Народные игры как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Тихонова Татьяна Николаевна

Народная игра – это уникальный способ усвоить основы устройства мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov_dou_.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ на тему

«Народные игры как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста»

Цель мастер-класса –  раскрыть воспитательно-познавательный потенциал и практическую значимость народных игр.

Задачи:

1. Ознакомление участников мастер-класса с отдельными играми народов России;

2. Развитие  представлений о возможности классификации народных игр по сходным признакам, по содержанию, по атрибутике, по отличительным признакам;

3. Формирование практических навыков организации и проведения народных игр.

Оборудование: ленты, лыжи, большой платок с орнаментом, флеш носитель с музыкой, мяч, спортивная верёвка.

Раздаточный материал: карточки с описанием народных игр (см. Приложение № 1)

Ход мастер-класса:

Вводная часть:

 Вводная тематическая беседа с участниками мастер – класса:

  • Уважаемые коллеги! Я предлагаю, передавая друг другу мячик, ответить на следующий вопрос:

Какие методы, приёмы, формы вы используете в своей работе, знакомя  детей с окружающим миром?

  • А как вы думаете, какую познавательную ценность имеют для детей дошкольного возраста народные игры? О чём мы можем узнать, играя в игры разных народов?

Основная часть:

- Уважаемые коллеги! Я согласна со всеми вашими высказываниями и хочу представить гипотезу, которую мы должны доказать или опровергнуть в ходе мастер-класса:

Я предполагаю, что народные игры являются уникальным способом познания мира старшими дошкольниками.

Почему я так считаю!

Современный мир сложен и многообразен. Сегодняшние дошкольники совсем не похожи на детей, которые ходили в детские сады 20-30 лет назад. Может быть, поэтому в мире робототехники, информатики, гаджетов не нашлось места такому традиционному средству педагогики, как народные игры. И совершенно зря!

Народная игра - это уникальный феномен «общечеловеческой культуры». Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Но самое важное – народная игра – это уникальный способ усвоить основы устройства мира.

Хотите в этом убедиться, тогда я предлагаю вам окунуться в неповторимый мир фольклорных игр разных народов.

Задание № 1.

Начать нашу работу я предлагаю с составления мини картотеки народных игр. В этом мне понадобится ваша помощь. Я предлагаю вам разделиться на 3 группы.

Первая группа должна выбрать 3 игры о живой и неживой природе (животных, птицах, природных явлениях, смене времен года, времени суток и др.)

Вторая группа выбирает 3 игры, отражающие быт, повседневные занятия того или иного народа.

Третья группа выбирает игры – соревнования, состязания, где есть возможность помериться силой, ловкостью и т.д.

 (педагог условно делит участников на 3 группы и раздаёт задания и карточки с описанием народных игр. Перечень и описание игр представлены в приложении 1).

Работа с участниками мастер-класса:

  1. Уважаемые коллеги! Я думаю, что вы уже справились с заданием и готовы рассказать, какие игры вы отобрали?

Первая группа.

Игры о живой и неживой природе (животных, птицах, природных явлениях, смене времен года, времени суток и др.):

«Сокол и лиса» ( Якутская народная игра), «Льдинка, ветер и мороз» (игра народов Сибири и Дальнего Востока), «Луна и солнце» (Чувашская народная игра).

Вторая группа.

Игры, отражающие быт, повседневные занятия того или иного народа.

«Стой, олень» (Коми народная игра), «Продаём горшки» (Татарская народная игра). «Стадо» (Русская народная игра)

Третья группа.

Игры – соревнования, состязания.

«Метание снизу» (Северо-Осетинская народная игра). «Выгони мяч»( Русская народная игра), «Перетягивание на палках» (Якутская народная игра).

        

  1. По каким признакам вы классифицировали игры? Что вам помогло определить вид игры? (название, содержание, атрибутика)

  1. Как вы думаете, какие познания даёт нам каждая группа игр? Что мы можем узнать о мире вокруг из данных игр?

Совершенно верно, народные игры могут охватить все стороны жизни и что особенно важно и ценно в условиях реализации ФГОС ДО, народные игры затрагивают самые разные образовательные области.

Например, игры на силу и ловкость – это образовательная область… «Физическое развитие»,

- игры с использованием художественного слова – это образовательная область … «Речевое развитие»,

- игры о быте, ремёслах, природе – это образовательная область … «Познавательное развитие»

- игры с музыкальным сопровождением – это образовательная область … «Художественно-эстетическое развитие»

- игры с правилами – это образовательная область… «Социально-коммуникативное развитие»,.

То есть, таким образом, народные игры позволяют нам успешно решать задачи основной образовательной программы.

Хотите убедиться в том, что в ходе проведения народных игр создаются особые условия для того, чтобы узнать что-то новое. Тогда я предлагаю перейти ко второму заданию.

Задание № 2.

Мы живём в прекрасной стране – России. Нам с вами – современным жителям – трудно представить, как была организована жизнь наших предков. Я предлагаю нам с вами приобщиться к истокам национальной  культуры и поиграть в народные игры.

