Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности для младших дошкольников
проект по окружающему миру (младшая группа)

Ознакомительный материал для педагогов дошкольных учреждений 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.odt453.37 КБ

Предварительный просмотр:

Название

«Калейдоскоп природы»

Руководитель проекта

Воспитатель Андреева Татьяна Сергеевна

Интеграция познавательных областей

Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество

Участники проекта

Воспитатель, воспитанники, родители

Вид проекта

Внутригрупповой, долгосрочный

Тип проекта

Познавательно- исследовательский

Срок реализации

Сентябрь 2018- май 2019

Цель проекта

Формировать представления детей о временах года. Развивать познавательный интерес путем экспериментирования, наблюдения, опытов.

Задачи

Ввести ребенка в мир природы;

Расширять знания о живой и неживой природе;

Учить видеть красоту природы;

Развивать наблюдательность, творческое воображение, представление об окружающем мире;

Воспитывать положительное отношение к природе

Ожидаемый результат

У детей появится интерес к объектам и явлениям живой (растения, животные, человек) и неживой (воздух, почва, вода) природы;

Дети будут уверенно называть и отличать характерные признаки времен года;

Научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;

Будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

Этапы реализации проекта

 Подготовительный: постановка цели и задач; подбор необходимой литературы; выбор оборудования и материалов; разработка плана; подбор консультаций и рекомендаций для родителей.

Основной: исследовательская и практическая  деятельность детей.

Заключительный: закрепление полученных знаний, подготовка презентации.

Перспективное планирование совместной детско-взрослой деятельности

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Беседа: «Приметы осени»

«Чем полезны овощи и фрукты».

Опыты: «Сравнение цвета летних и осенних листьев»

«Почему осенью бывает грязно». Игры с мыльными пузырями. Эксперименты: «Тонет- не тонет»

Консультация «Прогулки с детьми по осеннему городу»

Подготовка стенда: «Как мы провели лето».

Октябрь

Сбор гербария.

Экскурсия в школьный сквер. Наблюдение за осенним листопадом.

Опыт «Разноцветная вода».

 Чтение И. Бунин «Листопад»

«Досуг с детьми на природе»

Консультация «Витамины  осенью»

Ноябрь

Беседа: «Как животные готовятся к зиме».

Игры с соломинкой.

Опыты с водой «Как вода гулять отправилась».

Подарки осени: рассматривание и сбор семян, шишек

Фотовыставка «Осень золотая»

Консультация: «Экологическое воспитание в семье».

Декабрь

Эксперименты со снегом «Что такое снег».

Наблюдение за снегопадом.

Опыт: «Большая стирка» Развлечение «Новый год». Рассматривание альбома «Зимующие птицы»

Изготовление елочки своими руками. Консультация «Как помочь птицам зимой»

Январь

Опыты: «Разноцветный лед»

«Вода имеет вкус».

 Наблюдение: «Гости нашей кормушки».

Дидактические игры: «Когда это бывает».

 Наблюдение: «Следы на снегу».

Изготовление кормушек для участка детского сада. Подготовка стенда «Зимние забавы»

Февраль

Беседа «Звери зимой».

Опыты: «Можно ли пить талую воду»,  «Такие разные камешки». Дидактические игры «Одень куклу на прогулку», «Птички в гнездышке».

Консультация «Правильное отношение к природе начинается в семье»

Март

Беседа «Перелетные птицы»,

«Что бывает весной».

Наблюдение за таянием снега, за сосульками.

Посадка рассады «Огород на окне». Наблюдение за ростом рассады.

Консультация по безопасности « Осторожно, весна»

Апрель

Наблюдение за почками. Дидактические игры «Что сначала, что потом», «Что изменилось». Игра- эксперимент: «Поймаем солнечного зайчика».

 Беседа: «Чем занимаются насекомые весной»

Консультация «Чем занять ребенка весной»

Май

Наблюдение: «Цветы вокруг нас», Насекомые нашего участка». Дидактические игры «Сложи картинку», «Узнай по голосу». Экскурсия в школьный сквер . Свойства мокрого и сухого песка.

Фотовыставка «Весна-краса»

Подготовка презентации         « Калейдоскоп природы»

Описание проекта: работа проводилась в ходе наблюдений на прогулках, в уголке природы, в помещении группы.  Объекты  исследования :  живая природа (растения, животные, птицы), неживая природа (вода, земля, камни, песок, воздух). Экспериментальная  деятельность проводилась с учетом возраста и познавательных интересов детей.

ФОРМЫ РАБОТЫ с детьми:

-беседы;

-рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;

-дидактические и сюжетно-ролевые игры;

-творческая  деятельность;

-чтение художественной литературы.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми.

  1. Сравнение летних и осенних листьев.

Содержание и задачи: формировать представление детей о том, что листья бывают разной формы, цвета, фактуры. Дети рассматривали листья, сравнивали их по цвету.

 2.Почему осенью бывает грязно.

Содержание и задачи: показать детям, откуда берется грязь. В чашку с землей набрызгать из пульверизатора воды («идет дождь»), потрогать руками эту грязь. Вывод: если землю соединить с водой, образуется грязь, поэтому на улице грязно после дождя.

  1. Тонет- не тонет.

Содержание и задачи: Определить степень плавучести предметов, разных по тяжести. Листочки лёгкие – они плывут, как лодочки. Проверить, поплывут ли камешки? Выяснить причинно-следственную связь. Закрепить понятие «легкий- тяжелый». Сделать вывод: легкие предметы плавают на поверхности, а тяжелые опускаются на дно.

  1. Разноцветная вода.

Содержание и задачи: показать детям, что вода может иметь цвет. С помощью кисточки  подкрашивать воду, получаются разные цвета. Продолжать знакомить со свойствами воды. Сделать вывод, что вода бесцветная, но можно поменять цвет с помощью краски.

  1. Как вода гулять отправилась.

Содержание: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами: губкой, салфеткой, грушей.

  1. Что такое снег.

Содержание: знакомить детей со свойствами снега. Во время прогулок наблюдать, что снег: холодный, белый, пушистый, рассыпчатый или липкий. Подвести детей к выводу, что свойства снега зависят от температуры:

1. Предложить детям в морозный день вылепить снежки. (Снег сухой и рассыпчатый).

2. Предложить детям вылепить снежок в теплый день. (Снежок легко лепиться).

