НОД по окружающему миру"Где рождается снег?"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Савченко Татьяна Рихердовна

Всероссийский конкурс «Мой лучший урок»

Ссылка на презентацию: https://drive.google.com/open?id=1yXNSDgfIXSMFubMO...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_luchshiy_urok_savchenko.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

   

Савченко Татьяна Рихердовна

воспитатель

МБДОУ №27

Всероссийский конкурс

«Мой лучший урок»

г. Канск

2015 г.

Тема непосредственной деятельности «Где рождается снег?»

Цель:

Формирование желания у детей принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность.

Задачи:

О. О. «Познавательное развитие»

- формировать представление об образовании снежинок, снега в природе;

- формировать знания о происхождении снега;

- формировать умение, различать строение и форму снежинок;

- формировать умение пользовать критериями сравнения;

- развивать память, внимание, воображение;

 

О. О. «Социально - Коммуникативное развитие»

- способствовать воспитанию чувственной сферы, эмоциональной чуткости;

- приобщать к элементарным, общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками;

О. О. «Речевое развитие»

- развивать доказательную речь;

- активизировать словарный запас;

- содействовать проявлению норм этикета, соблюдению правил культуры речевого общения;

О. О. «Художественно- эстетическое развитие»

- формировать умения и навыки конструктивной деятельности;

- развивать творческое воображение;

- воспитывать эстетическое чутью в определении характера произведений музыки;

О. О. « Физическое развитие»

- развивать тонкую и общую моторику, сохраняя и укрепляя физическое и психическое здоровье детей;

Оборудование:

репродукции картин с изображениями зимних пейзажей, картинки с изображение снежинок, снежных узорах на окнах, веточек инея,  набор пластмассовых снежинок, скрепки конторские, счетные палочки, ватные палочки , картины с изображением природных явлений

( солнце, облака, капельки, пар, цветы, снежинки) зимние картинки, письмо, снежок, манная крупа , клей- карандаш, фломастеры или карандаши, цветной волок, магнитная доска, картинки с природными явлениями, диск с классическими произведениями, картинки с временами года.

Были продуманы условия: в группе проветрено, чисто, продумано размещение детей, расставлено оборудование, приготовлен соответствующий материал для проведения НОД. Ожидаемый результат: дети могут рассказать об образовании снежинок и снега в природе, умеют различать строение и форму снежинок, повысится познавательная и эмоциональная активность детей, разнообразится и активизируется словарный запас, научатся выражать в продуктивной деятельности полученный знания и впечатления, развивать наблюдательность, воображение, фантазию и творческое отношение к природе.

Методические приемы:

- словестный метод (чтение, беседа, рассказ, поощрение)

- наглядно - демонстрационный ( показ картин с изображением зимних пейзажей, снежинок)

- практический метод ( конструирование сказки из шаблонов и выполнение творческих работ)

- игровой метод физминутка, подвижная игра, игровой самомассаж, психо-гимнастические этюды)

- эвристический метод: направлен на проявление самостоятельности работы на занятии

- методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности)

 Проблемно -  поисковый ( использование алгоритмических, эвристических приемов умственной деятельности

Формы работы:

-индивидуальная, самостоятельная, групповая

Предварительная подготовка:

- разучивание с детьми стихов, песен о снеге, снежинках и зиме

- чтение рассказов и сказок с образами воды и снега

- наблюдение за снегом и снежинками во время прогулки

Словарная Работа: озимые

Ход непосредственной деятельности

Дети под музыку заходят в группу, здороваются с гостями, встают в круг

Педагог: Ребята, я хочу узнать какое у вас сейчас настроение, но вы мне не расскажете о нем, а покажете. ( дети мимикой показывают свое настроение)

Педагог: А теперь передайте свое хорошее настроение друг другу ( дети при помощи ладоней формируют улыбку передают друг другу)

Педагог: А теперь поделимся своим настроение гостями ( дети подходят к гостям и протягивают свои «улыбку»)

Педагог: А теперь, дорогие гости, вы покажите свое настроение и поделитесь им с нами ( дети проходят на стульчики, садятся в круг)

Педагог : Какое время года у нас на дворе? (ответ детей)

Педагог: А какой месяц? (ответ детей)

Педагог: Какой по счету этот месяц (ответ детей)

Педагог: А вот какое время года наступит за осенью, вы узнаете только тогда, когда решите мою задачу.

Арифметика простая.

Так считаем, так считаем,

Вычитаем, вычитаем мы листву,

Дождик, радугу, траву.

А декабрь настает-

Прибавляем звонкий лед,

Злой мороз, колючий ветер,

Снегирей, в снегу дома.

И тогда у нас в ответе

Получается… (зима)!

