Занятие по экологии. Кто живет в лесу?
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Емельянова  Ирина Алексеевна

                               Занятие по экологии в  средней группе

Тема: Кто живёт в лесу?

Вид деятельности: интегрированная( познавательная, игровая) Образовательные области: «Художественное творчество»,                               « Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Безопасность», «Здоровье», «Труд», «Музыка»

Проблема: Воспитание у детей эколого-биологических взглядов на окружающий мир посредством познавательной видовой деятельности; бережного отношения к природе ее флоре и фауне.

Цели и задачи:

«Познание»

- расширять представления детей  о лесе - дать первоначальные реалистические знания о том, что в лесу живут разные животные (волк, заяц, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить различать этих животных по особенностям внешнего вида.

-активизировать мыслительную деятельность, через разгадывание загадок и разрешение проблемной ситуации;

«Социализация»

- формировать умение соблюдать отдельные элементы нормы и правила поведения в процессе непосредственной – образовательной деятельности

-    Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками в совместной деятельности;

-воспитывать любовь к родному краю, животным леса;

«Коммуникация»

Обогащать и активизировать словарный запас детей (бурый медведь, клыки).

«Физическая культура»

- обогащать двигательный  опыт детей

- Развивать мелкую моторику рук

«Безопасность»

-формировать умение переносить в игру правила безопасного поведения при участии взрослого

«Художественное творчество»

- закреплять знания о красоте леса;

- помочь увидеть красоту природы;

«Здоровье»

- формировать привычку здорового образа жизни

«Чтение художественной литературы»

- Приобщать к познавательной литературе через чтение энциклопедий, литературе природоведческого содержания;

 «Музыка»

- приобщать  к  слушанию  звуков леса.

Оборудование: видеоматериал, компьютер, шапки-маски: медведя, зайца, белки, лисы; изображения жилищ животных большого размера, д/и «Собери картинку»,  картинки деревьев: березы, ели, сосны, картинки дупла, берлоги, кустов, норы, , презентация «Правила поведения в лесу»,  «Дикие животные леса», аудиозапись «Звуки природы» трафареты диких животных, манная крупа, салфетки, клиенки  и клей.

Способы:

Словесные: Вопросы к детям, загадки про лесных жителей.

Наглядные: Рассматривание изображений лесных животных и их жилищ.

Практические: д/и «Найди свой дом», д/и «Собери картинку», «Найди деревья»,  п/ и «Зайка серенький сидит».

Словарная работа: Дупло, берлога, нора, логово.

Предварительная работа: чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций о животных, беседа.

                                             

                                                    Ход занятия:

Дети сегодня вас ждет замечательное путешествие в лес. Но в начале, я хочу вас спросить. Для чего нам нужен лес? Вы любите животных? Дети отвечают.

Да ребята лес наше богатство и животный мир леса очень разнообразен (раздается стук в дверь).

Появляется почтальон и передает письмо, запечатанное в конверте от лесных жителей.

Воспитатель: открывает письмо и зачитывает:

«Здравствуйте дети. Мы лесные жители хотим вас пригласить к себе в гости! Чтобы вы узнали много нового и интересного, о нашем доме, поиграли и выполнили все наши задания. Мы думаем, что вы знаете, как нужно вести себя в лесу! Будем рады вас видеть!».

 

- Воспитатель: Ребята вы готовы отправиться в гости к лесным жителям?

- Дети: да.

- Воспитатель: Тогда закрывайте глаза, нам нужно сказать волшебные слова.

Повторяем за мной.

Круг волшебный покружись

Поскорей в лесу окажись.

Открываем глаза. (Включается видео леса)

Воспитатель: Вот дети мы с вами и в лесу. Как здесь красиво.

Воспитатель: Скажите, а кто  живет в лесу?

Дети: звери, птицы, насекомые.

Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели превратиться в лесных животных? А каких лесных животных вы знаете?

Дети: Отвечают.

