проект "Разноцветные краски осени"
проект по окружающему миру

Харламова Екатерина Васильевна

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка, в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. Взрослея, каждый ребенок открывает для себя увлекательный мир природы. Явления природы и их сезонные изменения (дождь, снег, гром, молния, радуга, пестрый окрас цветов, листьев на деревьях и бабочек) пробуждает воображение и фантазию, интересуют и удивляют его.

Очень важно помочь ребенку в познании окружающего мира. Способствовать развитию у него любознательности и наблюдательности. Участие детей в проекте «Разноцветные краски осени» позволит обогатить знания детей о ранней и поздней осени и ее характерных признаках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» г. Болотного Болотнинского района

Новосибирской области

 «Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников»

«Разноцветные краски осени»

D:\проект осень\51102957.jpg

Автор: Харламова Екатерина Васильевна,

 воспитатель по ИЗО

И. о. заведующей: Багрянцева Т. Н.

Тел. 83834921818 e–mail:malyshcok@yandex.ru

Адрес: НСО г. Болотное ул. Московская 2, 633343

Болотное 2017

Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы, малыши.

Чтоб для них экология стала.

Не наукой, а частью души!

В. А. Сухомлинский

Актуальность проекта

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка, в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. Взрослея, каждый ребенок открывает для себя увлекательный мир природы. Явления природы и их сезонные изменения (дождь, снег, гром, молния, радуга, пестрый окрас цветов, листьев на деревьях и бабочек) пробуждает воображение и фантазию, интересуют и удивляют его.

Очень важно помочь ребенку в познании окружающего мира. Способствовать развитию у него любознательности и наблюдательности. Участие детей в проекте «Разноцветные краски осени» позволит обогатить знания детей о ранней и поздней осени и ее характерных признаках.

Проблема

 Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая пора, багряная и шуршащая листва под ногами, игра разных красок, буйство фантазий. Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность.

 Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой.

Обоснование проблемы

«Унылая пора! Очей очарованье!» Так воспевал в своем творчестве великий русский поэт А.С.Пушкин осень. Но ведь это время года не только унылое. Осень отличается разнообразием красок природы. Леса будто по велению волшебной палочки превратились в яркие, пёстрые, удивительные места, которыми хочется любоваться и любоваться.

Эмоциональная насыщенность данного проекта способствует развитию эмоционального восприятия мира ребенком, что положительно влияет на расширение кругозора детей и формирование познавательного интереса. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. Создание положительного эмоционального фона в ходе данного проекта способствует развитию творческих возможностей детей, обогащению чувственной сферы, активному участию каждого ребенка в реализации задач проекта.
Не случайно важное место в проекте занимают занятия по изобразительной деятельности, работа с природным материалом, работа в технике «аппликация». Во время таких занятий происходит высвобождение накопившейся творческой энергии, самореализация через воплощение в художественной работе своих впечатлений, мыслей, движений души.
Тип проекта: краткосрочный (с 18 сентября – 29 сентября 2017)

Вид проекта: творчески - познавательный

Участники проекта: дети второй младшей, средней, старшей и подготовительной групп, воспитатели групп, родители, воспитатель по ИЗО.

Цель: Обогащение знаний детей о сезонных изменениях в осенней природе через эмоционально-чувственное восприятие мира и развитие творческих способностей детей в художественном творчестве. Расширять кругозор детей, стимулировать познавательный процесс, создавать условия для самовыражения. 

Задачи

Вторая младшая и средняя группы

  1. Дать элементарные представления об осени, как времени года;
  2. Познакомить с сезонными изменениями в природе происходящими осенью, с цветовой гаммой присущей осени;
  3. Развивать  интерес к наблюдениям, исследованию природы родного края, к умению замечать изменения, происходящие в природе;  
  4. Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Старшая и подготовительная группы

  1. Обобщать и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
  2. Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
  3. Учить передавать красоту осени, используя различные приёмы изображения в художественном творчестве;
  4. Закреплять навыки самостоятельной и художественной деятельности, умения передавать своё отношение к объекту, добиваясь выразительности образа;
  5. Развивать воображение;
  6. Знакомить детей со способами создания поделок из природного материала;
  7. Учить детей самостоятельно определять замысел своей работы и реализовывать его в продуктивной деятельности (аппликации, рисовании); 
  8. Развивать индивидуальные способности каждого ребенка.

Основные принципы реализации проекта

  • Принцип обогащения и углубления содержания экологического воспитания дошкольников;
  • Принцип интегративности -  предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности;
  • Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций;
  • Принцип доступности используемого материала, в соответствии с возрастом детей.

