Паспорт уголка природы в старшей группе
материал по окружающему миру (старшая группа)

Петрова Светлана Витальевна

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.
                                                                                                                                                                                                                   В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_ugolka_prirody_v_starshey_gruppe.docx121.69 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт уголка природы
в старшей группе № 1 «Капельки»

        http://images.myshared.ru/4/176648/slide_8.jpg

                                                                                                   

                                                                                     

                                                                                                          Выполнила  воспитатель
                                                                                                                      Петрова С.В.

     

        Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.   Сухомлинский В. А.

Одним из требований ФГОС Дошкольного  образования является правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда.

Уголок природы в групповой комнате – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

Какое значение имеет уголок природы?

Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за растениями.

Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем картинки, книги, рассказы взрослых, производит сильные впечатления.

Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Эколого-эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.

Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувство патриотизма, любовь к природе).

Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

Наш уголок в группе состоит из  зон:

1 зона – мини – лаборатория.

С детьми дошкольного возраста проводим несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Имеются папки «Картотека опытов и экспериментов»,алгоритмы проведения опытов. Задачи лаборатории: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:

-Специальная посуда (разнообразные ёмкости, мерные ложки, стаканчики, трубочки, тарелки, ситечки);

-Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки и т. п.);

-Утилизированный материал (пенопласт, пробки, нитки и др.);

-Приборы – помощники (лупы, зеркала и др.);

-Медицинский материал (шприцы без иголок, пипетки, ватные палочки, колбочки);

-Мир материалов (виды бумаги, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы);

-Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т. д., магниты.

-«Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал т. е. материалы для изучения свойств воды);

-«Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т. д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);

-«Свет и цвет" (зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок) ,т. е. материалы для изучения свойств света, цвета);

-"Звук" колокольчики, дудочки, трещотки, т. е. материалы для изучения свойств звука);

-«Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы, т. е. материалы для изучения свойств магнита.

Находятся: - Коллекции круп.

-Гербарий.

-Коллекция ракушек.

-Коллекция камней.

Модели :-календарь природы (времена года, дни недели;)

макеты (выставляются соответственно темам):

-кто живет в жарких странах (набор животных имеется);

-пустыня;

-животные наших лесов (набор животных имеется);

-пресмыкающиеся (набор имеется);

-насекомые;

Зона – уголок растений.

В группе есть уголок растений, чтобы успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.

На комнатные растения оформлен паспорт комнатных растений. Опыт показывает, что такой паспорт удобен для работы в уголке природы, т. к. дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями.

Есть тематические альбомы-картинки:

-домашние животные,

-садовые цветы,

-комнатные растения,

-деревья,

-овощи,

-животный мир России, и т. п.

В уголке природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, лопатка и рыхлитель.

Каждый год наблюдаем за появление листьев. Имеются веточки с вербой,  березой для наблюдений. Живая природа - это тоже объект исследования. Зона – Книжный центр «Хочу всё знать».

Стать настоящим учёным непросто, надо много, очень много знать. Дети могут рассматривать здесь познавательную литературу. В центр входят разные книги, энциклопедии, атласы. Дети любят рассматривать красочные книги «Животный мир России»«В мире животных»«Атлас животного мира».  
Имеются альбомы - картинки:

-времена года,

-деревья,

-растительный мир,

-грибы,

-природные явления,

-насекомые,

-птицы,

-животные жарких стран,

-домашние животные и птицы,

-дикие животные,

-животные Севера.

Красочная литература очень привлекает детей. Своевременно меняем наглядную литературу – книги, энциклопедии, атласы, альбомы с разными природными сообществами - для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию.

Имеются Музей Крупы, Коллекции камней, Коллекция бумаги, Коллекция жуков, Коллекция почв.
Зона - наша игротека.

В игротеке находятся экологические игры, лото, разнообразные пазлы. Создана картотека игр:

-"Кто где живет?"

-" Мир животных"

-" Времена года"

-"Ассоциации"

-Лото "Растения и животные»

-"Кто чем питается"

-"Что из чего сделано"

-"Развиваем наблюдательность"

В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.

 Зона - «Огород на окне».

На окне каждый год весной обустраивается огород.

Посадки: овес, лук, петуния, бархатцы, салат, укроп.

Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями роста растений. Весной проводим посадку в открытый грунт.

 Воспитанники являются активными участниками акции «Покормите птиц зимой».Нашими помощниками акций являются, конечно же, наши любимые родители.

В своей работе стараемся грамотно сочетать материалы и оборудование в уголке экспериментирования, тем самым способствуем овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряем детскую любознательность, утоляем жажду познания маленьких «почемучек» и направляем их активную деятельность к познанию, стараемся способствовать развитию детских способностей в процессе экспериментирования. У нас много интересных поделок из природного материала.
Если ребенок – исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Наполнение уголка природы необходимым материалом зависит от возраста детей и от требований Образовательной программы.

Уголок природы в нашей группе не только для наблюдений, он способствует также и формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы мы стараемся привлекать детей к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы ввели дежурство по уголку природы.

Уголок природы в нашей группе является необходимой составляющей развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт Уголка природы Второй младшей группы «Ромашки»

Создания уголка природы в 2 младшей группе является обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитание бережного обращения к ней....

Паспорт уголка ПДД в старшей группе

Паспорт уголка ПДД в старшей группе...

Конспект трудовой деятельности в уголке природы детей старшей группы

В данном конспекте предложены все виды задач, которые взяты из программы "От рождения до школы" по старшей группе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по труду в уголке природы в старшей группе «Посев семян овощей»

Программное содержание: - закрепить знания и умения детей по уходу за растениями и птицами уголка природы;- закрепить названия комнатных растений, уметь описывать их внешний вид, особенности строения...

Паспорт уголка экспериментирования в старшей группе

Паспорт уголка экспериментирования "Любознайки" с мультяшными героями "Смешарики"...

Паспорт уголка конструирования в старшей группе

Цели и задачи уголка - формирование у воспитанников желания заниматься конструктивно-модельной деятельностью; - стимулирование творчества, свободы самовыражения в процессе конструирования; - позволить...