Цикл занятий, посвященных знакомству детей с картинами русской живописи.
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Лощакова Наталья

Занятия напрвлены на знакомство детей старшего дошкольного возраста с художниками и картинами русской живописи. Учить детей видеть прекрасное, чувствовать и ценить искусство. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_po_kartinam_russkoy_zhivopisi.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий, посвященных знакомству детей с картинами русской живописи.

Цели:

-Познакомить детей с художниками и картинами  русской живописи, как формы национальной гордости и наследия.

- Воспитывать с детских лет эстетически грамотных людей.

-Учить детей видеть прекрасное, умение понимать и ценить искусство.

Оборудование демонстрационное:

-Репродукции картин  И. И Левитана «Букет васильков» , «Белая сирень» ,«У омута»,  «Золотая осень», «Весна – большая вода»,  «Вечерний звон»; В. Поленова «Больная»;   В. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами»;  И. Грабаря   «Февральская лазурь»; Кончаловского «Сирень» ; Ван Гога «Подсолнечники»;  Матисса «Рыбки»;  Моне «Парусная лодка в Аржантее».

Беседа с детьми о художниках.

Спросите детей, знают ли они, кого называют художником. Выслушав ответы, скажите об этом сами.

- Художник – человек, который рисует карандашом ша бумаге, пишет красками на холсте. Одни художники пишут картины, другие создают иллюстрации к книгам, есть художники, которые расписывают игрушки, посуду, ткани.

Предложите детям найти в комнате вещи, которых коснулась рука художника. Отметьте правильность выбора. Рассмотрите с детьми наиболее интересные вещи/ репродукции, расписную вазу, скульптуру/. Немного скажите о них. Спросите детей, зачем художники все  это делают. Послушайте, что скажут дети, а затем продолжайте беседу.

- Художники хотят сделать нашу жизнь прекраснее. Они показывают, как много красивого вокруг нас. У художника особый глаз, он умеет заметить то, на что мы часто не обращаем внимание. Когда мы с вами видим морковку, то прежде всего отмечаем то, какая она  свежая, наверное вкусная. А художник заметит в первую очередь ее яркий цвет, пушистую, узорчатую зелень. И ему захочется, чтобы все увидели, какая красивая морковь. Он возьмет лист бумаги, карандаш или акварельные краски и нарисует ее так, чтобы все восприняли морковь, как он. И это ему удается, ведь художник – мастер своего дела. Вот художник увидел сидящую на ветке птицу. Он внимательно смотрит и на ветку, и на птицу. Затем смешивает краски на палитре, чтобы получился зеленый цвет, как ветка, и желтый, как птица. И рисует их.

Покажите детям две – три репродукции или иллюстрации к детским книгам. Рассмотрите все внимательно.

Примерный список иллюстраций:

«Сирень» Кончаловского ; «Букет васильков» , «Белая сирень» Левитана;

«Подсолнечники» Ван Гога;  «Рыбки» Матисса;  «Парусная лодка в Аржантее» Моне.

Беседа о живописи.

Пейзаж.

Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какай-то сцены. И только в 17 веке появились пейзажи – картины, в которых природа стала главным содержанием.

Создали этот жанр голландские живописцы. Трудная борьба со стихией научила голландцев ценить и любить свою маленькую и прекрасную страну. Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи точно передающие те или иные уголки природы, а есть такие, которые  создала фантазия художника.

Занятие № 1 «За живой водой»

Сегодня мы с вами попробуем заглянуть в волшебный мир живописи, в мир картин. Само слово «живопись» говорит о том, что художники, которые писали эти картины, сделали это так живо, что мы с вами можем их расколдовать и сделать живыми для себя. Мы с вами отправимся в долгий путь за «живой водой». А проводит нас в этот путь Муза, не просто так, а в музыкальном сопровождении. Ведь недаром слова «муза», «музей», «музыка» - родственные.

- Кто из вас знает, что такое сказочная живая вода?

- В каких сказках она упоминается? Для чего служит?

- Внимание! Мы подлетаем и высаживаемся на берегу омута. У картины И. Левитана «У омута».

Сначала я вам немного расскажу об Исаке Ильиче Левитане. Он родился в небогатой еврейской семье. У него рано умерли родители и он остался без всяких средств к существованию. Но несмотря не на что, он любил жизнь и свою родину, и создал около тысячи  произведений. Долгими часами художник бродил по лесам, по полям, по деревням, а потом на его полотнах возникали перелески, тоненькие березки, стоящие в талой воде, мостик через речку, овражки, на склонах которых еще не сошел снег.

