Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему "Волшебница - вода".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.

Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnitsa-voda._konspekt.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Конспект образовательной деятельности по познавательному  развитию  

                 в средней группе на тему "Волшебница - вода".

Форма работы с детьми: интегрированное занятие.

Образовательные области: познавательное, физическое, речевое, социально-коммуникативное развитие.

Возраст детей 4-5 лет.

Программные задачи: 

Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.

Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.

Совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов.

Ввести в активный словарь детей слова: пресный, круговорот, фильтр.

Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.

Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику.

Познакомить детей со стихотворениями, загадкой и поговоркой о воде.

Формировать сознательное отношение к своему здоровью.

Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.

Предварительная работа:

 Проведение опытов «Узнаем, какая вода», «Агрегатные состояния воды», «Растворимость веществ в воде».

Чтение сказки «Два ручья».

Наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи, море).

Рассматривание картин «Наводнение», «Град», «Пустыня» из серии «Расскажем детям о природе»

Методическое обеспечение:

Глобус.

Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи.

Аудиозаписи.

Водяная мельница.

 Раздаточный материал: 

Емкости с водой, пипетки, камни, пластмассовые кубики, емкости с песком и почвой.

Стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, вместо крышки.

Методы и приемы:
1.Сюрпризный момент, игры.
2.Словесные: беседа, пояснение, вопросы, стихи.
3.Наглядные: рассматривание.
4.Практические: собственная деятельность детей.

Оргмомент.

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки поработают,
Ножки потопают.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Мотивационно-ориентировочный этап.

Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Мы снова поработаем в «Лаборатории Почемучек». Нас ждут интересные опыты и открытия. Вы готовы?

Загадать загадку

С горы сбегая без труда,

Она гремит, как гром.

В морозный день она тверда —

Руби хоть топором!

Нагрей ее — и к небесам

Она взлетит тогда.

Теперь любой ответит нам:

Зовут ее — ... (вода).

Правильно, ребята – это вода.

(Показ глобуса).

Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус — так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.

Синий цвет на глобусе означает … что? Воду.  Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета — покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит  какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.

Не соленой — пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.

Ребята, я  хочу познакомить вас с тем, как вода путешествует.

Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»

Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?

Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажу вам .

Каждый день восходит на небе солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.

Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.

попала на небо. И стало облачко тяжелой дождевой тучей.  Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого  капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря.

Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваясь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается — круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».

Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу.

Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. Вы видели в нашем Феодосийском заливе корабли? (Показ картинки).

Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу.  (Показ картинки).

Наблюдение за водяной мельницей.

Дети льют воду на водяную мельницу и рассматривают принцип ее работы. Вот так вода работает на гидроэлектростанциях – вертит большие турбины и помогает добывать электрический ток, благодаря которому  в наших домах есть свет и работают электроприборы.

(Показ картинки).

Динамическая пауза «Тучка и капельки»

Я ваша мама-тучка,

А вы мои – капельки-детки,

Пусть облако вас подружит,

А ветер веселый закружит.

В хоровод скорей вставайте,

И со мною повторяйте:

Мы будем весело шагать и улыбаться!

Руками солнышку махать и наклоняться,

Чтоб растения полить и животных напоить!

Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.

Есть такая поговорка: «Где вода — там жизнь». Вода нужна для жизни всем.

А сейчас давайте отправимся в  «Лабораторию Почемучек».
      Опыт № 1 . Определение цвета воды. 
Посмотрите, что у нас на столах. Предлагаю вам сейчас налить в один стакан воду, а в другой молочко. Определите, в каком стакане вода. Как вы догадались и как определили? (Вода прозрачная, а молоко нет). 
А давайте с вами посмотрим, правда это или нет? Положите в стаканчик с водой 2-3 ракушки. Они видны в стакане с водой? (да) А теперь положите ракушки в стаканчик с молоком. Видно их? (нет) Теперь мы с вами убедились, что чистая вода на самом деле прозрачна. А вся ли вода прозрачна (грязная вода не бывает прозрачной). Но какой же всё-таки цвет имеет вода на самом деле? (разные ответы) 
Давайте мы с вами это проверим. У вас на столах лежат разноцветные крышки. Вы будете опускать в воду эти крышки по очереди и смотреть, с цветом какой крышки совпадет цвет воды (выполняют действия с крышками и наблюдение за результатом). 
Ну, что ребята, подошла какая-нибудь крышка по цвету? (нет) 
Тогда какой вывод мы можем с вами сделать? Есть цвет у воды? (Нет, у воды нет цвета). Она бесцветная.

       Опыт № 2 . Определение вкуса воды. 
А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и сначала попробуйте сок. А какой у него вкус? (вкусный, сладкий). 
Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? Есть у нее вкус? (Вода безвкусная. У нее нет вкуса.) Правильно, ребята! Чистая вода безвкусная. 
        Опыт № 3. Определение запаха воды. 
Ребята, скажите, а вода чем-нибудь пахнет? Давайте сейчас понюхаем воду и узнаем, пахнет она или нет (разные ответы детей). Правильно, чистая вода ничем не пахнет! Добавим в воду лимон. 
А теперь ребята понюхайте воду с лимоном. Есть запах у воды?(есть) 
Как вы думаете, почему вода с лимоном пахнет? (Лимон пахнет, поэтому и вода пахнет). Правильно, потому что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод? Чистая вода не пахнет, а если в нее добавить что-нибудь, то у воды появится запах, что в нее добавили. 
        Опыт № 4. Определение возможности воды растворять. 
Опустите в воду кусочек сахара. Что с ним происходит? (он исчез, растворился). Где в жизни мы можем наблюдать? (когда мы кладём кусочек сахара в чай, он растворяется и становится сладким). Вывод: вода растворитель, может растворять различные вещества. 
Выводы: А из опытов мы узнали о воде, что она: прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха, может растворять различные вещества. 
         Опыт №5. Фильтрование воды.

Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.

В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра — тряпочки из ткани. Перелейте  в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.

Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.

Ребята, а  что вам известно про воду.

-Какая бывает вода? .

Соленая, пресная, горячая, холодная, чистая, грязная, морская, речная, сладкая, газированная.

-В каком виде бывает вода? Жидкая, твердая (снег, лед, град), газообразная (пар).

-Какой вкус у воды? У воды нет вкуса.

-Какой у воды запах? У воды нет запаха.

-Какого цвета вода? Бесцветная, прозрачная.

-Какой формы вода? Вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,

Ходят к водопою звери по тропинкам.

А детишкам малым водичка всех нужнее –

С нею мы растем, с нею здоровеем.

Знаем мы теперь, как воду поберечь –

Просто так из крана она не будет течь!

Чтоб нигде не капала чудесная вода.

Берегите воду, береги всегда!

Рефлексивно-оценочный этап.

Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

Проводили интересные опыты  и эксперименты.

Познакомились с понятием «круговорот воды в природе», способами очистки воды,

 с умением воды работать на благо человека.