Организация работы по развитию самостоятельности в декоративном творчестве старших дошкольников
статья на тему

Астахова Ольга Валерьевна

 Организация работы  по развитию самостоятельности  в декоративном старших дошкольников  самостоятельности -  одна наиболее важных на современном .

Декоративно – прикладное дает возможность детей к народного творчества, культуре своего , частью которой является. Отторжение поколения от культуры, от -исторического опыта – одна из проблем нашего .

Цель формирующего :

 поддерживать и самостоятельную деятельность  через формирование них познавательного к окружающему , к окружающим и явлениям, творчеству народных на примере городецкой, дымковской , филлимоновской и хохломской  росписей.

Задачи формирующего эксперимента:

• разработать и внедрить педагогическую систему ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами России –городецкой, дымковской ,гжельской, филимоновской и хохломской  росписей;

• разработать педагогическую систему художественно-творческих заданий, направленных на развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста в процессе создания художественного образа;

• обогатить художественно-развивающую среду дидактическим и наглядным материалом;

• разработать совместную деятельность педагогов с родителями в целях приобщения детей к народному искусству;

В своей работе использовали следующие формы работы :

• ;

• НОД по ;

• организация работ детей;

•посещение музея.

Наша педагогическая работа проводилась по трем этапам.

1этапработы: Создание условий для развития самостоятельности в декоративном творчестве.

Задачи первого этапа:

- познакомить детей с историей декоративного творчества;

- познакомить детей с понятиями орнамент и его видами ;

- продолжать знакомить детей с образцами народных художественных промыслов;

- развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла;

- воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства;

- подвести детей к самостоятельности: определений темы,содержанию, способов изображения.

С целью развития  самостоятельности в декоративном творчестве старших дошкольников мы разработали комплекс мероприятий.

Для этого создали условия. Обогатили познавательную среду:

-трафаретами, различными печатками, альбомами для самостоятельного рисования;

-предметами дымковской, хохломской росписи приобрели набор матрешек;

-оформили альбом «Народно-прикладного искусства».

Организовали кружок «Народные умельцы», где планировалась работа по декоративному рисованию. На этих занятиях дети не только учились рисовать, но и знакомились с историей развития той или иной росписи. Через несколько месяцев заметили, что у детей улучшилась техника рисования кистью и красками. В нашей работе мы использовали принцип интеграцииобластей: коммуникация –– познание – чтение литературы – художественное (рисование, организуются детских работ) –(организуются экскурсии введению детей мир исторического ).

 

Мы разработали педагогическую систему развития самостоятельности в декоративном творчестве у детей.

Перспективный план работы по первому этапу (см. таблицу № 1)

Таблица №1

тема

задачи

1

Декоративно-прикладное творчество (приложение 3)

Познакомить детей с разнообразными народными промыслами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства.Самостоятельно различать росписи в декоративной изобразительной деятельности.

2

Развлечение посвященное русскому народному творчеству «Нижегородская ярмарка» 

формирование удетей дошкольного возраста представлений об исторических местах города,о народном творчетве , любви к Отечеству, гордость за его культуру.

 

3

Посещение музея истории художественных промыслов Нижегородской области

 

Познакомить детей с разнообразными народными промыслами. Вызвать  интерес к творчеству народных мастеров, желание самим попробовать сделать фигурку из глины и самостоятельно украсить ее росписью.

4

Выставка «Предметы русской старины» (см. альбом с фото)

Познакомить детей с творчеством  мастеров. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства

5

«Веселый Городец»

Рассказ об истории промысла

 

Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину.

6

«Филимоновские свистульки»

Рассказ об истории 

Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования.

7

«Дымковская игрушка»

 Рассказ об истории промысла 

Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений,формирования эстетических чувств и оценок.

Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (весёлая, праздничная). Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора – характерными элементами и цвето-сочетаниями.

Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Обратить внимание детей на образную выразительность предметов искусства.

Формировать представления о некоторых художественных ремеслах, знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера (для изготовления игрушек нужны: глина, гончарный круг, особая палочка или кисточка, чтобы рисовать узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи).

 

8

«Сине-белое чудо Гжели»

Рассказ о промысле 

Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи

9

«Золотая Хохлома» Рассказ о промысле 

Познакомить детей росписью на хохломы и историей. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи.

 

 

 

 

На первом занятии этого этапа мы познакомили детей  детей с разнообразными народными промыслами.(Приложение3). Целью занятия было познакомить и рассказать о народно-прикладном творчестве и развитие народного помысла. Дети узнали историю возникновения народного промысла. Узнали отличие разных росписей друг от друга. Рассматривание изделией сопровождалось эмоциональной реакцией со стороны дошкольников.

