Способы познания математических представлений детьми старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Иванова Светлана Евгеньевна

Понимая, какое значение имеет развитие математического мышления у детей дошкольного возраста, важно научить ребенка не только сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи. В целях развития математического мышления нужно предлагать детям самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение. Овладев логическими операциями, дошкольник станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы познания математических представлений детьми старшего дошкольного возраста

Дети старшего дошкольного возраста продолжают совершенствоваться через игру, рисование, общение с взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение. Интеллектуальное развитие детей пяти лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.  

Внимание детей этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; они еще не могут управлять своим вниманием и часто оказываются во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение -    развивают у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно - следственных связей. Благодаря этому дети могут понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению старшие дошкольники обращаются, как правило, только в случаях решения задач, которые невозможно разрешить без действенных проб. К концу дошкольного периода при правильном руководстве со стороны взрослых наглядно-образное мышление может достигать весьма высокого уровня, его развитие стимулирует использование моделей, схем, опора на словесно зафиксированные образы свойств, связей и отношений между объектами действия.  Наряду с интенсивным развитием образного мышления в старшем дошкольном возрасте начинают закладываться основы логического мышления [3].

Логическое мышление – мышление посредством рассуждений. Рассуждать – это значит, связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед человеком вопрос, решить мыслительную задачу. В процессе рассуждения используются понятия о предметах, явлениях, их свойствах и отношениях.

Первым и важнейшим компонентом содержания математического развития дошкольников являются свойства (то, что присуще предметам, что отличает их от других предметов или делает похожими на другие предметы) и отношения (общность двух или более предметов).

В процессе разнообразных действий с предметами дети осваивают такие свойства как форма, размер (протяженность в пространстве), масса,

пространственное расположение, длительность и последовательность, количество. Первоначально в результате зрительного, осязательно-двигательного, тактильного обследования, сопоставления предметов дети обнаруживают и выделяют в предметах разные их свойства. Дети сравнивают отдельные предметы и группы предметов по разным свойствам, упорядочивают объекты по разным основаниям, разбивают совокупности на группы (классы) по признакам и свойствам. В процессе этих действий дошкольники обнаруживают отношения сходства по одному, двум и более свойствам и отношениям порядка. При этом они учатся оперировать «в уме» не с самим объектом, а с его свойствами.

Таким образом, в дошкольном возрасте начинают активно развиваться логические способы познания через сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию, сериацию и др.

Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов, это первый способ познания свойств и отношений, который осваивают дети, один из основных логических приемов познания внешнего мира.

С накоплением опыта у ребенка возрастает способность воспринимать все больше свойств объектов и явлений. Происходит развитие способностей улавливать все более отдаленное сходство и все более тонкие различия, постепенное преодоление одностороннего характера сравнения, а по мере накопления опыта у ребенка развивается умение не только устанавливать  сходства и различия, но и выяснять причину.

Эффективными приемами непосредственного сравнения являются: наложение, приложение, соединение линиями. К более сложным и точным опосредованным приемам сравнения по количеству и размеру относятся счет и измерение условной меркой. При их использовании выводы об отношениях между сравниваемыми объектами делаются на основе сравнения чисел, выражающих размер или количество объектов. С помощью сравнения выявляется тождество и различие предметов [2].

Таким образом, используя разные приемы сравнения, дошкольники познают свойства (форму, количество, размер), а также отношения равенства, подобия и порядка.

С помощью сравнения выявляется тождество и различие предметов. Более глубокое проникновение в суть вещей осуществляется с помощью синтеза и анализа. При этом анализ – это дробление целого на части, а синтез – обобщение, группировка целого, они неразрывно связаны между собой, это две стороны единого мыслительного процесса: анализируем мы всегда то, что синтетически целое, а синтезируем то, что аналитически расчленено.

Л.С. Рубинштейн считал, что анализ и синтез – это общие знаменатели всего познавательного процесса [6].

Психологически способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу. То есть, если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части. Именно поэтому столь серьезное значение уделяется в дошкольном возрасте деятельности, активно формирующей синтез - конструированию.

Сериация (упорядочивание множества) осуществляется на основе выявления некоторого признака предметов и их распределения в соответствии с этим признаком. Исходным условием для овладения сериацией является освоенность сравнения. Сериационные ряды строятся в соответствии с правилами:

  • выделить признак (конкретную величину), по которому необходимо упорядочить предметы (размер, длина, масса и пр.);
  • определить направление ряда (по нарастанию или по убыванию величины);
  • выбрать из всех имеющихся предметов (в соответствии с направлением ряда) начальный элемент (самый маленький или самый большой);
  • для продолжения ряда каждый раз из оставшихся предметов выбирать самый маленький (большой).

Правило определяет, который элемент из двух произвольно взятых, предшествует другому элементу [4].

