Организация работы в «Экологической гостиной» по воспитанию у старших дошкольников положительного отношения к природе
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Куреева Наталья Викторовна

В «Экологической гостиной» были проведены консультации с родителями, на которых объяснилась важность экологического воспитания у дошкольников, а также проходила организованная образовательная деятельность с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kureeva_rogova_statya_ekologiya.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы в «Экологической гостиной» по воспитанию у старших дошкольников положительного отношения к природе

Авторы статьи: Куреева Н.В., Рогова О. М.,

воспитатели ГБОУ "Школа № 842", г. Москва ЗелАО

Экологическое состояние планеты и тенденции к его ухудшению требуют от всех ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и разумных действий по исправлению допущенных ошибок и воспитания положительного отношения к природе у старших дошкольников.

С этой целью в группе нами была создана зона «Экологическая гостиная». В «Экологической гостиной» были проведены консультации с родителями, на которых объяснилась важность экологического воспитания у дошкольников, а также проходила организованная образовательная деятельность с детьми.

   Задачи работы в «Экологической гостиной»:

  • воспитывать у детей положительное отношение к природе в процессе наблюдения за явлениями природы;
  • учить определять причинно следственные связи в природе;
  • расширять и уточнять представления о растениях и животных.        

В работе с детьми нами были использованы разнообразные методы: наблюдения, беседы, практическая работа.

Также были организованы следующие виды деятельности:

  • изобразительная деятельность;
  • экскурсии по территории детского сада;
  • театрализованная деятельность (пальчиковый кукольный театр);
  • игровая деятельность (подвижные и дидактические игры);

        Организованная образовательная деятельность с детьми в «Экологической гостиной» проходила по методике Николаевой С.Н. (программа «Юный Эколог»).

1 ООД: Знакомство с «Экологической гостиной).

Цель: познакомить детей с понятием «экологическая гостиная», «Учёные – Экологи».

Задачи:

  • Уточнить представления об экологии и охране природы;
  • Воспитывать желание охранять и беречь природу.

2 ООД: Наблюдение за природой.

Цель: обнаружить изменения в состоянии природы.

Задачи: 

  • Уточнить представления детей о весенних изменениях;
  • Учить проводить наблюдения в природе.

3 ООД: Знакомство с картинами о природе: А Саврасов «Грачи прилетели», И Левитан «Весна. Большая вода», И. Остроухов «Первая зелень».  

Цель: знакомить детей с произведениями искусства о природе.

Задачи:

  • Воспитывать эстетическое восприятие природы;
  • Учить видеть красоту окружающей природы;
  • Учить осмысливать свои впечатления о природе.

4 ООД: Рисование «Моё любимое животное».

Цель: учить выражать своё отношение к животным путём изобразительно деятельности.

Задачи:

  • Учить передавать в изобразительной деятельности свои представления о любимом животном;
  • Воспитывать положительное отношение к животным.

5 ООД: Моё любимое растение.

Цель: учить детей передавать характерные особенности цветочных растений.

Задачи:

  • Закрепить название, характерные особенности строения листа цветка.
  • Воспитывать положительное отношение к природе.

6 ООД: Встреча за круглым столом (Совместно с родителями)

Цель: развивать экологические навыки детей.

Задачи:

  • Закрепить правила поведения детей в природе;
  • Провести дискуссию на тему: Как формировать экологическую          культуру детей.

7 ООД: Вечер загадок: «Земля - наш общий дом». (Загадывание загадок и ребусов).

Цель: учить передавать представления о земле в образах.

Задачи:

  • Обогащать представления людей об окружающем мире;
  • Понимать образные выражения, закрепить умение отгадывать загадки, решать ребусы.

8 ООД: Беседа: «Для чего нужна вода?»

Цель: развивать представление детей о воде.

         Задача: Закрепить знание детей о том, зачем нужна вода (пить, мыть, поливать растения, готовить пищу.) («Познание»)

9 ООД: Морские коровы и Красная книга.

Цель: дать детям представлении о гибели многих видов животных и растений от рук людей.

Задачи:

  • Познакомить с Красной книгой и охраняемыми животными и растениями;
  • Развивать воображение детей в изобразительной деятельности.

10 ООД: Как черепахи живут в природе.

Цель: уточнить представления детей об особенностях жизни черепахи.

Задачи:

  • Познакомить с местом обитания и местом черепахи в естественных жизненных условиях;
  • Познакомить с природной зоной пустынь и степей.

11 ООД: наблюдение за мать-и-мачехой.

Цель: уточнить представления детей о весенних изменениях.