3. Предложить детям занести в группу. (Снег растаял).

4. Предложить детям взять на прогулке горсть снега в ладонь. (Снег тает).

     

 7. Большая стирка.

Содержание и задачи: предложить детям постирать трикотажное платье и платье из бумаги. Проанализировать результат. Продолжать познакомить детей со свойствами воды

  1. Разноцветный лед

Содержание: наблюдение за водой на морозе. Выяснить, что вода превращается в лед в холодную погоду.

 Описание опыта: воспитатель проводит беседу о зиме, её признаках (холодно, низкая температура, снег, лёд). Подчеркнуть что вода на морозе, холоде, при низкой температуре замерзает. А если в воду добавить краску, то вода превратиться в цветной. Рассмотреть с детьми воду налитую в стаканчиках, какая вода по цвету? (прозрачная, бесцветная, через неё можно увидеть разные предметы. Предложить детям взять кисточки, приставить к стаканчику и посмотреть сквозь него. Что вы видите? Подвести детей к выводу, что вода по цвету прозрачная, не имеет цвета. Предложить каждому ребёнку добавить в воду краску и посмотреть появиться ли у воды цвет? Какая вода по цвету? (цветная, зелёная, красная, жёлтая, синяя). Почему вода стала цветной? Что мы добавили? Подвести детей к выводу, что вода растворяет вещества.

Показать детям готовы цветные льдинки, дать потрогать. Уточнить у детей: Из чего сделаны льдинки? (воды). Почему они цветные? (добавили краску). Какие они по температуре, почему? (холодные, воду поместили в холод). А если льдинки положить в тёплое место? (они растают).Предложить детям налить цветную воду в приготовленные формочки, положить в каждую форму нитку и убрать их на улицу на карниз чтобы понаблюдать, как замерзает вода. Залить формочки разноцветной водой и наблюдать, что произойдет с водой.

     9.Вода имеет вкус.   

Содержание: Проверить с детьми, что будет, если воду посолить, добавить сахар или лимон. Сделать вывод, что чистая вода не имеет вкуса.

  1.  Следы на снегу.

Содержание: рассмотреть следы на свежевыпавшем снегу. Догадаться, кто приходил на участок. Знакомить со свойствами снега.

     11.Гости нашей кормушки.

Содержание: провести наблюдение за птицами, определить по внешнему виду, какие птицы прилетают на кормушку. Формировать знания о птицах. Синица подвижна, имеет красивое оперенье. Ворона и голубь ходят важно, медленно. Воробьи и синички прыгают, быстро машут крыльями. Как клюют зёрнышки…

      12 . Можно ли пить талую воду.

Содержание: рассмотреть талую воду и пропустить через самодельный фильтр. Сделать вывод, что снег грязный и не пригоден для питья. Продолжать знакомить со свойствами воды и снега. 

Воспитатель приносит в ведерке снег. Показывает детям:

— Посмотрите, что лежит у меня в ведерке. Кто знает, откуда я его принесла?

— Как вы думаете, если взять снег в руки, какой он? (холодный).

Предлагает детям поочерёдно  взять снег в руки. Вы чувствуете, какой холодный снег? (хоровой и индивидуальные повторения).

— Давайте погреем свои ручки, подуем на них, как я (Воспитатель показывает, как надо дуть на ладони).

— Вы чувствуете, как идет тепло?

Воспитатель предлагает детям сесть за стол, на котором заранее стоят ведерки со снегом и небольшие совочки.

— Давайте положим снег в блюдца, (при этом блюдца ставятся на черный лист картона или бумаги).

— А теперь скажите, какого цвета снег? Если дети затрудняются назвать цвет, педагог называет сам: снег белого цвета.

— Посмотрите, что у меня в кружке? Показывает всем детям: переливает воду из кружки в стеклянный стакан.

— Ведь кружку я наполняла снегом. А куда же делся снег? ( Снег растаял)

Объясняет детям: на улице холодно, поэтому снег лежит и не тает, а как только мы принесли в теплое помещение, он сразу начал таять и превратился в воду.

В ваших ведерках снег тоже превратится в воду, но не сразу, а постепенно, ему понадобится на это время. Когда солнышко начнет пригревать сильнее, весь снег на улице начнет таять.

— А скажите, можно ли пить эту воду, из растаявшего снега? (Нет, эту воду пить нельзя, она грязная).

— А откуда тогда можно пить? (Из крана, чайника, баллона).

— А почему из крана, чайника, баллона воду пить можно, а из растаявшего снега нельзя? ( Она грязная).

       13. Такие разные камешки. 

Содержание и задачи: предложить детям рассмотреть камешки.  Проверить, какой камень утонет быстрее: большой или маленький. Выяснить, что с ним произошло. Знакомство с камнями; закрепить понятие «тяжелый – легкий», «мокрый-сухой».

       14. Сосульки. 

Содержание и задачи: обратить внимание, что сосульки растут на солнечной стороне головой вниз. В теплую погоду начинают «плакать». Показать разнообразие состояния воды.

Сюрпризный момент: на закрытом платочком блюдечке, лед. Воспитатель подходит ко всем детям и предлагает пощупать пальцами и сказать, что там находится. Дети, трогая руками, говорят, что холодный, скользкий, сырой. Ребята, а кто догадался, что там? (Лед). А как получается лед? А он какой? (твердый, скользкий, гладкий). А еще лед в воде не тонет. Давайте мы с вами это посмотрим. Берите ледышки и положите в воду. (Ответы детей). А еще что может произойти со льдом? Ребята, в какой сказке была ледяная избушка? Что случилось с избушкой? А почему растаяла? А вот мы сегодня можем увидеть, как тает лед в теплом помещении. А пока наша избушка будет таять, мы поиграем в игру.

Физминутка.  (Имитируем лису и зайца, или играем в игру «снежинки и лед»- когда воспитатель говорит снежинки, дети тихо бегают по залу, а на слово – лед, «твердеют», останавливаются и замирают).

Посмотрите, наш  лед  немножко уже  растаял. Откуда это заметно? (потекла вода). Пока еще полностью не растаяла наша избушка, мы давайте вспомним сказку. Показ иллюстраций к сказке «лиса и заяц». Идет беседа. Почему у зайца не растаяла избушка? Что случилось с зайчиком? Кто первым пришел на помощь, кто потом? А кто смог выгнать лису? По окончании занятия подводим детей к нашему опыту. Что случилось со льдом?