Педагог: Правильно! Зима! Перечислите, что зимой в природе исчезает? (ответ детей)

Педагог: А что прибавляется зимой? (ответ детей)

Педагог: Дети, новость есть у нас! Расскажу о ней сейчас. Спят в снегу тополя, березы и осины, для озимых снег стал теплою периною . Для зайчишек стал подушкою пуховую , для мальчишек и девчонок- любимой игрою. Чувствую я холодок ( предлагает погреться детям: растереть руки и ноги ладонями). Ой, ребята, посмотрите, в группу к нам влетел снежок. А на нем письмо, только странное оно ( рассматривают письмо) . Вместо марок- три снежинки, на конверте- картинка ( педагог читает письмо):

« Скоро, скоро к вам примчу,

На метелях прилечу,

Запляшу и закружу,

Снегом землю наряжу,

И деревья, и дома… и подписано «ЗИМА»

Прошу вас, ребятки, отгадать мою загадку:

Белый, мягкий, серебристый,

Он холодный и пушистый.

Он летит на землю с неба,

Называется он …. ( снегом).

( дети подходят к столу и рассматривают снег в емкости)

Педагог: Что такое снег? (ответ детей)

Педагог: Правильно. Это много- много снежинок! Подойдите к окну. Назовите предметы, которые  покрыты снегом.

(ответ детей)

Педагог: Выделите в пейзаже места, которые вам очень понравились. Расскажите, чем? (ответ детей)

Педагог: А теперь обратите внимание на красоту зимы в произведениях художников.   (раздает каждому репродукции с зимнем пейзажем ). Вглядитесь в картину . ( Звучит музыка). Найдите себе то место в картине, в котором вам будет хорошо. Теперь вообразите , чем бы вы занимались в тот зимний день в выбранном вами месте. Расскажите о ваших впечатлениях, занятиях, любви в к природе. (ответ детей) . Назовите, пожалуйста, зимние месяцы? (ответ детей).

Педагог: Ребята, мы с вами похожи друг на друга?. А скажите, чем мы отличаемся друг от друга? (ответ детей : по цвету волос, по цвету глаз, по характеру)

Педагог:  А знаете ли вы, что у каждого месяца есть свое лицо? Мы учили про них короткие стихи, давайте расскажем стихотворения Михаила Яковлевича Маршака из цикла « Круглый год» о любом зимнем месяце, но не словами, а жестами, мимикой, движениями, а гости пусть угадают, о каком месяце вы рассказали.

Под музыку дети показывают стихотворение. После каждого месяца –рассказывают стихи:

Круглый год

Январь

Открываем календарь -

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу во дворе.

Снег - на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

Февраль

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой вьется по земле

Легкая поземка.

Над Кремлевскою стеной -

Самолетов звенья.

Слава армии родной

В день ее рожденья!

Декабрь

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Елку из лесу привез.

Елка плакала сначала

От домашнего тепла,

Утром плакать .перестала,

Задышала, ожила.

Чуть дрожат ее иголки,

На ветвях огни зажглись.

Как по лесенке, по елке

Огоньки взбегают ввысь.

Блещут золотом хлопушки.

Серебром звезду зажег

Добежавший до верхушки

Самый смелый огонек.

Год прошел, как день вчерашний.

Над Москвою в этот час

Бьют часы Кремлевской башни

Свой салют - двенадцать раз!

Педагог: Из чего состоит снег?  ((ответ детей)

Предлагает рассмотреть пластмассовые снежинки и снежинки на рисунках ,спрашивает у ребят на что они похожи.

Педагог: А хотите узнать, откуда появляются снежинки?

Я расскажу вам сказку о маленькой капельке, и вы узнаете , как рождается снежинка и почему много снежинок падают на землю. Во время моего рассказа , вы будете конструировать сказку из шаблонов, которые я вам приготовила. (дети на магнитной доске или на белом покрывале конструируют сказку)

Жила-была Капелька.

(познавательная сказка)

« Жила-была Капелька. Там, где она родилась, было тепло. Но Капелька не любила солнышко и притаилась от него в тени. А однажды она так устала, что не заметила, как крепко заснула на стебельке красной розы. А когда проснулась, оказалось, что солнышко уже переместилось на небе и очень пригрело красивую розу, ее листья и стебелек, на котором пряталась Капелька.  Жаркие солнечные лучи стали жечь Капельку, и она превратилась в пар. Стала легкой , как воздух, невидимой, как он, и вместе с ветром умчалась в небо. Туда же попали и другие капельки, не успевшие спрятаться от солнца. Собрались они вместе, и получилось облако. Но вдруг налетел ветер. Он ни секунды не сидит без дела. Прогнал облако по небу и гнал до тех пор, пока не повстречались другие облака. Капелька попросила все облака объединиться, чтобы стать сильной грозной тучей. Так появилась туча. Но она стала такой тяжелой, что не выдержала в себе миллионы мелких капелек и рассыпала их в воздухе. Понеслись все маленькие капельки вместе со своей главной капелькой вниз, но зимой по дороге к земле замерзли и превратились в крохотные льдинки - кристаллики.  Однако в природе существует свое «ледяное правило». По этому правилу к каждому кристаллу стали приклеиваться другие кристаллики. Как только появился кристаллик с шестью углами, к нему уже больше не могут присоединиться другие подружки. Кто не успел присоединиться к одной « компании» ищет себе другую. Так Капелька после ледяных преобразований снова вернулась на землю, но уже в виде снежинки. Имела она шесть лучиков. В той стране, где она приземлилась, наступила холодная зима».

Педагог: По закону природы все снежинки, падающие на землю, имею только 6 лучей ,не больше и не меньше. Ученые разгадали тайну рождения снежинок. Они также  падают из туч, как и дождь. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей, где царит сильный холод. Здесь из водяных паров образуются крохотные льдинки - кристаллики. Это еще не снежинки, которые падают на землю. Они еще очень маленькие. Но шестиугольный кристаллик все время растет и, наконец,  становится снежинкой. Так рождается снег. Снежинка - это другое состояние воды.

Далее педагог задает детям вопросы:

- Во что превратилась капелька, когда его пригрело солнце?

-Как образовалось облако?

- Как образовалась тучи?

- Во что превратилась капелька, когда ее заморозил мороз?

- как образовалась снежинка?

-Сколько лучиков имеет каждая снежинка?

Творческое задание.

Педагог предлагает сконструировать снежинки из канцелярских скрепок и палочек.

Педагог: А хотите, чтобы у нас в группе появилась снежная полянка. Так давайте сами сконструируем снежинки.  ( дети на ковре под музыку самостоятельно выполняют задание, педагог читает стихотворение)

Белая узорная звездочка - малютка,

Ты слети мне на руку,

Посиди минутку.

Покружилась в воздухе

Звездочка немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

Дети рассматриваю снежинки, предлагают гостям подойти и рассмотреть снежную полянку.

Дыхательная гимнастика.

Педагог раздает детям снежинки на палочках.

Под музыку они со снежинками бегаю, кружатся, танцуют и дуют на них, наблюдая, как они танцуют в воздухе.

Проводится подвижная игра « Спрячься в снегу»

Педагог: Полетели, полетели белые снежинки, заплясали снежный танец белые пушинки, но подул вдруг ветерок и надул большой сугроб.

Дети сбегаются в цент, образуя сугроб, а педагог укрывает их белым покрывалом.

Логическая задача.

Педагог: Ребята, давайте посмотрим на снег, который я утром принесла в детский сад. Что произошло с ним? Почему снег растаял?  (ответы детей).

Эксперимент.

Если снег растаял не полностью, можно положить его на ладонь и понаблюдать, как он будет таять или можно добавить в емкость горячей воды..

Педагог:  Снег и иней - это одно и тоже? (ответы детей).

Снежинки- это пар, который замерз в облаках. А иней - это пар, который замерз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах. Сегодня на прогулку мы вынесем металлический замок и проверим, что с ним произойдет за ночь. Как вы думаете, что с ним произойдет?  (ответы детей).

Педагог: А вы знаете, как появляются узоры на окнах? (ответы детей: их рисует мороз).

Педагог: Чем он их рисует? (ответы детей).

Педагог: прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Теплые пары оседают на холодных стеклах. Ледяные кристаллики соединяются друг с другом. И постепенно на окне вырастает ледяной сад с необычными цветами.

Педагог раздает иллюстрации с изображением веточек деревьев, на которых иней и шапки снега. Дети должны определить ,где веточка покрыта инеем, а где снегом.

Продуктивная деятельность.

На столах лежат силуэты зимушки-зимы, зимние пейзажи, снеговики, клей, манная крупа, вата, пластилин, мелки , фломастеры.

Педагог:  Вы любите чудеса? Давайте превратимся в добрых волшебников и сотворим чудо? Покружись, покружись и в волшебников превратись. Дети кружатся на месте, произнося слова . Давайте покажем, что не только зимушка зима может творить чудеса: наряжать леса в красивые снежные шубы, покрывать землю теплой периной, украшать крыши домов кружевным покрывалом. Подойдите к столу, выберете понравившейся пейзаж и начинайте творить чудеса. (Дети под музыку выполняют творческое задание). После выполнения работы дети подходят к гостям и рассказывают ,чему научились и что нового узнали на занятии.

Список литературы

1.Воронкевич О.А, Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста.- СПб: ДЕТСВО_ ПРЕСС, 2002.- 160с.

2.Гризин Т.И. Познаю мир: метод. Рекомендации для воспитателей, работающих по программе « Радуга». – М.: Просвещение, 2003.-160 с.

3.Рыжова Л.В.  Экологические занятия для детей старшего дошкольного возраста //Дошкольного воспитание.- 2009.- № 10.- С. 34-41.

4. Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой: метод. Пособие. – СП.б.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2012.- 160 с.

5. Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет, 2008.- 56с.

                                     

Пояснительная записка

     На конкурс представлено интегрированное занятие по теме О.О. «Познание» (природный мир) « Где рождается снег?»

     На занятии присутствовало 12 детей подготовительной группы. Все они с разным уровнем развития, с эмоционально - психической устойчивостью, у них хорошо развита познавательная активность: восприятие , наглядное и логическое мышление, произвольное внимание, память.

    Данное занятие составлено в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы « Детство», программа разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.  Герцена с позиций гуманистической педагогики.    

    Непосредственно образовательная деятельность природный мир проводится 1 раз в неделю.

     В структуру занятия тесно вплетены различные виды деятельности, которые подчинены одной  цели: Формирование желания у детей принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность.

    Интегрированное занятие « Где рождается снег?», проводимое по единому сюжету, способствовало решению следующих задач:

О. О. «Познавательное развитие»

- формировать представление об образовании снежинок, снега в природе;

- формировать знания о происхождении снега;

- формировать умение, различать строение и форму снежинок;

- формировать умение пользовать критериями сравнения;

- развивать память, внимание, воображение;

 

О. О. «Социально - Коммуникативное развитие»

- способствовать воспитанию чувственной сферы, эмоциональной чуткости;

- приобщать к элементарным, общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками;

О. О. «Речевое развитие»

- развивать доказательную речь;

- активизировать словарный запас;

- содействовать проявлению норм этикета, соблюдению правил культуры речевого общения;

О. О. «Художественно- эстетическое развитие»

- формировать умения и навыки конструктивной деятельности;

- развивать творческое воображение;

- воспитывать эстетическое чутью в определении характера произведений музыки;

О. О. « Физическое развитие»

- развивать тонкую и общую моторику, сохраняя и укрепляя физическое и психическое здоровье детей;

   

Занятие состоит из трех этапов : вводного, основного, заключительного.

Во вводной части педагог использует игровой момент «Передай хорошее настроение»,

В основной части педагог предлагает решить логическую задачу в стихах, вводит в сюрпризный момент (снежок с письмом). Дети рассматривают снег в емкости, зимний пейзаж за окном, рассматривают иллюстрации , делятся впечатлениями, читают стихи о зимних месяцах, при рассказывании используют психо- гимнастические этюды . Долее дети рассматривают картинки с изображением снежинок, педагог вводит детей  в проблемную ситуацию, спрашивая их о том «Как появляются снежинки?» Дети прослушивают познавательную сказку « Жила-была капелька». Во время прослушивания конструируют сказку из шаблонов на магнитной доске. Затем детям была предложена творческая работа, где они при помощи канцелярских скрепок и счетных палочек конструировали снежинки. Была использована дыхательная гимнастика,  проводилась подвижная игра « Спрячься в сугроб». Детям была предложена специально организованная

ситуация эксперимента ( опыта). В процессе эксперимента дети были заняты  умственным поиском, у них развивалось логическое мышление.  

На заключительном этапе дети выполняли практическую работу, где проявили свои творческие умения и навыки.

В области «Познания» ( природный мир) были использованы следующие методы:

- словестный метод (чтение, беседа, рассказ, поощрение)

- наглядно - демонстрационный ( показ картин с изображением зимних пейзажей, снежинок)

- практический метод ( конструирование сказки из шаблонов и выполнение творческих работ)

- игровой метод физминутка, подвижная игра, игровой самомассаж, психо-гимнастические этюды)

- эвристический метод: направлен на проявление самостоятельности работы на занятии

- методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности)

 Проблемно -  поисковый ( использование алгоритмических, эвристических приемов умственной деятельности .

Технологии :

- игровая деятельность,

- деятельный подход,

- обучение в диалоге со взрослым,

- технологии развивающего обучения,

- здоровье сберегающие технологии .

Важнейшая роль в занятии отведена музыке. Все задания сопровождались звучаниям четкой, равномерно  звучащей музыкой и способствовали развитию чувства ритма у детей.

    Ход занятия можно варьировать, можно поменять стихи, заменить иллюстрации о зиме и музыкальное сопровождение, а пособие для игр, дыхательные гимнастики- дети могут изготовить собственными руками

   В процессе экологического воспитания (экспериментирования) у детей формируется реалистическое  представление о предметах природы и явлениях, побуждают детей сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно- следственные связи. В процессе эксперимента ребенок занят не только глубоким умственным поиском, происходит развитие логического мышления, расширение интересов, воспитание активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы и формируются определенные качества личности и духовный мир ребенка.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)

Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагог...

Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»

Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...