На следующем   занятии «Веселый Городец»

Мы познакомили детей с историей городецкой росписи. Обьяснили детям, что в росписи используются разные цвета: розовый, красный, синий, голубой, жёлтый, оранжевый, чёрный и белый. Белый цвет наносится сверху на узор – оживляет рисунок.Из чего делались все эти поделки?Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до посуды.Участвовали в игре«Кто быстрее сложит разрезную картинку» На занятиях дети рассматривали изделия с разными орнаментами.

На следующем занятии  об истории«Филимоновские свистульки» Дети отвечали на вопросы : Какие цвета используют мастерицы?Желтый, зеленый, красный, малиновый. Какие элементы росписи мы видим?Полоски, точки, снежинки, цветы, ёлочки.На занятиях рассказывали об особенностях узора филимоновской росписи.

Занятие «Дымковская игрушка» рассказ о промысле

Уточнили представление детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (весёлая, праздничная). Познакомили детей с многообразием игрушек и спецификой декора – характерными элементами и цвето-сочетаниями.Дети узнали ,что для изготовления дымковской игрушки нужны: глина, гончарный круг, особая палочка или кисточка, чтобы рисовать узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи.

       На занятии «Сине-белое чудо Гжели» (Рассказ о промысле)  детям рассказали об особенностях узора : синий цвет на белом фоне и задали несколько вопросов Они вам нравятся? Чем нравятся?

Какие цвета присутствуют на гжельской росписи?

    Следующее занятие было «Золотая Хохлома» Рассказ о промысле целью этого занятия было показать разнообразие элементов, используемых в народном искусстве хохломской росписи, познакомить детей с понятием орнамент и его видами : травный, растительный, пряник. Детям рассказывали про разные виды орнаментов, которые содержат тот или иной орнамент. На занятиях дети рассматривали изделия, также показали изображения элементов, используемые в хохломской росписи.Дети практиковались в определении типа росписи на изделиях.

Выставка «Предметы русской старины» (см. фото в альбомах приложениях) была организована совместно с педагогами и родителями детского сада. Была показана презентация о предметах русской старины и проведены экскурсии групп детского сада, где дети задавали вопросы и рассматривали старинные предметы.

Для закрепления полученных знаний была организована экскурсия в музей истории художественных промыслов Нижегородской области. (см.фото альбомах приложениях) , где дети не только рассматривали и узнавали народные промыслы, но и сами участвовали в изготовлении свистулек из глины, после чего им предложили забрать свистульки домой и самостоятельно их разрисовать .

Для детей и приглашенных гостей был организован  праздник – развлечение «Нижегородская ярмарка», где дети пели и танцевали, а также прославляли народные промыслы своей малой Родины.

Итак, на первом этапе дети узнали о декоративно-прикладном творчестве, хохломской, филимоновской, гжельской, дымковской, городецкой росписях, об истории их возникновения.Заинтересованность детей была эмоционально выражена: дети рассматривали альбомы, фотографии, помогали в организации уголка изделий народно- прикладного творчества, а также в организации выставки «Предметы русской старины» , вместе с детьми были увлечены и родители, они приносили старинные предметы, сохранившиеся в доме. Вместе с детьми посетили музей истории художественных промыслов, а дома помогли детям разрисовать свистульки. Также дети начали распознавать орнаменты и росписи, чем отличаются и узнавать нужную среди других.

На 2 этапе художественно –творческом решались следующие задачи формирования самостоятельности декоративном творчестве у детей дошкольного возраста:

- самостоятельно составлять композиции городецкой, хохломской, дымковской,филимоновской, гжельской росписи;

         -самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании;

         - самостоятельно использовать различные способы лепки: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой;

- самостоятельно строить композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть;

- самостоятельно составлять композиции  используя цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей;

- использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы;

- самостоятельно использовать действия обобщенного характера в создании художественного опыта.

На 2 этапе нами была разработана серия НОД по декоративному творчеству (см. таблицу №2)

Таблица №2

 №

тема

Програмное содержание

 

1

Рисование

«Городецкая роспись»

 

Знакомить детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить составлять узор;Самостоятельно составлять композиции городецкой росписи учить прорисовывать элементы городецкой росписи используя технику рисования самостоятельно.

