Конспект Экспериментальная лаборатория "Что за чудесница. вода - волшебница!"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Алякина Наталья Ивановна

Вид поисковой лаборатории:  опытно-экспериментальная,  тематическая, временная, детская, групповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksper._laborat.chto_za_chudesnitsa_voda-volshebnitsa.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

проведения экспериментальной  лаборатории

 

по теме «Что за чудесница, вода-волшебница!»

группа «Пчелка» д\с «Золотой колосок» с. Хрящевка

 

Тема календарно-тематического плана: «Зима». 

Разработчик: Алякина Н.И.

 

Вид поисковой лаборатории:  опытно-экспериментальная,  тематическая, временная, детская, групповая.

Реализуемая образовательная программа: «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

Содержание деятельности детей (дидактические единицы):

– вода, разные агрегатные состояния воды (жидкое, газообразное, твердое), переход воды из одного агрегатного состояния в другое при изменении температуры (жидкая вода – в лед, лед – в жидкое состояние);

– температура (ниже нуля – отрицательная, выше нуля – положительная); градусник,  строение градусника, способы измерения температуры воды;

– письмо, конверт, адрес, отправитель, получатель.

Виды интегрированной деятельности детей: познавательно-исследовательская,  коммуникативно-познавательная, познавательно-игровая.

Задания для совместной деятельности детей:  

Задание

(действие и его содержание)

Способ

предъявления

задания

Способ выполнения и презентации

результатов

1. Подумайте, обсудите и расскажите, куда исчезла льдинка и как можно помочь Почемучке ее вернуть.

Словесный

Словесный

2. Подумайте и расскажите, как можно измерить температуру.

Словесный  

Словесный

3. Рассмотрите строение

термометра, расскажите о его использовании и поупражняйтесь

в измерении температуры.

Словесный  с предоставлением детям термометра и его моделей  

Словесно-практический с использованием наглядного материала

4. Выскажите предположения, сформулируйте гипотезу, объясняющую исчезновение льдинки и возможность ее возвращения.

Словесный

Словесный

5. Обсудите последовательность действий при проведении эксперимента, придумайте и расскажите какими символами зарисовать алгоритм.

Словесный

Словесно-практический (зарисовывает педагог)

6. Проведите эксперимент по составленному алгоритму,  рассмотрите и зарисуйте

результаты.

Словесный с предоставлением наглядного алгоритма эксперимента

Практический с

использованием наглядного алгоритма эксперимента

7. Обсудите результаты ваших экспериментов, сравните полученные результаты, сделайте выводы.

Словесный

Словесно-практический с использованием зарисованных результатов

8. Обсудите и подготовьте сообщение для  Почемучки, напишите письмо.

Словесный

Словесно-практический (тексты письма и надпись на конверте делает педагог)

Образовательные задачи:

– формировать представления детей о состояниях воды (жидкое, твердое), переход воды из одного агрегатного состояния в другое при изменении температуры (ПР);

– формировать умения детей работать с термометром и макетом термометра;

          – формировать у детей умения обсуждать проблему, высказывать предположения, формулировать гипотезу, проверять ее, делать выводы и представлять результаты (ПР);

– формировать у детей умение осуществлять деловое сотрудничество, умение работать в подгруппе, высказывать свое мнение, выслушивать и учитывать мнения партнеров (СКР); 

– формировать у детей умение проводить эксперимент и зарисовывать алгоритм действий с помощью условных символов (ПР+);

– стимулировать интерес детей к поисковой деятельности с водой (ПР).

Материалы и оборудование: бумага, карандаши, емкости для воды, термометр, макет термометра.

Стимульный материал: письмо от Почемучки текст  концерт (Приложение 1).

Материалы для деятельности детей:

  – одинаковые емкости;

– термометры;

конверт

– макеты термометров (Приложение 1);

– емкость с водой;

– карандаши;

– карточки-заготовки с кармашками и листочки формата 10*10 для составления наглядного алгоритма проведения эксперимента; (Приложение 2).

Дидактический материал:

–  наглядный алгоритм действий по переходу воды из одного агрегатного состояния в другое при изменении температуры (жидкая вода – в лед, лед – в жидкое состояние) (Приложение 3)

– карточка с наглядным алгоритмом подготовки сообщения (доклада) о результатах эксперимента (цель, гипотеза, действия по ее проверке, результат) . (Приложение 4)

Техническое оснащение:

– демонстрационная доска;

– термометр.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотива-ционно-целевой

Вместе с детьми читает письмо от Почемучки с просьбой объяснить, почему льдинка исчезла, а на ее месте оказалась вода.