Он писал серые туманные дни, темные тучи на небе или осенние леса, сверкающие красным, желтым, золотыми красками. Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные, говорят нам не только о красоте природы, но и о чувствах художника.

Давайте мы с вами попробуем прочувствовать настроение художника.

- В какое время дня мы здесь очутились? Правильно, в сумерки, вечером. Омут – тихое место, но опасное. Недаром картина полна тревоги и даже угрозы. Ведь говорят же: «В тихом омуте черти водятся».

Что это значит? Да, купаться в омуте нельзя. Но ведь мы устали так! Тогда просто сядем на мостик и зачерпнем воды, чтобы напиться. С какой стороны это лучше сделать? Слева от полотна вода искрится, переливается, играет, как бы впитав в себя лучи уже скрывшегося за лесом солнца. А справа?

- Какая вода справа? Маслянистая, вязкая, липкая, мутная, затхлая.

- Покажите рукой, с какой стороны вода вам кажется живой?

- А с другой стороны какая она? Действительно мертвая.

- Теперь совершим самое главное чудо.

Я подхожу к картине и как бы осторожно зачерпываю «живую воду».

Подставляйте руки, ковшиком я всем отолью этой чудесной живой воды. Видите? Она прозрачная, чуть золотящаяся. Чувствуете?  Прохладная, свежая. Нет! Пить ее не надо! Лучше давайте подумаем, кому больше всего на свете нужна «живая вода»? Правильно – больным, слабым, немощным, старым. Может мы совершим большое дело – поможем одной больной девочке. Для этого вам всем надо превратиться в птиц, но не в простых, а в птиц Счастья. Осторожно переливаем «живую воду» в одну ладошку – ковшик, а вторая рука у нас превращается в крыло.

Летим! Скорее, скорее! Мы должны помочь больной девочке, сделать ее счастливой. Подлетаем к картине В.Поленова «Больная».

В комнате, изображенной на картине, темно. Возле стены застыла горестная фигура матери. Девочка лежит в постели и сразу чувствуется как ей плохо. Ее больные глаза раздражает яркий свет. Поэтому лампа на столе прикрыта зеленым абажуром. Возле нее книги, но девочке не до них. Хотя ее лицо в тени, но мы видим, какое оно несчастное.

- Как вы думаете, девочке жарко или холодно?

- Ну, конечно, у нее температура. Даже белая подушка, как бы, впитывая ее жар, чуть розоватая, желтоватая, как будто нагревается у нее на глазах. А губы? Как запеклись губы у этой малышки? Неужели ей нельзя помочь?

Тихонечко, чтобы не вспугнуть девочку, брызнем на нее «живой водой». Смотрите, ее губы тронула улыбка, кажется, она с облегчением и благодарностью смотрит на нас.

   Значит, наша вода, действительно может творить чудеса.

Занятие № 2 « За живой водой»

Мы продолжаем говорить с вами ель о «живой воде», и сегодня я хотела бы показать вам картину В. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами».

-  Кому  на этой картине может пригодиться наша «живая вода»?

Эффект оживления дети должны увидеть сами, отвечая на вопросы педагога: взгляд сраженного война, устремляющего на зрителя, в каком бы месте картины он ни стоял; или подымающая рука, пронзенного стрелой юного княжича, пытающегося погладить склонившиеся над ним цветы. ВАЖНО – И ОЧЕНЬ –  настроить детей таким образом, чтобы они с благоговением и осторожностью относились к воображаемой «живой воде»: делились с теми, у кого она иссякла, и бережно расходовали ее при оказании помощи героям картины.

Где же еще художники помогут нам наполнить запасы «живой воды»?

Сейчас я вас превращу в птиц Счастья, и мы вновь полетим в зал художника Левитана. Дети усаживаются спиной к картине «У омута», так, чтобы в поле зрения находились три работы художника: «Золотая осень», «Весна – большая вода», «Вечерний звон».

- Перед вами, ребята, картины с изображением природы. Их называют пейзажами. Во всех трех мы находим изображение воды. Но, смотрите, какая она разная! На всех трех полотнах. А какие времена года изобразил художник? Правильно! Осень, весну и лето. На кокой из этих картин вода вам кажется живой особенно?