      15. Огород на окне. 

Содержание и задачи: выяснить, что для роста нужна земля и вода. Наблюдать за ростом растений. Знакомить  детей с условиями, необходимые для роста растений. Вот-вот наступит весна солнечная, радостная, теплая. Но весна — трудное время для нашего организма, который становится слабым из-за нехватки витаминов. И тут к нам на помощь приходит: «золотистый» и полезный, витаминный, хотя резкий, горький вкус имеет он, обжигает… не лимон. Что это? (показываю луковицу) В луке содержатся витамины группы С. Эти витамины защищают организм от различных болезней, особенно от простуды и гриппа. Это луковица. Скажите какого цвета лук? Какой он формы? Потрогайте его пальцем и скажите, лук твердый или мягкий? Вот сейчас я разрежу луковицу (все меня любят, а как раздевать — слёзы проливать). Понюхайте, чем он пахнет? А почему вы плачете? Да лук щиплет глаза и заставляет всех плакать. Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус? (дать попробовать лук на вкус и чем-нибудь заесть его). Лук горький , но он очень полезный, в нем много витаминов. Если посадить луковицу, то из нее вырастут зеленые листики, зеленый лук. В зеленом луке тоже много витаминов. У лука есть верх (показать его), вот отсюда растет зеленый лук. Покажите, от куда растет зеленый лук? А вот низ лука донце (показать), скажем все вместе: «донце». Покажите где донце у вашего лука? Лук надо сажать донцем вниз. Посмотрите, как я буду сажать? «донцем вниз». Я сажаю с некоторым усилием, а чтобы луковица дышала и грелась на солнце не очень близко друг к другу, чтобы не было тени. А сейчас возьмите луковице правильно донцем вниз и посадите на нашу грядку. Нам осталось обильно полить, чтобы разбудить корешки к жизни. С помощью ребенка поливаем посадку лука. Давайте поиграем в игру «Расти, расти лучок». Вы будете луком. Я сажаю лук в землю, донцом вниз. Все присели. Теперь я беру лейку и поливаю вас водой, вот лук начинает расти, у него появляются зеленые листики (дети приподнимаются медленно), лук все растет и растет. Зеленый лук становится большим-большим вот и вырос наш лук (дети выпрямляются), что мы будем делать с нашей посадкой, чтобы лучок быстрее вырос? (поливать, поставить на свет и тепло).

   

  16. Наблюдение за почками.

Содержание и задачи: проследить за  оживанием почек. Продолжать знакомить с условиями для роста растений.

 — Ребята, сегодня утром я прогулялась по территории детского сада и вот что нашла. Это веточки, их наверно сломал сильный ветер, и я думаю, что мы с вами можем им помочь.

— Давайте их рассмотрим.

— Это веточка березки. Посмотрите внимательно на ее почки.

— почки маленькие, чуть-чуть набухшие. 

— Почки зеленые и уже показались листочки.

— Ребята как же мы можем им помочь, что нужно сделать, чтобы продлить им жизнь?

— Их нужно поставить в теплую воду.

В течении двух недель ведется наблюдение за состоянием веточек.

      17. Поймаем солнечного зайчика.

Содержание и задачи : обратить внимание детей как «солнечный зайчик» прыгает по стене. Познакомить с происхождением солнечных зайчиков. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю- поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать… Ну-ка заяц, спускайся к нам!» и т.д

     18. Цветы вокруг нас.

Содержание и задачи: рассматривание цветов в цветнике, отметить цвет, запах, строение. Формировать бережное отношение .

      19. Насекомые нашего участка.

Содержание и задачи: понаблюдать, как они двигаются, за их поведением. Дать кусочек сахара муравьям. Развивать представление о насекомых.

 20. Свойства мокрого и сухого песка. 

Содержание и задачи: предложить детям слепить куличики из мокрого и сухого песка. Закрепить знания детей о песке.

      21. Экскурсия в школьный сквер.

Содержание и задачи: предложить детям рассмотреть изменения в природе: густая трава, много одуванчиков, на деревьях листва зеленая. Формировать представления о весенних признаках.

                                                     Актуальность проекта

Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде всего, в форме игры, творческой активности и познавательно — исследовательской деятельности, которая включает в себя исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Познавательное развитие предполагает в первую очередь развитие интересов детей, их любознательности и развивает у дошкольников воображение и творческую активность. Именно детское экспериментирование заслуживает особого внимания в развитии исследовательской активности дошкольников. Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей детей, нам педагогам необходимо стремиться создавать условия для исследовательской активности детей, сотрудничать с родителями, ведь основными принципами дошкольного образования (согласно ФГОС ДО) являются:

— поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

— сотрудничество Организации с семьей;

— формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

                                            Консультация для родителей детей 3-4 лет.

                                                «Осенние прогулки с малышом»

          Отправляясь с ребёнком на прогулку, спросите его: «Вспомни, что мы видели с тобой на прогулке? Изменилась ли клумба? Какие именно изменения произошли на клумбе?». Расскажите малышу об осени, наблюдайте вместе с ним за изменениями в природе.

           Кроме вашего собственного рассказа, вам помогут произведения детской литературы. Вашими помощниками будут выученные наизусть стихотворения, потешки, пословицы, загадки, которые можно использовать при случае.

        Учите ребёнка воспринимать окружающее во всём его многообразии. Полюбуйтесь красками осени, беседуйте о том, какими стали листья на деревьях, а на каких опали. На каждой прогулке непременно наблюдайте за деревьями, цветами, тучками. Обратите внимание, как быстро изменяется цвет листочков. Учите правильно называть цвет листьев. Отмечайте, что листья постепенно опадают. Сравните листья по величине, по форме, цвету. Если вашему малышу четыре года, попросите его сравнить листочки с геометрическими фигурами: * листики клёна, каштана, дикого винограда похожи на многоугольники;  

* листики берёзы и осины — на треугольники; * ивы, дуба — на овал.

Соберите осенний букет красочных листьев.

            Отправляясь на прогулку с малышом в парк или на опушку леса, возьмите с собой ведерко или корзинку и наберите каштанов, жёлудей, шишек, ягод рябины. Они пригодятся вам для домашних занятий, ими можно будет подкормить зимой белок и зимующих птиц в парке. Кроме того, малышу понравится сам процесс сбора плодов.