 

2

Рисование«Филимоновская роспись» 

Способствовать развитию познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, игровой деятельности, сформированности сенсорных эталонов: цвета, величины и формы,, тактильной чувствительности;Продолжать знакомить детей с филимоновскими игрушками, закрепить элементы росписи: точки, полоски, ёлочки. Активизировать словарный запас детей.Продолжать развивать интерес детей к народному декоративно-прикладному искусству.Развивать эстетическое восприятие.Воспитывать самостоятельность, аккуратность, творчество.

 

3

Лепка«Филимоновская игрушка»

 

Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить лепить фигурку из целого куска, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе.

 

4

Рисование «Дымковская барышня»

 

Учить детей расписывать бумажный силуэт «барыни» по мотивам Дымковских декоративных игрушек. Развивать самостоятельность, чувство цвета и композиции. Учить выделять основные элементы дымковского узора, их расположения. Развивать эстетическое восприятие. Совершенствовать навыки работы акварелью – рисовать всей кистью, ее концом; воспитывать интерес к искусству народных мастеров. Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в рисовании.

 

 

5

Роспись «дымковской лошадки»

 

Учить детей расписывать бумажный силуэт «лошадку» по мотивам Дымковских декоративных игрушек. Развивать самостоятельность, чувство цвета и композиции. Учить выделять основные элементы дымковского узора, их расположения. Развивать эстетическое восприятие. Совершенствовать навыки работы Самостоятельно составлять композиции  используя цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей. акварелью – рисовать всей кистью, ее концом; воспитывать интерес к искусству народных мастеров.

 

6.

НОД«хохлома». 

 

 

Обобщать детей, полученные о хохломской и развивать создавать собственный . Побуждать детей центральный завиток, котором строится и самостоятельно его другими элементами. Формировать к творческому образа на чувства формы, и многообразного элементов, колорита, своеобразной композиции. детей подбирать сочетание цветов, самостоятельность в цвета. Развивать формы. Композиции способности выполнять на любой . Развивать желание свои впечатления, оценку работам друзей и , поддерживать желание вместе, сообща. бережное отношение изделиям народных .

 

 

7.

 

«Хохломская роспись»

 

 

знакомить детей росписью на хохломы и историей;учить элементы узора (, листок, травка);приемам вырезывания элементов растительного хохломской росписи, типу народного искусства.

творческие способности ;развивать мелкую рук, интерес к творчеству; самостоятельность. Самостоятельно строить композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.

 

 

8.

НОД «Хохломское блюдо»

 

Совершенствовать умение узор по хохломской росписи новых по изделиях, используя , умения, навыки, в предшествующих цикла. Учить «завитки». Упражнять рисовании тонких линий концом . Самостоятельно составлять композиции  используя цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей

Способствовать чувства цвета, , композиции;

Способствовать интереса к – прикладному искусству традициям русского , чувство гордости свою страну уважение к народных мастеров.

 

 

9.

НОД «Сказочная птица» по мотивам городецкой росписи

 

детей рисовать птицу , изображение по листа бумаги.

Развивать творческие : чувство цвета, придумывать декоративный .

Воспитывать самостоятельность и желание изо деятельностью. детям радость выполненной работы.

 

 

10.

Рисование«Гжель– сказочная роспись»

 

Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.

 

 

Перед началом этого этапа была проведена предварительная работа Детей познакомили с легендой городецкой росписи, рассматривание изделий декоративно –прикладного искусства, словарная работа: розан, купавка, бутон, оживки, гирлянда. Подготовлен материал.Образцы предметов с разной композицией узоров; книга – альбом «Городецкая роспись»; таблица поэтапного изображения основных городецких узоров; бумага, акварельные краски, кисти № 2, №6, палитры, подставки для кистей, салфетки матерчатые, стаканы с водой.Рисование  «Городецкая роспись Детям предложили рассмотреть последовательность выполнения цветов городецкой росписи. (Далее рассказ сопровождался  показом презентации «Городецкая роспись», плакатом с поэтапной росписью)приемы рисования цветов (розана, купавки) Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка — голубым. Этот этап называют «подмалевка».— Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка— Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.А потом предложили изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. В процессе самостоятельной работы мы  предоставили детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.  В конце занятия устроили выставку работ.Возможно, что после проведения этого занятия не каждый ребенок справиться с поставленной задачей. Поэтому необходимо проводить с детьми индивидуальную работу вне занятий, используя дидактические игры «Обведи элемент», в которой дети обучаются технике исполнения данных элементов, «Обведи и раскрась», которая помогает развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить с детьми цветовую гамму, которую используют в городецкой росписи. Вся индивидуальная работа проводится с учетом возможностей и способностей каждого ребенка.