Предполагаемый результат

  1. У детей систематизируются представления об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
  2. Научатся  видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
  3. Сформируется интерес  к объектам и явлениям природы;
  4.  Обогатить активный словарь детей пословицами, поговорками, стихами на осеннюю тему;
  5.  Вовлекать воспитателей, детей и их родителей в творческий процесс, укреплять  заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

Продукт проектной деятельности

  • Выставки детских работ;
  • Создание альбомов детских работ «Разноцветные краски осени;
  • Выставки коллективных работ;
  • Видео – презентация проекта «Разноцветные краски осени».

Предварительная работа

  • Наблюдение на прогулке за проявлением осенних признаков в природе и за межсезонными изменениями;
  • Рассматривание репродукций картин художников по теме «Осень»;
  • Чтение произведений художественной литературы: Н. Сладко «Осень на пороге», М. Лесовая «Листья солнцем налились», М. Пришвин «Осенние листики», А. Пушкин «Унылая пора.», «Уж небо осенью дышало.»;
  • Сбор осенних листьев для дальнейшей работы.

Этапы проекта

  1. Подготовительный этап
  • Составление плана совместной работы с детьми, родителями, разработка конспектов занятий;
  • Подбор методического и практического материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми (картины, произведения художественной литературы, загадки, пальчиковые игры, музыкальные произведения);
  • Сбор природного материала совместно с родителями (листья, шишки, веточки, ракушки…);
  • Оформление кабинета ИЗО в соответствии с темой проекта: наглядности, картины;
  • Беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ;
  • Информация для родителей папки передвижки «Осенняя пора, очей очарованье!»;
  • Разучивание стихотворений, пословиц об осени.

  1. Основной этап

План работы с детьми по осуществлению проекта «Разноцветные краски осени»

Вторая младшая группа

Виды деятельности

Содержание

Изобразительная деятельность

Рисование «Осень в гости к нам пришла»

Аппликация «Разноцветный ковер из листьев»

Коммуникативная деятельность

Беседы «Золотая осень в гости к нам пришла», «Какая сегодня погода»

Игровая деятельность

Дидактическая игра «Найди такой же листик»

Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять», «Осень»

Чтение  художественной литературы

А.К. Бальмонт «Осень»

А. Плещеев «Осень наступила»

А. Босев «Дождь»

Прогулки по территории детского сада

Наблюдения за солнцем, небом, осенним дождем, за красотой и богатством осенних красок, за деревьями, растущими на территории детского сада

Средняя  группа

Виды деятельности

Содержание

Изобразительная деятельность

Рисование «Отговорила роща золотая»

Аппликация «Осенний ковер из листьев»

Рисование «Осень в гости к нам пришла»

Коммуникативная деятельность

Беседы «Осень. Что ты знаешь о ней?»», «Сколько красок у осени?»

Игровая деятельность

Музыкально - дидактическая игра «Листики»

Пальчиковая игра «Собираем листики»», «Осень»

Чтение  художественной литературы и слушание музыкальных произведений

А.К. Бальмонт «Осень»

А. Плещеев «Осень наступила»

А. Босев «Дождь»

П. И. Чайковский «Осенняя песнь»

А. Вивальди «Осень»

Прогулки по территории детского сада

Наблюдения за солнцем, небом, осенним дождем, за красотой и богатством осенних красок, за деревьями, растущими на территории детского сада

Старшая   группа

Виды деятельности

Содержание

Изобразительная деятельность

Рисование «Золотая осень»

Аппликация «Необычный лес»

Рисование «Чудный лес»

Коллективная работа «Клен» (аппликация)

Пластилинография «Листики небывалой красоты»

Коммуникативная деятельность

Беседы «Осень. Что ты знаешь о ней?»», «Сколько красок у осени?», «Почему я люблю осень?»

Игровая деятельность

Музыкально - дидактическая игра «Листики», «Волшебные ленточки»

Пальчиковая игра «Собираем листики»», «Осень», «Ходит осень в нашем парке»

Чтение художественной литературы и слушание музыкальных произведений

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», «Унылая пора! Очей очарованье»

Н. Сладков «Осень на пороге»

К. Ушинский «Осенняя сказка»

П. И. Чайковский «Осенняя песнь»

А. Вивальди «Осень»

Пословицы, загадки и поговорки про осень

Прогулки по территории детского сада и целевые прогулки

Наблюдения за солнцем, небом, осенним дождем, за красотой и богатством осенних красок, за деревьями, растущими на территории детского сада

Экскурсия в парк, в загородный бор

Просмотр презентации «Золотая осень»

Подготовительная   группа

Виды деятельности

Содержание

Изобразительная деятельность

Рисование «Чудный лес»

Аппликация  «Елочки красавицы»

Рисование «Красивый букет» (отпечатки листьями)

Коллективная работа «Береза» (аппликация)

Пластилинография «Ветка рябины»

Аппликация из природного материала «Сказочный лес»

Коммуникативная деятельность

Беседы «Осень. Что ты знаешь о ней?»», «Сколько красок у осени?», «Почему я люблю осень?»