- Теперь подумаем: в какое время года вода начинает по-настоящему оживать? Конечно, весной, во время таяния льда и снега. Такая вода называется вещней. Она пробуждает землю и все, что растет на ней. На картине «Весна- большая вода» в воде отражается нежное весеннее небо. Мы чувствуем через ее цвет, какая она прохладная. Если мы зачерпнем ее, то почувствуем, как руки заломит от холода.

А теперь понесем свою «живую воду» к волшебной картине художника И. Грабаря «Февральская лазурь», на которой вырастает чудесное дерево.

Скажите пожалуйста, какие времена года встречаются на этой картине?

- Да, зима и весна.

- Кто из них побеждает? Весна своей пронзительной синевой неба – лазурь, которая как бы загорается от яркого солнца. Самого солнца мы не видим, но художник сумел так подобрать краски, что снег на наших глазах как бы тает, играя в лУчах. Синий холодный цвет неба пронзительно сверкает, и кажется, что береза тянется к невидимому солнышку ветвями- руками и растет на глазах.

- брызнем на это дерево нашей воображаемой «живой водой»! Смотрите! Ствол березы с ее не ровной корой начинает вспучиваться и трепетать. Он напрягается и дрожит от такой «живой воды». Тающий снег своей влагой /живой/ поит дерево. Игра пятен на стволе передает толчки березового сока, бегущего через ствол в ветви. И а наших глазах на них как бы набухают почки. Наверное многие из вас или ваши родители весной собирали березовый сок – целебный, вкусный. А на картине Грабаря зимняя береза в лучах припекающего солнца превратилась в настоящее чудо- дерево.

Вспомним стихотворение Корнея Чуковского, но не то, где на чудо- дереве выросли чулки и башмаки, а «Рады, рады, рады – белые березы. И на них от радости вырастают розы».

- А на нашем дереве тоже вырастают розы? Нет! Это будут какие-то невиданные цветы. Хотелось бы вам опуститься на ветви этого дерева, как птицы? Это вполне возможно. Вы не забыли, что вы еще пока маленькие птички Счастья, которые на своих крылышках несут «живую воду» больной девочке, богатырям и чудо – дереву?

- Выбирайте себе ветку, садитесь на нее и опишите, какая она по цвету, на ощупь, жарко или холодно сидеть на ней. И что вы слышите, сидя на ветках? /ответы/. Да, действительно, кажется  мы услышали щебет множества невидимых птиц. Наверное нам помогли почувствовать пестрые веселые мазки. Но хватит сидеть на ветках.

- Один, два, три, я вас расколдовываю. Больше вы не птицы! /На этих словах дети приседают на корточки, сжимаются как бы в комочки, а потом резко распрямляются/.

Теперь вспомним весь наш долгий путь за «живой водой». Мы с вами нашли живую и мертвую воду на картине И.Левитана – «У омута», превратились в птиц Счастья и помогли «живой водой» «Больной» с картины В.Поленова, «Богатырям» с полотна В. Васнецова «Поле побоища Игоря Святославовича с половцами». И, наконец, приземлились а ветки чуда- дерева с картины И. Грабаря «Февральская лазурь». Устали? Чтобы снять усталость долгого путешествия умоемся остатками нашей «живой воды».

- Но вы, наверное, догадались, что «живая вода» - это наше воображение, которое так необходимо, когда смотришь картину или скульптуру или просто любуешься окружающей природой!!!

Занятие № 1 Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»

Цель: Учить детей рассматривать пейзажную картину, формировать умение воспринимать, чувствовать ее настроение; умение подбирать и использовать сравнение и эпитеты при описании природы.

Ход занятия.

Дети рассматривают  картину. Воспитатель читает стихи русского поэта И. Тургенева, посвященного осени.

  «А осенний, ясный, немного холодный, утром морозный день, когда береза словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, не блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь,  словно ей весело и легко стоять голой, изморозь вся белеет на дне долины, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья»….

ВОПРОСЫ:

 - Какое время года изобразил художник?

- Что вы видите на переднем плане картины?

- Какие деревья нарисовал художник? Что можно о них сказать? Какие они?

- Куда ведет дорога?

- На что похоже поле? Какое оно?

- Что вы видите на втором плане картины?

- О чем еще хотел рассказать нам художник?

- Как вы думаете, почему картина такая светлая?

- Какое настроение она у нас вызывает?

- Как бы вы назвали эту картину?

