НОД "Знакомство с бабочкой крапивницей и ее особенностями."
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шерстюкова Ирина Михайловна

Формирование представлений о бабочках, их характерных признаках, воспитание эстетического отношения к окружающему миру, развитие интереса к познанию окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pro_babochek.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Вид деятельности: развитие познавательных способностей и ознакомление с окружающим.

Цель: формировать представление о бабочках, их характерных признаках, воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира.

Образовательные задачи:

- познакомить с бабочкой крапивницей и ее особенностями, научить находить ее среди других видов бабочек;

- формировать представление о развитии бабочек и способности выживать, приспосабливаясь к окружающей среде;

- систематизировать представление о бабочках, как представителях класса насекомых;

- дать представление о сезонных изменениях в жизни бабочек.

Развивающие задачи:

- развивать воображение, наблюдательность, мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений и практической деятельности;

- обогащать словарь: крапивница, чешуйки, насекомое, брюшко, хоботок;

- в ходе психологического тренинга развивать у детей умение общаться в позитивном ключе.

Воспитательные задачи:

- воспитывать самостоятельность, интерес к экспериментальной деятельности:

- воспитывать бережное отношение к природе.

Методы и приемы:

- актуализация знаний детей;

- моделирование игровой ситуации с целью создания мотива;

- демонстрация опыта детьми;

- создание проблемной ситуации;

- рассматривание, напоминание, создание ситуации успеха, объяснение;

- использование технических средств обучения;

- использование дидактических пособий;

- моделирование результата экспериментальной деятельности;

- физминутка, индивидуальная работа.

Оборудование: ИКТ, волшебная книга, цветы-подушечки на каждого ребенка, гольфы, ткань, бабочки для детей в шкатулке, оригами для показа сказки (2 бабочки, гусеница, куколка бабочки).

Ход занятия:

 - Здравствуйте, ребята. Я – фея Природы. А как вас зовут, я вижу. Мне

очень хочется подружиться с вами. Давайте подойдем и протянем друг другу

ладошки. Они как лучики солнышка согревают нас добром и лаской.

-Я хочу пригласить вас в волшебный мир природы. Вы согласны пойти со

мной? Тогда отгадайте мою загадку:

Она легка, красива,

Изящна, легкокрыла

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

-А почему вы так решили?

-А знаете ли вы, чем покрыты крылья бабочек и почему они разного цвета?

И как бабочка может стать невидимкой?

-Нет, не знаете? Тогда приглашаю вас в удивительный мир бабочек.

-Проходите, рассаживайтесь поудобнее и приготовьтесь увидеть чудо,

которое покажет нам волшебный экран. (Презентация о бабочках)

Бабочек на земле великое множество. В разных странах живут разные

бабочки. И все же они чем-то похожи.

-Что же у бабочек одинаковое?

-Давайте возьмем лупу, чтобы лучше рассмотреть этих насекомых.

-У всех бабочек есть: голова, грудь, брюшко, две пары крыльев, шесть

лапок, усики, глаза, хоботок. (Показ)

-А чем же они отличаются? Какими они бывают?

-Величиной и окраской. Крылья бабочек покрыты чешуйками, эго

прозрачные мешочки с разноцветной пыльцой. От этого зависит окраска

крыльев у бабочек. Окраска важна для защиты от врагов - птиц и животных.

Крылья у них очень нежные. Если взять бабочку за крылья, вы снимите с них

чешуйки и ей трудно будет взлететь.

-Каких бабочек вы знаете?

-А вот посмотрите, какая чудесная бабочка. Вы знаете, как она называется?

-Почему она так называется?

- Свое название, «Крапивница», она получила из-за крапивы, на которой

откармливаются её гусеницы. Возьмите лупу и рассмотрите её окраску.

-Какая она?

-Крылышки коричнево-красные, по краям светлые пятнышки.

- На дворе скоро наступит зима, как вы думаете, где зимует крапивница?

-Верно, она прячется в щели, под корой деревьев и зимует там. Просыпается

она очень рано, словно спешит попить снеговой воды.

Я вижу вы тоже хотите побыть красавицами бабочками. Тогда вокруг себя

Покружились и в        бабочек превратились.

Физкультурная минутка под музыку.

Головами покивали,

Крылышками помахали,

Ножками мы постучим

И немножко помолчим.

Весело мы полетаем,

В салочки поиграем.

На цветочке посидим

И немножко помолчим.

-А теперь бабочки сели отдохнуть на цветы. Отдохните и послушайте

про чудо, которое происходит с этими насекомыми. Чудо - это то, что бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми.

-Вы хотите узнать тайну появления бабочек на свет? Тогда

внимательно смотрите и слушайте.

Сказка.

Жила-была бабочка-капустница. Она легко порхала среди цветов и

увидела на листочке странный крохотный шарик. Ой, что это за мячик? Да

его даже не сдвинуть с места. И совсем даже не вкусный. Полечу-ка я

дальше. Улетела капустница, а этот шарик полежал еще немного, и вдруг

начал лопаться, и появилась из него маленькая гусеница, которая тут же

начала грызть листочек. Но вот опять вернулась капустница.

