Практикум для педагогов ДОУ на тему «Народные игры как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста»
материал

Шавалиева Елена Васильевна

Практикум для педагогов ДОУ на тему

«Народные игры как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_narodnye_igry_kak_unikalnyy.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для педагогов ДОУ на тему

«Народные игры как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: раскрыть воспитательно-познавательный потенциал и практическую значимость народных игр.

Задачи:

1. Ознакомление участников семинара-практикума с отдельными играми народов Поволжья.

2. Развитие  представлений о возможности классификации народных игр по сходным признакам, по содержанию, по атрибутике, по отличительным признакам;

3. Формирование практических навыков организации и проведения народных игр.

Оборудование: ленты, ёлочки – муляжи, лыжи, большой платок с орнаментом, флеш носитель с музыкой, мяч, спортивная верёвка.

Раздаточный материал: карточки с описанием народных игр (см. Приложение № 1)

Ход семинара-практикума:

Вводная часть:

 Вводная тематическая беседа с участниками практикума:

  • «Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представлю практикум на тему «Народные игры как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста»
  • «Я предлагаю, передавая друг другу мячик, ответить на следующий вопрос:

Какие методы, приёмы, формы вы используете в своей работе, знакомя  детей с окружающим миром?»

  • «А как вы думаете, какую познавательную ценность имеют для детей дошкольного возраста народные игры? О чём мы можем узнать, играя в игры разных народов?»

Основная часть:

- Уважаемые коллеги! Я согласна со всеми вашими высказываниями и хочу представить гипотезу, которую мы должны доказать или опровергнуть в ходе практикума:

Я предполагаю, что народные игры являются уникальным способом познания мира старшими дошкольниками.

Почему я так считаю!

Современный мир сложен и многообразен. Сегодняшние дошкольники совсем не похожи на детей, которые ходили в детские сады 20-30 лет назад. Может быть, поэтому в мире робототехники, информатики, гаджетов не нашлось места такому традиционному средству педагогики, как народные игры. И совершенно зря!

Народная игра - это уникальный феномен «общечеловеческой культуры». Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Но самое важное – народная игра – это уникальный способ усвоить основы устройства мира.

Хотите в этом убедиться, тогда я предлагаю вам окунуться в неповторимый мир фольклорных игр разных народов.

Задание № 1.

Начать нашу работу я предлагаю с составления мини картотеки народных игр. В этом мне понадобится ваша помощь. Я предлагаю вам разделиться на 3 группы.

Первая группа должна выбрать 3 игры о живой и неживой природе (животных, птицах, природных явлениях, смене времен года, времени суток и др.)

Вторая группа выбирает 3 игры, отражающие быт, повседневные занятия того или иного народа.

Третья группа выбирает игры – соревнования, состязания, где есть возможность помериться силой, ловкостью и т.д.

 (педагог условно делит участников на 3 группы и раздаёт задания и карточки с описанием народных игр. Перечень и описание игр представлены в приложении 1).

Работа с участниками практикума:

  1. Уважаемые коллеги! Я думаю, что вы уже справились с заданием и готовы рассказать, какие игры вы отобрали?

Первая группа.

Игры о живой и неживой природе (животных, птицах, природных явлениях, смене времен года, времени суток и др.):

«Серый зайка» (Удмуртская народная игра), «Земля, вода, огонь, воздух» (Татарская народная игра),  «Луна и солнце» (Чувашская народная игра).

Вторая группа.

Игры, отражающие быт, повседневные занятия того или иного народа.

«Юрта» (Башкирская народная игра), «Продаём горшки» (Татарская народная игра), «Горелки с платочком» (Русская народная игра)

Третья группа.

Игры – соревнования, состязания.

«Биляша» (Марийская народная игра),  «Выгони мяч» (Русская народная игра), «Хлопушки» (Татарская народная игра).

  1. По каким признакам вы классифицировали игры? Что вам помогло определить вид игры? (название, содержание, атрибутика)

  1. Как вы думаете, какие познания даёт нам каждая группа игр? Что мы можем узнать о мире вокруг из данных игр?