Перед следующим занятии Рисование «Филимоновская роспись  была проведена предварительная работа:рассматривание филимоновских игрушек, беседа о народных промыслах,рассматривание альбома «Филимоновские игрушки-свистульки»,чтение стихов, загадки о филимоновских игрушках-свистульках, роспись шаблонов игрушек филимоновской росписью.

Перед началом занятия вывесили на доску бумагу с изображением филимоновской игрушки, без узора. Во время рассказа вешала на доску цветные изображения игрушек и показываю указкой на то, о чем говорю. После обсуждения и повторения про филимоновскую игрушку я вывесили на    доску несколько картинок с различными узорами. Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки в малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный орнамент, который выражает искренние языческие мотивы, людей, живущих в гармонии с природой. Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнышки, растительный орнамент, «детский» стиль, старинные деревенские сюжеты – это элементы, которые характеризуют древнюю филимоновскую игрушку и по сей день.Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент включает в себя разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки. Предлагаю выбрать тафарет игрушки и разрисовать его понравимшися узором самостоятельно. Мы обратили внимание на то, что дети не использовали разные узоры орнамента,  а довольствовались одним или двумя . Таким образом решили провести занятие на обьемных фигурках.  После занятия трафареты положили  в уголок ИЗО деятельности для самостоятельной работы.

Была проведена Лепка«Филимоновская игрушка» целью этого занятия былоРазвивать самостоятельность и творчество, воображение и чувство формы,усложнение в самостоятельном выборе нескольких узоров для их работы.Также была проведена предварительная работа:рассматривание филимоновских игрушек;беседа о народных промыслах;рассматривание альбома «Филимоновские игрушки-свистульки;чтение стихотворений, загадок; использовали материал: глина, дощечки, салфетки матерчатые, схема с показом способа лепки, игрушки филимоновские, каргопольские, дымковские.На вопрос: какие признаки филимоновских игрушек вы знаете? Дети отвечали уверенно: полоски, точки, круги, звездочки, елочки. А какие цвета используют мастера, когда расписывают игрушки? Желтый, малиновый, зеленый, синий, красный. Дети уверенно отвечали на вопросы и в процессе лепки уже вносили больше узоров , чем в предыдущем занятии.

Перед НОД Рисование «Дымковская барышня»Рассматривали предметы декоративно-прикладного искусства, беседовали о том, что все эти красивые вещи создали мастера – народные умельцы, мыпоказали презентацию « Дымковские игрушки» и прослушали фонограмму русской народной музыки , были использованы материалы к занятию :краски – гуашь, кисточки, баночки для воды, салфетки,  фартуки,   силуэты дымковских игрушек, изображение мастера Тихона, магнитная доска, ширма,   игрушки, цветные магниты (красный, зеленый, синий), презентация «Дымковские игрушки», мультимедийная приставка, экран, компьютер,  ковер. Фонограмма русской народной музыки.Была проведена Словарная работа: деревня Дымково, глина, печь, обжиг, узор, название элементовдымковского узора: точка, капелька, кольцо, кружок, прямые и волнистые широкие и узкие линии.Были использованы – Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры. Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием  действий, работа со схемами, базовыми формами.Практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, метод инсценизации, создание проблемной ситуации.Игровой метод.Для создания мотивации использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялись художественное слово и музыкальное сопровождение. Дети  проявляли творческую активность в процессе изобразительной деятельности;Предварительное разучивание стихотворений позволило вспомнить названия дымковских игрушек.Предложение об открытии мастерской по изготовлению дымковской игрушки побудило детей к деятельности.Для снятия статического напряжения использовался игровой прием – физминутка, содержание которого перекликалось с тематикой занятия.Предложение об открытии мастерской по изготовлению дымковской игрушки побудило детей к деятельности.Использование игрового приема (пальчиковая гимнастика) способствовало подготовке к процессу рисования.Выбор детьми наиболее схожей с оригиналом игрушки позволило оценить полученные работы.Для решения задач использовался наглядный прием (демонстрация выставки изображений дымковских игрушек, обсуждение  сходства и различий в передаче формы дымковских игрушек, активизация в памяти приемов рисования, ряд поисковых вопросов, а также метод моделирования, просмотр призентации, способствовало практическому применению полученных знаний.В течение всего занятия были использованы следующие формы детской деятельности: подгрупповая, индивидуальная.Были созданы гигиенические и эстетические условия для успешной деятельности детей: рационально размещено оборудование (работали сидя на ковре,  за столом). Эстетично оформленные пособия, эффективное использование  пространства групповой комнаты, оказало положительное влияние на продуктивную, творческую, познавательную деятельность детей.Полученный результат подтвердил эффективность подобранных мной методов и приемов в руководстве по рисованию. Самооценка результата итогового занятия на  высоком уровне.Отличительной особенностью данного зпнятия является реализация идеи о нсамостоятельности дошкольника через художественно – творческую деятельность и игру с народной игрушкой и знакомство с народным промыслом. Организация деятельности в рамках занятия «Дымковская игрушка» предполагала взаимодействие взрослых и детей, в котором объектом исследования выступала игрушка, как самоценный объект окружающей среды, важный элемент в жизни дошкольника.В конце занятия детиделились впечатлениями; выражали собственные чувства к проделанной работе; планировали самостоятельную (совместную) деятельность; высказывали эмоциональный отклик.

