Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по лексической теме «Деревья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мукаева Мария Валерьевна

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по лексической теме «Деревья»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_derevya.docx123.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по лексической теме «Деревья»

Цель:

  • уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья осенью»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

- закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.;

  • развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

- совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оздоровительные задачи:

- развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джоко терапия.

Оборудование: картинки с изображением деревьев, картинки с изображением признаков осени, пень, су-джок мячики, схема рассказа.

Предварительная работа: наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов об осени, о деревьях, разучивание упражнения «Клен».

 

Ход занятия.

I. Организационный момент: (на столе сидит игрушка «Ежик»)

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Ежик!

Логопед: давайте поприветствуем ежика.

Это что же за комочек (сжимать кулаки)

Ковыляет между кочек? (перебирать пальцами)

На себе несёт комочек

(сжимать кулаки)

Два листочка и грибочек.(

разжимать пальцы в стороны)

Логопед: И ежик принес на своих иголках намек на то, о чем мы сегодня будем говорить.

Давайте попробуем угадать?

Дети: вспоминают, что принес ежик, логопед подводит к теме «Деревья осенью».

Логопед: Давайте поблагодарим ежика и погреем в руках маленькие мячики, которые так похожи на ежат. (Су-джок)

II. Основная часть.

Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением деревьев. Давайте перечислим те изменения, которые происходят с деревьями осенью. (Ответы детей. Например, листья желтеют, опадают, появляются плоды – перечисляем, какие. Логопед добивается полного ответа).

Логопед: Молодцы, вы очень наблюдательны.

Логопед: А сейчас давайте покажем ежику, что мы умеем с помощью язычка показывать истории (Артикуляционная гимнастика «История веселого ежика».)

Наступила осень, тучки все чаще закрывают солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). Из этих тучек поливает дождь (цокать языком). Ежик выглянул в окошко (тянем язычок), потеплее оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и услышал, как дровосек рубит старое дерево «Д-д-д». Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка ежика на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). Деревья стали такими красивыми, разноцветными, что ежик залюбовался (заборчик). Скоро тучек стало еще больше, и они вот-вот совсем спрячут солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Ежик поспешил домой.

Логопед: Ребята, ежик решил узнать, какие вы знаете названия деревьев? (логопед кидает мяч, ребенок, поймавший его, называет дерево). А теперь назовите части дерева (корни, ствол, стебель, листья, плоды, семена, ягоды, гроздья, сережки, кора, шишки, крона). А знаете ли вы, чем отличается дерево от кустарника? Какие вы знаете кустарники? (шиповник, смородина, малина)

Логопед: Давайте изобразим осеннее дерево (физминутка)

Дерево стоит, пошатываясь на ветру, вдруг налетел сильный ветер и сорвал листочки. Листочки медленно опускаются на землю. А дерево снова раскачивается, дышит свежим осенним воздухом. Но нут пошел дождь (похлопывания по себе), дождь становился все сильнее и сильнее… а потом затих. Тучки расступились и дерево снова стоит, раскачиваясь на ветру.

Логопед: А теперь поиграем в игру «Назови дерево ласково, а потом со словом «много». (с мячом)

Дуб – дубок, много дубов – много дубочков

Береза - ………………………………………..

Рябина - ………………………………………

Осина - ………………………………………

Сосна - ………………………………………

Ель - …………………………………………

Клен - ……………………………………….

Пень - ………………………………………..

Логопед: Ребята, ежик очень любит собирать гербарии. Вы знаете, что это такое? (добавь нужное слово)

Упал с дуба лист….(дубовый)

Упал с клена лист….(кленовый)

Упал с березы лист…(березовый)

Молодцы, прекрасный получился гербарий!

Логопед: Ребята, вы мне рассказывали, что когда наступает осень, вся природа меняется, давайте с вами ощутим эти изменения

(Проводится массаж лица.)

Солнышко светит все меньше - поглаживаем лицо.

Часто льет холодный дождь. - постукивание подушечками пальцев

Ветер пронизывает насквозь. - пощипывание

И мы радуемся каждому лучику солнца. - снова поглаживание

Логопед: Еж живет в лесу, а осенью с деревьев падает много листьев, и поэтому у него их много. И ему очень хочется похвастаться(Игра «Есть – нет» Ребенок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет…..».)

Взрослый: «У меня есть дубовый лист (осиновый лист,кленовый лист, еловая шишка)».

Ребенок: «У меня нет дубового листа (осинового листа, кленового листа, еловой шишки)».

Логопед: А теперь давайте скажем, что делает ежик. Он устал и сел … (согласование с предлогами)

Он сидит … на пне (слез с пня, спрятался за пень, вышел из-за пня и т.д.)

Логопед: И вот сидел он на пне, сидел и придумал интересную историю. Хотите послушать?

(логопед обращает внимание детей на су-джок) Давайте возьмем наши маленькие ежики и будем участвовать в истории.

4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним осенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Катать шарик по ладони вперед- назад.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

А там поляна — большая, круглая, красивая!

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо разноцветных листочков, наверное, ветром занесло! Красиво, как в сказке!

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

Катать шарик по ладони вперед- назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.

Логопед: Ребята ежик рассказал вам свою историю, а давайте покажем ежику, как мы умеем составлять рассказ по схеме?

Дети: Да.

Логопед: Давайте приготовимся, выпрямим спину, сядем красиво.

Дети составляют рассказ по схеме.

 

Схема

Схема

Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие. О чем мы сегодня говорили? Давайте попрощаемся с ежиком!

Вы  молодцы, отлично поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Асташенковой Натальи Валентиновны учителя-логопеда ГБОУшколы № 297(дошкольного отделения) Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»

Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»Цель: создание условий для ознакомления воспитанников с понятием семьи и семейных ценностейЗадачи:     Формировать представление о семье.·...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. ТЕМА: «В ГОСТИ К ОСЕНИ».

Формирование знаний детей об изменениях в живой и неживой природе осенью, обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....

Развивающая предметно – пространственная среда подготовительной группы компенсирующей направленности по лексической теме "Сад. Фрукты".

Описание центров детской активности в подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.  Лексическая тема недели "Сад.Фрукты"....

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Весна»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Весна» Цель занятия: формировать представления о весне как периоде пробуждения природы, дать предс...

Конспект итогового фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Профессии людей»

Цель:Расширение и уточнение представлений, знаний о разных профессиях. Коррекционно-образовательные цели.Расширить представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости и ор...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Мебель»

Цель: уточнение и закрепление знаний о предметах мебели и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.Задачи:Коррекционно - о...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Транспорт»

В конспекте  представлен материал, игры и упражнения по расширению, активизации словаря по теме: «Транспорт», совершенствованию фонематических процессов,  навыков звуко-слогового...