Проект по опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Деревья нашего участка».
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Латышова Людмила Николаевна

   Проект « Деревья нашего участка», развивают интерес к представителям растительного мира – деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношений детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_derevya.docx21.35 КБ
Файл tablitsa.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Астраханской области « Школа – интернат №3 для обучающихся с            ограниченными возможностями здоровья»

Проект по опытно-исследовательской деятельности в подготовительной  группе «Деревья нашего участка».                                                                                                                                                                                   Автор проекта  Латышова Л. Н.

Астрахань

Актуальность проекта:                                                                                                                                                Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед нами стоит ответственная задача – воспитывать детей, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра, красоты и истины.

   Проект « Деревья нашего участка», развивают интерес к представителям растительного мира – деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношений детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).

    Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, расспрашивают о деревьях, цветах.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?) Вот почему так важно дать детям возможность самостоятельно ответить на эти вопросы через проектную деятельность. А при ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Вид проекта – долгосрочный, информационно - творческий.

Участники проекта – дети подготовительной  группы, родители, воспитатели.                                       Охватываемые образовательные области: « Познание», «Коммуникация» «Чтение  художественной литературы», « Социализация», «Музыка», «Физическое  воспитание», «Безопасность».

Ресурсное обеспечение: семья, участок детского сада, групповое помещение.,

Цель проекта:

- Формировать у дошкольников представления о жизни деревьев, их разновидностях, особенностях, взаимосвязях с окружающей средой.                                                                                                              - Исследовательская деятельность по выявлению «как изменяются деревья в течение года»                                                                                                                                    - Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.

Задачи:                                                                                                                                                                    Коррекционно - обучающие:                                                                                                                                                   - формировать у детей представление о деревьях и их роли в жизни человека.                                                                                                                                          - формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения         собственной познавательной деятельности.

 Коррекционно – развивающие:                                                                                                                                              - развивать умственные операции сравнения и обобщения;                                                                                            - развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новую информацию из   книг и других источников знаний: любознательность, наблюдательность фантазию;                                                                                                     - приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;                                                                                                                                                                                               - развивать способность к прогнозированию будущих изменений;                                                                     - развивать желание быть непосредственным участником, волшебных преобразования из дерева.                                                                                                           - развивать эстетический вкус, умение видеть красоту рукотворного мира.

Коррекционно – воспитательные :                                                                                                                                        - воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Этапы проекта:

1этап – Подготовительный:                                                                                                                                              Цель: формирование экологической грамотности ребенка.                                                                                       Задачи:  Развитие ребенка  как личности  ( мышление, эмоциональные,  эстетическое,  сенсорное развитие).  Охрана и укрепление здоровья детей.  Воспитание любви к природе родного края.

-Создание необходимых условий для реализации проекта.

- Обсуждение цели и задач с детьми и с родителями.

-Проведение тематических лекций «Деревья - наши друзья».

- Проведение бесед, занятий, привлечение родителей к участию в проекте.

- Совместно с  детьми и родителями  посадить новые растения на участке.

-Подбор познавательной, художественной литературы о деревьях.

-Проведение бесед тематических лекций.                                                                                                                                                  

Методы исследования: наблюдения  во время  экскурсий, исследования на прогулках, рисование, игра, беседа, чтение стихов, пословиц и поговорок.

2этап – Практический

Цель: Внедрение в  воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний   дошкольников о деревьях.

Методы исследования: вопросы, практические методы исследования , совместно с  детьми изготовить поделки  (деревья в разное время года), подбор познавательной, художественной литературы о деревьях.                                                                                                                                        

    Содержание работы с детьми:                                                                                                                           Познавательно-речевое развитие:                                                                                                                                    Беседы о деревьях: « Что мы знаем о деревьях», « Если бы я был деревом» (с оздоровительными упражнениями)», «Кому нужны деревья в лесу ?», «Какие бывают деревья?»                                    