Воспитатель: А сейчас я приглашаю девочек выбрать маски тех животных, которыми они хотят стать на время нашего путешествия. И мальчики подойдите и выберите, того кем вы хотели бы стать.

 

Дети одевают маски и выстраиваются по кругу.

 – Ребята,  а сейчас я вас попрошу показать повадки животных, как у нас говорит волк, медведь, лиса, показать, как они делают повадки свои ( при помощи жестов изображаем диких зверей).

 

Дети рассаживаются по стульям.

 

-  Вот посмотрите на наших диких зверей и послушайте их голоса.

 

-  Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте вспомним правила поведения в лесу, о  котором нам говорили жители леса. Знаете ли вы их сейчас мы это проверим! (Включается презентация с правилами поведения в лесу).

 

-Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери картинку». Скажите ребята, а в лесу живут только взрослые звери? (Дети отвечают: живут и детеныши)

 

Сейчас мы с вами по подгруппе детей, поиграем в игру, поскольку вы превратились в животных,  мы с вами разделимся. Зайчики будут собирать свою картинку (зайчонок и зайчиха), лисички (лисенок и лиса), медведи (медведица-мишка). (картинок разрезных на каждую подгруппу детей по 2 штуки). Поиграем еще раз только в этот раз вы будете собирать картинку, других животных, меняем картинки животных по подгруппе (зайчики собирают, лисицу и лисенка, медведи собирают, зайчика и зайчиху и т.д.)

 

- Воспитатель: Молодцы ребята собрали все дружно свои картинки. Лесные жители очень довольны, что вы умеете вести себя в лесу.

- Воспитатель: А сейчас ребята проходите на свои места и я вам загадаю загадки.

 

«У этого животного зимой шубка белая, а осенью серая»

- Кто это? (заяц)

 

 Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь,

А зовут его... (медведь)

 

Пушистая и рыжая

 На дереве живет.

Сильными зубками

Орешки все грызёт.

(Белочка).  

 

Эта рыжая плутовка

Может влезть в курятник ловко,

С петушком в лесок умчится.

Как зовут ее? (Лисица)

 

  - Воспитатель: Молодцы с загадками вы справились. А вот справитесь ли вы с подвижной игрой. Сейчас наши лесные жители проверят. Насколько вы внимательны.

 

Подвижная игра «Зайка серенький сидит»

(Дети стоят)

Зайка серенький сидит

 И ушами шевелит.

Вот так и вот так

Он ушами шевелит.

(Дети присели, ручки подняли, как ушки у зайки и двигают ими)

Зайке холодно сидеть

Надо лапоньки погреть.

Вот так и вот так

Надо лапоньки погреть.

(Дети встают и хлопают в ладоши)

Зайке холодно стоять надо зайке поскакать.

Вот так и вот так

Надо зайке поскакать.

(Дети прыгают на месте)

Волк зайчишку испугал,

Зайка прыг и убежал.

(Дети бегают и садятся на свои стульчики)

                                                  

 После игры дети рассаживаются.

-Воспитатель: Ребята, скажите, а какие деревья  растут в лесу?.Зачем нам нужны деревья?

-Дети отвечают: сосна,  береза, ель.

Проводится Д/и «Найди деревья». Дети по подгруппе животных (одетые в маски). Находят деревья, и объясняют ее название, и какое это дерево хвойное или лиственное.

Зайчики – березку

Мишки – сосну

Белочки – елочку

 

Наши ребятки - зверятки отлично справились с заданиями лесных жителей. Вам нравиться наше путешествие в лес ребятки?.

 

- Воспитатель: Ребята вы знаете, где звери в лесу живут? Какие у них домики?

- ответы детей. (медведи живут в берлоги, лисы в норе, зайчики под кустом и т.д.)

