспитатель Егорова Е.Н.

г.о.Электросталь

2019

«Любовь к Родине начинается с любви к природе»

Е.В. Павленко

Введение

Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.

Экологическая культура – одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность.

Экологическое воспитание личности предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью, это необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности.
Главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования. Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования.
         Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование», и многих других, в том числе и понятия «экологическое воспитание дошкольников». Экологическое образование, для того чтобы быть эффективным, должно решать главную задачу: формировать экологически ориентированное сознание, по существу – новое видение мира.

Цель: формирование представлений воспитанников старшего дошкольного возраста о растительном и животном мире природы родного края во взаимосвязи со средой обитания, экологически грамотного поведения в природе и гуманного отношения к ней в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
       
Задачи педагогов сводятся к следующему:

1. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений:

  • знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д.);
  • предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;
  • формировать эмоционально-положительное отношение к природе.

2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания:

  • знакомить с представителями живой и неживой природы;
  • рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;
  • способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;
  • знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;
  • способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;
  • создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.

Активная помощь администрации ДОУ и соблюдение последовательности основных этапов работы (целеполагание, анализ, планирование, выбор программ и технологий, практическая деятельность, диагностика) являются залогом эффективности решения проблемы внедрения экологического образования в педагогический процесс.

Тип проекта: долгосрочный (2 года) - старший дошкольный возраст.

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители, сотрудники ДОУ.

Ожидаемые результаты:

  1. Расширение у детей знаний об окружающем мире.
  2. Гуманистическое поведение детей в окружающих природных условиях.
  3. Активное включение родителей в совместные мероприятия  экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного  характера.
  4. Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.

Ознакомление детей с окружающим миром тесно связно с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде.

Проект реализован с 2017 - по 2019 уч.г.г.

  1. Произведен подбор художественной литературы по темам: «Живая природа», «Животный мир», «Планета Земля – наш дом», мультфильмов и музыкальных произведений, фотографий, слайдов, картинок, рисунков, гербариев, на которых представлен растительный мир нашего региона. Произведен подбор настольно-печатных и словесно-дидактических игр с природоведческим и экологическим содержанием.
  2. Провели наблюдение за живой и неживой природой с детьми, познакомили дошкольников с правилами поведения на природе, в городе, в быту (разделение мусора).
  3. Проводили работу с родителями: профилактические и тематические беседы на темы «Как научить детей любить природу», «Как воспитать в ребенке экокультуру», «Как сформировать бережное отношение к окружающему миру?».
  4. Провели экологическое консультирование родителей
  5. Провели основной цикл занятий по экологическому воспитанию дошкольников.
  6. Провели беседы с воспитанниками: «Таинственный мир насекомых», «Этот удивительный лес», «Для чего нужный урны и мусорные баки», «Как правильно проявлять заботу о доме, в котором мы живем» и др.
  7. Приобщили детей к участию в уходе за растениями (в том числе на территории детского сада, а также комнатными дома и в детском саду)
  8. Провели городской семинар для педагогов с показом открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
  9. Провели субботники на территории детского сада с привлечением родителей, воспитанников детского сада и педагогов. (Дети вместе с родителями и воспитателям вышли на участки с вениками, граблями и огромным желанием сделать этот мир лучше. Благодаря им, наши участки и территория нашего детского сада, где играют дети, стала чище и уютнее. Родители показали личный пример детям и объяснили, почему нужно убирать старую траву и лишний мусор). 

Формы и методы экологического воспитания:

       Большое значение в экологическом воспитании личности занимают экскурсии и наблюдения, благодаря которым дети знакомятся с многообразием природного мира и наблюдают за явлениями природы. Экскурсии также важны для накопления знаний об особенностях природы родного края и ориентирования на местности: умение находить взаимосвязи в природе, наблюдать народные приметы, предсказывать последствия деятельности человека, как благоприятной, так и негативной. Во время экскурсии дети учатся взаимодействовать с окружающим миром. Для этого воспитатель уделяет особое внимание тому факту, что человек – лишь гость в мире природы, и поэтому должен следовать заповедям: соблюдать тишину, быть терпеливым и внимательным.

Роль сказки в воспитании дошкольников трудно переоценить, а экологические сказки интересны, прежде всего, новизной сюжета и введением необычных персонажей. Благодаря сказкам детям в доступной форме можно рассказать о сложных явлениях в природе, об отношениях природы и человека, важности человеческого труда. Особое место занимают сказки, придуманные самими детьми.