         Обратите внимание ребёнка на то, что в осеннем лесу много желудей, каштанов, ягод рябины, в саду много яблок, в огороде много морковки, свёклы, картошки. Именно в этом возрасте нужно сформировать у малыша понятие много и один, классификация предметов, группирование. Покажите стайку воробьёв и спросите, сколько воробьёв, один или много. Наберите букет осенних листьев и возьмите его в одну руку, а в другую руку возьмите один листок. Пусть малыш покажет, где много листьев, а где один. Потом пусть сам сначала возьмёт один листок, а потом наберёт много листьев. Пусть бросит в одну сторону много листьев, а в другую – один. Сортировка — большие (маленькие) каштаны (жёлуди, шишки и т. п.);  классификация — от большего к меньшему и наоборот; классификация и группирование — много больших жёлудей, 1 маленький жёлудь, 5 закрытых шишек, 1 открытая шишка.

            Слушайте звуки осенней природы: шелест листьев, шум ветра, шорох и стук дождя, крики улетающих птиц. На прогулке в лесу, если ваш ребёнок не аллергик, предложите ему понюхать, как пахнут осенние листья, грибы, цветы.

          Сравните на ощупь шишку, каштан и желудь. Обратите внимание ребёнка на то, что каштан и жёлудь гладкий, а шишка шершавая.

          Но вот наступила поздняя осень – самое скучное время года. На улице холодно часто идут дожди, но и в это скучное время прогулки с малышом можно и нужно разнообразить, организуя подвижные игры, продолжайте учить наблюдать за изменениями, происходящими в природе.

           Морозным утром покажите ребёнку иней на траве и ветках деревьев. Пусть малыш потрогает его и увидит, как он тает под теплыми пальчиками. Рассмотрите с ребенком тонкий ледок, покрывший лужи. Объясните, что иней и лед на лужах появились, потому что стало холодно, и скоро наступит настоящая зима.

             Обратите внимание малыша на то, что почти не видно и не слышно птиц. На прогулке в парк вы можете их увидеть, они суетятся в поисках корма. Предложите малышу покормить птиц. Объясните, что им холодно и голодно. Пусть малыш покормит птиц и понаблюдает за ними. Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.

            Старайтесь сделать прогулки с малышом как можно более интересными и разнообразными, организуйте подвижные игры, продолжайте учить наблюдать за изменениями, происходящими в природе. 

 Домашнее задание родителям:

  1. Сбор природного материала (каштаны, жёлуди, шишки) для поделок.
  2. Поделка (макет) из природного материала.
  3. Совместно с малышом сочините сказку об осени.

Задание на выбор родителей.

Используемая литература:

  1. «Воспитание и развитие детей от 3-4 лет» Т.И. Доронова, Л.Н. Галигузова. 
  2. «Материалы для оформления родительского уголка» Н.В. Нищева. 
  3. Парциальная программа по курсу «Экологическое воспитание» для детей группы младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет). Мосятина Л. И.
  4. «Прогулки с детьми и изучение всего на свете. Советы воспитателям и родителям дошкольников»: Сборник. Русаков А. С.
  5. «Развивающие прогулки для детей 3-4лет.» Г.В.Лаптева.

                                       

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 
                                       
«Досуг с ребенком на природе»

Я нашел себе любимое дело:

Искать и открывать в природе

Прекрасные стороны души человеческой.

М. Пришвин 
      Досуг ребенка, каким содержанием мы его наполним, зависит целиком от нас, родителей. Впоследствии, став взрослым, ребенок уже самостоятельно будет заполнять свое свободное время, опираясь на уже имеющийся опыт. Досуг помогает человеку интересно жить и хорошо учиться. Но может и стать бременем, если человек не знает, что делать со свободным временем, чем занять себя. В 
таком случае, например, подростки начинают не просто слоняться без дела, мешая окружающим, они, предпринимая попытки чем-то себя занять, нередко совершают дурные проступки просто так, от безделья. Анализ проступков позволяет сделать вывод, что одной из причин чаще всего выступает неумение человека организовать свое свободное время. А это, как и многое другое в человеке, начинается с детства.

Какую же роль в организации досуга детей может сыграть окружающая нас природа?

        В.А. Сухомлинский говорил: «Глубоко ошибаются считающие, что если детей окружает природа, то уже в самом этом факте кроется могучий стимул умственного развития. В природе нет никакой магической силы, влияющей на разум, чувства и волю. Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи».

      Так пусть же природа будет нашей союзницей в воспитании детей. Нам лишь надо научиться заполнять прогулки определенным содержанием, добиваясь, чтобы каждая из них стала праздником для ребенка и наполняла его душу радостью.

    Важно, чтобы прогулки на природе были постоянными и желанными для ребенка. Ведь можно вечером, удобно расположившись в кресле, смотреть телевизор. А можно, отбросив на время все свои дела и заботы, взять за руку своего малыша и пойти с ним на природу. Задумайтесь, сколько всего интересного можно показать на высоком темном небе с огромным количеством звезд и созвездий. И здесь будет присутствовать все: и задушевная беседа, и откровенный разговор. А сколько положительных эмоций получит ребенок во время такой вечерней прогулки, во время общения с близким ему человеком. А как полезны для здоровья такие прогулки перед сном.

     Интересное в природе происходит каждый день. Нам лишь надо это уметь видеть самим и показывать ребенку. Каждое время года по-своему прекрасно и очаровательно и имеет большой запас разнообразных природных явлений, которые интересны для наблюдения с детьми.

       Совершая прогулки, следует помнить, что в природе нет полезного и вредного. Все в природе взаимосвязано. Уничтожение одного вида влечет за собой гибель другого. Об этом мы должны помнить всегда, совершая прогулки с ребенком, и правильно относится ко всем живым объектам.

     Например, часто бытуют разговоры о том, что лягушки отвратительные, холодные, мокрые, лупоглазые. И было бы, наверное, значительно легче выбирать себе друзей, опираясь лишь на внешность. Каждый живой организм самобытен, интересен. Каждый вправе рассчитывать на доброе отношение к себе человека – человека разумного. Будь то тритон или лягушка.

      С наступлением теплых дней нас частотянет за город, на природу. И очень хорошо, когда там с нами рядом наши дети. И как замечательно, когда организуются загородные поездки всей семьей. Заготавливаются продукты, собирается рюкзак, берутся мячи, ракетки и т.д.