Совершенно верно, народные игры могут охватить все стороны жизни и что особенно важно и ценно в условиях реализации ФГОС ДО, народные игры затрагивают самые разные образовательные области.

Например, игры на силу и ловкость – это образовательная область… «Физическое развитие»,

- игры с использованием художественного слова – это образовательная область … «Речевое развитие»,

- игры о быте, ремёслах, природе – это образовательная область … «Познавательное развитие»

- игры с музыкальным сопровождением – это образовательная область … «Художественно-эстетическое развитие»

- игры с правилами – это образовательная область… «Социально-коммуникативное развитие».

То есть, таким образом, народные игры позволяют нам успешно решать задачи основной образовательной программы.

Хотите убедиться в том, что в ходе проведения народных игр создаются особые условия для того, чтобы узнать что-то новое. Тогда я предлагаю перейти ко второму заданию.

Задание № 2.

Мы живём в прекрасном самобытном крае – Республике Татарстан. Нам с вами – современным городским жителям – трудно представить, как была организована жизнь наших предков, коренных жителей республики. Я предлагаю нам с вами приобщиться к истокам национальной культуры и поиграть в народные игры.

Педагог приглашает участников семинара-практикума выйти из-за столов и проводит с ними игры:

  • Игра «Плетение» (рис.1).

Правила: Для проведения игры приглашается участники по количеству лент, один из участников держит все ленты с одного края, оставляя одну ленту для ведущего (по принципу «ткацкого станка»). По сигналу через одного, участники поднимают и опускают ленты, а ведущий пропускает свою ленту под лентами участников.

- Спасибо Вам, уважаемые коллеги! Вот и мы с вами смогли прикоснуться к национальной культуре. Как вы думаете, какую познавательную ценность несут предложенные вам игры? Что мы можем узнать из них?

(Участники игр могут получить представления о традиционных занятиях коренных жителей республики, о национальных традициях, о ремеслах, о других культурных ценностях, о флоре, фауне, климате родного края).

Заключительная часть:

- Но и это ещё не всё! Народная игра универсальна ещё и потому, что позволяет превратить любой самый обычный предмет в атрибут для игры, несущий свой особенный смысл.

Я предлагаю вам, такой предмет – веревку. Вспомните или придумайте игру, где вы бы могли использовать данный предмет. Если затрудняетесь, я могу вам помочь.

Участники предлагают игры и показывают их.

(Демонстрация игр, придуманных участниками семинара-практикума).

Игра «Веревочка».

Дети по считалке выбирают водящего. Берут длинную веревку, концы ее связывают. Участники игры встают в круг и берут веревку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться  рук одного из играющих. Но дети внимательны, они отпускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, они сразу же берут веревку. Кого водящий  ударит по руке, тот идет водить.

- Спасибо! Проходите на свои места.

Итог.

Задание для участников с мячом (передаем мяч):

Народные игры настолько хороши и универсальны, что мы можем их использовать в любой деятельности. Как вы думаете, где мы можем их использовать?

А теперь, вернёмся к гипотезе, сформулированной вначале нашей встречи. Давайте попробуем её подтвердить или опровергнуть. Предлагаю такую игру. Я высказываю своё мнение, если вы со мной согласны, то передайте мяч следующему участнику. Если нет, то мяч остаётся у вас.

Итак, народные игры…

  • Интересны и увлекательны.
  • Приобщают к национальной культуре.
  • Знакомят с окружающим миром.
  • Доступны каждому.
  • Решают задачи всех образовательных областей.
  • Народные игры являются уникальным способом познания мира старшими дошкольниками.

Мяч ни разу не задержался, ни в чьих руках, значит, моя гипотеза подтвердилась.

Своё выступление я хочу закончить словами…

«В народных играх нет педагогической навязчивости и вместе с тем,

они вполне педагогичны».

Александра Платоновна Усова

Поэтому играйте, творите, развлекайтесь…

Список использованной литературы:

1. Дыбина О. В., Сидякина Е. А., Киреева Т. И. Люби и знай свой отчий край. /Под ред. О. В. Дыбиной. Тольятти.: Издательство ТФСамГПУ, 2001. 157 с.

