ОО Познание (ознакомление с природным миром) «Путешествие в весенний лес» (старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Башкатова Ирина Андреевна

ОО Познание  (ознакомление с природным миром)

«Путешествие в весенний лес»  (старший дошкольный возраст)

   

          Цель: Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе, за насекомыми и птицами ( видеть, описывать). Учить правильно вести себя в лесу ( не нарушать покой его обитателей), продолжать воспитывать интерес к природе, умение видеть красоту формировать представление о лесе, как о доме, в который человек приходит в гости ( в лесу человек отдыхает, любуется красотой, собирает ягоды, грибы, орехи) уточнить и обобщить занятия о лесе.

Коррекционная работа:

1.Образование относительных прилагательных ( лес- сосновый, еловый, березовый, дубовый, смешанный).

2. Связная речь: четкое проговаривание скороговорок, составление описательного рассказа по вопросам).

3. Практическое усвоение предлогов: под, между, из-за, около, из-под.

4. Имитация животных.

Оборудование к занятию: деревья, поляна, муравьиная куча, цветы, птицы-картинки (кукушка, дятел,синица, соловей), аудио запись с голосами птиц, ( гнездо, звери) заяц, лиса, медведь. Для игры листья.

Ход занятия

В раздевалке говорю детям о том, что надо вспомнить о правилах поведения в лесу ( не шуметь, не мусорить, ходить осторожно, чтобы не сломать и никого не раздавить и т.д)

Много леса – не - губи,

Мало леса – береги

Нет леса – посади (друзья леса).

Здравствуй лес

Дремучий лес

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится

Что за зверь?

Какая птица?

Всё открой не утаи

Ты же видишь, -

Мы свои…

Дети ходят по группе рассматривают, любуются. Предлагаю подышать лесным ароматом.

Лес – это сказочный мир. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и тайн. Он многих приютил. Здесь живут птицы, звери, змеи, насекомые. А сколько грибов и ягод. Цветы смотрят на нас и просят не рвать их, а понюхать и понаблюдать. В лесу ни на секунду не замолкает жизнь. Все трудятся: птицы строят гнезда, муравьи – муравейники, кроты роют ходы. Чтобы понять как живет лес, почему происходит так, а не иначе, нужно хорошо знать повадки обитателей леса, разобраться в разнообразии растительного мира.

-Ребята, а какой бывает лес? ( берёзовый, сосновый, дубовый, смешанный, а ещё дремучий, темный, грозный, добрый)

- Какие деревья вы знаете?

- А чем отличаются листья? Чем похожи?

                                      Игра: С какой ветки детки?»

                     Зелена, а не лук, белена, а не снег, кудрява, а не человек.

                     Символ России – светолюбива, белоствольна, через ранки вытекает сок,       полезный, вкусный.  (береза)

                     Что за стройная девица, не швея, не мастерица

                     Ничего сама не шьет

                     А в иголках круглый год… (ель)

Под елями стелется мох, там темно и тихо, похоже на царство Бабы – яги. Семена ели лекарство для белок и   клестов.

Липа:     Я дерево цветом душистым

                Даю я прохладную тень

                Под кроной моей отдыхают

                В безветренный солнечный день… (Липа)    

   Цветок липы похож на маленькое солнышко. Он очень полезен и его заваривают и пьют от простуды.

  Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы и ягоды.)

 А что еще растет в лесу? Какие растения вы знаете?

Дети:  Подснежник, медуница, первоцвет, ветреница, мать и мачеха.

Воспитатель: посмотрите на мать и мачеху. Расскажите, как он выглядит.

Дети: Это желтый мохнатый цветок.

Воспитатель: Да, ребята, мать и мачеха зацветает рано весной, как бут-то торопиться показать нам свою красоту. Позже появляются листочки. И если мы приложим верхний листик к щеке, он будет холодным, а нижняя сторона листа – теплая. Люди говорят мать и мачеха.

Логическая задача: Однажды ранней весной я пошла в лес. В лесу еще лежал снег и вдруг на проталинке я увидела….

Ответы детей:  Это подснежник.