Одним из основных видов обучения дошкольников являются дидактические игры по экологическому воспитанию. Благодаря игре ребенок учится выделять признаки явлений и предметов, сравнивать их и классифицировать. Дети усваивают новую информацию о природном мире, развивая память и восприятие, рассуждают о жизни животных и растений, развивая мышление и речь. Дидактические игры способствуют применению полученных знаний для совместных игр, совершенствуя в детях навыки коммуникации.

Разумеется, экологическое развитие детей в саду будет особенно эффективным, если оно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье. Поэтому педагоги должны побуждать родителей к созданию благоприятных условий для эколого-развивающей среды в домашних условиях.

            Именно в дошкольном возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что всё в природе взаимосвязано. Земля – наш общий дом, а человек – как часть живого мира природы.

Теоретическая часть

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Мир неживой природы богат и разнообразен.  По мере того как дети растут, он всё сильнее и настойчивее захватывает их внимание. Ребёнок всё чаще и чаще задаёт вопросы о небесных телах, о камнях, о сезонных и атмосферных явлениях. У него начинает складываться первичное обобщённое отношение к миру природы. Необходимо, чтобы это отношение было мотивировано:

  • Познанием – мир удивителен, полон тайн и загадок;
  • Отношением – мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода;
  • Созиданием – мир так прекрасен.

На основе полученных знаний в детском саду формируются учебно-познавательная активность и устойчивый интерес к экспериментированию. В системе разнообразных знаний об окружающем мире особое место занимают знания о физических явлениях, позволяющие выяснить закономерности  и взаимосвязи различных явлений. Не требуя никаких искусственных построений, неживая природа непрерывно воздействует на ребёнка. Поэтому очень важно для развития его мышления ознакомление с явлениями природы, в процессе которого он познаёт новый для себя мир окружающей действительности. При этом содержание мыслительной деятельности обогащается областью специфических объектов и их отношений, играющих огромную роль в жизни человека.

       Как известно, уже в дошкольном возрасте дети начинают овладевать самыми общими категориями человеческого мышления. В повседневной жизни ребёнок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями природы, и у него возникает желание узнать это новое, разобраться в непонятном. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, для установления зависимостей между ними. Постоянный поиск причины явления чаще всего приводит к отрицательным результатам. Это и естественно. Ведь установить постоянные и необходимые отношения и связи между явлениями – это значит открыть закон. Ребёнок сделать этого не может. Со стороны воспитателя ребёнку следует помочь установить простейшие закономерности, обратить внимание на действительные причины, связи и отношения явлений окружающего мира.

       Умение обращать внимание не только на видимые и ощутимые связи и отношения, но и на скрытые от непосредственного восприятия причины имеет существенное значение для формирования полноценных экологических понятий. Ребёнок начнёт подходить к пониманию явлений с правильных, научных позиций. При этом будут формироваться пусть неполные, но достоверные представления о явлениях и принципах их протекания, что важно и при дальнейшем обучении в школе.

       Идея воспитания в детях дошкольного возраста бережного отношения к природе стала весьма актуальной в последнее время. Но данная проблема с давних пор волновала умы учёных и педагогов.
    По мнению Б.Т. Лихачева, экология личности  - проблема, выдвинутая реалиями конца ХХ в., принявшими глобальный, угрожающий жизни на земле характер. Но ее истоки  в давних, уходящих глубокими корнями в историю человечества, представлениях о смысле бытия, обязанностей и правах человека.
     В.А. Сухомлинский понимал, что знания и навыки сами по себе не воспитывают. При изменении традиционно-потребительского отношения к природе, изменяются убеждения, деятельность ребенка строится в постоянном общении с природой и работой над гармонизацией нарушенной биосферы.
В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.

Практическая часть

       В своей работе я использую следующие методы: рассказ, беседа, экспериментирование, работа с наглядными пособиями, технические средства и т.д. В практике работы экологического воспитания возникла и другая классификация, когда методы обучения группируются по основным этапам (звеньям традиционного классического понимания процесса обучения:

  • методы начального этапа усвоения знаний (устное изложение, беседа, эксперимент, работа с книгой и пр.);
  • методы совершенствования знаний (упражнения, повторение);
  • методы закрепления;
  • методы развития навыков;
  • методы творческой деятельности и т. п.

В процессе занятий мною используются следующие методические приёмы: простейший эксперимент, наблюдение, игра, загадывание загадок, отгадывание загадок, моделирование, проблемные ситуации. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация развивающей среды. Среда в дошкольном учреждении должна способствовать познавательному развитию ребёнка, эколого – эстетическому развитию, оздоровлению, формированию нравственных качеств ребёнка и др.

     Экспериментальный уголок: в нем находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать).

