Экспериментирование как способ познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста.
статья (подготовительная группа) по теме

статья из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментирование как способ познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста.

1.Актуальность темы. В дошкольном возрасте закладывается фундамент основных представлений и понятий окружающем мире, который существенно влияет на умственное развитие ребенка. Возможности  умственного развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно показывать не только  внешние наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние,  существенные связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности и начальным формам абстракции,  обобщение, умозаключения. Очень важно научить ребенка творчески относиться к окружающему миру; развивать умственную активность и самостоятельность. Такое обучение можно осуществить путем организации особого вида детской деятельности – экспериментирование. За основу детской  деятельности можно взять китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать – и я пойму!» Усваивать все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Эти слова можно взять девизом к экспериментальной деятельности дошкольников.

2.Что такое экспериментирование? Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществлении ребенок приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его; изменять это явление в том или ном направлении. Экспериментирование – это особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко - обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

3.Цели и задачи экспериментирования.

* Формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

* Подводить детей к суждениям, умозаключениям, учить делать простейшие выводы, устанавливать причинно – следственные связи.

* Способствовать восприятию дошкольником целостной картины мира и основ культурного познания им окружающего мира.

* Учить составлять пиктограммы; пользоваться условными обозначениями.

4.Виды экспериментирования (или темы). 

1. Экспериментирование с водой:

        * вода прозрачная

        * у воды нет вкуса

        * у воды нет запаха

        * лед – твердая вода

        * пар – это тоже вода

        * вода – жидкая, может течь

        * растворение в воде различных веществ

        * вода не имеет формы

        * лед легче воды

        * вода смягчает и очищает предметы и т.д.

2. Воздух.

         * пузырьки воздуха

         * ветер – это движение воздуха

         * воздух – невидимка

         * воздух при нагревании расширяется

         * воздух занимает место и т.д.

3. Что у нас под ногами.

        * сыпучий песок

        * песок может двигаться

        * свойства мокрого песка

        * песочные часы

        * свойства песка и глины и т.д.

4. Солнце.

        * солнечные зайчики

        * испарение воды на солнце и в тени

        * солнце способно разогревать предметы и даже зажигать их и т.д.

5. Металлы.

        * свойства магнитов

        * металлы тяжелее воды

        * звучащая монета и т.д.

6. План экспериментальной деятельности на год. (подготовительная группа)

Месяц

Тема

 Содержание экспериментальной деятельности.

1.сентябрь

«Песок»

Знакомство со свойствами песка сравнение песка с речными камнями .

Беседа: «Кому нужен песок для жизни?»

2.октябрь

«Камни»

Рассматривание камней, сравнение их по форме, цвету, размеру, весу, гладкости.

3.ноябрь

«Глина»

Знакомство со свойствами глины, сравнение ее с песком.

Беседа: «Как люди используют глину».

4.декабрь

«Снег»

Опыты и наблюдения со снегом, его свойствами. Лепка снежных фигур на прогулке.

Беседа: «Для чего нужен снег?»

5.январь

«Вода»

Опыты и наблюдения с водой, изготовление цветных льдинок.

Беседа: «Для чего нужна вода?»

6.февраль

«Воздух»

Опыт и эксперименты с воздухом и его свойствами.

Беседа: «Для чего нужен воздух?»

7.март

«Почва»

Посадка растений.

Состав почвы. Значение почвы для человека.

8.апрель

«Магнит»

Опыты с магнитами.

 Значение магнитов в жизни человека.

9.май

«Дерево и металл»

Сравнение деревянных и металлических изделий.

Значение их в жизни человека.

7. Меры безопасности при проведении опытов.

Надо помнить: все проводимые эксперименты должны быть абсолютно безопасными и безвредными; недопустимы действия могущие повлечь за собой нарушения физического или психического здоровья ребенка; педагог не имеет право заставлять ребенка проводить действие, которые ему неприятны независимо от причин, вызвавших это неприятие. Эксперименты должны проводиться планомерно, целенаправленно и систематически. Если ребенку неинтересно, прекратите занятие. Видимо, вы делаете что-тонеправильно.

Литература по экспериментированию.

  1. Т. М. Бондаренко  «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
  2. «Воспитатель ДОУ». №12,2010 г.
  3. «Воспитатель ДОУ». №7, 2010 г.
  4. А. И. Иванова «естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду».
  5. Журнал «Дошкольного воспитания». №8, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)

Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагог...

Проект "Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста"

Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста...

Способы познания математических представлений детьми старшего дошкольного возраста

Понимая, какое значение имеет развитие математического мышления у детей дошкольного возраста, важно научить ребенка не только сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, а...

Практикум для педагогов ДОУ на тему «Народные игры как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста»

Практикум для педагогов ДОУ на тему «Народные игры как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста»...