2. Захарова Л. М. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике (вторая пол. XIX в. в.): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. 17 с.

3. Корнеева Е. И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников (старший дошкольный возраста): Дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. 181 с.

5. Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. М.: Линка-Пресс, 2000. 224 с.

6. Панкеев И. А. Русские народные праздники. М.: Яуза, 1998. 256 с.

7. Хотинец В. Ю. Этническая идентичность и толерантность. Екатеринбург.: Издательство Уральского университета, 2002. 124 с.

Приложение 1

Игры к заданию № 1.

Луна или солнце (Чувашская народная игра)

Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны - игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.

Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

Выгони мяч (Русская народная игра)

На противоположных сторонах площадки отмечают две коновые линии. Расстояние между ними 5 - 10 м.

Играющие делятся на две команды, встают друг против друга за линиями. По жребию одна из них начинает игру. Дети поочередно сильным ударом ноги посылают мяч в сторону своих противников. Те стараются не пропустить мяч за черту кона, отбивают его ногой. Если мяч не докатился до линии кона, то играющие передают его руками. Так мяч переходит от команды к команде, пока не пройдет за линию кона. Играющий, пропустивший мяч, штрафуется (сзади него кладут любой предмет). Выигрывает команда, набравшая меньшее количество штрафных очков.

Правила игры. Встречая мяч, играющий может выйти за коновую линию) только на один шаг. Если мяч послан слабо и не докатился до кона, играющий также штрафуется.

Продаем горшки (Татарская народная игра)

Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок - хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: - Эй, дружок, продай горшок!

- Покупай.

- Сколько дать тебе рублей?

- Три отдай. 

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Юрта (Башкирская народная игра)

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок,

 Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в  виде шатра (крыши), получается юрта. Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Биляша (Марийская народная игра)

На площадке чертят две линии на расстоянии 3 -4 м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрок – нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды.

Правила игры. Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя. Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. Если игрока, у которого есть пленник, перетянет на свою сторону игрок противоположной команды, то пленник освобождается и возвращается на свое место.

Серый зайка (Удмуртская народная игра)

На площадке чертится квадрат (6x6 м) — это забор. У одной из сторон забора сидит зайка. Собаки (десять игроков) располагаются полукругом в 3—5 м у противоположной стороны забора. Участвующие в игре говорят:

— Зайчонок, зайчонок, почему в огород заходил? Почему мою капусту съел?

На последние слова зайка делает прыжок от забора и старается убежать. Собаки ловят его, окружая сцепленными руками.

 Правила игры. Заяц считается пойманным при полном смыкании круга. Выбегать из-под рук при сомкнутом круге заяц не имеет права.

«Земля, вода, огонь, воздух» (Татарская народная игра)

Правила: играющие собираются в круг, в середине — ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь, произнося одно из четырех слов (земля, вода, огонь, воздух).

Если ведущий говорит «земля», то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо животное; если «вода» — назвать рыбу; «воздух» — птицу; «огонь» — помахать руками. Все поворачиваются кругом. Кто ошибся — выбывает из игры.

«Горелки с платочком» (Русская народная игра)

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

(Все хором)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

«Хлопушки» (Татарская народная игра)

На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20—30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

—        Хлоп да хлоп сигнал такой:
Я бегу, а ты за мной.

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.

Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по Познанию с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий. Тема: «Умники и умницы".

Конспект занятия по матиматике с использованием игровых технологий.·        Цели:  Закрепить с детьми знания, полученные за год: о днях недели и месяцах, с...

Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)

Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагог...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

Народные игры как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста

Народная игра – это уникальный способ усвоить основы устройства мира....

Публикация на тему : "Нетрадиционные способы рисования с детьми старшего дошкольного возраста " (рекомендации для педагогов и родителей)

НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ РИСОВАНИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА(рекомендации для педагогов и родителей)        Одним из условий развития дошкольника – это появление и...

Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ на тему «Народные игры как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста»

Цель мастер-класса – раскрыть воспитательно-познавательный потенциал и практическую значимость народных игр....