В результате последовательных разнообразных упражнений дошкольники осваивают сериацию как способ познания свойств (размера, количества, чисел). С помощью этого способа они открывают отношение порядка, познают свойства упорядоченного множества, систематизируют объекты по разным величинам, готовятся к решению сложных задач.

Обобщение - это оформление в словесной форме результатов процесса сравнения, формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации: эти все - большие, эти все - маленькие; эти все - красные, эти все - синие; эти все - летают, эти все - бегают и др.

По мнению Р.С. Немова, обобщение - это объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам [5].

Классификация – мыслительная операция, состоящая в распределении каких – либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определённых общих признаках в соответствии с установленными критериями.  

Классификация как способ познания свойств и отношений представляет собой сложные умственные действия, которые включают:

  • выделение основания классификации (общих признаков предметов), по которым будет производиться разбиение;
  • распределение объектов с разными свойствами в разные классы;
  • объединение объектов с одинаковыми (тождественными) свойствами в одно целое и выделение общего свойства группы (класса).

Классификация способствует пониманию того, что лежит в основе сходства и различия разнообразных вещей, первоначально развивается на основе практических действий группирования и объединения [4].

  Пространственно - временные представления, наиболее сложные для дошкольника, осваиваются через реально представленные отношения (далеко - близко, сегодня - завтра). Познание этих отношений осуществляется в процессе анализа реальной жизненной обстановки, разрешения проблемных ситуаций, решения специально разработанных творческих задач и моделирования.

Познание чисел и освоение действий с числами - важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Оперируя только числами, которые являются показателями количеств и величин объектов окружающей действительности, сравнивая их, увеличивая, уменьшая, можно делать выводы о точном состоянии объектов действительности.  Дошкольник постигает сущность числа и действие с числами на протяжении длительного периода. Счет является способом определения численности множеств и способом их опосредованного сравнения. В процессе счета дети постигают число как показатель мощности множества. Сосчитывая разные по размеру, пространственному расположению предметы, дети приходят к пониманию независимости числа от других свойств предметов и совокупности в целом.

На основе сложившегося математического опыта, ребенку 5 - 6 лет становятся доступными познание связей, зависимостей объектов, закономерностей, оценка различных состояний и преобразований. Дети могут определять порядок следования, находить фигуру, пропущенную в ряду фигур; понимать и исправлять ошибки, пояснять неизменность или изменение состояния объектов, веществ, следовать алгоритмам и составлять их самостоятельно. Ребёнок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего, проявляет интерес к математике.

У него начинают складываться представления о свойствах предметов, величине, форме, цвете, составе, количестве; о действиях, которые можно производить с ними - уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, измерить [3].

Многочисленными исследованиями (Н.А. Менчинской, А.М. Леушиной,  Г. С. Костюк) доказано, что психологические возможности детей старшего дошкольного возраста позволяют формировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания, развивать способы познания математических свойств и отношений. При этом подчеркивается, что в соответствии с возрастом ребенка необходимо подбирать и формы, и способ обучения. В связи с этим на конкретных возрастных этапах создаются наиболее благоприятные условия формирования определенных знаний и умений [8].

А.В. Белошистая считает, что итогом математической подготовки детей является не столько накопление математических представлений и умений, сколько интеллектуальное развитие ребёнка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются ведущими для дальнейшего успешного усвоения математического содержания в школе [1].

Исследования ученых (З. А. Михайловой, А. А. Столяра) показали, что математические  игры развивают у детей самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать до доступные задачи в разных видах  деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности.

Понимая, какое значение имеет развитие математического мышления у детей дошкольного возраста, важно научить ребенка не только сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи. В целях развития математического мышления нужно предлагать детям самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение. Овладев логическими операциями, дошкольник станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

Таким образом, старший дошкольный возраст является сензитивным к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности, к развитию логических приемов мышления. Включение ребёнка в развивающую математическую деятельность при решении им задач умственного характера, повышает эффективность результатов развития мыслительной деятельности, а развитие логического мышления в дошкольном возрасте является возможным и необходимым.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников.  Вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений [Текст]  / А.В. Белошистая. -  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с. 
  2. Григорьева И.А. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр [Текст] / И.А. Григорьева, Т. А. Грузинцева // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 28-31.
  3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
  4. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр. – СПб.: Детство-пресс, 2008. –384 с.
  5. Немов Р.С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. Образования [Текст]  / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
  7. Столяр А.А. Давайте поиграем [Текст] / А.А. Столяр. – М.: Сфера, 2010. – 76 с.
  8. Щербакова Е.ИТеория и методика математического развития дошкольников: Учебное  пособие / Е.И. Щербакова. – М.: МПСИ 2005. – 392 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка"Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала "

«Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорн...

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления детей. ...

Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)

Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагог...

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового ...

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового и учеб...