Задачи:

  • Учить детей отмечать происходящие изменения в растениях;
  • Развивать умение передавать свои впечатления.

12 ООД: Лес в жизни человека.

Цель: уточнить представлении детей о лесе.

Задачи:

  • Формировать понятие о разном значении леса в жизни человека;
  • Развивать эстетические чувства и художественное восприятие детей.

13 ООД: Подготовка к празднику «День Земли».

Цель: показать детям значимость планеты Земля как общего дома для всего живого.

Задачи:

  • Уточнить представления детей о благоприятных условиях для жизни на земле;
  • Формировать понятие об комфортных условиях жизни.

14 ООД: Проведение экологического праздника «С днём рождения тебя, Земля!».

Цель: уточнить представления детей о жизни на Земле.

Задачи:

  • Воспитывать чувство гордости за свою планету;
  • Пробуждать желание сделать приятное для Земли.

После проведённой работы у детей появились: интерес к познанию природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки, наблюдения, экспериментирование в процессе поисково-познавательной деятельности.

В период работы дети пополнили словарный запас, у детей развились воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности.

Дети познакомились с растениями и научились передавать свои чувства и эмоции в рисунках и поделках из природного материала.

Родители стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей и в совместной образовательной деятельности по экологическому воспитанию.

Список источников:

  1. Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 2013. – № 5.
  2. Виноградова, М.Р. Воспитание положительного отношения к природе / М.Р. Виноградова // Дошкольное воспитание. – 2012. – №5. – С. 45- 69.
  3. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2011.
  4.  Вересов, Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников / Н. Вересов // Дошкольное воспитание, 2008. –№ 3. – С. 22-23.
  5. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А.Веретенникова. – М.: Просвещение, 2011.
  6.  Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т.В. Волостникова // Дошкольная педагогика, – 2013. – № 6.- С. 16-20
  7.  Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / О.А. Воронкевич // Дошкольная педагогика, 2014. – № 3. – С. 23-27
  8. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников / Г.А.Горбунова // Дошкольная педагогика, 2011. – № 6. – С. 10-16
  9. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г.Горькова. – М.: ВАКО, 2012. – 240 с.
  10. Макаровская, М.М. Уголок природы в детском саду/ М.М.Макаровская. – М., 2009.
  11.  Николаева, С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей / С.Н. Николаева. – М.: Новая школа, 2013.
  12. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2009.
  13. Николаева, С.Н. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» / С.Н. Николаева. – М., 2011.
  14. Николаева, С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Методические материалы для работы с родителями учреждений / С.Н. Николаева. – М., 2014.
  15.  Николаева, С.Н. Юный эколог / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика синтез, 2014.
  16. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2012. –336с.
  17. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 96с.
  18. Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 2009. – № 4. – С. 42-46.
  19. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания / С.Н.Николаева // Дошкольное воспитание, 2014. – № 4. – С.14-20.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы."Развитие основ экологического сознания путем формирования у детей эмоционально-положительного отношения к природе".

Опыт работы. "Развитие основ экологического сознания путем формирования у детей эмоционально-положительного отношения к природе"....

План работы с родителями по образовательной технологии «Воспитание у старших дошкольников положительного отношения к малым народам Югры - ханты»

Воспитание чувства уважения к жизни, традициям и обычаям народов ханты.Развитие интереса к творчеству народа ханты. Обеспечение единства воспитательных воздействий детского сада и семьи....

Организация работы по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников.

Сообщение из опыта работы на заседании совета педагогов МБДОУ № 24....

Организация работы по развитию самостоятельности в декоративном творчестве старших дошкольников

Организация работы  по развитию самостоятельности  в декоративном старших дошкольников  самостоятельности -  одна наиболее важных на современном .Декоративно – прикладное дае...

Организация работы в «Экологической гостиной» по воспитанию у старших дошкольников положительного отношения к природе

В «Экологической гостиной» были проведены консультации с родителями, на которых объяснилась важность экологического воспитания у дошкольников, а также проходила организованная образователь...

Статья: "Роль старшего воспитателя в организации работы консультирования родителей по вопросам воспитания и образования дошкольников"

Материал поможет педагогам в организации работы консультирования родителей по вопросая воспитания и образования дошкольников. Главный момент в статье, это принцип "открытости" личного в...

Статья на тему "Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников Воспитание нравственных норм и бережного отношения к природе у ребёнка"

О необходимости экологического воспитания детей дошкольного возраста, важности развития в ребенке желания заботиться и оберегать природу и окружающую среду....