Перед НОД Роспись «дымковской лошадки» также была проведена предварительная работарассматривание иллюстраций Дымковских игрушек. Был использован материал: Акварель или гуашь, кисти, вода, салфетки, бумажные силуэты Дымковской игрушки «Лошадки»,русско-народная музыка: «Светит месяц, светит ясно» в записи.Целью этого занятия было закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Формировать умение выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером. Привлечь детей к самостоятельной изобразительной деятельности. Дети стали  замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвали у детей желание расписать любые игрушки.Закрепили навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги) научили  детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, научилисьпередавать свое отношение к рисунку, развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию.- способствовали формированию целостной картины мира и расширению кругозора,  интерес к  народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

НОД«хохлома».Предварительная : беседа о росписи, рассматривание с хохломской , тонирование бумажных полос гуашью. Целью данного занятия было научить детей составлять узор на полосе, украшая завитками и каждый завиток травками . Дети попробовали самостоятельно писать травный элемент на полоске (работы детей приложены в альбоме ), а также элементами хохломской росписи- ягодами, листьями рябины и смородины. Продолжали учить детей составлять узор, украшая полоску. На этом занятии мы обратили внимние на то, что дети срисовывали с образца и у большинства детей получились одинаковые элементы, только ягоды отличались (клубничка и рябинка) .

На следующем занятии «Хохломская роспись» мы усложнили задачу и целью занятия было самостоятельное составление по мотивам росписи, познакомить детей с композицеей хохломского узора на широкой поверхности, основу которой составляет ветка в виде большого завитка. Учить детей писать новый элемент –цветы. На занятии мы предлагали вспомнить композиции и элементы. Которые дети уже имеют писать. Предложили написать еще один элемент – цветы. Дети рассматривали изделия с изображением различных цветов. В продуктивной деятельности дети расписывали панно с различными фонами на выбор, самостоятельно подбирали цвет элементов к фону. Работы детей были проанализированы в конце занятия. Мы увидели разнообразность рисунков и подбор узоров хохломской росписи.

На последнем занятии по хохломской росписи НОД « хохломское бдюдо»  детей учили создавать новую композицию в кругу, закрепляли умения детей писать знакомые элементы хохломской росписи,развивали умение подбирать цвета своей композиции. В начале занятия мы предложили сравнить изделия с разными композициями: на полосе, на завитке и по кругу, уточнили какие композиции дети уже умеют писать и предложили научиться писать композицию в кругу.В практической деятельности дети, расписывая блюдо, использовали уже знакомые элементы хохломской росписи. По окончании занятия, работы детей (см. альбом с детскими работами) выставили на стенд и дети самостоятельно проанализировали свои работы. Таким образом , на всех занятиях дети с удовольствием принимали поставленную задачу, активно работали, самостоятельно подбиралицветовую гамму.

НОД «Сказочная птица» по мотивам городецкой росписиНа следующем занятии проходило знакомство детей с новыми элементами – волнистая линия, круги, а также закреплялась цветовая гамма. Больше внимания  обратили на технику рисования. Перед тем как изобразить какой-либо элемент росписи на бумаге, обязательно рисовали  его в воздухе.По ходу занятия следили за правильным положением кисти, напоминать, чтобы не брали много воды и т. Д., поощрять детей. Чуткое, внимательное и терпеливое отношение к ребенку помогло быстрее справиться с трудностями.Цели:Закреплять знания детей о растительном узоре городецкой росписи. Учить рисовать сказочную , располагать по центру бумаги.творческие способности: цвета, умение декоративный узор.самостоятельность уверенность желание заниматься деятельностью. Доставить радость от работы.: Бумага формата , акварельные краски тонирования бумаги, , кисточки, ватные . В результате проводимых занятий по декоративному рисованию, рассматривания иллюстраций, изделий городецких мастеров, бесед, дидактических игр, чтения стихов об этом промысле, наблюдений в природе, работы с родителями у детей может появиться устойчивый интерес к городецкой росписи, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, станут лучше владеть кистью, рука будет более «твердой», они смогут назвать все элементы городецкой росписи. Всё это будет способствовало развитию их художественных и интеллектуальных способностей.Занятия, проведенные о городецком промысле, дидактические игры по данному виду росписи дали возможность детям узнать приемы рисования и научили составлять узоры на различных формах, что привело к самостоятельности в выборе элементов декоративного узора.