    Поход в природу желательно начинать с приветствия не только друзей, с которыми там встречаешься, но при этом важно поздороваться и с деревьями, кустами, птицами, насекомыми: «Здравствуй, природа родная, мы пришли к тебе в гости!». Да, мы гости природы, поэтому и вести себя должны соответствующим образом: как доброжелательные люди, не забывая при этом, что наше поведение – эталон поведения для ребенка.

      Обычно, приехав на пикник, родители капитально обосновываются на месте, с которого их не сдвинешь. А маленьких исследователей всегда манит даль. Здесь ребенок видит перед собой новое и доселе ему не известное. Он изумляется открывшимся ему тайнам природы, которые впоследствии могут стать могучим толчком для его развития.

      Да, дети неутомимые исследователи. Поняв закономерность, они сразу же начинают искать новые подтверждения своих выводов. И здесь они не всегда могут обойтись без помощи взрослого. Вопрос: а как ее оказать? По возможности так, чтобы маленький исследователь большую часть поиска сделал сам. Часто бывает достаточно показать ребенку место поиска, например лужу, и понаблюдать там осторожно за водомерками.

      Многие дети любят рисовать с натуры. Это хорошо делать непосредственно на природе, приспособив для этого фанерку и присев на пеньке. Карандаши при этом можно разместить в кармане курточки. Рисовать можно и по памяти дома, отражая в рисунке свои впечатления о проведенной прогулке. Очень хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, а также вспомнить ранее прочитанные сказки о жизни животных, насекомых, растений, птиц, поискать их тут же на полянке и понаблюдать за ними.

         Уместно загадать детям загадки о природных явлениях. Подумайте, сколько положительных эмоций получит ребенок, найдя живую отгадку.

       Можно также вспомнить пословицы, поговорки, приметы, которые ранее учили с ребенком и которые оказывают большое влияние на развитие личности дошкольника.

       А сколько замечательных песен о природе имеем мы в своем репертуаре! И как хорошо, собравшись вместе, негромко их спеть. Такие минуты общения необходимы как взрослым, так и детям, и надолго остаются в памяти.

      С ребенком можно организовать дидактическую игру, в ходе которой закрепить имеющиеся у ребенка знания, например, «Найди дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет» и т.д.

    Бережное отношение к родной природе надо воспитывать с раннего детства, и на это не надо жалеть своего труда. Только в том случае, если сами родители бережно относятся к природе, можно требовать и от детей того же, терпеливо обучая их азбуке поведения на природе с детства.

    Некоторые взрослые не понимают, как развращают и ранят души детей сцены и следы варварского поведения на лоне природы, которые превращают полные тайн и чудес лесные поляны в полумертвый пейзаж.



     Помните, что для понимания природы недостаточно только одних знаний. Здесь требуется еще одно особое чувство – чувство природы. Только вкладывая свою душу, можно научить детей уважать ее и заботиться о ней. 

Природа вас ждет, она вам рада

Какие витамины нужны осенью детям?

Осень — пора холода, затяжных дождей и авитаминоза. Именно в это время происходит всплеск заболеваемости. Причем дети страдают не столько от простуд, сколько от нашествия вирусов при пониженном иммунитете. Выход есть: витаминизация. Сегодня мы поговорим о том, какие витамины лучше принимать осенью.

Витамин С содержится в сладком перце, капусте: свежей и квашеной. Полезен также свежий капустный сок. Его можно употреблять еще при первых признаках простуды, и если болит горло. Также богаты витамином С шиповник (его можно заваривать), облепиха, рябина.

Витамин А. Конечно, это любимая детишками морковка. Надо помнить, что недостаточное количество витамина А влияет на появление у малышей бронхитов, ринитов, дерматитов и опрелостей, стоматитов. Осенью эти явления особенно обостряются.

Витамин Е — лучше всего выводит токсины из организма. В ситуации современной экологии это актуально и для детей. В отличие от витамина А, витамин Е плохо сохраняется в наших клетках, им сложно «запастись» на долгое время. Содержится в кукурузе.

Витамин В6 — один из самых важных витаминов, необходимых осенью. Один из лучших помощников в формировании детского иммунитета.. Играет важную роль в процессе кроветворения, так как принимает участие в формировании лимфоцитов — защитных клеток крови. Если у малышей не хватает его в достаточном количестве, могут возникнуть нарушения ЖКТ. Поэтому в меню ребенка обязательно следует включать картофель, фасоль, горох, бобы.

Различные микроэлементы - содержатся в кабачках, патиссонах и тыкве. Тыква, например, содержит много калия и меди.

 Витамин Д вырабатывается под воздействием солнечных лучей. Он полезен детям для предотвращения рахита, особенно в младенческом возрасте. Еще при недостатке витамина Д может появиться раздражительность, плаксивость, нервозность.

Таковы природные витамины, необходимые осенью

Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье»