Ой, ну и чудеса. Ты кто? Молчит, только лист грызет. Какая ты

смешная. Вся зеленая и даже крылышек нет. А у меня вот какие крылышки и

я летаю куда захочу, не то что ты. Да что мне с тобой разговаривать,

полечу-ка я куда захочу. Бабочка вновь улетела. А гусеница продолжала есть

листочек и совсем не обиделась на белую бабочку.

Когда капустница снова прилетела на полянку, то она увидела вместо

гусеницы вот такую куколку. Бабочка пощекотала ее своими усиками и вновь

удивилась такому превращению.

Ну и дела? Куда же подевалась эта гусеница? Ну да ладно, некогда

мне загадки разгадывать. И вновь улетела.

А из куколки появилась на свет такая чудесная бабочка. Когда

вернулась капустница и увидела эту красавицу, она стала ею любоваться.

Ах, какая ты красивая. У тебя чудесные крылышки. Давай с тобой

дружить. И бабочки полетели вместе, играя в воздухе.

-Так какое чудо происходит с бабочками?

-Сейчас и мы с вами поиграем в такую игру превращений. Встаньте с

цветочков. Под ними возьмите гольф и наденьте его на руку. Теперь вы

гусеницы. Поздоровайтесь друг с другом. Вот какие веселые гусеницы. Они

грызут листочки, ползают по ним, пьют капельки росы. Наелись гусеницы и

уснули. А теперь в кого они должны превратиться? Верно. Возьмите

платочки и заверните в них гусениц. Куколки лежат неподвижно и через некоторое время из них появляются на свет вот такие бабочки. Они весело

порхают, но вот им вновь захотелось отдохнуть, и они прилетели на лесную

опушку и сели на сухое поваленное дерево,

-А вот и моя волшебная книга. Давайте ей улыбнемся, и она откроет нам

свои тайны.

-На первой странице мы видим чудесный летний пейзаж. Но здесь не видно

бабочек. Давайте посмотрим внимательнее, может быть, они где-нибудь

притаились, сидят тихо-тихо. Это природа придумала сделать их

невидимками, чтобы сохранить.

-Вот одна бабочка сидит на стволе дерева сложила крылышки и стала

похожей на что? (на сучок)

-Зашевелилась бабочка и вмиг подлетела птица, чтобы склевать ее, но

бабочка внезапно распахнула свои крылышки, и птица вдруг улетела?

-Как вы думаете почему?

-Действительно она испугалась яркой окраски крыльев бабочки и

внезапности. Вот оказывается, как может спрятаться и напугать самая

обыкновенная бабочка.

Чтобы птицы не ловили.

Крылья бабочки раскрыли,

Будто бы цветы цветут

Птицам в клюв не попадут.

-Посмотрите ребята как много у меня разноцветных бабочек, вы хотите

помочь им стать невидимками?

-Девочки возьмите аккуратно любую из бабочек и найдите для нее место на

картине так, чтобы их не заметили птицы.

-А теперь мальчики помогут бабочкам стать невидимыми.

-Молодцы, вы сделали доброе дело вы смогли сохранить всех бабочек от их

врагов.

-Теперь откроем следующую страницу.

Какое время года на этой картине?

-А есть ли здесь бабочки?

-Почему их нет?

-Куда они исчезают в холодное время года?

-Книга у меня волшебная давайте посмотрим правильно ли вы мне ответили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с бабочками. Жизнь и развитие бабочек в природе"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 1....

Познавательно-творческий проект "Бабочки, летают бабочки"

Для удовлетворения детского любопытства и развития познавательного интереса было решено на базе МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 18» г. Салавата организовать и провести познавате...

Конспект родительского клуба по ознакомлению детей с окружающим миром «Удивительный мир бабочек» с мастер-классом в технике объёмная аппликация «Бабочка» в старшей группе.

Осенью, моей воспитанице, на день рождение, подарили необычный подарок. Самый настоящий "Бабочкарий", ферма по разведению бабочек в домашних условиях. Маша каждый день рассказывала детям о с...

Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок» Подвижная игра «Бабочки летают» Подвижная игра на прогулке «Карусели» (на прогулке)

Ребята, берём стулья и садимся на ковер. Посмотрите какая у нас полянка. А на нашу полянку прилетели бабочки, посмотрите какие они красивые!...

НОД Художественно-эстетическая деятельность. Младший дошкольный возраст. Нетрадиционная техника рисования с элементами аппликации «Бабочки летают бабочки!»

НОД Художественно-эстетическая деятельность.Младший дошкольный возраст.Нетрадиционная техника рисования с элементами аппликации«Бабочки летают бабочки!»...

Рисуем бабочку в технике монотипия «Бабочка – красавица»

Цель: Научить детей рисовать выразительные образы насекомых с использованием нетрадиционной техники рисования – монотипия.Задачи: Обучающая : - познакомить детей с новой техникой рисов...

Ознакомление с окружающим миром в средней группе «Бабочка крапивница»

Ознакомление с окружающим миром в средней группе «Бабочка крапивница»Задачи: расширять представления детей о разнообразии насекомых в природе России;Познакомить с представителем – ба...