Педагог приглашает участников мастер-класса выйти из-за столов и проводит с ними игры:

  • Игра «Плетение»

Правила: Для проведения игры приглашается участники по количеству лент, один из участников держит все ленты с одного края, оставляя одну ленту для ведущего (по принципу «ткацкого станка»). По сигналу через одного, участники поднимают и опускают ленты, а ведущий пропускает свою ленту под лентами участников.

  • Игра  «Охотники»

Правила: Для участия приглашаются две команды, необходимо каждому участнику по сигналу пройти на лыжах до отметки и вернуться к своим командам, передав эстафету.

  • «Знакомство» (хороводная игра)

Правила: Выстраиваются рядышком два круга, в центре каждого круга по одному участнику, которые держат платок над головами проходящих. Под музыку участники водят хоровод. По окончании музыки тех, кого платок накрыл, обнимаются и знакомятся.

- Спасибо, уважаемые коллеги! Вот и мы с вами смогли прикоснуться к национальной культуре. Как вы думаете, какую познавательную ценность несут предложенные вам игры? Что мы можем узнать из них?

(Участники игр могут получить представления о традиционных занятиях коренных жителей, о национальных традициях, о ремеслах, о других культурных ценностях, о флоре, фауне, климате родного края).

Заключительная часть:

- Но и это ещё не всё! Народная игра универсальна ещё и потому, что позволяет превратить любой самый обычный предмет в атрибут для игры, несущий свой особенный смысл.

Я предлагаю вам, такой предмет – веревку. Вспомните или придумайте игру, где вы бы могли использовать данный предмет. Если затрудняетесь, я могу вам помочь.

Старинная русская народная игра «Веревочка» очень динамична, а правила ее просты. Играть в «Веревочку» можно на улице и в помещении, а количество участников может быть от 5 до 20-30 человек.

Для игры необходимо простейшее оборудование – веревочка, связанная в кольцо. Длина будет зависеть от количества игроков. Можно вместо веревочки взять гимнастический обруч большого диаметра. В эту старинную русскую народную игру могут играть детки от пяти лет и до подросткового возраста. И даже взрослые будут играть в нее с удовольствием, например, на масленицу, или на любом другом фольклорном празднике.


До начала игры выбирают
 считалкой водящего.

Игроки берутся за веревочку и растягивают ее так, чтобы получился круг. Водящий встает внутри круга. Его задача – осалить руку любого участника игры. Но сделать он это может, только пока ладонь касается веревочки.  Водящий перемещается внутри круга, стремясь осалить чью-то ладонь, пока она касается веревочки. Чтобы спастись от воды, игроки могут отдергивать руку, или передвигать ее по веревке. Тот, кого осалят, становится водящим.

Если эта старинная русская народная игра проводится с большой группой, то можно выбрать двух и даже трех водящих сразу. Но организатору игры, в этом случае, желательно находиться также внутри круга, следить за соблюдением правил, и направлять игру. Например, если не очень ловкий вода все никак не может осалить игроков, то помочь ему, или просто «судейским» решением выбрать другого водящего.

Поймай рыбку

Чтобы победить в этой игре нужно обладать хорошей реакцией и скоростью. Смысл этой забавы в том, что участники образуют круг, в центре которого стоит «вода» с веревкой и вращает ее по полу вокруг своей оси. Задача участников — подпрыгивать над веревкой. Тот игрой, который зацепится за нее, выбывает из игры.

Задание для участников с мячом (передаем мяч):

Народные игры настолько хороши и универсальны, что мы можем их использовать в любой деятельности. Как вы думаете, где мы можем их использовать?

А теперь, вернёмся к гипотезе, сформулированной вначале нашей встречи. Давайте попробуем её подтвердить или опровергнуть. Предлагаю такую игру. Я высказываю своё мнение, если вы со мной согласны, то передайте мяч следующему участнику. Если нет, то мяч остаётся у вас.

Итак, народные игры…

  • Интересны и увлекательны
  • Приобщают к национальной культуре
  • Знакомят с окружающим миром
  • Доступны каждому
  • Решают задачи всех образовательных областей
  • Народные игры являются уникальным способом познания мира старшими дошкольниками.

Мяч ни разу не задержался, ни в чьих руках, значит, моя гипотеза подтвердилась. Своё выступление я хочу закончить словами…

«В народных играх нет педагогической навязчивости и вместе с тем они вполне педагогичны».

Александра Платоновна Усова

Поэтому играйте, творите, развлекайтесь…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по изодеятельности с использованием нетрадиционных способов рисования с детьми старшего дошкольного возраста

план работы по рисованию для старших дошкольников с использованием нетрадиционных способов рисования...

Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)

Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагог...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

Народные игры со словами для работы с детьми старшего дошкольного возраста

Народные игры со словами  для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Практикум для педагогов ДОУ на тему «Народные игры как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста»

Практикум для педагогов ДОУ на тему «Народные игры как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста»...

Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ на тему «Народные игры как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста»

Цель мастер-класса – раскрыть воспитательно-познавательный потенциал и практическую значимость народных игр....