Обсуждает с детьми, как помочь Почемучке объяснить

что случилось с льдинкой и как мне ее вернуть.

Организует анализ ситуации, выделение противоречия и постановку цели поисковой деятельности.

Предлагает детям стать исследователями.

Слушают и обсуждают письмо Почемучки, принимают решение ему помочь

Обсуждают проблемную ситуацию, выдвигают предложения как можно ее решить. Осознают «что надо делать».

Принимают решение стать исследователями.

Проек-тировочно-организационный

Обсуждает с детьми способ решения проблемы, обеспечивает формулировку детьми предположений и гипотезы, помогает конкретизировать задачи эксперимента.  Помогает детям выстроить план действий по проверке гипотезы.

Обсуждает с детьми последовательность действий при проведении эксперимента, какими символами будут зарисовать алгоритм, используя условные символы. Зарисовывает на доске наглядный алгоритм эксперимента по мере его обсуждения с детьми.

Стимулирует и поощряет активность детей.

Высказывают предположения, формулируют гипотезу и принимают решение провести эксперимент по проверке гипотезы.

Совместно определяют алгоритм проведения эксперимента по таянию льдинки и  замерзанию воды .

Придумывают условные символы действий и условий эксперимента, объясняют их партнерам, договариваются и выбирают наиболее подходящие.

Обсуждают, как зарисовать результаты.

Содержательно-деятельностный

Обсуждает с детьми возможность использования термометра для измерения температуры воды. Рассматривает с детьми модель термометра, обсуждает его строение и способ использования.

 Помогает детям поупражняться в измерении температуры с помощью термометра.

Осуществляет индивидуальную помощь.

Стимулирует проверку правильности выполнения действий и их последовательности.

Помогает детям правильно зарисовать результаты эксперимента.

Стимулирует активность детей.

Предоставляет детям необходимые материалы.

Рассматривают термометр, его модели, обсуждают строение, способ использования, упражняются измерении температуры с помощью термометра

Проводят индивидуально эксперимент по нарисованному наглядному алгоритму, подобрав необходимые материалы. Таянием льда и замерзанием воды, зарисовывают результаты.

Оценочно-рефлексивный

Педагог организует обсуждение результатов эксперимента.

Помогает детям подвести итог: установить соответствие результатов поставленной цели, выполнение верности выдвинутой гипотезы.

Помогает детям составить письмо-сообщение Почемучке,  записать его текст и подписать конверт.

Педагог делает общий вывод: отмечает слаженность, умение договориться, выполнение работы до получения результатов.

Каждый ребёнок анализирует им полученные результаты, делает вывод, как изменяются состояния воды в зависимости от температуры.

Дети выкладывают зарисованные результаты эксперимента на демонстрационную доску и обсуждают их, определяя общее, делают вывод.

Обсуждают и составляют письмо-сообщение Почемучке, объясняя о чудесных превращения воды при изменении температуры.

Высказываются, о том, что нового узнали, чему научились.

предоставлением наглядного пособия (термометр, макет термометра)

После проведения эксперимента делают заключение о правильности своих действий. Делают запись, результатов эксперимента.

Зарисовывают на карточках с помощью  символов свои действия по изменению состояний воды и вставляют их в кармашки, используя карточку-заготовку.

Методы и приемы:

Предъявление проблемной ситуации – чтение письма от Почемучки с просьбой объяснить, куда исчезла льдинка.

Проблема:  «Что произойдет, если льдинку занести в группу, и что будет с водой, если ее вынести на улицу?».

Обсуждение с детьми, как помочь Почемучке объяснить

что случилось с льдинкой и как мне ее вернуть.

3. Беседа о воде

Вопросы:

– Что мы знаем о воде?

– Какие состояния воды есть?

– Как выглядит вода в различных ее состояниях?

– Что может изменить состояние воды?

4. Создание игровой ситуации – предложить детям стать лаборантами.

5. Экспериментирование детей по изменению состояния воды с помощью разных температур.

 6. Беседа по результатам эксперимента:

– Как изменилось состояние воды после нагревания или остужения ее в емкости?

– Как называется вода в измененном ее состоянии?

– Что мы можем сделать в данной ситуации?

7. Обсуждение действий по решению поисковой задачи «Как изменить состояние воды?»:

–Как можно изменить состояние воды?

Гипотеза: состояние воды изменяется под действием температуры.

– Как можно изменить состояние воды  самим (вынести на улицу, оставить в группе в тепле)?

8. Экспериментирование детей по изменению состояния воды.

11. Объяснение детям задания по проведению эксперимента, «Как изменить состояние воды под действием разной температуры?»