  Просматривание альбома «Деревья», « Зимующие птицы»                                                                                                                              - Просмотр презентаций                                                                                                                                                           - Проведение тематической недели : «Животный мир».                                                                                             -  Экскурсия-беседа « Деревья нашего участка».                                                                                                                                                                                                                                                                                                           -Составление описательных рассказов о деревьях.                                                                                                              - Наблюдение за разными видами деревьев. Обследование их.                                                                                     - Рассматривание картинок и иллюстраций о разных видах деревьев.                                            Придумывание историй, загадок, сказок про деревья, про птиц.                                                                                                                        

Чтение художественной литературы                                                                                                                                       - Разучивание стихотворения С. Есенина «Береза»                                                                                                                        - Чтение Стихотворения «Строение дерева» С. А. Васильева

- Чтение пословиц, поговорок о деревьях.

-Чтение стихотворений о деревьях.                                                                                                                                          

«Жизнь дерева» А. Лопатина,

Цель: воспитывать бережное отношения к деревьям.

«Праздник леса» С.Я. Маршак,

«Липкины дары» А. Лопатина.

Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебное свойство.

Оформление поделок из природного материала « Деревья нашего участка», « Веселые человечки», «Животные Астраханского края».                                                                                                                  

- Выставки детских работ «Ёлочки», «Дерево», «Животные из Красной книги Астраханской области.                                                                                                                                                                                            - Рисование и лепка деревьев, поделки.

Социально-личностное развитие:                                                                                                                 Дидактические игры: « Узнай дерево», «Сравни», «Что лишнее», «Назови плод», «Определи дерево по листочку», «От какого дерева лист» ,«Найди по описанию».

Подвижные игры: « К названному дереву беги», « Кто скорее добежит через препятствия к дереву».

Взаимодействие с родителями:

- Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

-Посадка новых растений на участке.

- Подбор материала по темам: «Удивительные деревья»,  «Превращения деревьев» ,«Пословицы и поговорки о деревьях», «Стихи о деревьях».                                                                                                                  - Помощь в пополнении опытно-исследовательского центра.                                                                                                

Итоговое мероприятие: Викторина - Клуб знатоков природы «Что? Где? Когда?»                                                

3. Заключительный: Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Ожидаемые результаты:

-продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей.

-формируется осознанно - правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

-приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека.                                                                                                                                    



Предварительный просмотр:

План работы с детьми

Формы работы

Содержание работы

ООД

Участники

Сроки исполнения

Беседа «Что мы знаем о деревьях?»

Беседа с детьми

Познание                                             Речевое развитие

Воспитатель

Дети

В течение года

Родительское собрание

Проведение родительского собрания с целью привлечения родителей к участию в проекте

Социально - коммуникативное

Воспитатели

Родители

Октябрь

Наблюдения за деревьями осенью

Закрепить представления об осенних деревьях

Познание                                             Речевое развитие

Воспитатели

Дети

Октябрь                          Ноябрь

Дидактическая игра «Найди листок, как на дереве» и т. д

Учить классифицировать растения по определенному признаку

Познание

Воспитатели

дети

В течение года                  

Подвижная игра «Листья и ветер» и т. д

Закрепить названия деревьев

Познание                                       Физическое развитие

Воспитатели

Дети

 В течение года                  

ООД «Деревья и кустарники нашего участка осенью» и т.д.

Закрепить знания о деревьях и кустарниках нашего участка

КМД;  Развитие речи                                        Худ творчество  (рисование, аппликация)

Воспитатели  

Дети

Октябрь

Чтение рассказов, сказок, загадывание загадок, заучивание стихов,  о деревьях

Знакомство детей с характерными признаками  деревьев и их пользе .

Речевое развитие                       Художественное творчество

Дети

Воспитатели

В течение года

Развлечение « Осень золотая»

Характерные признаки осени

Художественно – эстетическое развитие

Дети

Воспитатели

Ноябрь

Экскурсия-беседа  «Деревья на территории детского сада»

Уточнить знания о названиях и разновидностях деревьев, кустарников, цветов.

Познание                                                 Речевое развитие

Воспитатели

Дети

Ноябрь

ООД  «Веселые человечки» и т.д.