 

- Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю сыграть в игру д/и «Найди свой дом»

 

По кругу будут стоять стулья, на спинках стулья вы видите, приклеены домики животных. Ваша задача занять место на стульчике с той картинкой, каким животным вы являетесь. Медведи должны сесть там, где стулья с берлогой, зайчики с картинкой, где кусты, стулья все стоят вперемешку, игра на выбывание, кто не успеет сесть на стул и найти свой домик выбывает из игры. Посмотрим, какие звери у нас победят.

 

Ну что ж ребятки - зверятки вы отлично справились с заданиями лесных жителей. Им очень понравилось, что вы их посетили. Нам с вами пора возвращаться в детский сад, но перед тем как мы вернемся лесные жители хотят вас отблагодарить и подарить вам воздушные шарики, за ваши успехи и соблюдение все правил поведения в лесу.

 

Поощрение детей воздушными шариками.

 

А сейчас закрываем глаза и возвращаемся в детский сад. Произнесем волшебные слова: Раз, два, три, повернись, в детском саду окажись.

 

Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали? И что нового вы узнали?

 

Завершающий этап:

 

А сейчас мы с вами пройдем в группу и вы сможете нарисовать животных леса, из манной крупы.  А как мы с вами это сделаем я объясню в группе.

(Рисунки диких животных по заранее приготовленным трафаретам из манной крупы)

 

Самоанализ проведенного занятия

Проведенное занятие с детьми 4-5 лет показало, что дети знают, где живут дикие животные,  что у каждого жителя леса есть свой дом, различают диких животных  по внешним признакам, а также умеют отличать взрослого животного и их детенышей от других своих собратьев. Дети среднего возраста обогащают свой словарный запас, умеют сопоставлять предметы друг с другом, проявляя ЗУН и развивая познавательные способности посредством сюжетной линии и коммуникативно доносить суть увиденного перед ними (картинки, презентации, видеоролики и т.д.).  В этом возрасте они сопоставляют свои действия с действиями тех или иных персонажей ( в данном случае диких животных), различают при помощи слухового аппарата звуки животных, угадывая к какому животному он относится. Единственное в чем они затрудняются, так это в объяснении правил поведения в лесу, то есть наглядно понимают, что изображено на картинке, но сформулировать точно  ввиду своего возраста еще не могут. В целом занятие по экологическому воспитанию прошло, успешно, проблему, поставленную в начале мероприятия мы решили путем среды (провокации), наличии нужного материала. Основной нашей функцией и задачей заключалось в воспитании у детей бережного отношения к природе, через информационно-коммуникативные и наглядно-дидактические технологии воспитания детей, чувство экологического воспитания..

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya.pdf246.55 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии на тему "Кто живет рядом с нами"

Конспект занятия по экологии на тему "Кто живет рядом с нами", соответствует требованиям написания конспекта для аттестации на соответствие занимаемой должности...

Занятие по экологии "Кто живет в лесу?" для средней группы

Занятие по экологии Кто живет в лесу? для средней группы...

Занятие по экологии Кто живет в лесу?

Оригинальное и интересное занятие   по экологии на тему: "Кто живет в лесу?", ИСПОЛЬЗУЯ ПРОБЛЕМНО ПОИСКОВЫЕ СИТУАЦИИ...

Конспект непосредственной-образовательной деятельности по экологии "Кто живет в лесу?". (В средней группе).

Конспект непосредственной-образовательной деятельности по экологии "Кто живет в лесу?". (В средней группе)....

Конспект занятия по экологии в средней группе " Кто в лесу живет?"

Конспект занятия по экологии в среднй группе детского сада....

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Где живет капелька?"

В данном конспекте отражены представления о том, что вода очень важна для всех живых существ, вода - источник жизни, это бесценный дар природы, который нужно беречь....

Конспект занятия по экологии во второй младшей группе «Кто живет в лесу»

Конспект занятия по экологии во второй младшей группе «Кто живет в лесу?»Цель: познакомить детей с животными, которые живут в нашем лесу, закрепить знание о животных.Задачи:- учить ра...