Уголок природы: здесь собраны комнатные растения, за которыми дети самостоятельно ухаживают, а так же сезонно организуется «Огород на окне», совместно с родителями.

    Трудно переоценить вклад игры в развитие ребёнка, в том числе и в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Я считаю, что игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения. В игре ребёнку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Важную роль играет совместная с другими детьми, коллективная игра. В таких играх дети ярко проявляют себя как с хороших, так и с плохих сторон, что даёт мне возможность использовать совместные игры для диагностики отношений детей к природе, к другим детям, ко взрослым, а также для понимания степени сформированности этических качеств личности, экологической эмпатии и рефлексии.

Примеряя в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребёнок проникается к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у ребёнка экологической этики. Однако, по моему мнению, далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. Чтобы реализовать посредством игры задачи экологического образования, я  тщательно отбираю и анализирую игровой материал. При отборе игр для экологического образования дошкольников я опираюсь на следующие требования: я подбираю игры с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе; игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых; содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности; игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе; предпочтение отдаю тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка-дошкольника. В своей практике работы с детьми я использую множество разноообразных игр экологического содержания: «Что сажают в огороде», «К дереву беги», «Найди листок, как на дереве», «Чудесный мешочек» и мн. др.

Большое внимание в своей практике я уделяю поисковой деятельности детей. Принципиальное отличие её заключается в том, что образ цели сам ещё не готов и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. В качестве основного вида поисковой деятельности я выделяю экспериментирование. Здесь ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения. По моему мнению такой подход имеет большое значение для формирования навыков экологически грамотного и безопасного поведения ребёнка.

Также экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом. В своей работе я акцентирую внимание на совместной деятельности детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребёнка и взрослого. Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в процессе посещения живого уголка, территории детского сада. Совместная деятельность с детьми реализуется во время совместного ухода за животными, растениями. Также во время совместных экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии. Ещё одно направление, по которому я работаю – привлечение взрослых в уголок природы. Иногда родители отдают свои комнатные растения в детский сад, берут обитателей уголка к себе домой на лето, помогают приобретать животных, создавать для них условия. Для ребёнка очень важно, чтобы папа и мама поддержали его интересы и вместе с ним занимались общим делом. 

     Ещё один аспект моей работы – это наблюдения. В процессе обучения дошкольников наблюдения играют большую роль в формировании тех или иных представлений.

Беседа о животных, которые находятся на грани исчезновения:

- Давайте вместе вспомним, почему мышей, которые завелись дома, лучше любыми способами изгнать, а полевых мышей уничтожать нельзя?

- Почему нельзя обойтись без комаров и мух, которые нам изрядно мешают летом?

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Также мною была разработана образовательная деятельность «Будущее Земли зависит от тебя», которая была реализована исходя из потребностей и имеющихся знаний у детей.

Заключение.

Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.

Вопросами экологического воспитания и воспитания дошкольников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. Формирование экологического сознания - важнейшая задача педагогики. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом помогают уроки не традиционной формы: например игры. На таких уроках можно добиться того, чего невозможно добиться на традиционном уроке: активного участия детей в подготовке урока, заинтересованности в том, чтобы урок прошел хорошо. Нетрадиционные уроки, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Поэтому нетрадиционные формы урока особенно важны для формирования экологического сознания у дошкольников.

Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром. Знакомясь, казалось бы,  с детства привычной обстановкой, дети научаются выявлять взаимосвязи между живыми существами, природной средой, замечать то влияние, которое может оказать их слабая детская рука на животный и растительный мир. Уяснение правил и норм поведения в природе, бережное, нравственное отношение к окружающему поможет сохранить нашу планету для потомков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Как животные помогают друг другу"

Групповой, среднесрочный, информационно-практико- ориентированный проект .Цель: Создание условий для развития познавательного интереса к миру природы....

НОД по экологической культуре «Будь планете другом»

сиСистематизировать и уточнить представления о свойствах воды и воздуха....

Конспект нормотворческого проекта "Если хочешь иметь друга-будь другом"

Формирование представления об элементарных нормах общения со сверстниками. Через проектную деятельность формировать представление о себе  ,как обьективном члене коллектива....

Проект «ДАВАЙТЕ БУДЕМ ДОБРЕЕ ДРУГ К ДРУГУ!»

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – социализация детей-инвалидов и воспитание толерантного отношения к ним в обществе....

Название проекта: «Насекомые» Тема проекта: «Необычные насекомые планеты»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25460925","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25460932","attributes":{"alt":"","class"...

Краткосрочный социально-экологический проект "Береги свою планету - ведь другой, похожей, нет!"

Формирование экологической культуры - совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности....