Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)
статья по окружающему миру на тему

Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагогом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_veselkovoy_no_1.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Методики и технологии создания благополучного эмоционального климата в старших и подготовительных группах ДОУ (из опыта работы)

В условиях материальной и духовной нестабильности общества возрастает опасность потери человеком чувства удовлетворенности жизнью. Сложная экономическая обстановка, негативный социальный фон приводят к тому, что ребенок не способен испытывать счастье в повседневной жизни, не в состоянии выбрать вариант успешного поведения, боится окружающей действительности, воспринимая ее как источник страданий.

Социальная дезадаптация приводит к подмене счастья искусственными ощущениями. Ребенок выходит за пределы реальной жизни, что является одной из причин социальной патологии в детской среде.

Наше угрюмое, подчас агрессивное общество нуждается в воспитании счастливого поколения. Опыт социальной жизни и социальных отношений дошкольник большей частью получает, участвуя в образовательном процессе. Именно в этих условиях происходит выбор ценностных ориентаций, становление жизненной позиции.

Проблема счастья ребенка выдвинута в ходе гуманизации общества и

системы образования. Только при проживании ребенком счастья в процессе пребывания в детском саду можно говорить о действительной гуманизации воспитательного процесса. Продуманность гуманистического содержания воспитания, его обеспеченность гуманистической методикой, гуманистическая позиция педагога и гуманные взаимоотношения между ним и детьми служат основанием для утверждения гуманистической системы воспитания.

Для формирования у ребенка способности быть счастливым мы применяли различные методики. Однако прежде чем приступать к их использованию, необходимо провести с детьми беседу о счастье, не опускаясь при этом до житейско-бытового уровня.

Нужно хотя бы в общих чертах ознакомить их с философским толкованием феномена счастья. Можно привести такой пример: древнегреческий философ Диоген, который жил в бочке, считал, что счастье заключается в нашей душе, а не в том, что нас окружает: ни пища, ни одежда не могут сделать человека счастливым, если в душе пустота. Не имея никаких благ, Диоген чувствовал себя счастливым. Предложите детям задуматься о том, что в наше время многие люди стремятся найти свое счастье в чем-то внешнем, но не внутри самих себя.

Приведем некоторые из использовавшихся нами методик.

«Нарисованное счастье». Эта методика легка в применении, так как рисовать дети любят в любом возрасте. Мы предлагаем нарисовать счастье так, как они его представляют. Некоторые дети изображают мешок с деньгами, некоторые – семью, многие девочки видят себя королевами. Все рисунки рассматриваются и обсуждаются.

«Счастливый день». Ученикам предлагается вспомнить один счастливый день из своей жизни. Этот день необходимо вспомнить с того момента, как ребенок открыл глаза утром. Нужно оживить в своей памяти пережитые тогда чувства, а затем постараться отыскать счастливые минуты в одном из обычных дней, из которых состоит повседневность. Детям очень нравится вспоминать приятные события, они с радостью делятся своими впечатлениями и эмоциями.

«Счастье в игре». Эта методика направлена на то, чтобы вызвать у воспитанников палитру эмоций. В игре воспитатель предлагает ситуацию, где тот или иной персонаж проживает состояние счастья или несчастья.

В формировании ощущения счастья у дошкольников важная роль отводится педагогической поддержке, которая должна заключаться прежде всего в поощрении (одобрении, похвале, выражении доверия и т.п.), рассчитанном на стимулирование положительных эмоций воспитанника; в создании благоприятного климата в группе (оказание помощи в общении, познавательной деятельности, создание ситуации успеха). Благодаря педагогической поддержке каждый ребенок в группе, чувствуя внимание воспитателя, будет испытывать положительные эмоции, что позволит ему быть счастливым.

Педагог должен пройти три профессиональные ступени, чтобы реализовать у дошкольников способность быть счастливыми.

Первая ступень – вытеснение негативного за счет возбуждения позитивного.

Вторая ступень – яркое и выразительное высказывание педагогом собственного проживания счастья. Для дошкольников воспитатель – и образец, и «организатор счастья». Проживаемое им счастье очень глубоко действует на детей, подверженных эмоциональному «заражению», и они проживают счастливое состояние вместе с воспитателем.

Третья ступень – выделение из повседневности счастливого момента и обозначение его как счастья. Этот профессиональный шаг тоже не труден, ведь наша жизнь наполнена разнообразными красками, звуками, жизненными ситуациями и в любом ее моменте можно найти что-то положительное. Например, встречая детей в группе, воспитатель приветствует детей: «Какой сегодня замечательный день! В такой день хорошо думается. Даже солнышко будет нам помогать, и это просто счастье!» В детском саду можно проводить специальные акции, посвященные положительным эмоциям. Например, объявить «Неделю счастья», когда педагоги каждый вид деятельности организуют так, чтобы дети могли испытывать счастье. А в конце недели воспитанники готовят приятные сюрпризы своим друзьям и родителям.

У педагога ДОУ есть возможность дойти до глубины души каждого ребенка и помочь ему стать счастливым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром «Золотая рыбка»

ТЕМА: « Золотая рыбка» Цель: Создать условия для изготовления детьми сувенира «Золотая рыбка» используя такое свойство бумаги, как пластичность Задачи:              ...

Проект "Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста"

Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста...

Способы познания математических представлений детьми старшего дошкольного возраста

Понимая, какое значение имеет развитие математического мышления у детей дошкольного возраста, важно научить ребенка не только сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, а...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром по направлению «Познавательное развитие» на тему «Российская армия»

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром по направлению «Познавательное развитие» на тему «Российская армия&raq...