Учить конструировать из природного материала

КМД;                                                          Речевое развитие                                          Худ творчество  (рисование, аппликация

Воспитатели

Дети

Ноябрь

Опытно-экспериментальная деятельность «Листопад»

Учить устанавливать причинно-следственные связи, исследовать природное явление – листопад, строение листа, опытным путём

Познание                                             Речевое развитие

Воспитатели

Дети        

Ноябрь

Наблюдения за деревьями зимой

  Закрепить представления о зимних деревьях

Познание                                                 Речевое развитие

Воспитатели

Дети

Декабрь                        Январь                          Февраль

Экспериментальная  деятельность «Секрет сосновой шишки».

Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды.

Познание                                             Речевое развитие

Воспитатели

Дети

Декабрь

Сюжетно – дидактические игры по экологии «Лес — единый природный комплекс»

 Обобщить знания детей о дереве ель.

Познание                                             Речевое развитие

Воспитатели

Дети

Декабрь                                  

ООД « Деревья и кустарники нашего участка зимой» и т.д.

Закрепить знания о деревьях и кустарниках нашего участка. Жизнь деревьев и животных зимой.

КМД;  Развитие речи                                        Худ творчество  (рисование, аппликация)

Воспитатели

Дети

Декабрь

Украшаем елку во дворе и в группе.

Развитие творческих способностей, создание положительного эмоционального настроения у детей.

Речевое развитие                       Художественное творчество

Воспитатели

Дети

Декабрь

Составление описательных рассказов о деревьях.                                                                                                              

Закреплять умение детей составлять описательный рассказ.

Познание                                             Речевое развитие

Воспитатели

Дети

 В течение года                  

ООД «Красная книга»

Познакомить детей с Красной книгой Астраханской области.

Познание                                             Речевое развитие

Воспитатели

Дети

Январь

Придумывание рассказов или сказок о животном  мире.

Закреплять умение детей придумывать сказки и рассказы.

Художественно – эстетическое развитие

Воспитатели

Дети

В течение года                  

Экспериментальная  деятельность « Нужны ли деревьям, солнце и вода».

Развивать интерес дошкольников к познавательной деятельности через эксперимент-наблюдение.

Познание                                             Речевое развитие

Воспитатели

Дети

Февраль

Экспериментальная  деятельность «Наблюдение за ветками тополя и абрикоса, помещенных в банку с водой.

Развивать интерес дошкольников к познавательной деятельности через эксперимент-наблюдение за развитием почек веточек.

Познание                                             Речевое развитие

Воспитатели

Дети

Февраль

ООД «« Деревья и кустарники нашего участка весной» и т.д.

Закрепить знания о деревьях и кустарниках нашего участка.

КМД;  Развитие речи                                        Худ творчество  (рисование, аппликация)

Воспитатели

Дети

Март

Экспериментальная  деятельность «Мир дерева».

Сравнить дерево и металл,  их качественные характеристики и свойства.

Познание                                             Речевое развитие

Воспитатели

Дети

Март

Итоговое мероприятие: Викторина - Клуб знатоков природы «Что? Где? Когда?»                                                  

Закрепить знания о деревьях и кустарниках нашего участка.

Познание                                             Речевое развитие

Воспитатели

Дети

Март


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой долгосрочный исследовательский-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫

Групповой долгосрочный исследовательско-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫ . Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская, деятельность по изучению жизни дерева во взаимосвязи...

Проект "Деревья нашего участка"

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей сре...

Детско-родительский проект «Деревья нашего участка»

Детско-родительский проект«Деревья нашего участка»...

Образовательный проект "Деревья нашего участка"

образоватеьный проект для детей старшего дошкольного возраста...

экологический проект "деревья нашего участка"

проект для старшего дошкольного возраста...

Экологический проект "Деревья нашего участка"

Экологический проект «Деревья нашего участка», развивает интерес к представителям растительного мира - деревьям; происходит усвоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гарм...

Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию в младшем возрасте 3 – 4 лет.Занятие по теме «Деревья нашего участка»

Hас кругом окружает природа и дети должны видеть красоту  в окружающем. Воспитывая любовь к природе у детей,  мы можем через занятие, через чтение литературы, через прогулки.  Учить исп...