В семье проходит большая часть жизни человека. Для каждого ее члена – это определенное жизненное пространство, целая экологическая микросистема, в которой каждый стремится реализовать себя и одновременно находится в тесной связи со всеми членами семьи.
Основной целью экологического воспитания в современной семье является формирование культуры поведения и социальной ответственности своих детей за природу, которая в свою очередь является сама неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие и красоту. Именно красота природы в любом уголке нашей планеты, где живет человек, рождает в нем чувство любви к Родине, своему дому, матери, людям.
“…Я никому не поверю, - говорил К. Паустовский, - что есть на нашей Земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. Только … исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги”.
Природная красота гармонично переплетает в себе экологическое и эстетическое воспитание. Одно из чудес природы – цветы. Народная пословица гласит: “Кто любит цветы, тот не может быть злым”. Тысячи цветов украшают землю и всегда дарят людям радость. Вот почему в разных странах в честь цветов устраиваются праздники. Древние греки и римляне преклонялись перед гиацинтами и лилиями, у славян был праздник Ивана Купалы, когда искали цветок папоротника, англичане справляли праздник незабудок и анютиных глазок. А если цветы собраны в красиво оформленные композиции, то это уже искусство и зародилось оно в Японии, получив название – икебана. Каждому человеку доступно развести цветущий сад в своей комнате на подоконнике или в особых подставках. Это – уют в доме. Цветы создают особую атмосферу умиротворения и праздника. А это та благодатная среда, которая воспитывает детей и стоит на страже их здоровья. Красота окружающего мира помогает развивать у ребенка эстетический вкус, воспитывает любовь и уважение к природе. Такие люди будут создавать города-сады, озеленять дворы, улицы. У них не поднимется рука сломать зеленую ветку или вырвать с корнем молодое деревце. Они остановят тех, кто попытается из рогатки подбить птицу , будут оберегать природу и самого человека. Но чтобы таких людей на нашей Земле было большинство, необходимо с первых шагов своим действием закладывать в сознание ребенка понятие, что духовная и физическая жизнь человека на всех ее этапах развития неразрывно связана с природой.
Эколого-развивающая среда в домашних условиях:
— уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения и растения, выращенные ребенком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними. Здесь возможно нахождение каких-либо зверьков (хомячков, морских свинок, черепах, рыбок, птичек и т.д.);
— уголок "выращивания", оснащенный необходимыми средствами для самостоятельной исследовательско-природоведческой деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием) инструменты для работы с землей, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т. д.;
— уголок природного материала;
— фотографии на тему "природа", журналы и книги о родной природе: сказки и эпосы, пословицы, загадки и поговорки, предания и былины.
Правильно поступают те родители, которые с первых лет жизни приобщают детей к природе. Походы за грибами, ягодами, на рыбную ловлю и просто прогулки в природу, благотворно влияют на ребенка, вызывают ощущение радости общения с природой.
Подготовка к прогулке:
- определить маршрут и задачу (что увидим, куда пойдем);
- подготовить игры для отдыха, обсудить их с ребенком;
- подготовить предметы для сбора коллекций (банки, сачок, коробки, пакеты).
Поездка в лес:
- обратить внимание ребенка на погоду, описать ее (небо, свет, настроение, растения);
- понаблюдать за изменением местности (что видим вокруг, характер дороги, повороты, смена пейзажей, рельефа).
Прогулка в лесу:
- на опушке леса обратить внимание на настроение и чувства, запахи, общий вид леса: какие видим деревья, траву, цветы, тропинки, оттенки зелени, окружающую местность;
- в лесу послушать шум, пение птиц, наблюдать изменение картины в разных участках леса. Останавливаться у интересных деревьев, пеньков, растений; наблюдать за птичками, бабочками, муравьями, рассматривать их; сравнивать, видеть красоту в окружающих явлениях.
Отдых на полянке:
- найти красивую полянку и организовать место для отдыха;
- рассмотреть полянку, кустарники и деревья с разных мест;
- организовать сбор коллекций;
- организовать игры,
Путь из леса:
Для возвращения выбрать другую дорогу, желательно с водоемом или рекой, где можно купаться или наблюдать за водными растениями, берегом, течением воды, ее цветом, красотой, запахами.
Беседа о прогулке:
По дороге домой, пока впечатления еще сильные и чувства переполняют ребенка, организовать беседу: Что понравилось? Почему? Что больше запомнил? Что удивило? Что нового увидел? Какая погода? Животные? Растения? Воздух? Где было красивее? Что делали? Что собрали? Как менялось настроение? Как шумит лес? Какие запахи?
Занятия дома:
• обработка коллекции: прогладить листья, засушить цветы, сложить камни, оформить букет. Выполняя работу, обучайте ребенка рассматривать предметы коллекции, любоваться ими, отмечайте особенности, сравнивайте с другими предметами или явлениями, называйте форму, цвет, величину, пространственное расположение деталей и особенностей поверхности;
• поделки из природного материала, собранного на прогулке игрушки, макеты, икебаны, аппликации;
• подбор книг о природе, чтение, рассматривание картинок;
• рисование и лепка на природную тему.
Но экскурсия в природу – это не только восстановление физических сил, это еще и познание окружающего мира, умение видеть красоту.
Человек стоит на самой высокой ступени развития жизни на земле, однако это еще не означает, что вся природа принадлежит ему. Человек принадлежит природе. Он должен это понять, научиться рационально использовать ее богатства и беречь ее несравненную красоту.
Язык природы – это музыка звуков. Журчание лесного ручейка, ревущий стон бушующего моря, убаюкивающий шелест листвы, переливы певчих птиц, жужжание насекомых, дробный стук дятла. Трудно представить себе, что вдруг пропадут все эти звуки и наступит абсолютная тишина, тогда в душе человека появится страх полного одиночества. Вот почему наполняются радостно наши сердца, когда наступает весна, и снова мы слышим голос природы – этот животворный симфонический оркестр лесов, полей, лугов, рек, морей и гор.Русский композитор Н. А. Римский-Корсаков специально записывал голоса птиц и очень удачно вводил их в свои музыкальные произведения.Ученые утверждают, что живые организмы растут быстрее, если около них звучит музыка. Утверждают также, что успокаивающе действует на людей и вызывает радость общение с животными: кошками, собаками, хомячками, черепашками и т. д.
Но сейчас, к сожалению, большую часть свободного времени семьи поглощает телевизор. Однако телевидение имеет богатые возможности. Используя телевизионные передачи, можно приобщиться к истории, науке, искусству, экологии. Важно настроить ребенка на восприятие той или иной передачи, а после просмотра обсудить с детьми, что они увидели и как поняли. В процессе обсуждения взрослые и дети начинают размышлять вместе, что способствует сближению и открытию новых граней характера. Любовь и бережное отношение к природе отличают истинно культурного человека. Люди должны сохранять природу не только для себя, но и для потомков. Воспитывать у детей потребность охранять природу – ответственная задача взрослых

Консультация для родителей «Покормите птиц зимой»

   Белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес, и спрятались под ним плоды и семена. Растительный мир погрузился в зимний сон. Но в животном царстве жизнь не замерла. Гулко раздается в лесу стук дятла, попискивает синички, резко вскрикивает сорока. В некоторых местах над снегом торчат сухие стебли травянистых растений. На верхушках их часто сохраняются плоды с семенами.  Этими плодами, семенами, почками и  спрятавшимися насекомыми кормятся зимой птицы. А поползни и синицы отыскивают и запасы, которые они сделали осенью.

   Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы и выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, а в гнезде – малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты. Дятел не может жить без леса, так как питается насекомыми, живущими на деревьях.

   Своим острым клювом он достает из – под коры насекомых и их личинки и тем самым «лечит» деревья. И все же звери и птицы зимой нередко голодают. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы.