Воспитатель: А как выглядит подснежник? И как вы думаете, почему его так называют? (ответы детей)

Воспитатель: Подснежник, исчезающий вид и поэтому занесен в красную книгу. А как вы думаете, почему он исчезающий? (ответы детей)

               Динамическая пауза «Цветок»

        Давай те мы с вами представим, что мы подснежники растущие на поляне. Сначала растет стебель, а за тем распускается цветок. (Дети изображают подснежник)

   Вырос голубой цветок на поляне, (руки в вертикальном положении подняты вверх, пальцы  слегка округлив соединить в бутон)

    Утром весенним раскрыв лепестки, (развести пальцы рук)

     Всем лепесткам красоту и питание (ритмичные движения: пальцы вместе – врозь)

     Дружно дают под землей корешки (ладони опустить в низ, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

  Танец цветов под спокойную музыку.

  Звучат голоса птиц: кукушка, соловей, синица, дятел.

Дятел: пестрые, черные, зеленые, но на всех красивые шапочки на голове.

У них очень сильный клюв и очень длинный язык ( 10-15 см), кроме того очень липкий с твердыми зубчиками на него прилипают насекомые, личинки. Дятел лечит деревья, живет в дупле.

Дятел – доктор леса.

Дятел жил в дупле  густом

Дуб долбил, как долотом.

(Повторить всем вместе сильнее и тише)

Кукушка: Птица хитрая. Самец пролетая над гнездом распугивает мелких птиц, они временно покидают гнезда, а в это время самка подбрасывает яйцо, при этом выбрасывая остальные ( или одно яйцо) хозяев, чтобы они не заметили. Кукушонок появляется на свет, выбрасывает других птенцов из гнезда остается один, а родители ели успевают прокормить прожорливого птенца. Кукушки полезны – они поедают волосатых гусениц. Песня кукушки говорит о том, что пришла весна.

-Кто знает песню кукушки? (ку-ку-ку-ку).

Соловей: гнездится на земле, в густой траве. Он серого цвета невзрачный, получил свое название не из-за пения, а из-за цвета, «соловей – по- старинному – цвет оперения. Мы заслушиваемся его голосом.

 

                   Игра: «Эхо ( повторить наших птиц)»

Дятел – постучать  кулачками                                   Сорока: непоседа, пестрая

Кукушка – ку-ку                                                              птица длиннохвостая                                                                                                                              

Синица – си, си, си                                                        птица говорливая

                                                           Самая болтливая.

 А ещё кто живёт в лесу?

Дети: Насекомые ( бабочки, кузнечики, жуки, муравьи и т.д.)                                    Воспитатель: Предлагаю вспомнить загадки:

                     Спал цветок и вдруг проснулся

                     Дальше спать не хотел

                     Шевельнулся, встрепенулся

                     Плавно, плавно полетел ( бабочка)

Павлиний глаз, траурница, лимонница, адмирал т.д.

С цветка на травинку, отталкивается ножками

С листочка на цветочек  прыгает над дорожками (кузнечик) Не жужжу, когда сижу

                       Не жужжу, когда хожу

                       Не жужжу, когда тружусь

                       А жужжу, когда кружусь.

                                              (жук)

 Слово «жук» - звукоподражательное, т.е . эти насекомые издают «ж» , «ж». Жуков очень много: носорог, олень, грибник,  каракурт.

                        Мужички без топоров

                        Срубят избу без углов (муравьи)

Муравьи трудолюбивы, в их гнезде есть подземная часть ( спальни, детские с личинками, коридоры)

                        Не зверь, не птица

                        А нос, как спица.          (комар)

Предлагаю игру: обыграть зверей( лису, зайца, медведя). Выбор сделан по картинкам. (Дети  имитируют животных, изображая характерные повадки)

Расскажите: лиса какая? – рыжая, хитрая, пушистая и т.д.,

Медведь – косолапый, грустный, большой; заяц – длинноухий, быстрый, трусливый.

Угостите зверей: белочке - орешки и грибочки; мишке – мед, малину, рыбу; зайчику – морковку, капустный лист.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Я предлагаю в группе сделать зарисовки о ваших впечатлениях.                    

                        Теплый ветер гладит лица

                        Лес шумит густой листвой

                        Дуб нам хочет наклониться

                        Клен  качает головой.