Инструкция: проведите эксперимент по изменению состояния воды. Результаты занесите в карточки-таблицы: впишите свой результат в пустые графы и заполните пустые окошки.

13. Беседа - обсуждение результатов эксперимента:

– Что вы узнали в результате проведения эксперимента?

– Как вы определили, что ваш выбор изменения температуры самый подходящий?

– Как вы думаете: удалось ли нам быть лаборантами?

14. Итоговая беседа:

– Смогли ли мы изменить состояние воды?

– Как мы это сделали?

– Что было интересным?

– Что нового вы узнали о воде? Чему научились?

             МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

1.СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПОИСКОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Название           материала

Название и характеристика материала

Размещение

Особенности использования

Стимульный материала

Письмо от Почемучки с просьбой разобраться: что случилось с моей льдинкой и как мне ее вернуть.

Текст, напечатанный на листе, который вложен в конверт.

  На вспомогательном столе воспитателя

Письмо изготовлено взрослыми и предложено детям как стимульный материал в начале работы

Материалы и оборудование для деятельности

  Материалы проведения фронтального эксперимента (термометр, емкости)

Комплекты для проведения эксперимента

   

На общем столе, вокруг которого сидят все дети с воспитателем.

На отдельных столах, где дети работают в подгруппах.

Материалы педагог подбирает заранее .

Дети для работы в подгруппах  отбирают то, что им нужно после выдвижения ими гипотезы и определения плана действий по ее проверке.

Дидактический материал

Карточки-заготовки с кармашками и листочки формата 10*10 для составления наглядного алгоритма проведения эксперимента.

Наглядный алгоритм проведения эксперимента по таяние льда и замораживание воды(Приложение?)

Модель термометра

  Размещается на столах детей, а после заполнения дети помещают их на демонстрационной доске.

Дети рисуют символы на отдельных листочках, а затем вставляют их в «окошечки»

Технические

средства

 Демонстрационная доска.

 

Возле общего стола, вокруг которого сидят все дети с воспитателем.

Дети представляют на демонстрационной доске результат своей работы по мере их получения.

Дети смотрят презентацию.

Приложение 1

Текст письма

«Здравствуйте, ребята! Однажды гуляя в морозный день на улице, я увидел красивую льдинку и решил взять ее домой, чтобы показать маме.  Пока я раздевался, льдинки вдруг не стало, а на ее месте оказалась лужа.

Помогите мне разобраться: что случилось с моей льдинкой и как мне ее вернуть. Почемучка.

Приложение 2

Карточки-заготовки

с кармашками и листочки формата 10*10 для составления наглядного алгоритма проведения эксперимента

            1                 2                       3                 4                     5                    6

Приложение 3

Алгоритм действий по переходу воды из одного агрегатного состояния в другое при изменении температуры

 

  1. -
  2.  

  1.  Подумать, что нужно сделать сначала
  2. Измерить температуру в помещении и на улице
  3. Принести лед в группу
  4. Оставить лед в группа
  5. Переход воды из твердого состояния в жидкое.
  6. Подумать, что нужно сделать потом.
  7. Измерить  температуру  в помещении и на улице
  8. Вынести емкости с водой на улицу
  9. Переход воды из жидкого состояния в твердое.

Приложение 4

Наглядный алгоритм подготовки сообщения (доклада)

о результатах исследования

1               2                3              4                  5

1 – определить тему (название) доклада;

2 – определить, о чем рассказывать в докладе (отбор информации);

3 – определить последовательность рассказа (план рассказа);

4 – составить текст и подобрать наглядность в соответствии с планом, представив способы (действия) получения информации и результаты;

5 – сделать вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско - творческий проект в средней группе «Что за чудесница, водица - волшебница »

Этот проект я разработала для более широкого изучения свойств воды для детей средней групп. В проекте я использовала в основном опытно - экспериментальну. деятельность. Включила в процесс реализации п...

«Что за чудесница, водица - волшебница»

1.     Вид  проекта:  исследовательско – творческий.2.     Продолжительность:  средней длительности  (ноябрь – февраль)3....

Проект "Что за чудесница, водица - волшебница"

Цель: Обобщить и расширить  знания и представления детей о неживой природе – о воде.Задачи:-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.- познакомить детей со свойствами в...

Исследовательско - творческий проект в средней группе «Что за чудесница, водица-волшебница»/

Проект познакомит воспитателей с новым формами работы с детьми по познавательно-исследовательской деятельности....

Проект по ознакомлению детей со свойствами воды "Что за чудесница, водица-волшебница"

Организация познавательско-исследователькой работы с детьми по ознакомлению со свойствами воды...