   Настало время подкармливать зимующих птиц, особенно синиц. Наши пернатые друзья – защитники лесов и садов от вредителей – крайне нуждаются зимой в «столовых». Масса их гибнет в холодное время года от бескормицы. Устройте у себя под окном самую простую кормушку в виде полочки – вы сделаете очень полезное дело. В такую «столовую» непременно заглянут бойкие синицы. На кормушке они не засиживаются – схватят арбузное семечко или кусочек сыра и скорее прочь. 

   Если вы хотите подольше полюбоваться синицами, угостите их салом. Привяжите к кормушке кусок несоленого сала, так чтобы птицы не могли его сдвинуть с места. Синички скоро заметят пищу и прилетят.  Своим маленьким и острым, как конец шила, клювом они начнут деловито выщипывать крохотные кусочки.

 Подкармливайте зимой птиц. Только делайте это регулярно, систематически, а не от случая к случаю. Птицы отплатят вам за все сторицей, уничтожая летом множество вредных насекомых, наносящих большой урон полям, садам, лесам.

 

ПРАВИЛА КОРМЛЕНИЯ ПТИЦ

   Чтобы правильно кормить птиц, нужно соблюдать некоторые правила:

1. Во время подкормки птиц не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки.

2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно итоже время – птицы сами будут прилетать к месту кормления.

3. Кормить птиц регулярно, ежедневно. Нельзя подкармливать время от времени, в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.

4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Консультация «Правильное отношение к природе начинается в семье»

Невозможно требовать от наших детей гуманного доброго отношения к природе, если мы, взрослые, до сих пор не научились относиться к ней с благодарностью. Если мы сами не бережем ее. Если мы сами относимся к лугу, к лесу, к парку потребительски. Поэтому, пожалуйста, позвольте напомнить вам о том, как обязан вести себя воспитанный вежливый человек:

Беседуй с детьми о природе.

• Объясните детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле.

• Необходимо привлечь их внимание к тому; что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, воздуха.

• Необходимо показать, что природа – основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой.

Цель: Учить детей беречь природу. Продолжать знакомиться с явлениями природы.

Природа оказывается огромное влияние на формирования личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, воспоминания свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику.

Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и преумножать наши богатства.

• Приучайте детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья.

• Учить детей бережно относиться к насекомым, птицам, животным.

• Систематически объясняйте детям взаимосвязь природы и человека. Учите замечать красоту окружающей природы.

• Воспитывайте бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и электроэнергии.

Во время наблюдения расширяйте кругозор у детей. И времени для этого специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский садик и обратно. Всегда можно увидеть интересное: как встает солнышко, блестят капельки росы, сверкает иней, поют птички, тают сосульки.

Поупражняйте детей в выполнении правил поведения в природе:

• В лесу надо ходить по тропинкам, т. к. можно наступить на насекомых.

• На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои «ходы» и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и постепенно отмирают.

• Нельзя разжигать костры, ломать ветки.

• Нельзя в лесу включать громкую музыку т. к. можно спугнуть птицу с гнезда.

• Нельзя разорять гнезд птичьих, заглядывать в гнезда, брать в руки яйца, птенцов.

Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как

мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы.

Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Какими будут наши дети, зависит от нас.

Нужно, чтобы каждый из нас по-настоящему полюбить природу. Сохранить зелень лесов, полей, солнечный свет и свежий воздух, чистую воду- это значит обеспечить жизнь наших детей, внуков, правнуков. Сберечь наши богатство нам должны помочь наши дети.

Консультация для родителей на весеннюю тематику

Тема: «Осторожно- Весна пришла!»

Весенние прогулки чрезвычайно полезны. Весной природа оживает. И даже если листочки еще не успели появиться на свет, то птицы уже начали радоваться теплу и запахам, которыми богат весенний воздух, но всегда необходимо помнить, что Весна, время, когда нужно быть предельно осторожным. Весенние лучи уже горячи и начинают пригревать. Опасность присутствует везде. 
За зимний период образовались наледи на крышах, повисли сосульки и необходимо быть предельно осторожным прогуливаясь под крышами домов. 
Меры безопасности при прогулке вблизи зданий и сооружений:
Приближаясь к зданию или сооружению, необходимо внимательно посмотреть на крышу и убедиться, что возможен сход снега.
не стоять под карнизами зданий, на которых образовались сосульки;
- по возможности освободите карниз здания от образовавшегося обледенения;

- при необходимости прохождения под обледеневшим карнизом здания, старайтесь как можно быстрее преодолеть , чтоб обезопасить себя.

Вторую опасность весной представляют морозные ночи.
Днем при положительных температурах снег подтаивает, а ночью при отрицательных образуется наледь. 
Образовавшийся каток на тротуарах и проезжей части представляет серьезную опасность, для всех участников движения.
Меры безопасности при гололедах:
передвигаться нужно осторожно, не торопясь, наступать следует на всю подошву, учитывая неровности поверхности;
- при гололеде стоит обратить внимание на свою обувь: подберите нескользящую обувь, чтобы чувствовать себя более уверенно на обледенелой дороге;
- пожилым людям рекомендуется использовать трость с резиновым наконечником или лыжную палку с заостренным шипом;
- будьте предельно внимательными на проезжей части дороги, старайтесь обходить все места с наклонной поверхностью.
- передвигаться нужно по тротуару и не пересекать проезжую часть без крайней необходимости. Если тротуар отсутствует, а движение необходимо продолжить, то двигаться нужно по краю проезжей части навстречу движущемуся транспорту, таким образом, вы заранее заметите приближающееся авто.

- не следует перебегать проезжую часть вблизи движущихся машин, вы можете поскользнуться и попасть под колеса автомобиля. Помните, что тормозной путь автомобиля значительно увеличивается в условиях гололедицы.
- Если Вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения.