                        А кудрявая береза

                        Провожает всех ребят

                        До свиданья, лес зеленый

                        Мы уходим в детский сад.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oo_poznanie.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

ОО Познание  (ознакомление с природным миром)

«Путешествие в весенний лес»  (старший дошкольный возраст)

   

          Цель: Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе, за насекомыми и птицами ( видеть, описывать). Учить правильно вести себя в лесу ( не нарушать покой его обитателей), продолжать воспитывать интерес к природе, умение видеть красоту формировать представление о лесе, как о доме, в который человек приходит в гости ( в лесу человек отдыхает, любуется красотой, собирает ягоды, грибы, орехи) уточнить и обобщить занятия о лесе.

Коррекционная работа:

1.Образование относительных прилагательных ( лес- сосновый, еловый, березовый, дубовый, смешанный).

2. Связная речь: четкое проговаривание скороговорок, составление описательного рассказа по вопросам).

3. Практическое усвоение предлогов: под, между, из-за, около, из-под.

4. Имитация животных.

Оборудование к занятию: деревья, поляна, муравьиная куча, цветы, птицы-картинки (кукушка, дятел,синица, соловей), аудио запись с голосами птиц, ( гнездо, звери) заяц, лиса, медведь. Для игры листья.

Ход занятия

В раздевалке говорю детям о том, что надо вспомнить о правилах поведения в лесу ( не шуметь, не мусорить, ходить осторожно, чтобы не сломать и никого не раздавить и т.д)

Много леса – не - губи,

Мало леса – береги

Нет леса – посади (друзья леса).

Здравствуй лес

Дремучий лес

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится

Что за зверь?

Какая птица?

Всё открой не утаи

Ты же видишь, -

Мы свои…

Дети ходят по группе рассматривают, любуются. Предлагаю подышать лесным ароматом.

Лес – это сказочный мир. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и тайн. Он многих приютил. Здесь живут птицы, звери, змеи, насекомые. А сколько грибов и ягод. Цветы смотрят на нас и просят не рвать их, а понюхать и понаблюдать. В лесу ни на секунду не замолкает жизнь. Все трудятся: птицы строят гнезда, муравьи – муравейники, кроты роют ходы. Чтобы понять как живет лес, почему происходит так, а не иначе, нужно хорошо знать повадки обитателей леса, разобраться в разнообразии растительного мира.

-Ребята, а какой бывает лес? ( берёзовый, сосновый, дубовый, смешанный, а ещё дремучий, темный, грозный, добрый)

- Какие деревья вы знаете?

- А чем отличаются листья? Чем похожи?

                                      Игра: С какой ветки детки?»

                     Зелена, а не лук, белена, а не снег, кудрява, а не человек.

                     Символ России – светолюбива, белоствольна, через ранки вытекает сок,       полезный, вкусный.  (береза)

                     Что за стройная девица, не швея, не мастерица

                     Ничего сама не шьет

                     А в иголках круглый год… (ель)

Под елями стелется мох, там темно и тихо, похоже на царство Бабы – яги. Семена ели лекарство для белок и   клестов.

Липа:     Я дерево цветом душистым

                Даю я прохладную тень

                Под кроной моей отдыхают

                В безветренный солнечный день… (Липа)    

   Цветок липы похож на маленькое солнышко. Он очень полезен и его заваривают и пьют от простуды.

  Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы и ягоды.)

 А что еще растет в лесу? Какие растения вы знаете?

Дети:  Подснежник, медуница, первоцвет, ветреница, мать и мачеха.

Воспитатель: посмотрите на мать и мачеху. Расскажите, как он выглядит.

Дети: Это желтый мохнатый цветок.

Воспитатель: Да, ребята, мать и мачеха зацветает рано весной, как бут-то торопиться показать нам свою красоту. Позже появляются листочки. И если мы приложим верхний листик к щеке, он будет холодным, а нижняя сторона листа – теплая. Люди говорят мать и мачеха.

Логическая задача: Однажды ранней весной я пошла в лес. В лесу еще лежал снег и вдруг на проталинке я увидела….

Ответы детей:  Это подснежник.