Игровая деятельность

Музыкально - дидактическая игра «Листики», «Волшебные ленточки»

Пальчиковая игра «Собираем листики»», «Осень», «Ходит осень в нашем парке», «Вышли пальчики гулять»

Чтение художественной литературы и слушание музыкальных произведений

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», «Унылая пора! Очей очарованье»

Н. Сладков «Осень на пороге»

К. Ушинский «Осенняя сказка»

П. И. Чайковский «Осенняя песнь»

А. Вивальди «Осень»

Пословицы, загадки  и поговорки про осень

Прогулки по территории детского сада и целевые прогулки

Наблюдения за солнцем, небом, осенним дождем, за красотой и богатством осенних красок, за деревьями, растущими на территории детского сада

Экскурсия в парк, в загородный бор

Просмотр презентации «Осень»

Мероприятия по работе с родителями

  • оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;
  • организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, природного материала;
  • Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной».
  1. Заключительный этап

  • Выставки детских работ;
  • Создание альбомов детских работ «Разноцветные краски осени;
  • Выставки коллективных работ;
  • Видео – презентация проекта «Разноцветные краски осени».

Результаты проектной деятельности

Выводы: В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе. На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. У родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в реализации проекта. Создание творческих коллективных работ дало возможность каждому ребёнку почувствовать свою значимость в реализации проекта «Разноцветные краски осени».

 Работа по проекту помогла развить у детей художественный вкус, эстетическую восприимчивость: дети научились видеть  красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.  Дети с интересом отражали в своих рисунках красоту осени, используя различные приёмы изображения в художественном  творчестве.

Дети поняли, что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

Все это содействовало воспитанию эмоционально-положительного отношения, вызывало добрые чувства и побуждало детей к деятельности, сознательно направленной на охрану природы, ценностного отношения к ней.

Реализуя проект, я  ставила  перед собой цель - обогащение знаний детей о сезонных изменениях в осенней природе через эмоционально-чувственное восприятие мира и развитие творческих способностей детей в художественном творчестве. Расширять кругозор детей, стимулировать познавательный процесс, создавать условия для самовыражения. Я думаю, что мне это удалось.

Заключение: Реализуя этот проект в целом, мы ставили цель формировать эмоциональную заинтересованность детей к процессу познания красоты окружающей нас природы. Мы думаем, что нам это удалось, т.к. были созданы все условия, для того чтобы наполнить жизнь детей интересными впечатлениями, радостью творчества. Надеемся, что  этот интерес к познанию природы будет продолжать развиваться у детей  и сформируется  в способность любить и бережно относиться к природе. В дальнейшем планируется работа в: создание книги «Осенние поделки», с вовлечением родителей по изготовлению поделок

 

Литература

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Под редакцией Н.Е.Вераксы Мозаика-Синтез Москва, 2014
  2. Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва «Просвящение», 2015 (вторая младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа)
  3. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. -М. : ТЦ Сфера, 2009
  4. Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.
  5. Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего утренника "Краски осени" для подготовительной группы

Дети: 7 Королей красок, Осень, Ветер, Колоски, Рябинки, Арбуз, Огурец, Горох...

"КРАСКИ ОСЕНИ" Видеопрезентация для слушания музыкальных произведений об осени

Презентация из девяти слайдов с осенними пейзажами. Можно предложить для иллюстрации музыкальных произведений на осеннюю тематику. Напрмер, "Осенняя песнь" П.И.Чайковского...

Сценарий осеннего праздника "Краски осени".

Сценарий осеннего праздника "Краски осени"....

Сценарий осеннего развлечения для детей среднего возраста "Краски осени"

Сценарий музыкального развлечения для детей среднего возраста  построен в игровой форме. Закрепление выученного материала, яркие красочные атрибуты и живие, интересные герои доставят детям эмоцио...

Осенний праздник «Краски осени»

Для подготовительной группы...

"Краски осени" - осеннее развлечение для дошкольников старшего возраста

сценарий осеннего мероприятия, ориентированного на формирование навыков коммуникативного поведения, музыкальных и актёрских способностей дошкольников....

Тема недели: Краски осень Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Осенний пейзаж» Тема: «Наша осень хороша»

Цель: Формирование у детей эстетических представлений об особенностях составления композиции осеннего пейзажа Задачи: Учить детей передавать в рисунке строение дерева - ствол (кистью, ветки разной дл...