Воспитатель. Художник назвал эту картину «Золотая осень». Слободка. Перед нами скромный осенний пейзаж: крестьянские огороды, небольшая слободка, поле, лес. Таких пленительных уголков в России было очень много. В центре картины проселочная дорога, ведущая к слободке и дальше к лесу. Слева от дороги на небольшой ярко-зеленой лужайке стройная береза. Нежная и поэтическая она горит вся светлым золотом. Хочется подойти к ней и нежно погладить  рукой ее золотистые листочки. Рядом с березой другое дерево, скорее всего яблонька. Ее светло-коричневая крона сливается с цветом соломенных крыш слободки.

Слева, в углу картины, изображен березовый кустик в таком же золотистом одеянии, как и взрослая березка. Справа от дороги – огороды, обнесенные старой ветхой изгородью.

  На втором плане деревянные дома, покрытые соломой. Все говорит о том, что крестьянам живется нелегко.

  Вдали, на заднем плане, поле, а за ним чистое небо, так похожее на тонкий прозрачный ледок. Легкие лиловые облака чуть заметны. Воздух прозрачен. Солнце не видно. А картине преобладают не темные, а мягкие, светлые, нежные тона. Спокойно и тихо. Природа словно уснула.

Радостное восприятие жизни звучит в его «Золотой осени». И.Левитан так правдиво, так ярко передал красоту русской природы, что теперь нередко говорят, глядя на молодой лес или цветущее поле: «Это совсем как на картине Левитана».

   После занятия дети делятся впечатлениями.

   Занятие №2

Цель Учить детей создавать описательный рассказ по пейзажной картине И. Левитана «Золотая осень», придумывать свое название для нее, продолжать формировать умение подбирать эпитеты для описания состояния природы

Ход занятия.

Дети подбирают определения к словам  «Береза, яблоня, дорога, деревня, небо, краски, настроение».  Затем их внимание привлекается к картине. Дети рассматривают ее под музыку П. Чайковского «Октябрь», «Осенняя песня»  /из фортепианного цикла «Времена года»/.

Воспитатель читает  отрывок стихотворения М. Лермонтова «Родина»:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз,

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой многим незнакомой

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно…

На прошлом занятии я рассказывала вам о картине Исаака Левитана, сегодня о ней попробуете говорить вы.

- С чего вы начнете свой рассказ?

- Какую часть картины вы опишите вначале?

- О чем расскажите потом?

- Чем закончите рассказ?

- Если бы вы были автором картины, как бы вы ее назвали?

Составляя рассказ по пейзажной картине, дети обычно не  только  называют то, что изображено, но и высказывают свое отношение к изображенному. Придумывание своих названий для пейзажной картины происходит сложнее: дети рассказывают о нарисованном, описывают свои впечатления, но обобщают их с трудом. Если они затрудняются закончить описательный рассказ, воспитатель может предложить им несколько вариантов. Рассказы детей записываются, наиболее интересные фразы из них зачитываются вслух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе. «Знакомство детей с картинами русских художников, описание картин».

Цель: Познакомить детей с картинами русских художников.Задачи: Продолжать знакомить детей с картинами русских художников: Васнецова, Шишкина, Левитана, Саврасова. Закрепить умение отвечать на во...

Цикл занятий, посвященный творчеству П.И.Чайковского "Детский альбом". Занятие третье " Игра в лошадки"

Новый взгляд на “Детский альбом” П.И.Чайковского с точки зрения синтеза различных видов искусств, а именно: музыки П.И.Чайковского и иллюстраций, выполненных профессиональными художниками ...

Занятие в старшей группе. «Знакомство детей с картинами русских художников, описание картин».

Цель: Познакомить детей с картинами русских художников. Задачи: Продолжать знакомить детей с картинами русских художников: Васнецова, Шишкина, Левитана, Саврасова. Закрепить умение отвечать на вопрос...

Методическая разработка ОД в старшей группе. Тема: Знакомство детей с картиной русского художника И.К. Айвазовского «Девятый вал».

Методическая разработка  ОД в старшей группе. Тема: Знакомство детей с картиной русского художника И.К. Айвазовского  «Девятый вал»....

«Знакомство детей дошкольного возраста с живописью»

Воспитать благородного, нравственного, творческого человека без красоты невозможно. Красота пробуждает в ребенке лучшие чувства, энергию радости, которая активизирует творческую активность, положитель...

Конспект занятия в старшей группе на тему «Знакомство детей с картиной И. И. Шишкина «Зима».

Программные задачи: развивать у детей художественное восприятие произведений  природе, учить их эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведения. П...

Конспект ОД на тему: «Русская изба» для детей средней группы. Познавательное занятия, направленное на знакомство детей с культурой русского народа.

Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.);Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.Развиват...