Воспитатель: А как выглядит подснежник? И как вы думаете, почему его так называют? (ответы детей)

Воспитатель: Подснежник, исчезающий вид и поэтому занесен в красную книгу. А как вы думаете, почему он исчезающий? (ответы детей)

               Динамическая пауза «Цветок»

        Давай те мы с вами представим, что мы подснежники растущие на поляне. Сначала растет стебель, а за тем распускается цветок. (Дети изображают подснежник)

   Вырос голубой цветок на поляне, (руки в вертикальном положении подняты вверх, пальцы  слегка округлив соединить в бутон)

    Утром весенним раскрыв лепестки, (развести пальцы рук)

     Всем лепесткам красоту и питание (ритмичные движения: пальцы вместе – врозь)

     Дружно дают под землей корешки (ладони опустить в низ, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

  Танец цветов под спокойную музыку.

  Звучат голоса птиц: кукушка, соловей, синица, дятел.

Дятел: пестрые, черные, зеленые, но на всех красивые шапочки на голове.

У них очень сильный клюв и очень длинный язык ( 10-15 см), кроме того очень липкий с твердыми зубчиками на него прилипают насекомые, личинки. Дятел лечит деревья, живет в дупле.

Дятел – доктор леса.

Дятел жил в дупле  густом

Дуб долбил, как долотом.

(Повторить всем вместе сильнее и тише)

Кукушка: Птица хитрая. Самец пролетая над гнездом распугивает мелких птиц, они временно покидают гнезда, а в это время самка подбрасывает яйцо, при этом выбрасывая остальные ( или одно яйцо) хозяев, чтобы они не заметили. Кукушонок появляется на свет, выбрасывает других птенцов из гнезда остается один, а родители ели успевают прокормить прожорливого птенца. Кукушки полезны – они поедают волосатых гусениц. Песня кукушки говорит о том, что пришла весна.

-Кто знает песню кукушки? (ку-ку-ку-ку).

Соловей: гнездится на земле, в густой траве. Он серого цвета невзрачный, получил свое название не из-за пения, а из-за цвета, «соловей – по- старинному – цвет оперения. Мы заслушиваемся его голосом.

                   Игра: «Эхо ( повторить наших птиц)»

Дятел – постучать  кулачками                                   Сорока: непоседа, пестрая

Кукушка – ку-ку                                                              птица длиннохвостая                                                                                                                              

Синица – си, си, си                                                        птица говорливая

                                                           Самая болтливая.

 А ещё кто живёт в лесу?

Дети: Насекомые ( бабочки, кузнечики, жуки, муравьи и т.д.)                                    Воспитатель: Предлагаю вспомнить загадки:

                     Спал цветок и вдруг проснулся

                     Дальше спать не хотел

                     Шевельнулся, встрепенулся

                     Плавно, плавно полетел ( бабочка)

Павлиний глаз, траурница, лимонница, адмирал т.д.

С цветка на травинку, отталкивается ножками

С листочка на цветочек  прыгает над дорожками (кузнечик) Не жужжу, когда сижу

                       Не жужжу, когда хожу

                       Не жужжу, когда тружусь

                       А жужжу, когда кружусь.

                                              (жук)

 Слово «жук» - звукоподражательное, т.е . эти насекомые издают «ж» , «ж». Жуков очень много: носорог, олень, грибник,  каракурт.

                        Мужички без топоров

                        Срубят избу без углов (муравьи)

Муравьи трудолюбивы, в их гнезде есть подземная часть ( спальни, детские с личинками, коридоры)

                        Не зверь, не птица

                        А нос, как спица.          (комар)

Предлагаю игру: обыграть зверей( лису, зайца, медведя). Выбор сделан по картинкам. (Дети  имитируют животных, изображая характерные повадки)

Расскажите: лиса какая? – рыжая, хитрая, пушистая и т.д.,

Медведь – косолапый, грустный, большой; заяц – длинноухий, быстрый, трусливый.

Угостите зверей: белочке - орешки и грибочки; мишке – мед, малину, рыбу; зайчику – морковку, капустный лист.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Я предлагаю в группе сделать зарисовки о ваших впечатлениях.                    

                        Теплый ветер гладит лица

                        Лес шумит густой листвой

                        Дуб нам хочет наклониться

                        Клен  качает головой.

                        А кудрявая береза

                        Провожает всех ребят

                        До свиданья, лес зеленый

                        Мы уходим в детский сад.