Для реализации поставленных задач в группе детского сада были созданы необходимые условия –оборудована пространственно-развивающая среда : дидактические игы, наглядные пособия , раскраски, альбомы с элементами декоративной росписи.

В свободное время дети с удовольствием рисовали элементы городецкой, дымковской, гжельской , хохломской , филимоновской росписи, самостоятельно подбирая цвет и форму для работы, что говорит о заинтересованности детей декоративно- прикладным искусством росписи и самостоятельности его выбора.

Для успешной реализации поставленных задач,  предполагается тесное взаимодействие  с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы и рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды, показ открытых занятий, выпуск газеты «Сделай сам», семинары-практикумы, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей:

- консультация: «народного декоративно-искусства на творческих способностей »;

- консультация: «Мир Хохломы»;

- оформление «Образцы изделий Хохломы»;

- оформление «Золотая Хохлома»;

- альбома «Хохлома детей»;

- проведение «Хохломские чудеса» компьютерной презентацией.

- выпуск газеты «Сделай сам»

- посещение музея истории художественных промыслов Нижегородской области

-  помощь в организации выставки «Предметы русской старины»

этап.

- выставка предметов русской старины.

- Выставка детей в детского сада.

- альбома для «декоративного творчества».

сказался интерес к данной работы. Дети непринужденной, свободной значительно расширили кругозор, узнали интересного и о декоративном творчестве поделились своими с родителями; детей появился к творчеству мастеров.

Мы решили провести занятие и с родителями , где дети расскажут родителям о декоративном творчестве и помогут им освоить одну из росписей декоративного творчества. Детям предложили самостоятельно выбрать роспись и они, в процессе обсуждения, решили обучить родителей рисовать городецкую роспись. Заранее подготовили дощечки, сделали фон и нарисовали птиц. На досуговом занятии рассказали родителям о городецкой росписи и показали приемы рисования. Родителям была поставлена задача нарисовать цветы около птицы с элементами городецкой росписи, во время занятия дети обьясняли и показывали некоторые элементы узоров. Потом оформили выставку работ и родители поблагодарили детей за это занятие.

Выводы  :

 Дети познакомились с историей возникновения и развитием декоративно-прикладного творчества. Познакомились с городецкой, дымковской, хохломской, филимоновской, гжельской росписью. С понятиями орнамент, композиция, самостоятельно составлять узор, композицию, подбирать элементы, проявлять творчество. Самостоятельно составлять композиции городецкой, хохломской, дымковской,филимоновской, гжельской росписи. Научилисьсамостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании. Использовать различные способы лепки: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой. Самостоятельно строить композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть. Самостоятельно составлять композиции  используя цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей. Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы. Возросло творчество детей при росписи изделий –дети активно добавляют знакомые элементы в предложенную композицию, могут самостоятельно составить композицию из знакомых элементов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx522.82 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Файлы\декоратив творчество к диплому\P1120943.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников

анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...

Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников

анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...

Организация работы по формированию нравственных качеств у старших дошкольников с применением и использованием сказок (Методическое пособие для воспитателей «Любим сказки»)

Данный методический комплекс направлен на воспитание нравственных качеств у старших дошкольников, а так же будет полезен для работы воспитателям....

Итоговая практико – значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...

Сообщение из опыта работы «Организация системы мероприятий по региональному компоненту со старшими дошкольниками»

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства. С...

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО». СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КОСМОСОМ»

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУРАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВВ РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫТЕМА «РАЗВИТИЕ П...

Проект «Парк будущего» как средство формирования технического творчества старших дошкольников ( из опыта работы)

В выступлении на тему :"Проект «Парк будущего» как средство формирования технического творчества старших дошкольников"представлен опыт  работы с детьми старшей гр...