Самой же большой опасностью, является лед на водоемах.
Не осознавая полной опасности, подростки стремятся в свободное время на водоемы. Тонкий лед, образовавшиеся полыньи-это первые враги прогуливавшихся в опасных местах людей.
Так как одежда на человеке теплая (зимняя), попав под лед, впитывает как губка и тянет человека на дно. Вода холодная и возможно переохлаждение тела человека.
Самым тонким считается лед у берегов, и необходимо подумать стоит ли выходить на лед.
Ни в коем случае не стоит рыбакам сразу рядом бурить много лунок.
Меры безопасности:
Не выходить на водоем с проталинами.
Не пеереправляться группой можно по льду с толщиной менее 7 сантиметров. 
Всегда, отправляясь на замерзший водоем, необходимо брать с собой прочную веревку с петлей и грузом, чтобы в случае необходимости можно было бросить провалившемуся другу. 
Не выходить на лед ночью и в туман, так как плохо видно полыньи.
Не выходить на лед в алкогольном опьянении.

Так же не забываем о мерах безопасности на дорогах. Весной оживляется движение автомобилистов, так как некоторые хозяева авто не управляют зимой. И после некоторого перерыва в вождении ТС ведут себя неадекватно.
Появляются водители в алкогольном опьянении передвигающиеся с загородных гуляний.
Оживляются мотоциклисты, которые представляют опасность для всех участников дорожного движения.
И Это не все меры безопасности, о которых стоит говорить на беседах.
Сейчас я раздам вам памятки.
Взрослые! Не оставляйте детей без присмотра!

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ И ОСТОРОЖНЫ!

Консультация «Чем занять ребенка на прогулке весной?»

 1. «Посчитай птиц».  Весной природа оживает. И даже если листочки еще не успели появиться на свет, то птицы уже начали радоваться теплу и запахам, которыми богат весенний воздух. С ребенком, который умеет считать, можно поиграть в такую игру: кто заметит больше птиц за время прогулки. Закончить игру можно следующим образом: покормите птиц пшеном или специальным кормом .

 2. «Шаги лилипута». В эту игру хорошо играть нескольким детям или всей семьёй.  Выберите цель и наметьте линию старта. Пусть играющие  посоревнуются: кто быстрее пройдет дистанцию лилипутскими шагами (это такие шаги, когда нога при шаге ставится впритык к другой ноге).

 «Гигантские шаги». Смысл игры такой же. Однако теперь ребенок должен расставлять ноги так широко, как он только может (взрослые же, могут слегка поддаться…).

 3. «Пускаем солнечных зайчиков». Если погода солнечная, не забудьте прихватить с собой зеркальце. Малыш будет рад сделать день еще более солнечным, пуская солнечные блики на дома и деревья. Выберите какую-нибудь отдаленную цель и потренируйтесь, кто сможет запустить зайчика так далеко.

 4. «Пускаемся в плавание по луже ». Смастерите дома или прямо на прогулке кораблики, а затем запускайте их в ближайшей луже.

 5. «Пускаем пузыри … в плавание!»  Пускать в плавание по лужам можно не только кораблики, но и мыльные пузыри. На воде они будут держаться дольше и переливаться всеми красками. Наблюдение за такими пловцами – сплошное удовольствие.

 6. «Ищем первые признаки весны».  Вооружитесь фотоаппаратом и отправляйтесь на поиски весны. Первые набухшие почки, оживленные пташки – все это первые знаки того, что весна уже близко.

 7. «Рисуем на асфальте».  Если асфальт сухой, самое время достать цветные мелки и нарисовать приглашение весне: солнышко, цветы и травку. Возможно, это ускорит приход тепла!

 8. «Охота за словами и буквами». Если ребенок знает буквы, можно поиграть в игру, где  ребенок и взрослый ищут вокруг предметы, которые начинаются на выбранную букву. Можно выбрать разные буквы. Например, Вы ищите слова на букву «а», а ребенок – на букву «м». Кто найдет больше предметов?

 9. «Развиваем скорость и координацию». Эта игра очень известна. Правила просты: дети становятся между двумя ведущими, их цель – выбить игроков из центра с помощью мяча. Мяч лучше всего брать надувной, чтобы не повредить детей. Берите мяч побольше, тогда задача малышей существенно усложнится, а риск травм уменьшится.

 10. «Развиваем координацию». Участники становятся напротив ведущего. Игра очень простая. Все дети, должны показать движения, обратные тем, что показывает ведущий. Например, если ведущий опускает руки, малыши должны их поднять, если ведущий приседает, дети должны подпрыгнуть и т.д. Если малыш ошибся три раза, он выбывает. Победителем становится тот, кто выдержит дольше всех.

 11. «Развиваем равновесие». Для этого упражнения нужно поставить двух детей напротив друг друга на расстоянии 2-3 детских шагов. По сигналу, один стоя на одной ноге, вытянув ладони должен ударить по ладоням другого малыша. Суть игры – вывести из равновесия соперника. Тот, кто первый коснётся земли – проигрывает.

 12. «Развиваем скорость движения». Для этой игры  Вам нужны мяч и мел. На асфальте нарисуйте круг диаметром примерно в 2 метра и обозначьте направления движения. Ребенок встает в центр и бьет мячом об землю, после он убегает по заданному направлению. Пока мячик делает 3 удара, малыш должен бежать. Выигрывает тот, кто дальше убежит. Это игра является групповой, но и может быть одиночной.

  Игры на свежем воздухе -  всегда весело и увлекательно!

Играйте со своим ребенком — это  укрепляет взаимосвязь между родителями и детьми, а также способствует созданию более надежных доверительных отношений в семье.
О том, что «солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», мы помним с детства.

Дело за малым - сделать так, чтобы и наши малыши росли в окружении этих верных «товарищей» с самых первых дней!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Использование сюжетно – ролевых игр у младших дошкольников с целью приобретения навыков игровой деятельности и общения»

           МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   «АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА...

Проект по познавательно-исследовательской,экспериментальной деятельности с дошкольниками

Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.Детское экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности.- наблюдение- развитие речи- продуктивно-творческая д...

Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-6 лет «Любознательные путешественники».

Педагогический  проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-6 лет  «Любознательные путешественники».Актуальность«Чем больше ребенок видел, слышал и пе...

Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности "Чудо магниты" (старшая группа)

Познавательско-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста -один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает  окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей на основе технологии «Путешествие по реке времени»

Создание  условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, применяя  педагогическую технологию «Путешествие по «Реке времени»....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей на основе технологии «Путешествие по реке времени»

Проект долгосрочный для детей 5-7 лет по развитию познавательно-исследовательской деятельности с применением педтехнологии "Путешествие по Реке времени"...

Проект по познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Средняя группа с 4-5 лет.

laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что тынеобходима для жизни, ты – сама жизнь…Ты сам...